Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ручного труда в 3 классе по теме «Букет из веточек вербы» в нетрадиционной технике аппликации из природного материала (срезов веток).»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока ручного труда в 3 классе по теме «Букет из веточек вербы» в нетрадиционной технике аппликации из природного материала (срезов веток). Учитель: Соболева Е.К.
Цель: изготовление поделки из природного материала.
Задачи:
1.Образовательная: закреплять навыки работы с природным материалом (срезами веток) при выполнении аппликации.
2.Коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, мыслительные процессы (анализ, сравнение, обобщение); расширять представления об окружающем мире; развивать умения оформлять высказывания в устной речи .
3.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через организацию творческой деятельности, любовь к природе.
4.Здоровьесберегающая: создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН , сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путём общеукрепляющих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Материал для учащихся: заготовки картона с контуром веточек вербы, клей ПВА и клей-карандаш, клеёнка, цветная бумага, ножницы, влажные салфетки, ёмкости со срезами веток и для клея, половинками зёрен гороха, полоски цветной бумаги (веточки).
Для учителя: компьютер, видеофрагмент «Верба», аудиозапись музыки (для включения на практической работе), венок «Весна-красна»,презентация музыкальной физк. минутки «Весна-красна идёт»,презентация с записью песни «Не рвите цветы…» Ю. Антонова, образец поделки, таблица: «План работы», таблица «Порядок расположения почек на ветке», веточки вербы в вазе (натуральная наглядность), магниты, орехи (массаж рук), презентация музыкальной разминки для пальцев «Этот пальчик дедушка».
Дифференцированная работа: формат картона для поделки меньшего размера для группы учащихся (Егор К., Андрей С., Елизавета К.)
Ход урока
I. Организационный момент. 1) Приветствие. - Начинаем урок труда. - Проверьте свою готовность к уроку: на парте должна быть клеёнка, клей, ёмкости с материалами для работы (срезы, зёрна гороха), заготовка картона, цветная бумага, ножницы.
Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла … (весна) - Правильно, вот и весна. Сегодня на улице … (светит солнце, тепло, светло или пасмурно). А у нас в классе тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость.
- Ребята, а какие вы знаете приметы весны? (ответы детей)
- Вся природа просыпается весной после зимних холодов, появляется светлая, нежная зелень, прилетают птицы, появляются первые весенние цветы.
3) Сообщение темы и цели урока
– Сегодня, на уроке мы изготовим маленькую "частичку весны". Будем делать поделку с использованием необычных материалов.
II. Основная часть. Изучение материала.
1)Слушание рассказа учителя (На голове учителя - венок «Весна-красна»)
-«Я – Весна-красна!
Бужу Землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу, людям радость я несу!»
- Деревья весной тоже просыпаются ото сна. Я к вам пришла сегодня не с пустыми руками. А с чем, попробуйте отгадать.
«У неё цветочки –
Пушистые комочки.
Раньше всех она цветёт,
К нам весну она зовёт».
(Дети называют - верба).- Ребята, кто из вас уже видел цветы вербы? Где вы их видели? (Около леса, солнечных местах)
2)Рассматривание детьми веточек вербы. Беседа. Рассказ учителя о вербе. Просмотр видеофрагмента.
- Ребята, посмотрите на эти красивые веточки. (Показ веточек вербы.) Что на них вы видите? (Пушистые почки.)
- Верба - это небольшой куст или деревце. Ранней весной, в конце марта-начале апреля на ветках появляются серо-белые пушистые почки. Это - цветы. Когда почка созреет, она станет жёлтой, как пушистый желтый цыпленок.
- Посмотрите видеофрагмент о том, как верба выглядит в природе (видеофрагмент).
- С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. - Возьмите каждый по веточке, прикоснитесь к ней. (Дети берут веточку вербы.)
- Потрогайте почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.) - Какие на ощупь почки? (мягкие, нежные, пушистые, красивые, светлые) - Какие по форме почки? (овальные) - Как расположены пуховки? (Поочерёдно) .
- Пахнут ли ваши веточки? Пуховки?(нюхают)
- Чем пахнут? (свежестью, весной)
-Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещённая в церкви верба охраняет дом от пожара, людям и домашним животным даёт здоровье. Это дерево, любимое на Руси. «Дотронься до вербы, и передаст она тебе свою силу, красоту», — так в старину гласило поверье.
- К сожалению, красота вербы - очень короткая. Скоро она отцветёт и пуховки опадут.
- Как нам можно надолго сохранить её красоту для себя и близких? (Нарисовать, сделать аппликацию, сфотографировать).
3)Анализ образца (рассматривание, ответы на вопросы).
- Теперь вы, наверно, догадались, какую поделку будем делать. Какую? (ответы: букет из веточек вербы) – Рассмотрите образец поделки (рассматривают образец поделки). Что видите на образце? (веточки, солнце) - Что есть на ветках? (почки-пуховки) - Из чего сделаны ветки? Пуховки?Солнышко?(из бумаги; срезов веток; половинок зёрен гороха) - Как приклеены?(с помощью клея) - Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения поделки? (Картон, срезы веток, цветная бумага, клей, ножницы.)
4)Подготовка рук к работе. Массаж рук с орехом.
- Давайте подготовим пальчики для работы. - Этот шарик не простой (катают орех на ладошке, проговаривают) Он – орешек, вот какой! Будем с шариком играть Нашим ручкам помогать.
– Руки к работе готовы. А что ещё необходимо, чтобы работа получалась? (Терпение, старание, упорство)
5) Повторение правил безопасной работы с клеем и ножницами. Планирование работы. Самостоятельная творческая деятельность детей. (Звучит спокойная музыка)
- Начинаем работу. С чего начнём? (наклеить веточки) .Приклеиваем клеем-карандашом (индивидуальная помощь: Андрею С., Егору К., Лизе К.). - Лишние детали веточек обрежьте ножницами. - Вспомните правила безопасной работы ножницами (называют, ориентируясь на плакат) - Вспомните правила безопасности при работе с клеем. (Называют: не бери слишком много клея, излишки вытирай салфеткой, после работы вымой руки.) - Прочитайте план работы (читают по таблице план). -Рассмотрите табличку на доске (рассматривают таблицу). Напоминание: как расположены почки на ветке? (поочерёдно) - Желаю, чтобы у вас получились красивые работы. Приступаем.
6) (В перерыве между работой ). - Музыкальная песенка (пальчиковая гимнастика; сидя за столом) -Музыкальная зарядка «Весна-красна идёт» (Звучит музыка.Дети выполняют движения, двигаясь около парт и по кругу хороводом). Коррекция по теме: координация слов с движением, развитие общей моторики)
III. Заключительная часть.
1) Итог урока. Анализ выполненной работы.
– Что изготавливали сегодня на уроке ? (ответы детей) – Какими материалами пользовались? (срезы веток, зёрна гороха, цветная бумага). - Расскажи, как ты делал(а) поделку? (ответы детей) - Что вы запомнили о вербе? (ответы детей)
2) Выставка работ. Оценивание.
– Весна шагает быстрыми шагами и раскрашивает землю радостными красками. Давайте и мы сделаем лесок из цветущих веточек вербы. Разложите свои поделки на парте.
– Посмотрите, какой лес получился. Чья работа вам понравилась больше всех? Почему?(Оценивают свою работу. Оценивает учитель) - Все вы - молодцы. Прекрасно справились с работой. - Ребята, где вы можете применить свою поделку, как использовать? (подарить, повесить дома как картину)
-Ребята, как вы думаете, стоит ли рвать цветы на деревьях, на полянках? Почему? (ответы детей)(на экране компьютера: презентация песни Ю. Антонова «Не рвите цветы…»)