kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по теме: "Ознакомление с новым видом деятельности. Вышивка вертикальным крестом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном занятии обучающиеся впервые познакомятся с техникой вышивки вертикального креста, узнают технологию выполнения, познакомятся с историческим аспектом.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по теме: "Ознакомление с новым видом деятельности. Вышивка вертикальным крестом"»

14


СП ДТД и М ГБОУ СОШ № 14 г. о. Сызрань, Самарской области









Открытое занятие на конкурсе «Сердце отдаю детям».

Тема: Ознакомление с новым видом деятельности.



Направление: Художественное творчество.

Номинация: План конспект занятия

Объединение «Чудо – мастерица»

Педагог дополнительного образования

Портнова Наталья Викторовна





Г. Сызрань, январь 2020 год







Содержание.

1 Введение

2 Пояснительная записка

3 Тема, цель, задачи.

4 Актуальность

5 Технологическая карта занятия

6 План занятия

7 Ход занятия

8 Список используемых источников, литературы

9 Фото материалы

10 Учебно - методический комплект:

А) Презентация

Б) Раздаточный материал

В) Словарные слова

Г) Мини – выставка вышитых изделий



















Введение

Вышивка – распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Она тесно связана с бытом, трудом, природой. В последние годы ручная вышивка расцветает, так как этот вид декоративно – прикладного искусства даёт возможность творить и удивлять родных и близких рукодельными подарками.

Стремление создавать прекрасное отразилось в неповторимых красочных узорах и орнаментах народных вышивок. Люди издревле украшали свою одежду и свой быт.

Искусство вышивания имеет свою многовековую историю. На Руси традиция вышивального искусства постоянно развивались и уже в 14 – 17 вв. вышивка приобрела широкое распространение в украшении костюмов, предметов обихода.

Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Так девушки к 18 годам должны были приготовить приданое: вышитые скатерти, покрывала, занавески, полотенца, подзоры.

По характеру узоров, приемов, цвета русская вышивка очень разнообразная. Она имеет свои национальные особенности и отличалась от вышивок других народов.

Постараемся изучить и сохранить эти традиции в народном творчестве.

Пояснительная записка.

В современной жизни заметно возрос интерес детей к искусству вышивания. Народная традиционная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Объединение «Чудо – мастерица» дает возможность практически познакомить детей с этим видом искусства.

Данная методическая разработка составлена для детей 9 – 10 лет, которые никогда раннее не вышивали и пришли на это занятие впервые. На данном занятии обучающиеся впервые познакомятся с техникой вышивки вертикального креста, узнают технологию выполнения, познакомятся с историческим аспектом.

Условия реализации занятия:

16 января 2020 года с 10.00 – 10.30 в учебном кабинете № 14 Дворца творчества детей и молодёжи состоялось данное занятие.

В кабинете столы были поставлены буквой П. На столах дидактический и раздаточный материал, организована мини выставка детских вышитых изделий, поставлена аппаратура для просмотра презентации.

Тема: Ознакомление с новым видом деятельности

Цель: Использование традиций русского народа на занятии вышивки крестом.

Задачи:

Образовательная: Научить детей вышивать крестом.

Развивающая:

Развивать творческие способности, познавательный интерес.

Воспитательная: Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Оборудование: Презентация, пяльцы, нитки мулине, ножницы, иглы, карточки, образец, выставка вышитых работ крестом, словарные слова, магнитофон с аудиозаписями народных песен.

Адресат: данную методическую разработку рекомендую проводить учителям трудового обучения в общеобразовательной школе.

Актуальность: Народная вышивка крестом– яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Занятия вышивкой вызывают у детей большой интерес и имеют воспитательное значение.

Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями. Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома.

Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Технологическая карта занятия.

Форма проведения занятия: урок - игра

Время проведения занятия: 30 минут

Возраст: 9 – 10 лет

Методические приёмы: практический, познавательный и обобщающий контроль.

Формы работы на занятии: групповая, индивидуальная.

Метод обучения:

Словесный: беседа, рассказ.

Наглядный: просмотр вышитых изделий, технология выполнения вышивки вертикального креста, просмотр слайдов, прослушивание русских народных песен.

Практический: выполнение заданий

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи: литература, история, фольклор.

Основные методы и технологии занятия:

- развивающее обучение.

- технология обучения и сотрудничества.

- информационно - коммуникативные технологии.

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучающихся:

1 Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других обучающихся;

2 Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

3 Расширять знания обучающихся о вышивальном искусстве.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1 Формирование умения работать с информацией;

2 Развивать умение обучающихся четко отвечать на поставленные вопросы;

3 Формировать познавательную рефлексию;

4 Работать в группах.

5 Развивать умения анализировать, синтезировать и обобщать информацию из источников.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1 Формирование понятия о вышивке.

2 Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, к наследию своего народа и сохранность этого богатства.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладеть знаниями техникой выполнения вертикального креста.

Метапредметные: Выполнять задание индивидуально, осваивать способы и решения заданий творческого и поискового характера; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные: Определять личностный смысл учения, осознавать себя частью народа и всей страны.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, выставка вышитых изделий, аудиозапись русских народных песен карточки со словами восхищения, мулине, ткань, пяльцы, схемы для вышивания, картон и нарезанные разноцветные кружочки для составления узора, словарные слова.

Оформление учебного кабинета.

Столы расставлены буквой П, на учительском столе стоит проектор, ноутбук, корзина со шкатулкой, у стены находится экран для просмотра презентации, стенд с вышитыми изделиями, подушки – зверюшки, на столах у детей раздаточный материал (слова восхищения, в пяльцах натянута готовая ткань с разлинованными квадратиками, подушечки – игольницы, иголки с нитками, мулине, цветные схемы для вышивки крестом, на картоне вырезанные цветные кружочки.

План проведения

1 Организационный момент

А) Стихотворение: «Все расселись по местам»

Б) Знакомство с детьми игра «Клубочек»

2 Актуализация необходимых знаний.

А) Сообщение темы, цели, задач.

Б) Сказка про иголку и нитку.

В) Техника безопасности с колющимися предметами.

Г) Песенка про ниточку.

3 Основной этап

А) Вступительное слово педагога. Традиции вышивки крестом на Руси. Показ вышитых изделий и презентации.

Б) Работа над словарными словами.

4 Практическая работа

А) Показ на образцах вышивки крестом

Б) Самостоятельное выполнение вышивки

В) Показ выполнения задания.

Г) Игра - упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

5 Подведение итога

6 Рефлексия

7 Заключительное слово педагога.

Моя реклама.

Ход проведения

В приготовленный для проведения занятия кабинет заходят дети, которые никогда не занимались вышивкой. Рассаживаются по местам.

1 Организационный момент. (Слайд № 1)

- А) Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам?

Никому не тесно? По секрету вам скажу: Будет интересно!

(Слайд № 2)

- Б) Давайте с вами познакомимся. Поиграем в игру «Клубочек», который нас объединит. Каждый из вас называет свое имя и передает этот клубочек другому (дети передают друг другу клубочек)

- Меня зовут Наталья Викторовна. Я педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи и являюсь руководителем объединения «Чудо – мастерица». На занятиях учу детей вышивать разными техниками: на картоне (изонитью), по ткани – гладью и лентами, по канве – крестом.

- Хлопните в ладоши те, кто умеет вышивать? А теперь хлопните те, кто хотел бы этому научиться?

2 Актуализация необходимых знаний. (Слайд № 3)

- А) Сегодня на занятии мы узнаем много интересного о традициях вышивки крестом на Руси, рассмотрим красоту вышитых изделий русских мастериц и сами будем вышивать на образцах незатейливый узор вертикальным крестом. Вы познакомитесь с технологией выполнения этого вида вышивки.

На данном занятии нам понадобятся не только внимательность, старательность, умелые руки, но и сообразительная голова.

(Слайд № 4)

Б) Техника безопасности с колющимися предметами.

- Но сначала расскажу ка я вам сказку. (достаю из корзинки шкатулку и надеваю на плечи русский платок)

- В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!

Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…

По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.

Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!

Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.

Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.

Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.

Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:

- Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.

- И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.

Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!

- В) Как нужно хранить иглу? Кто знает? (ответы детей). А как ей пользоваться? (ответы детей).

- Иголку мы не бросаем, а после работы вкалываем в специальную подушечку, которая лежит на столе у каждого из вас.

Г) Послушайте песенку про ниточку.

3 Основной этап (Слайд № 5, 6)

- Ребята, посмотрите на выставку вышитых изделий. Их вышивали ребята, такие же как вы. Эти вышивки современные, отличаются от старинных вышивок.

- А как давно появилась вышивка? Ребята, посмотрите на экран.

(Слайд № 7)

Самые бесценные древние вышивки были на территории Китая, которые оказали большое влияние на рукоделие России.

(Слайд № 8)

- На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Все женщины от мало до велико владели этим искусством в совершенстве. (Слайд № 9, 10)

В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом.

Крест – это преграда от зла и всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.

В давние времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески, различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. (Слайд № 11, 12, 13)

А позже изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы.

- Ребята посмотрите сами и передайте другим вот эту рубаху. Её вышивала моя мама для папы. Тогда, когда они были молодыми, рубаха была новая, белая, красивая. Папа её одевал по праздникам.

- Посмотрите на вышивки по вороту, рукавах. Красиво, правда!

Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. Считалось, что, перевязывая раненного воина платком вышитым своими руками, девушка могла быть уверенной в том, что он скоро поправится. (Слайд № 14)

Каждая вышивка имела свое назначение и выполняла роль оберега.

Приемы вышивания просты, ведь крестик – это два стежка, пересекающихся посередине.

Вышивают крестиком в пяльцах по счету нитей на ткани плотного переплетения, но удобнее всего работать на канве.

Перед тем как вышивать изделие каждая вышивальщица задаёт себе вопрос:

- Что нужно для этого?

А) Ткань особенная в дырочку, её называют канвой, вот она.

Б) Иголку с большим ушком.

В) Пяльцы – это два круга для натягивания ткани.

Г) Наперсток – этот предмет одевают на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец, а помочь иголке продвинуться вперёд.

Д) Ножницы для обрезания нити.

Е) Нитки мулине – это специальные мягкие нити для вышивания.

4 Практическая работа (Слайд № 15)

- Для вышивки любого изделия нужна ещё схема – это такой рисунок. На столах у вас лежат разные схемы посмотрите на них. Они в квадратиках. Каждый квадратик – это крест.

У квадратика 4 угла. (показываю крупный квадрат и обвожу каждый названный угол). Внизу левый нижний по левую руку, правый нижний по правую руку, верхний левый и верхний правый.

Видов крестов много: горизонтальный, вертикальный, удлиненный, диагональный, двойной, сложный болгарский крест.

(Слайд № 16)

А) Собрались все вышивальщицы мира и создали традицию, что вышивка вертикальным крестом идет с последний клеточки справой стороны и с нижнего левого угла в левую сторону с наклоном стежков в правую сторону. То, что лежит пред нами и мы видим – это лицевая сторона ткани, а обратная сторона называется изнаночной. Начинаем вышивать так: (показываю на больших пяльцах с крупной клеткой)

С изнаночной стороны С левого нижнего угла мы прокалываем ткань иглой на лицевую сторону и выводим нить до конца. Затем по диагонали мы прокалываем ткань на изнаночную сторону и выводим в верхнем левом углу, затем снова по диагонали прокладываем иглу в правый верхний угол и выводим нить до конца до тех пор, пока не закончатся клеточки. Это не крест, а половина его – полу крест. Теперь пойдём в обратную сторону с верхнего левого угла в нижний правый. Самое главное, когда вы дойдёте до низа помните переходить надо сразу в другой ряд. Посмотрите, как это сделаю я. (медленный показ вышивки вертикального креста.

- Б) А теперь попробуйте сами. (индивидуальная помощь детям)

- Молодцы! Все справились! Понравилось вышивать крестом? Было трудно?

В) Покажите свои вышивки мне, друг другу, гостям.

- Г) Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой. 
Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

5 Итог занятия. Что вам запомнилось на занятии. (ответы детей).

(Слайд № 17)

6 Рефлексия

- На столах у вас лежат слова восхищения о вышитых детских работах. Покажите понравившуюся вам детскую работу и подберите к такой работе лучшие слова, зачитайте их вслух.

Традиционная, восхитительная, прекрасная, уникальная, превосходная. Неповторимая, любимая, лучшая, русская, народная, особенная. (Слайд № 18, 19, 20, 21)

7 Заключительное слово.

- Спасибо вам, ребята! За активное участие на занятии и примите вот такие подарки для шитья – это наборы пуговиц и нитки мулине.

Моя реклама:

В объединение «Чудо – мастерица»

Тебя научат как царицу!

Шить, вязать и вышивать!

Творить руками, удивлять!

Подарки к празднику создать и интерьеры украшать!

Поверь все это пригодиться!

Беги скорее в «Чудо – мастерицу»

- Вот настал момент прощанья. Будет краткой моя речь. Говорю вам на прощанье, до свиданья и до новых встреч!

Список используемой литературы.

  1. Миронова Т.В. , Ермакова С.О. Вышивка крестом. Большая коллекция узоров.- М.: текст ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

  2. Попова О.С. Русское народное искусство. Текст М., 2003.

  3. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.

  4. .Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. – М., текст «Просвещение», 2002.

Интернет ресурсы

5 https://cloud.mail.ru/public/3iZD/37oUW9acg

6 https://www.youtube.com/watch?v=BjaM5mSTfDE

7 https://cloud.mail.ru/public/3iZD/37oUW9acg

8 http://klub-drug.ru/blog/smajliki/kartinki-shkola-animacii-knigi-sholnyc.html

9 http://gloubiweb.free.fr/cliparts593. htm









Фото занятия с детьми.









































Приложение:

1 Презентация

2 Словарные слова

Канва; Наперсток; Пяльцы; Шов; Стежок; Схема; Узор

Правый верхний

Левый верхний



3 Квадрат







Левый нижний

Правый нижний







Вертикальный крест




















4 Слова восхищения:

ТРАДИЦИОННАЯ

ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ

ПРЕКРАСНАЯ

УНИКАЛЬНАЯ

ПРЕВОСХОДНАЯ

НЕПОВТОРИМАЯ

ЛЮБИМАЯ

ЛУЧШАЯ

ОСОБЕННАЯ

НАРОДНАЯ

СУПЕР

5 Вырезанные круги для составления узоров




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Портнова Наталья Викторовна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567505

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства