УМК: Школа России Программа: «Технология» (Лутцева Е.А., Зуева Т.П.)
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку технологии, мотивацию к учебной деятельности и к творческому труду.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: умение самостоятельно составлять план выполнения работы; умение контролировать и корректировать свою работу по плану; умение оценивать результат выполненного задания; коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать и делать выводы, в практической работе соблюдать правила работы с пластилином; овладеют способностью организовывать рабочее место, оформлять изделие по собственному замыслу, презентовать композицию.
Предметные: имеют представление что такое деревенский пейзаж; умение выполнять рельеф с использованием пластилина, умение применять прием смешивания пластилина для получения новых оттенков, умение определять инструменты, необходимые для выполнения работы, умение использовать навыки работы с пластилином.
Цель: формирование у обучающихся интереса и эмоционально-эстетического отклика при выполнении творческой работы.
Задачи
Воспитательные: воспитывать у обучающихся мотивацию к учебной деятельности, к творческому труду, интерес к предмету.
Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД: умение самостоятельно составлять план выполнения работы; умение контролировать и корректировать свою работу по плану; умение оценивать результат выполненного задания; коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного с помощью учителя, анализировать и делать выводы, в практической работе соблюдать правила работы с пластилином; овладеют способностью организовывать рабочее место, оформлять изделие по собственному замыслу, презентовать композицию.
Образовательные: познакомить с понятием «пейзаж», с особенностями деревенского пейзажа; актуализировать знания о свойствах пластилина, расширить знания о приемах работы с пластилином, а также повторить используемые при этом инструменты и приспособления, научить применять различные приемы с пластилином на практике (разминание, раскатывание, резание, скатывание, сплющивание и вытягивание).
Принципы обучения:
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип деятельности;
принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
воспитание через творчество.
Принципы коррекционной работы
принцип нормативности (принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе);
принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения;
продуктивная обработка учебной информации:
дозированная поэтапная помощь учителя
мотивация учения (интерес)
ситуация успеха.
Методы обучения:
по источнику получения знаний – словесный: беседа, объяснение, рассказ; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;
по уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;
метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований;
метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: использования игр и игровых ситуаций.
Методы воспитания:
метод развития познавательного интереса: художественное слово;
метод эмоционального стимулирования: поощрение.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
индивидуальное –учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист,
демонстрационное – фотографии деревянной архитектуры, репродукции картин деревенского пейзажа, изображения барельефа, рельефа в природе.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
План урока
Мотивация к учебной деятельности. 2 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий. 6 мин
Усвоение новых знаний и способов действий. 10 мин
Первичное закрепление 7 мин
Организация самостоятельной работы. 20
Рефлексия учебной деятельности. 5 мин
Использованная литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
Примерная программа «Технология» 1-4 кл. / Роговцева Н. И., Анащенкова С. В., 2011
Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Шиполовой, С. В. Анащенковой / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 183с.
Эскиз доски
Тема: «Изделие: пейзаж «Деревня»
9 ноября.
Классная работа.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя
Планируемый результат с учетом формирования УУД
Мотивация к учебной деятельности
Задача: обеспечить мотивацию учения обучающихся, проверить готовность к уроку.
Предъявление педагогических требований
Художественное слово
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, и урок технологии проведу у вас я.
- Присаживайтесь.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Чтите науки, любите искусства,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети! Тогда благородные чувства
В вас благородную почву найдут!
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся (приёмы работы с пластилином, используемые при этом инструменты и приспособления).
Беседа
Демонстрация
Упражнение
Проблемный
Предъявление педагогических требований
Использования игр и игровых ситуаций
Художественное слово
Поощрение
-Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда? Это вы узнаете, прослушав стихотворение
Есть посёлки в нашем крае и большие города… Но однажды, деревеньку полюбил я навсегда. В ней уютно, пахнет сеном, свежескошенной травой, Каждый день, я словно в детство окунаюсь с головой. Если даже я уеду в — теплые края, По тебе скучать я буду, знай, хорошая моя! Если я все земли мира вдруг случайно обойду, Знаю, мест, своей деревни, я роднее не найду!!!
-Ребята, догадались, о чем пойдет речь? (о деревне)
-Произнося слово «деревня», что вам представилось? (избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом)
СЛ. 1
-Деревня — это небольшое крестьянское селение, обычно строится по берегам рек и озер в окружении леса.
-Бывали ли вы когда-нибудь в деревне? Не в той, которая расположена недалеко от города, а дальней. Такие деревни до сих пор сохраняют облик близких к древнерусскому.
-Давайте рассмотрим, как выглядели они в те далекие времена. СЛ.2,3
-Что вы на них видите?
-Из чего сделаны дома?
-Кто знает, как называют дом в деревне? (Изба.)
-А какие еще постройки есть в деревне? (Колодец, баня, сарай, амбар и русская печка.)
СЛ.4,5,6
-Многие художники прославляли в картинах русскую деревню красками, живописью.
-Как называется представленный жанр? (пейзаж)
-Вы знаете, что такое пейзаж?
СЛ.7
Пейзаж— тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
-Мы будем сегодня художниками, но изображать мы будем не красками или карандашами, а пластилином.
-Можно ли рисовать пластилином? (да)
СЛ.8,9,10
Показываю изображения из пластилина.
-Посмотрите, какие прекрасные работы выполнены пластилином.
-Давайте попробуем определить тему нашего урока.
Тема: «Выполнение деревенского пейзажа».
-А какая цель нашего урока.
Цель: создать пейзаж «деревня» из пластилина.
Обучающиеся демонстрируют Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализировать объекты труда.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися изучаемого материала
Беседа
Объяснение
Демонстрация
Упражнение
Частично-поисковый
Методы контроля и самоконтроля
Предъявление педагогических требований
Использования игр и игровых ситуаций
Художественное слово
Поощрение
Организация рабочего места.
-Давайте, еще раз проверим, что у нас должно лежать на парте для работы.
СЛ.11
-Просьба соблюдайте правила в течении всего урока.
-Сегодня мы будем делать рельефную картинку из пластилина нетрадиционным способом. Рассмотрите готовое изделие и проанализируйте его.
-Вы уже работали с пластилином, какие приемы знаете? (размазывание пластилина, раскатывание и лепка, придавливание)
- Какие инструменты будем использовать?
-Какие есть правила работы с пластилином? СЛ.12
-Хорошо, молодцы.
-А сейчас, я вам предлагаю закрыть глаза и представить свой пейзаж. Представьте, что и кто у вас будет на нем изображен.
-Если у кого-то возникли трудности представить, то для работы я могу дать шаблон.
-Предлагаю составить план работы.
-Что нужно сначала сделать?
СЛ.13
1. Эскиз: нарисовать карандашом задуманный пейзаж на картоне так, чтобы его можно было раскрасить пластилином.
-Потом.
2. Подготовка отдельных деталей: (жгуты, лепешки и т.д.)вылепить детали различной формы, необходимые для работы, помня о правилах и приемах работы с пластилином (рисование, растягивание, перекручивание, скатывание, налепливание, смешивание пластилина и т.д.), о его свойствах.
-Далее.
3. Нанесение пластилина на основу: перед нанесением пластилин размять, заполнить слоями пластилина участки с изображениями неба и земли при помощи приема растирания (нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками), выложить заготовленные детали пейзажа в нужных местах. Важно развивать аккуратность, терпеливость и внимательность у учащихся. Учитель напоминает детям, что пластилин можно смешивать, как краски, для получения новых цветов. Для этого нужно взять кусочки разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать до получения однородного цвета (без прожилок и пятен цвета).
-И чтобы успеть выполнить всю работу, я предлагаю взять лист А3, это половина листа А4. Расположите лист горизонтально, чтобы у вас все поместилось на нем. Не забывайте выбирать приемы работы.
-Давайте с вами отдохнем, встаем из-за парт.
-Повторяем за мной.
ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны) Правой левую достанем (Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой) А потом наоборот. Будет вправо поворот. (Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой) Раз – хлопок, два – хлопок. Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя) Раз- два-три-четыре, Плечи выше, руки шире! (Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны) Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
-Присаживайтесь.
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение самостоятельно организовывать свое рабочее место); коммуникативные УУД (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)); познавательные УУД (умение анализировать и делать выводы).
4.Первичное закрепление.
Задача: обеспечить формирование у обучающихся составления
Беседа
Методы контроля и самоконтроля
Предъявление педагогических требований
Поощрение
-Давайте, еще раз обговорим, что сначала сделаем?
1. Эскиз.
2. Подготовка отдельных деталей.
3. Нанесение пластилина на основу.
-После выполнения работы мы с вами вы вешаем их на доску и оценим. По данным критериям.
СЛ.14
Критерии оценивания работ:
1.Аккуратность (умение располагать шаблон на листе и обводить его по контуру; умение правильно работать с пластилином; подбирать цвет картона под пластилин).
2.Проявление творчества.
-При выполнении работы ваша оригинальность поможет вам в составлении композиции, а использование приемов для создания картины.
Обучающиеся демонстрируют
Регулятивные: коррекция деятельности, сравнивая с образцом. Умеют адекватно воспринимать информацию содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
5.Организация самостоятельной работы.
Задача: обеспечить формирование у обучающихся умение самостоятельно применять знания в изготовлении объемного изделия.
Объяснение
Демонстрация
Упражнение
Частично-поисковый
Методы контроля и самоконтроля
Предъявление педагогических требований
Поощрение
Самостоятельная работа.
-Предлагаю приступить к выполнению рельефной картинки из пластилина «Деревня».
Выполняют работу.
При работе обучающиеся:
- используют умения работать с пластилином,
- организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов,
- осваивают технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина,
- на основе анализа предложенного пейзажа создают собственный эскиз,
- используют при создании эскиза художественные приёмы построения композиции,
- соблюдают пропорции при изображении картины,
- составляют композицию в соответствии с тематикой,
-создают новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина
- оформляют изделие
-Ребята, давайте заканчивать работы, подписать свою работу вы можете с обратной стороны или на небольшом листе бумаги.
-Делаем выставку работ, давайте поставим ваши работы ….
Делаем выставку работ.
Дети прикрепляют работы к доске
-Ребята, где нам пригодятся наши работы? Куда мы их можем использовать? (отправить на выставку, принять участие в конкурсе «Зеркало природы», оформить подарок).
Обучающиеся демонстрируют Личностные: ориентированы на эстетическое восприятие изделий.
Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Умеют адекватно воспринимать информацию содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
6.Рефлексия учебной деятельности.
Задача: организовать самооценку результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания.
Беседа
Методы контроля и самоконтроля
Предъявление педагогических требований
Поощрение
Необходимо оценить работы учащихся.
-Покажите, что у вас получилось? Молодцы!
-С каким материалом работаем? (пластилином)
- Какие приемы использовали?
- Наш урок подходит к концу.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали?
- Что сегодня понравилось?
-Что вам удалось в задании? Что не удалось? Почему?
- Оцените свою работу на уроке, выберите одно предложение и дополните
СЛ.15
Продолжи предложения:
Теперь я знаю…….
Теперь я умею…….
На уроке мне было трудно……
На уроке мне понравилось…….
- Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо вам за урок, до свиданья!
- Можете прибрать рабочие места.
Обучающиеся демонстрируютКоммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.