kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"кукольные истории из бабушкиного сундука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с традиционными народными куклами

Просмотр содержимого документа
«"кукольные истории из бабушкиного сундука"»



















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КУКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»









педагог дополнительного образования

Белова Марина Викторовна





Луховицы

2020



Сегодня очень важно приобщать детей к истокам народного творчества, культуре, развивать их интеллект и чувства, дать детям возможность почувствовать себя наследниками народных традиций. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с изготовлением тряпичной куклы. Научить детей мастерить народную куклу - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение.

Тема: «Кукольные истории из бабушкиного сундука»

  • Цель – приобщение ребенка к миру народной культуры в процессе знакомства с многообразием и разновидностью традиционных народных кукол и изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик» (оберег для самых маленьких).

  • Задачи:

образовательные – углубление и расширение знаний об истории, многообразии, особенностях и развитии изготовления традиционных русских кукол, формирование знаний по основам композиции и цветоведения, освоение техники изготовления игровой куклы «Зайчик на пальчик»;

воспитательные – привитие интереса к культуре своего народа, истокам народного творчества, стремление их сохранения в современных условиях, через познание истоков родной культуры – к толерантности, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы;

развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческого потенциала ребенка, формирование эстетического и художественного вкуса.

Учебное оборудование: проектор, компьютер, магнитофон, магнитная доска.

Методическое обеспечение урока: Презентация «Традиционные народные куклы», информационно – технологические карты изготовления куклы «Зайчик на пальчик», схемы изготовления кукол, коллекция готовых образцов «Традиционные народные куклы».

Методы обучения: объяснительно-иллюстативный, проблемные методы (частично-поисковый, исследовательский).

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные, игровые.

Оборудование: комплект материалов на каждого учащегося (лоскут ткани, вата, красные нитки).

Продолжительность: два занятия по 45 мин.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Вы любите играть в куклы?

Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир традиционных народных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать их так, как делали наши прабабушки.

«Кукольные истории из бабушкиного сундука» - тема сегодняшнего урока.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы поговорим о традиционных народных куклах, их многообразии и видах, а также изготовим игровую куклу «Зайчик на пальчик» (оберег для самых маленьких).

Если открыть словарь В. Даля, то можно прочитать: «Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Как видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы куклы. Есть такая примета – когда дети много и бережно играют в куклы, в семье прибыль; если же неаккуратно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она везде рядом с ним: и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

В русской деревне тряпичная кукла была распространенной игрушкой. Такие куклы были в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни. Куклу никогда не оставляли на улице, не разбрасывали в избе, а берегли в коробках или корзинках. Куклу позволяли брать в гости, их клали в приданое.

Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Поскольку кукла-оберег изображала человека, она являлась как бы партнером ребенка в игре, заставляя его учиться понимать внутренний мир человека, его чувства.

О куклах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству. Вот как в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» про куклу говорится: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и даст ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу исправляет за Василису».

Куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

При изготовлении традиционных народных кукол всегда используют нитки красного цвета.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет? (Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед).

Посмотрите внимательно на этих кукол. При их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность? Чем они похожи? Что их объединяет? (Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).

Главной особенностью в изготовлении народной куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, не делается ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Люди верили, что кукла может быть оберегом и способна защитить от злых сил и принести счастье и здоровье. Только для этого кукла должна быть сделана по всем правилам.

 В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды и просто житейские ситуации. Относились к игре очень серьезно,  сохраняя последовательность обрядов, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.


По своему назначению куклы делятся на 3 большие группы (Презентация, слайд 2):

  1. Куклы – обереги (куклы, которые оберегали, защищали человека от болезней, несчастий).

  • «Десятиручка» (Презентация, слайд 18)

Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

  • «Желанница» (Презентация, слайд 58)

Такая подружка - кукла «Желанница» - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. «... Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры...». Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

  • «Кубышка-травница» (Презентация, слайд 39,40)

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни.

  • «Лихоманки» (Презентация, слайд 41)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Неразлучники» (свадебная куколка) (Презентация, слайд 46,47)

Куклу изготавливали подружки невесты. Особенность – одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости, и в беде.

  • «На счастье» (Презентация, слайд 53)

Эта маленькая девочка с очень длинной косой, которая символизирует женскую красоту, здоровье и долгую жизнь. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое Счастье.

  • «Колокольчик» («Куколка добрых вестей») (Презентация, слайд 55)

Кукла «Колокольчик» — «Куколка добрых вестей». Родина куколки — Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

  • «День-ночь» (Презентация, слайд 59)

Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную.
Куколка«День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей всё ладно.
Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.

  1. Игровые куклы (делали взрослые для игры и забавы детям или же сами дети. В кукол играли, отыгрывая свадьбы, дети обучались взаимодействовать между собой в игре, занимали игрой младших детей, через изготовление кукол закладывались основы и знание о мире обществе и мире природы).

  • «Детская утешница»

Название куклы от слова "утешать", а кого же маме утешать как не своего ребенка. Куколка находилась в запасе, не на виду, доставалась только когда было необходимо отвлечь малыша при болезни, или просто успокоить когда тот расплачется. Когда малыш успокаивался, "Утешницу" незаметно прятали на прежнее место, чтобы ребенок забыл о ней. 

  • «Отдарок на подарок» (Презентация, слайд 8).
    Так называлась первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
    Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку «Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет.
    Самостоятельное изготовление этой куклы было своего рода посвящением. Когда ребенок научался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитё посадить за общий стол и дать статус парня или девки. Дитё становилось самостоятельным в жизни, т.е. сходило с материнского подола. Этот день для ребёнка был очень важным и очень значимым. В гости приглашали родных, крестных, а когда все рассядутся, то объявляли, что сегодня Петенька первый раз за стол садится. Рубаха новая, порты, да и поясок уже плетеный. Тогда малыш, стоя отдавал Отдарок и говорил: "Спасибо папенька и маменька, что на ноги поставили". Садился на лавку и запоминал свое место. С этого момента он уже не бегал к печке просить еды, а ел со всеми, за общим столом.
    Эту куколку родители сохраняли до того дня, когда сын или дочь покидали отчий дом. Дочка выходила замуж и уходила в другую семью, а матушка передавала ей эту куклу, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». Также и сыновьям отдавали их отдарки, если они переезжали жить в другое место.

  • «Зайчик на пальчик» (Презентация, слайд 7)

  1. Календарные (обрядовые) куклы (использовали в народных  праздниках, обрядах календарного и жизненного цикла. Они отражают годовой календарный круг -зимнее солнцестояние, приход весны, зеленые святки,  новолетие, зимние святки).

  • «Спиридон-Солнцеворот» (Презентация, слайд 15)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Вербница» (Презентация, слайд 21)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Параскева» (Презентация, слайд 37)

По сути своей - эта кукла - берегиня женских ремесел. Ее делали 10 ноября (28 октября) на праздник Святой Параскевы - Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, семейного благополучия и счастья.

  • «Рябинка» (Презентация, слайд 16)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Козьма-Демьян» (Презентация, слайд 13)

Покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.

Есть повествование о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду.

Кузнечные мастера обращались к Кузьме и Демьяну, как к своим покровителям и отмечали осенний день их памяти - 1/14 ноября, в первый зимний праздник. Святые кузнецы Кузьма и Демьян наделялись в народных представлениях постоянным атрибутом - молотом.

Также они ковали свадьбы. Косьму и Дамиана считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они первые выковали обручальные кольца. Традиция закрывать при заключении брака замок на ключ и выбрасывать ключи в воду, чтобы договор нельзя было расторгнуть, жива и сегодня.

  • «Коляда» (Презентация, слайд 28)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Масленица» (Презентация, слайд 17)

Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое.

  • «Веснянка» (Презентация, слайд 25, 26)

Самостоятельный поиск информации, образца куклы, ее назначение.

  • «Крупеничка» («Зернушка») (Презентация, слайд 30,31,32)

Крупеничка — кукла, которую ставили в красный угол. Она наполнялась гречкой, пшеном, рисом, овсом, перловкой. В голодные неурожайные года из нее могли отсыпать зерна, если еды не хватало. Иногда делали мужской вариант этой куклы —Богача. У каждого вида зерна имелось собственное значение. Например, самым дорогим был рис, поэтому он символизировал богатство, перловка — сытость, гречка — достаток, а овес — силу. Перед посевом горсть зерна бралась из куклы, а после сбора урожая ее наполняли свежими зернами. Внешний вид Крупенички выдавал положении семьи: чем худее была кукла, тем беднее ее хозяева.

  1. Физкультминутка

  2. Практическая работа учащихся.

Игровую куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трёх лет. Это и друг ребёнка, и одновременно его оберег. Эту игрушку в старину родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал и ему не было страшно. К Зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть, а ещё ему можно доверить свои секреты, можно рассказать всё, что думаешь, и он никому не расскажет!

Зайчик одевается на пальчик, и нужно держать его в ладошке, как бы загораживая от всех, так удобно с ним пошептаться о своих тайнах.

Вводный инструктаж:

        • Правила ТБ при работе.

  • Выведение алгоритма (последовательность) изготовления куклы – технологическая карта изготовления куклы (самостоятельное планирование).

  • Делается эта кукла из прямоугольного кусочка ткани размером с ладонь. Ткань для зайчика-помощника лучше не резать ножницами, а оторвать. Ещё приготовьте нитку длиной 40-50 см. А удобнее мотать нить прямо с катушки или с клубка, а потом отрывать. Сколько уйдет, столько уйдет, и обрывков не будет.

  • Рис. 1-2. Ткань складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь (рис.2). Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи уши. Их уже можно расправить.

  • Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Чуть ниже ушек ткань собираем в пучок и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлёй. Голова Зайчика готова. Внутрь мордочки можно положить немного ветоши, ваты или обрезки ниток, чтобы мордочка была кругленькой.

  • Рис. 6-8. Подвернув края, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута (рис.6-7). И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади(рис.8). Это будут руки. Теперь оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу, накладывая нить крест-накрест. Последней петлёй закрепляем нитку на поясе зайчика(рис.9). Оставшийся конец нити можн спрятать внутри ткани.

  • Сейчас Зайчика нужно расправить, поладить и познакомиться с новым другом!

Есть ещё один вариант, как можно очень просто сделать Зайчика из ткани – это Заяц из платка. Для его изготовления подходит носовой платок. Сделать его можно в дороге, чтобы скоротать время в пути. Потом его можно развязать и он снова станет платочком! (самостоятельная творческая работа).

В ходе самостоятельной практической работы осуществляется текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок в работе. Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Домашнее задание.

Провести небольшое исследование в своей семье. Были ли в вашей семье народные куклы? Если да, то, какие и как их делали. Принесите на следующий урок и расскажите о них.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Уборка рабочих мест.



Список литературы.

  • Берестова Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-М.: «Белый город», 2011

  • Головачева Р.М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги.-Калуга, 2003

  • Дайн Г.Л. Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие.-М.: Детская литература, 2001

  • Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология.-М.: «Культура и традиции», 2007

  • Котова И.Н.,Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Спб:Паритет, 2003

  • Науменко Г.М. Этнография детства. М, 1998

  • Сысоева Т. Кукольный календарь. Каргополь, 2003

  • Юрина Н. Куклы. М: Слово, 2002

  • Интернет-ресурсы





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"кукольные истории из бабушкиного сундука"

Автор: БЕЛОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

Дата: 23.05.2020

Номер свидетельства: 551119

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства