kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культурный код моей Родины. Символика элементов русского костюма вчера и сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Культурный код моей Родины. Символика элементов русского костюма вчера и сегодня

Фрагмент урока : 20 минут Самоанализ: 10 минут

Тип урока: комбинированный  /открытие нового знания + практика

Цель урока: сформировать знания учащихся о чертеже, как о средстве передачи информации и научить учащихся применять эти знания при выполнении практических заданий.

Задачи:

обучающая: освоить приёмы работы с чертежом, показать чтение простейших чертежей и обозначений линий на нём.
развивающая: развить способности анализировать объект на иллюстрации.
воспитывающая: воспитывать аккуратность и усидчивость.

 

Планируемые результаты обучения (УУД):

 

1.Личностные: формировать осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладывать основы нравственного самосознания.

2. Метапредметные:

  • познавательные: анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • регулятивные: уметь планирования предстоящей практической работы; прогнозирование действий, необходимых для получения планируемых результатов;
  • коммуникативные: формировать у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

3.Предметные: уметь читать и создавать чертежи, знание этапов, положительных и отрицательных сторон. Видеть ошибки при создании эскизов и чертежей. Знать основную информацию, которой располагает данный вид изображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культурный код моей Родины. Символика элементов русского костюма вчера и сегодня»

Конспект урока Культурный код моей Родины. Символика элементов русского костюма вчера и сегодня

Фрагмент урока : 20 минут Самоанализ: 10 минут

Тип урока: комбинированный /открытие нового знания + практика

Цель урока: сформировать знания учащихся о чертеже, как о средстве передачи информации и научить учащихся применять эти знания при выполнении практических заданий.

Задачи:

обучающая: освоить приёмы работы с чертежом, показать чтение простейших чертежей и обозначений линий на нём.
развивающая: развить способности анализировать объект на иллюстрации.
воспитывающая: воспитывать аккуратность и усидчивость.


Планируемые результаты обучения (УУД):


1.Личностные: формировать осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладывать основы нравственного самосознания.

2. Метапредметные:

  • познавательные: анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • регулятивные: уметь планирования предстоящей практической работы; прогнозирование действий, необходимых для получения планируемых результатов;

  • коммуникативные: формировать у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

3.Предметные: уметь читать и создавать чертежи, знание этапов, положительных и отрицательных сторон. Видеть ошибки при создании эскизов и чертежей. Знать основную информацию, которой располагает данный вид изображения.












Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Методы

Форма

Организационный момент

Здравствуйте уважаемые коллеги, поприветствуем также наших помощниц сегодня — это ученицы 6В класса.

Я бы хотела начать свой урок с небольшого видео ролика, попрошу обратить свое внимание на экран, а я ненадолго отойду за кулисы за необходимым реквизитом, но в скором времени уже вернуть к вам. А сейчас, приятного просмотра...

( ухожу за кулисы переодеваюсь)

-----------------------------------------------------

Видео :

Молодая учительница готовится к уроку, но у нее ничего не получается. Она идет в библиотеку и там видит старую книгу о Липецкой земле, вдохновляется. У нее перед глазами возникают кадры по очереди: поле, хоровод, старый город Липецк, солнце, деревня. Она закрывает книгу и понимает, что она на столько прониклась историей, что сидит в кокошнике и традиционном сарафане. (1.5 минуты)

-----------------------------------------------------------

( выхожу на сцену с корзиной реквизита и в традиционном костюме в кокошнике, через центр спускаюсь к ученикам)

Отыгровка постановки: Ох, что же такое со мной приключилось сегодня. Я будто попала в параллельную вселенную, много -много лет назад. И знаете там столько интересного! Я даже с собой целую корзину вещей вам принесла.



Беседа

Фронтальная

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Но для начала, подумаете, о чем пойдет сегодня речь? Судя по ролику в начале( ответы детей)

Очень интересные предположения. Тема действительно обширная – это наша страна, наши история.

( на доске первая часть предложения. «Культурный код моей Родины»)

Но у нас еще осталось место в нашей теме. Давайте обратим внимание на слово код, кто знает, что это такое?
( ответы детей)

Код – это такое зашифрованное послание и только обладатель ключа и знаний сможет открыть его.

А как вы думаете, с помощью чего обычно зашифровывают те или иные послания?

( шифра, символов, знаков – ответы детей)

Совершенно, верно, а давайте попробуем совместить эти не знакомые нам пока что символы и мой необычный наряд сегодня.

( добавляется на доске «Символика элементов русского костюма вчера и сегодня»)


Как вы думаете, что нам сегодня предстоит, какие задачи предстоит решить и какую цель мы можем поставить? ( ответы детей)


Готовы приступить? У меня как раз для вас кое что есть ( раскладываю предметы по группам)

Отвечают на вопросы учителя









Разгадывают загадку













Формулируют задачи и тему урока

Личностные

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Регулятивные

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).



Беседа














Фронтальная

Изучение нового материала

(СИМВОЛЫ)

Обратите внимание на представленные экспонаты. Кто узнал, что это?

Елецкое кружево, посуда липецких узоров под хохлому и костюм девушки липецкого края.

Давайте подумаем, а что же в них общего?

( узор цветов)

Совершенно, верно. В русской культуре было очень много определенных символов. Геометрические фигуры, растения, животные и даже их покровители того времени. Например, на моем сарафане вот такой узор в виде ягод, как по мне очень напоминает о лете и согревает душу.

(фото узоров)

А как вы думаете почему именно эти символы стали значимыми для нас? (ответы детей)

Человек старался сохранить лучшее от своего края и передать через украшения окружающего мира ту теплоту и красоту, которую он получает.

(ЦВЕТ)

Но не только отдельные изображения имели значения. Но и общая картина в целом. Как она передавала настроение. А как вы думаете с помощью чего можно еще передать настроение? ( ответы детей)

Цвет в русском костюме также был символичным:

Давайте послушаем небольшой фрагмент и подумаем, с какими цветам у нас будет ассоциироваться этот отрывок.

( отрывок из стихотворения/песни с отображением рядом цветов)

Пожалуйста, какие ассоциации с цветом у вас получились? ( ответы детей)

Каждому цвету отдавалось свое значение

  • красный — жизнь, сила

  • жёлтый — огонь, свет, солнце, радость; 

  • чёрный — тьма,  

  • белый — праздник, чистота, невинность

  • зеленый — земля, юность, счастье, растения

  • голубой— надежда, небо, воздух, вода

Вот, например костюм наших предков, которые жили в селе Романово, посмотрите какие яркие цвета, а вот наряды села Волово, которое тоже раньше находилось на территории Липецкой области. Наряды очень тщательно хранились, поскольку ткани были очень дорогие, некоторые семьи все еще хранят эти костюмы в память о своих предках.

( фото)


Слушают объяснение учителя, записывают информацию в тетрадь.

Познавательные

Формирование способности добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами.


Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, умения выявлять сущность и особенности объектов, умения на основе анализа объектов делать выводы.


Соотносить информацию, представленную в разных формах

Объяснение















Демонстрация наглядных материалов





Фронтальная


(ФОРМА)


Но кроме цвета и изображений, были и еще некоторые символы, которые служили отличительным знаком в те времена. Я предлагаю вам обратить внимание на доску и сказать, что же общего вы могли бы заметить в данных фрагментах.


( фрагменты из советских мультиков, где царицы и девушки в кокошниках)


Что же было такого особенного и отличительного в наших героинях ( головной убор, корона, кокошник)


Совершенно верно, такой богато украшенный элемент одежды всегда показывал статус девушки. Но не только его роскошество указывало на принадлежность девушки. Но и его форма. Например, вы знаете, какое самое популярное украшение для волос носили девочки в вашем возрасте, ведь такие сложные кокошники могли носить только замужние дамы? ( ответы детей)


Это накостник. Он надевался на конец девичьей косы и указывал, на то, что барышня еще не замужем и только начала подрастать. Они были разной формы и из разных материалом.

( фото на экране)


А как выдумаете, сегодня у нас с вами остались похожие украшения? Я уверена, что каждая из вас их когда-то носила или даже носит сейчас, поскольку это украшение стало очень популярно прошлым летом и для даже более взрослых представительниц прекрасного пола.

Совершенно, верно, это бантики, самых различных форм, цветов и материалов. Они тоже украшают наши с вами косы и сегодня, просто немного изменились по прошествию времени.

Выполняют задания вместе с учителем
























Отвечают на вопросы

Познавательные

Структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;




















Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Объяснение


























Выполнение практических заданий

Фронтальная

Инструктаж и подготовка к практической работе

Девочки, а как вы думаете, что есть еще общего между вами и девочками того времени? Например, когда вы создаете какую-ту работу, какие качества вы проявляете для получения лучшего результата?


- усидчивость

-креативность

- аккуратность и внимательность

-осторожность при работе с острыми инструментами

- бережливость


А как вы думаете, нужно ли применять нам эти качества сегодня при практической работе? ( да)

Совершенно, верно, тогда мы можем приступать!


Так как мы с вами уже говорили, что в нашей культуре хотели показать все самое лучшее. В нашем случае, мы хотим показать причастность к нашей гимназии и показать всем что вы являетесь гимназистками.


Для этого мы выбрали самый главный отличительный символ и поместили его в центр. Для его украшения и еще большего блеска, окружим его яркими камнями.


А как вы думаете какие цвета мы выберем?

( зеленый, желтый)

Что будет символизировать зеленый цвет? ( спокойствие, надежность, уверенность, пятерки в электронном дневнике)

А желтый цвет? ( яркость, солнце, медали, победы)

Итак, перед вами на столе находится несколько элементов вашего будущего украшения.

    1. Лента зеленого цвета

    2. Резинка для волос

    3. Желтый бант пример

    4. Значок гимназиста

Выполняют задание учителя. При необходимости задают уточняющие вопросы

Коммуникативные

Формирование умения слушать и понимать других, умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные

Формирование способности добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами. Выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;


Выполнение практических заданий

Групповая





















Практическая работа


Обратите внимание на ролик, ваша задача повторить технику создания бантика из зеленой ленты.

( ролик идет, я помогаю выполнить изделие)

Соедините получившееся изделие, желтый бант и значок с помощью двух узлов на изнанки изделия.

Можете примерить украшение на своих волосах.

Кроме данного варианта, могу вам предложить уже самостоятельно при желании изготовить в той же технике бант на 9 мая или же день города с соответствующими изображениями. Также можно поменять резинку на основание для броши и получить сразу два варианта украшения.

Выполняют задание на листах




Выполняют задание в тетради


Познавательные

Формирование способности добывать новые знания путем наблюдения за готовыми образцами. Выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;



Выполнение практических заданий





Фронтальная






Индиви-дуальная

Подведение итогов урока.

Подскажите, мы столько всего узнали сегодня. Как вы думаете почему люди старались отразить именно эти вещи в своем быте и окружении?

(ответы детей)


Как вы считаете, а на сегодняшний день в своем творчестве мы можем применить где-то еще эти знания о символах нашей культуры?

(ответы детей)


Конечно же на сегодняшний день символы и элементы традиционного русского костюма очень популярны. Современные дизайнеры создают свои коллекции на основе исторических материалов, чем сохраняют культуру своего края, а также украшают наш с вами окружающий мир интересными сочетаниями традиционного и современного.


( фото современных дизайнеров с их работами)


Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: 

Волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.




Рефлексия.

Сегодня на уроке мы проделали очень много работы. Вы отлично справлялись с любыми задачами. Теперь я предлагаю вам ленту того цвета и дополнить ею свою работу, чей цвет символизирует ваше внутреннее состояние.


Белый - самый чистый цвет, вы полностью довольны проделанной работой

Синий – у вас еще размышления, которыми вы поделитесь с нами

Красный – вы отлично провели время, но есть моменты, которые стоит доработать на следующих уроках


Благодарю вас за занятие, а наших зрителей приглашаю присоединиться к следующему этапу – это Самоанализ урока.


Я приготовила для вас информационные листы, с их помощью вы сможете еще более внимательно ознакомиться с концепцией фрагмента моего урока.


Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке

Личностные

Формирование умения описывать свои чувства, оценивать работы, эмоциональный настрой на результат своей деятельности.


Беседа

Фронтальная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культурный код моей Родины. Символика элементов русского костюма вчера и сегодня

Автор: Аванесян Анна Артуровна

Дата: 04.10.2025

Номер свидетельства: 675039


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства