kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака). "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

- раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",

- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака). "»

Конспект урока по технологии (технический труд).



Тема урока: Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака). 5 класс.

Учитель: Бебешин С.В.

Цель урока:

- раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",

- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины, ознакомить с техникой безопасности труда.

Технологии и методы обучения:

- здоровьесберегающие технологии,

- технология проблемного обучения,

- технология дифференцированного обучения,

- технология интегрированного обучения.

Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся 5 классов.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Постановка задач изучения предмета «технология, технический труд» в школьных мастерских. (Технология проблемного обучения.)

- Ознакомление учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, с требованиями, предъявляемыми к ученикам. (Здоровьесберегающие технологии.)

- Ознакомление с учебными мастерскими и режимом работы в них.

- Распределение обязанностей между учащимися. (Технология дифференцированного обучения.)

2. Работа над темой урока. (Технология интегрированного обучения.)

2.1. Мотивация деятельности. (Технология дифференцированного обучения.)

Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.

2.2. Введение в тему урока. (Технология проблемного обучения.)

Слово "технология" происходит от древнегреческого techne -"искусство, мастерство, умение" и латинского logos - "учение, наука".

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное вы-полнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

- Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

2.3. Материалы для изготовления изделий.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое

- Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?

Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др.

Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

2.4. Оборудование учебных мастерских. (Здоровьесберегающие технологии, демонстрационные методы обучения.)

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком, стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово "верстак" в переводе с немецкого означает "мастерская". Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

2.5. Професииональная ориентация школьников. (Технология интегрированного обучения.)

-Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обра-ботки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

2.6. Назначение и устройство столярного верстака. (Наглядно-действенные и поисково-проблемные методы обучения.)

Столярный верстак состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

- Какие инструменты относятся к режущим?

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

- Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно бы-ло взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук. Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

-Как это проверить?

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

-Что для этого нужно делать?

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев. Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.

Рис. 2.

- В какой?

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)

2.7. Техника безопасной работы на верстаке. (Здоровьесберегающие технологии.)

-Давайте вместе обсудим технику безопасности при работе на верстаке.

- Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.

- Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.

- Не ударять молотком по крышке верстака.

- Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

- По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

3.Практическая часть. (Технология проблемного обучения, деятельностный метод.)

Ознакомиться с устройством столярного верстака Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

4. Итог урока. Рефлексия занятия.

Проверка закрепления заготовок, самоанализ деятельности, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Бебешин Сергей Всеволодович

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства