Просмотр содержимого документа
«"кукольные истории из бабушкиного сундука"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«КУКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»
педагог дополнительного образования
Белова Марина Викторовна
Луховицы
2020
Сегодня очень важно приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками народных традиций. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с изготовлением тряпичной куклы. Научить детей мастерить народную куклу - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение.
Тема: «Кукольные истории из бабушкиного сундука»
Цель – приобщение ребенка к миру народной культуры в процессе знакомства с многообразием и разновидностью традиционных народных кукол и изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик» (оберег для самых маленьких).
Задачи:
образовательные – углубление и расширение знаний об истории, многообразии, особенностях и развитии изготовления традиционных русских кукол, формирование знаний по основам композиции и цветоведения, освоение техники изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;
воспитательные – привитие интереса к культуре своего народа, истокам народного творчества, стремление их сохранения в современных условиях, через познание истоков родной культуры – к толерантности, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;
развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческого потенциала ребенка, формирование эстетического и художественного вкуса.
Методическое обеспечение урока: Презентация «Традиционные народные куклы»,информационно – технологические карты изготовления куклы «Зайчик на пальчик», схемы изготовления кукол, коллекция готовых образцов «Традиционные народные куклы».
Методы обучения: объяснительно-иллюстативный, проблемные методы (частично-поисковый, исследовательский).
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: комплект материалов на каждого учащегося (лоскут ткани, вата, красные нитки).
Продолжительность: два занятия по 45 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
Вы любите играть в куклы?
Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир традиционных народных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать их так, как делали наши прабабушки.
«Кукольные истории из бабушкиного сундука» - тема сегодняшнего урока.
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы поговорим о традиционных народных куклах, их многообразии и видах, а также изготовим игровую куклу «Зайчик на пальчик» (оберег для самых маленьких).
Если открыть словарь В. Даля, то можно прочитать: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль; если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.
В русской деревне тряпичная кукла была распространенной игрушкой. Такие куклы были в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни. Куклу никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в избе, а берегли в коробках или корзинках. Куклу позволяли брать в гости, их клали в приданое.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла-оберег изображала человека, она являлась как бы партнером ребенка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.
О куклах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству. Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про куклу говорится: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису».
Куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
При изготовлении традиционных народных кукол всегда используют нитки красного цвета.
А кто знает, что символизирует, означает красный цвет? (Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед).
Посмотрите внимательно на этих кукол. При их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность? Чем они похожи? Что их объединяет? (Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).
Главной особенностью в изготовлении народной куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, не делается ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Люди верили, что кукла может быть оберегом и способна защитить от злых сил и принести счастье и здоровье. Только для этого кукла должна быть сделана по всем правилам.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды и просто житейские ситуации. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обрядов, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
По своему назначению куклы делятся на 3 большие группы (Презентация, слайд 2):
Куклы – обереги (куклы, которые оберегали, защищали человека от болезней, несчастий).
«Десятиручка» (Презентация, слайд 18)
Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
«Желанница» (Презентация, слайд 58)
Такая подружка - кукла «Желанница» - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. «... Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры...». Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
«Кубышка-травница» (Презентация, слайд 39,40)
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.
«Лихоманки» (Презентация, слайд 41)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
Куклу изготавливали подружки невесты. Особенность – одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости, и в беде.
«На счастье» (Презентация, слайд 53)
Эта маленькая девочка с очень длинной косой, которая символизирует женскую красоту, здоровье и долгую жизнь. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое Счастье.
Кукла «Колокольчик» — «Куколка добрых вестей». Родина куколки — Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
«День-ночь» (Презентация, слайд 59)
Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка«День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей всё ладно. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.
Игровые куклы (делали взрослые для игры и забавы детям или же сами дети. В кукол играли, отыгрывая свадьбы, дети обучались взаимодействовать между собой в игре, занимали игрой младших детей, через изготовление кукол закладывались основы и знание о мире обществе и мире природы).
«Детская утешница»
Название куклы от слова "утешать", а кого же маме утешать как не своего ребенка. Куколка находилась в запасе, не на виду, доставалась только когда было необходимо отвлечь малыша при болезни, или просто успокоить когда тот расплачется. Когда малыш успокаивался, "Утешницу" незаметно прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней.
«Отдарок на подарок» (Презентация, слайд 8). Так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят. Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку «Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет. Самостоятельное изготовление этой куклы было своего рода посвящением. Когда ребенок научался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитё посадить за общий стол и дать статус парня или девки. Дитё становилось самостоятельным в жизни, т.е. сходило с материнского подола. Этот день для ребёнка был очень важным и очень значимым. В гости приглашали родных, крестных, а когда все рассядутся, то объявляли, что сегодня Петенька первый раз за стол садится. Рубаха новая, порты, да и поясок уже плетеный. Тогда малыш, стоя отдавал Отдарок и говорил: "Спасибо папенька и маменька, что на ноги поставили". Садился на лавку и запоминал свое место. С этого момента он уже не бегал к печке просить еды, а ел со всеми, за общим столом. Эту куколку родители сохраняли до того дня, когда сын или дочь покидали отчий дом. Дочка выходила замуж и уходила в другую семью, а матушка передавала ей эту куклу, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». Также и сыновьям отдавали их отдарки, если они переезжали жить в другое место.
«Зайчик на пальчик» (Презентация, слайд 7)
Календарные (обрядовые) куклы(использовали в народных праздниках, обрядах календарного и жизненного цикла. Они отражают годовой календарный круг -зимнее солнцестояние, приход весны, зеленые святки, новолетие, зимние святки).
«Спиридон-Солнцеворот» (Презентация, слайд 15)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
«Вербница» (Презентация, слайд 21)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
«Параскева» (Презентация, слайд 37)
По сути своей - эта кукла - берегиня женских ремесел. Ее делали 10 ноября (28 октября) на праздник Святой Параскевы - Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, семейного благополучия и счастья.
«Рябинка» (Презентация, слайд 16)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
«Козьма-Демьян» (Презентация, слайд 13)
Покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
Есть повествование о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду.
Кузнечные мастера обращались к Кузьме и Демьяну, как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября, в первый зимний праздник.Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом - молотом.
Также они ковали свадьбы. Косьму и Дамиана считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они первые выковали обручальные кольца. Традиция закрывать при заключении брака замок на ключ и выбрасывать ключи в воду, чтобы договор нельзя было расторгнуть, жива и сегодня.
«Коляда» (Презентация, слайд 28)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
«Масленица» (Презентация, слайд 17)
Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое.
«Веснянка» (Презентация, слайд 25, 26)
Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.
Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало. Иногда делали мужской вариант этой куклы —Богача. У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами. Внешний вид Крупенички выдавал положении семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева.
Физкультминутка
Практическая работа учащихся.
Игровую куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег. Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!
Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах.
Вводный инструктаж:
Правила ТБ при работе.
Выведение алгоритма (последовательность) изготовления куклы – технологическая карта изготовления куклы (самостоятельное планирование).
Делается эта кукла из прямоугольного кусочка ткани размером с ладонь. Ткань для зайчика-помощника лучше не резать ножницами, а оторвать. Ещё приготовьте нитку длиной 40-50 см. А удобнее мотать нить прямо с катушки или с клубка, а потом отрывать. Сколько уйдет, столько уйдет, и обрывков не будет.
Рис. 1-2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь (рис.2). Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи уши. Их уже можно расправить.
Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Чуть ниже ушек ткань собираем в пучок и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлёй. Голова Зайчика готова. Внутрь мордочки можно положить немного ветоши, ваты или обрезки ниток, чтобы мордочка была кругленькой.
Рис. 6-8. Подвернув края, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута (рис.6-7). И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади(рис.8). Это будут руки. Теперь оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу, накладывая нить крест-накрест. Последней петлёй закрепляем нитку на поясе зайчика(рис.9). Оставшийся конец нити можн спрятать внутри ткани.
Сейчас Зайчика нужно расправить, поладить и познакомиться с новым другом!
Есть ещё один вариант, как можно очень просто сделать Зайчика из ткани – это Заяц из платка. Для его изготовления подходит носовой платок. Сделать его можно в дороге, чтобы скоротать время в пути. Потом его можно развязать и он снова станет платочком! (самостоятельная творческая работа).
В ходе самостоятельной практической работы осуществляется текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок в работе. Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Провести небольшое исследование в своей семье. Были ли в вашей семье народные куклы? Если да, то, какие и как их делали. Принесите на следующий урок и расскажите о них.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Уборка рабочих мест.
Список литературы.
Берестова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-М.: «Белый город», 2011