kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о разделении и специализации труда.Урок в 11 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе  представлен план урока. Конспект  темы урока при изучении технологии в 11 классе.Специализация  труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о разделении и специализации труда.Урок в 11 классе.»

11 класс

Тема урока: Понятие о разделении и специализации труда.

Цель урока:

Обучающая: формирование понятийной базы по теме, определение отличий.

Развивающая: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока

1.Организационная часть

2.Актуализация опорных знаний

3.Изложение учебного материала

4. Практическая работа

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание:

Конспект темы урока

Разделение труда. 

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходить отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. В результате возник обмен продуктами труда. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

При господстве натурального хозяйства производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел, а на их основе – промышленности. Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними — заводы и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).Произошла специализация труда. В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей. Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.

По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда. (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)

В современном обществе существует три вида разделения труда:

Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:

между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры – ответы уч-ся: тяжелая и легкая промышленность;

между городом и деревней. Приведите примеры – ответы уч-ся: промышленность и сельское хозяйство;

между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры – ответы уч-ся: – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.


Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на

добывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: угольная, горнорудная;

обрабатывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.

Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д. Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.


Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений ( между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).

В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда, которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных ( наладчики оборудования, погрузчики…).

Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей: слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.


Специализация труда — форма общественного разделения труда , где отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.


Формы разделения труда

- Умственный и физический труд

- Квалификационная специализация

-Профессиональная специализация

- Функциональная специализация

- Отраслевая специализация

- Предметная специализация

- Подетальная специализация

- Стадийная (технологическая) специализация


Умственный труд-это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Отраслевая специализация- это разделение труда по отраслям материального и нематериального производства.

Предметная специализация-это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции.

Поддетальная специализация- производство отдельных частей и деталей готового продукта.

Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса.

Функциональная специализация- специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве.

Профессиональная специализация-дифференциация работников по профессии или специальности.

Квалификационная специализация- создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации.


Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою спецификуНапример, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:

- зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;

- межхозяйственная — создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т. п.);

- внутрихозяйственная — среди бригад, отделений, ферм, звеньев;

- внутриотраслевая — разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.


Специализация труда

Преимущества :

- рациональнее используются факторы производства

- появляется возможность механизации производства

- растет эффективность производства


Недостатки :

- монотонность и непривлекательность специализированного труда

- полная зависимость производителей друг от друга

- однообразие продукции специализированного труда


Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.


Закрепление нового материала.

Вопросы:

-К чему приводит разделение труда?

-Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.

-Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.

- В чем заключается сущность разделения труда?

-Что следует понимать под формой разделения груда?

- Раскройте современные формы разделения профессионального труда людей.









Тест:

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда


2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности – это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда


3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда


4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) деятельность Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда Г) разделение труда


5. Причина появления профессиональной деятельности

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно – денежных отношений

В) преобразование окружающей среды


6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства


7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги – это

А) деятельность В) кооперация

Б) отрасль Г) специализация труда




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Понятие о разделении и специализации труда.Урок в 11 классе.

Автор: Арендаренко Елена Анатольевна

Дата: 06.05.2022

Номер свидетельства: 606291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства