- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас урок столярного дела. На этом уроке присутствуют учителя трудового обучения, администрация школы. Они посмотрят, как мы умеем работать на уроке столярного дела.
- Давайте поприветствуем их.
1.2 Психологический настрой
- Садитесь, не волнуйтесь, отвечайте полными красивыми ответами на поставленные вопросы.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поверьте, что всё у нас будет хорошо.
Учитель:
- Бригадир, доложи о готовности группы к уроку.
Дежурный бригадир:
- Сергей Васильевич, сегодня 16 декабря Группа учащихся 5 класса, в количестве 5 человек, к уроку готова. У всех на рабочих местах необходимые инструменты и принадлежности.
- На прошлом уроке мы изучали тему «Назначение и устройство рубанка».
Учитель:
- Правильно, сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему и заодно вспомним ранние пройденные темы.
- Сейчас я разделю вас на две подгруппы, с учетом того, что у нас есть два учащихся, которые работают по третьей группе. И устроим соревнования по знаниям, а затем подведем итог, кто же победил. Всего будет пять заданий.
Задание 1.
- Я буду называть вам основные части рубанка, а вы должны кратко раскрыть их значение:
1. Подошва
- Нижняя часть колодки рубанка, которая перемещается по поверхности древесины.
2. Нож
- Срезает часть материала древесины.
3. Колодка
- Это корпус рубанка, в котором устанавливается нож и клин.
4. Клин
- Необходим для закрепления ножа в рубанке.
5. Рожок
- За рожок держат инструмент во время строгания рубанком.
6. Леток
- Леток – это отверстие в колодке рубанка, через который удаляется стружка.
Задание 2.
Работа на доске.
Учитель:
- Я записываю слова с пропущенными буквами, а вы должны вставить правильные буквы. Если неправильно, то ответ переходит к другой группе.
НО…(Ж)
КОЛО…КА (Д)
КЛ…Н (И)
РО…ОК (Ж)
Л…ТОК (Е)
ПОДО…ВА (Ш)
Задание 3.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на данные слова и скажите, почему именно они записаны на доске.
Учащийся:
- Эти слова записаны на доске, потому что они все относятся к устройству рубанка.
Задание 4. «Четвертый лишний»
РУБАНОК, ФУГАНОК, ШЕРХЕБЕЛЬ, МОЛОТОК
Учащийся:
- Четвертый лишний – молоток, потому что он необходим для забивания гвоздей, а остальные инструменты строгают древесину.
Учитель:
- Правильно, с рубанком мы уже знакомы, а остальные инструменты: шерхебель и фуганок, мы изучим на следующих уроках.
Задание 5. «Техническая дуэль» (по пройденным темам)
По три вопроса каждой группе.
Группа 1.
- Устройство пилы (ручка, полотно, зубья)
- Устройство дерева (крона, ствол, корень)
– Устройство стамески (ручка, кольцо, лезвие)
Группа 2.
– Устройство коловорота (грибок, коленчатый вал, подшипник, ручка, патрон, трещетка)
– Устройство шурупа (головка, резьба, стержень)
(– Устройство выжигателя (корпус, провод с вилкой, наконечник, перо)
Подведение итога.
Учитель:
- А что вам было задано на дом в тетрадях?
Учащийся:
- На дом в тетрадях нам было задано нарисовать рубанок и подписать его основные части.
– Еще нам нужно было придумать предложение со словами: рубанок, нож, клин, леток, подошва, рожок.
Проверка домашнего задания в тетрадях.
Учитель:
- Прочитайте предложения, которые вы написали.
Учащийся:
– Мне нравится на уроках столярного дела работать рубанком.
– Чтобы рубанок хорошо строгал древесины, у него должен быть острый нож.
– Когда строгаешь рубанком, то подошва скользит по дереву.
– Колодка рубанка должна быть сделана из прочной твердой древесины.
– Когда берешь рубанок в руки, нужно держаться за рожок.
– Когда строгаешь рубанком, то из летка выходит ровная и красивая стружка.
Учитель:
- Правильно, с домашним заданием в тетрадях вы справились хорошо. Молодцы! А теперь двое ребят, которые работают по третьей группе, будут работать по карточкам, а остальные ответьте на следующие вопросы:
Вопрос 1. Для чего предназначен рубанок?
– Рубанок предназначен для строгания древесины.
Вопрос 2. Как называется такой инструмент?) – Такой инструмент называется строгальный.
Вопрос 3. Какие бывают рубанки?
– Рубанки бывают деревянные и металлические.
Учитель:
- Правильно, а еще есть электрические рубанки. (Показ электрического рубанка на плакате и натурального)
Словарная работа: ЭЛЕКТРОРУБАНОК – рубанок, который работает от электричества. Название состоит из двух слов электрический рубанок.
Показ словарных слов.
Вопрос 4. Из какого вида древесины изготовлен рубанок?
– Рубанок изготовлен из твердого вида древесины.
Вопрос 5. А какие еще виды древесины вы знаете?
– Мы знаем мягкие виды древесины.
Вопрос 6. Какие деревья относятся к твердым видам? – К твердым породам относятся: дуб, бук, груша, клен.
Вопрос 7. Перечислите мягкие виды древесины.
– К мягким видам относятся: липа, ольха, тополь.
Вопрос 8. На какие породы делятся деревья?– Все деревья делятся на хвойные и лиственные.
Вопрос 9. Перечислите хвойные
– К хвойным породы относятся: сосна, ель, кедр.
Вопрос 10. Какие к лиственным?
– К лиственным относятся: береза, клен, яблоня и т.д.
Вопрос 11. А какие породы деревьев растут у нас в Краснодарском крае?
– У нас в крае теплый климат и растут все известные нам деревья.
Вопрос 12. А где растут деревья?
– Деревья растут в лесах, лесопосадках и садах.
(Показ на мультимедийном экране)
Вопрос 13. А какие деревья растут в садах?
– В садах растут плодовые деревья: яблоня, груша, слива и т.д.
Учитель:
- Правильно, у нас в школе тоже есть сад. Он еще молодой и для того, чтобы деревья в нем выросли и давали сочные, вкусные плоды, за ним нужно ухаживать: поливать в жару, обкапывать, подбеливать, опрыскивать от вредителей. И, конечно, никогда не ломать ветки.
Проверка карточек у третьей группы.
- А теперь посмотрите внимательно на экран и еще раз вспомните основные части рубанка. А теперь возьмите рубанок и покажите их на нем.
На уроке вы будете учиться умению работать рубанком, а также правильно пользоваться разметочными инструментами. Вы должны уметь правильно вымерять и наносить размеры на бруски. Для этого вам будут необходимы знания по математике. И, конечно, при выполнении данной работы всегда знайте и помните о том, что нужно бережно относиться к природному материалу и инструменту.
3.1. Вступительное слово учителя.
- Рубанок – основной инструмент для строгания древесины. Строгание, один из видов обработки древесины резанием.
- Ребята, строгание рубанком – это увлекательное, интересное и полезное занятие. Но не скрою, эта работа трудоемкая. Она требует большого внимания и сосредоточенности. Человек, который выполняет эту работу, должен быть трудолюбивым. Я уверен, что вы будете очень стараться, и у вас всё получится.
3.2. Работа с учебником
Учитель:
- А теперь откройте учебник на стр.193. (Чтение необходимого материала).
- Во время чтения вам встретилось слово БРУСОК. На прошлых уроках мы с вами изучали стороны бруска. Давайте их вспомним и перечислим.
Учащийся:
– Брусок имеет пласть, ребро, торец, кромку.
Учитель:
- Сколько пластей, кромок и торцов имеет брусок?
Учащийся:
– Брусок имеет две пласти, две кромки, два торца.
Учитель:
- Правильно, покажите на бруске эти стороны.
Какие стороны видны на бруске?
Учащийся:
- На бруске видны: одна пласть и одна кромка.
Учитель:
- А как называются эти стороны?
Учащийся:
- Эти стороны называются ЛИЦЕВЫМИ. (Словарная работа)
Учитель:
- Правильно, а еще такие стороны называются СМЕЖНЫМИ. (Словарная работа) Потому что эти стороны располагаются рядом и имеют общую грань.
- Именно эти лицевые стороны нужно выбирать и в первую очередь строгать. А для того, чтобы выбрать лицевые стороны, нужно знать, что они должны быть лучше других, на них не должно быть сучков и трещин.
- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на этот стенд и скажите, кого вы видите на фотографии ?
Учащийся:
- На фотографиях мы видим учащихся нашей школы.
Учитель:
- Правильно, некоторые из этих ребят уже вышли со школы и учатся в училищах, кто то продолжает учиться в школе. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одного из бывших учащихся нашей школы – это Хабибуллин Ильгиз
- Посмотрите на фото и скажите, чем занимается Ильгиз?
Учащийся:
- Ильгиз строгает рубанком древесину.
Учитель:
- Ильгиз один из лучших выпускников нашей школы. И когда то он тоже, так же как и вы, учился работать в столярной мастерской. Сергей всегда был добросовестным, старательным и прилежным учеником. Посмотрите на его тетрадь для контрольных работ, в ней только отличные оценки (Показ тетради). Эти положительные качества помогают ему и сейчас. В настоящее время Сергей учится в другой школе. Администрация и учителя школы очень довольны нашим выпускником, и всегда отзываются о нем только словами благодарности. Я думаю, ребята, должны стараться быть похожими на лучших учеников нашей школы. Таких, как Виногоров Сергей.
ФИЗМИНУТКА
Упражнение 1. Сидя на стуле, кисти рук в замке, вращение.
Упражнение 2. Глаза закрыты, вращение головы влево 3 раза, вправо 3 раза. Наклоны головы влево, вправо, вперед, назад (3 раза).
Упражнение 3. Руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо (3 раза).
Учитель:
- А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
Прежде чем перейти к практической части нашего урока, а именно строганию древесины, мы должны в тетрадях составить чертеж. (Словарная работа)
ЧЕРТЕЖ – это документ, содержащий изображение детали и необходимые данные для её изготовления и контроля.
Брусок – длина 60 см., ширина 50 мм, толщина 40 мм.
Учитель:
- Нам нужно, чтобы ширина была 45 мм, а толщина 35 мм.Давайте на доске выполним математическое решение и узнаем сколько нужно миллиметров сострогать.
Работа у доски.(50мм - 45мм = 5мм; 40мм – 35мм = 5 мм)
Учитель:
- Правильно, значит с двух сторон нам нужно сострогать 5 мм. Нанесите размер на чертеж.
- Ребята, в каждой работе должна быть последовательность. У вас на столе есть технологические карты, давайте поработаем по ним.
Чтение технологической карты
Учитель:
- А сейчас, ребята, приступаем к работе. Возьмите разметочные инструменты, свой рубанок, станьте каждый возле своего рабочего места. Измеряйте линейкой свои бруски и скажите, соответствуют ли они вашим чертежам.
- Отметьте на брусках, с помощью линейки и карандаша, толщину и ширину, которую нужно сострогать. Сколько миллиметров она составляет. (Ответ: 5 мм.)
- Правильно, вам нужно сострогать 5 мм. Отмечайте. Проведите по бруску линию, но перед этим, обязательно, выберите лицевые стороны, отметьте их волнистой линией и покажите мне.
- Эту работу вы выполнили правильно.
- Перед началом строгания вы должны изучить инструкцию по технике безопасности при работе с рубанком. Подойдите к стенду и внимательно послушайте, я вам прочитаю, и мы разберем каждый пункт.
- Сейчас я покажу вам, как нужно правильно строгать рубанком.
3.3. Практическое выполнение
Учитель:
- А теперь приступаем к работе. Ребята, кто будет испытывать трудности, обращайтесь. Не забывайте проверять правильность строгания линейкой и угольником.
Индивидуальная помощь учащимся.
3.4 Проверка и оценка выполненной работы.
4. Итог
Учитель:
- Ребята, не расстраивайтесь, если у кого не получилось. На следующих уроках мы будем продолжать учиться умению строгать рубанком.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Какую тему мы изучали на уроке?
Учащийся:
- На уроке мы изучали тему «Строгание рубанком».
Учитель:
- Какие работы выполняли?
Учащийся:
- Мы составляли чертеж, работали по технологической карте.
Учащийся:
- Размечали бруски, строгали рубанком.
Учащийся:
- Проверяли правильность строгания линейкой и карандашом.
Учитель:
- Что вы узнали нового, интересного?
Учащийся:
- Мы узнали, как нужно правильно строгать рубанком.
Учащийся:
- Мы узнали новые слова: ЧЕРТЕЖ, ЭЛЕКТРОРУБАНОК, СМЕЖНЫЕ, ЛИЦЕВЫЕ стороны.
Учащийся:
- Мы узнали, какие инструменты необходимы для разметки брусков.
Учащийся:
- Мы учились строгать рубанком.
Учащийся:
- Мы узнали какие бывают рубанки.
Учащийся:
- Мы узнали правила техники безопасности при работе с рубанком.
5. Оценки за урок.
6. Домашнее задание.
- Повторить последовательность работы по технологической карте, записать правила техники безопасности при работе с рубанком на стр.192 и выучить их.