Тема: Проектирование и изготовление полезных изделий из различных материалов. Цели урока: Образовательная - Научить приемам проектирования изделий. Дать понятия: проектная деятельность, проект, приемы проектирования изделий. Совершенствование полученных знаний о различных видах ручных швов, навыка выполнения петельного шва. Воспитательная - воспитание взаимопомощи, уважения к труду. Развивающая - развитие мышления, фантазии, творчества. Оборудование: Картинки с изображениями различных изделий, с деталями круглой, квадратной, треугольной формы. Детали из картона «Схема алгоритма проекта». Инструкционная карта «Выполнение кулона»
Методы проведения занятия: Проблемная беседа, самостоятельная практическая работа учащихся. Ход урока: 1.Организационный момент 1.1Контроль посещаемости. 1.2.Проверка готовности к уроку. 2.Повторение изученного материала
2.1.Проверка знаний по карточкам- заданиям: ^ 2.2. Вопросы к классу: а) Как выполняется петельный шов? б) Возможно ли данным швом выполнить обработку края ткани? А края бумаги, картона? в) Как Вы думаете, смогу ли я, применяя знания по выполнению петельного шва выполнить обработку полоски из пластмассы, металла с помощью иглы и нити? 3.Изложение нового материала - Сегодня мы попробуем заглянуть в удивительный мир создания новых изделий, реализации новых идей в жизнь. Познакомимся с новыми для Вас понятиями «проект», «проектирование». Все что нас сегодня окружает, те изделия, инструменты, различная аппаратура к которым мы привыкли, все это из мира «проектирования». Люди, которые их придумали, выполнили «жители» и создатели этого мира. Проект – это реальный замысел о желаемом будущем (об изготовлении чего-либо нового). Это различная техническая документация: чертежи, расчеты, макеты изделия либо пробное изделие. Творческий учебный проект – это самостоятельная или совместная (групповая) творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Изделие – любой предмет, подлежащий изготовлению и состоящий из одной или нескольких деталей. Алгоритм проекта – последовательность действий от возникновения идеи проекта до ее реализации. -Так вот начнем мы с Вами наш путь в «Мир проектирования», с какой либо идеи, которая поможет нам решить одну из наших проблем. И я предлагаю Вам решить следующую проблему: скоро праздник и нужно сделать подарок подруге, но у нас нет денег, а есть различные нити и металлическое кольцо. Подумайте, что можно сделать, имея данные ресурсы /слово ресурсы изучали ранее/ и наши знания, умения и навыки. Попробуйте применить знания, полученные на этом и прошлом уроке. Ответы: можно обвить кольцо нитью, различного цвета. Если кольцо большое, то можно его повесить на стене, как украшение. Если оно маленькое можно привязать к нему еще одну нить и получится кулон. - Хорошо, а можем ли мы обработать кольцо, применяя знания о петельном шве? Если, да то как? Ответ: Можно, также работая с нитью, но считать, что все отверстия для прохождения нити находятся внутри кольца. /показ способа обработки с применением иглы и без иглы/ - Все что мы делаем, нужно всегда хорошо представить себе, вообразить, чтобы не сделать ошибки при выполнении изделия, а также для правильного планирования своей работы. Сейчас каждый из Вас нарисует эскиз кулона выполненного из кольца и нити. Что такое эскиз изделия мы изучали, кто напомнит нам определение?Ответ: Эскиз – это рисунок изделия, на котором хорошо виден внешний вид данного изделия и дано его описание. ^ 3.3 Выполнение эскиза изделия, составление плана работы. /учащиеся выполняют эскиз кулона и после этого сравнивают эскизы, выбирая лучший вид изделия, который можно выполнить./ Например: Эскиз кулона Кулон выполнен из металлического кольца d равным 1,5-2см. и цветных нитей /красная и черная/ «Ирис». Украшен кулон кисточкой из этих же нитей. Оплетение кольца выполнено «петельным швом». Подвешено на сплетенной косичкой тесьме из 1 черной и 2 красных нитей. Может служить украшением для платья черного или красного цвета. Далее идет подготовка плана работы /учащиеся раскладывают на столе этапы плана работы, написанные на отдельных листочках (см. приложение к уроку) по правильному порядку, учитель проверяет правильность выполнения составления плана работы/. 4.Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иглой (если дети ее применяют при обработке кольца) – Сейчас мы с Вами начнем выполнение нашего изделия, и каждый из Вас будет выполнять его по плану и своему эскизу, используя те нитки какие у Вас есть в наличие и колечки, лежащие у на столах. При работе помним о правилах ТБ (проговаривают вслух вместе с учителем правила ТБ) и следим за порядком на рабочем столе. Демонстрация эталонного изделия и разбор по инструкционной карте техпроцесса изготовления кулона. 5. Самостоятельная работа учащихся Текущий инструктаж - целевые обходы. 5.1. Первый обход- проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда. 5.2. Второй обход-проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. 5.3. Третий обход- проверка правильности выполнения задания. Проведение приемки и оценивание работ. 5.4. Анализ характерных ошибок и их причин. 6. Продолжение изучения нового материала «Составление алгоритма проекта». – Мы с хорошо потрудились, выполнили первый наш проект. И сейчас нам нужно вспомнить все этапы плана нашей работы и составить Алгоритм проекта. Повторяем определения, которые изучили сегодня. учащиеся говорят, что такое проект, алгоритм проекта/. Скажите, все ли проекты мы сможем осуществить с Вами, например, построить самолет? Что необходимо для того, чтобы начать выполнять какой-либо проект? Ответы: нет, мы не знаем, как его выполнить, у нас нет ресурсов, технической документации, это очень сложно, этому нужно долго учиться. – Следовательно, любой проект (идея) опирается на знания, умения, навыки человека или группы людей, т.е. на наши возможности, а также имеющиеся ресурсы. выставляет на доске таблички со словами «идея», «возможности», «знания, умения, навыки», «ресурсы»./ - Нужна ли нам, какая то информация о проекте: что это? для чего это? как это сделать? Из чего выполнить?Ответы: да. ставится табличка «начальная информация»/ - Скажите где можно найти такую информацию? Ответы: В книгах, в телевизионных программах, в Интернет, у учителя, родителей, у людей знающих как выполняется данный проект и т.п. -Хорошо, мы смогли найти нужную информацию, выполнили или взяли готовый эскиз изделия. Что же нужно делать дальше?Ответы: Нужно разработать план, найти или выполнить техническую документацию (в нашем случае при выполнении кулона это были план работы и инструкционная карта), затем начать выполнение проекта. - Правильно. И это - технология изготовления проекта /на доске ставится стрелка «технология изготовления»/ На этом этапе нам также необходима, дополнительная информация /ставятся -стрелки «дополнительная информация»/. Пройдя весь этот путь, мы получаем готовое изделие /ставится – « объект проекта и его защита»/. Итак мы получили с Вами алгоритм проекта, который имеет свои этапы. Запишите этапы проектной деятельности и зарисуйте в тетради схему «Алгоритма проекта». 6.Заключительный инструктаж - после выполнения проекта каждый творческий человек задает себе вопросы: все ли у меня получилось? Что можно изменить? Что возможно убрать или добавить в изделии (проекте)? Можно ли изменить назначение данного предмета? и т.д. Давайте на примере нашего изделия попробуем подумать, как можно изменить назначение кулона, его внешний вид, либо возможно ли прибавить к нему еще детали или что-то убрать, возможно, и то и другое вместе. Например: возможно заменить кольцо на другие геометрические фигуры (показать их, назвать) или соединить обработанные кольца вместе, что можно получить? Примеры фигур:
Ответы: при соединении колец можно получить пояс, колье, бусы, если взять бусинки и обработать таким же способом нитью и т.п. 6.1 Домашнее задание. Зарисовать на одном альбомном листе эскизы различных изделий (без их описания) придуманные вами после выполнения нашего проекта «Кулон». 6.2. Сообщение оценок по работе каждого учащегося. 6.3. Уборка рабочих мест и помещения.