Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии на тему: «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий».»
План – конспект урока по технологии на тему: «Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий».
Цель: познакомить учащихся с видами круп, бобовых и макаронных изделий, с понятием «крупа». Учить учащихся умению организовать деятельность по приготовлению блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием видов круп, бобовых и макаронных изделий, их пищевой ценностью и с технологией их приготовления.
- формировать у учащихся умения обработки и приготовления круп, бобовых и макаронных изделий.
- учить учащихся правильно пользоваться электроприборами и столовой посудой.
- учить учащихся применять на практике знания, полученные на уроке.
Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес учащихся к предмету.
- воспитывать умение работать в парах.
- воспитывать у учащихся самостоятельность, трудолюбие и творчество.
Развивающие задачи:
- развивать умение работать с технологическими картами, выполнять задания на карточках.
- развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
Здоровьесберегающие задачи:
- Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Узнать какие бывают крупы, бобовые и макаронные изделия, их пищевая ценность.
2.Познакомиться с понятием «крупа»
3. Формирование знаний о крупах, бобовых и макаронных изделиях.
Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия.
Коммуникативные:
1.развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.
отрабатывать умения работать в группе
Личностные: воспитание культуры труда, бережливости, аккуратности.
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.
Практическая работа: Приготовление макарон с маслом и сыром.
Тип урока: комбинированный
Оборудование к уроку:
-интерактивная доска
- карточки
- плакат «Классификация макаронных изделий»
- образцы различных круп, бобовых и макаронных изделий
- Гербарий растений.
Практическая работа: Приготовление макарон с маслом и сыром.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка учащихся и готовности их к работе.
Сообщение темы и целей урока
Работа по теме урока
Вопрос к учащимся. Что вы предпочитаете есть на завтрак? (ответы уч-ся)
К сожалению многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдет не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша - питательный и ценный продукт. Крупы наряду с хлебом являются основным поставщиком растительных белков и углеводов. И не только из-за этого на протяжении многих веков блюда из круп так популярны.
Историческая справка.
Именно каши положили начало русской кулинарии. Во время любого праздника каша была главным угощением на столе. "Каша - мать наша", - сердечно говорили о ней на Руси. С чугунком, полным каши, встречали новорожденного, отмечали сбор урожая, провожали в последний путь и… праздновали свадьбу. Из манной крупы можно приготовить самое деликатесное горячее сладкое блюдо, это «Гурьевская» каша. В неё добавлены растёртые с сахаром желтки, взбитые белки, обжаренные грецкие орехи, консервированные фрукты, молочные пенки. Гурьевская каша названа по фамилии большого гурмана графа Гурьева. Граф купил крепостного повара, приготовившего это блюдо в его честь. Звали кулинара Захар Кузьмин.
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
Каша – кормилица наша.
Русского мужика без каши не накормишь.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша – радость наша.
Каша-то густа, да чашка пуста.
Где щи да каша – там и наши.
Беседа.
Чем же они притягательны? Каково их разнообразие?
- Что представляют собой крупы? (целые или раздробленные части зерна злаковых, гречихи и бобовых)
- Перечислите виды круп.
- Перечислите основные этапы производства круп (очистка зерна от примесей, сортировка по размеру, шелушение зерна, шлифование и полирование зерна).
- Что такое каша?
- Виды каш по технологии приготовления (рассыпчатые, вязкие, жидкие)
- Технология приготовления блюд из бобовых (замачивание)
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.
(Демонстрация растений с использованием гербария.) Из различных зерновых культур вырабатываются крупы, а из разных сортов пшеницы – макаронные изделия. Работа с таблицей «Виды круп».
Обратите внимание на разные названия зерновых культур и круп. Например: просо – пшено, пшеница – манная, полтавская и т.д. (Рассматриваем образцы круп, которые есть на столах и определяем, пользуясь таблицей, название крупы, и название злакового растения.)
Человек использует для своего питания зёрна растений. Путём специальной обработки получают цельные зёрна (ядрицу) и раздробленные ядра, которые варятся очень быстро.
Лекция учителя.
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Гречневую крупу получают из гречихи. Покупая гречку в магазине, нужно отдать предпочтение светло-коричневым ядрам — они сохранили после обработки больше полезных свойств. Почитай дополнительно об этой ценной крупе, и ты поймёшь, почему пчёлы так любят собирать с гречихи нектар.
Рисовая крупа — самый употребляемый на планете злаковый продукт. Наибольшее распространение в мире получил шлифованный рис белого цвета — блюда из него получаются вкусными и красивыми. Однако гораздо полезнее коричневый рис. Он подвергается слабой шлифовке, благодаря этому в зёрнышке сохраняются все питательные вещества и витамины. Коричневый рис ценят диетологи и любители здоровой пищи.
Из растения просо получают пшено. Больше ценятся зёрна ярко-жёлтого цвета. Они быстрее варятся, лучше усваиваются. Из пшена готовят каши и запеканки.
Из растения овёс получают овсяную крупу и овсяные хлопья — полезный и питательный продукт.
Кроме того, есть крупы из пшеницы — пшеничная, манная; из ячменя — ячневая, перловая.
В кулинарии используют также бобовые — фасоль, горох, сою, чечевицу, бобы — для приготовления блюд и консервирования.
Работа по карточкам
- Что вы можете сказать о первичной обработке круп? Посмотрите образцы круп, найдите в них примеси.
Учащиеся заполняют карточки № 1:
крупа
Первичная обработка
переборка
просеивание
мытьё
подсушивание
замачивание
Гречневая
Рис
«Геркулес»
Пшено
Перловая
Манная
В процессе заполнения выясняем, что:
а) перебирают: всё, кроме манной крупы;
б) просеивают: только манную;
в) моют: всё кроме манной крупы, гречневой крупы, «Геркулеса»;
Макаронные изделия (рис. 32) также имеют зерновое происхождение. Из муки твёрдых сортов пшеницы и воды замешивают тесто, из которого получают макаронные изделия различной формы.
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время, чтобы они не прогоркли.
Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.
Ситуационные задачи
1. Гречневая рассыпчатая каша слиплась. Причины?
2. Рисовая рассыпчатая каша сухая, но недоваренная. Причины? Ваши действия?
3. Пшенная каша горькая. Причины?
4. Манная вязкая каша получилась очень жидкой. Причины? Ваши действия?
5. На манной запеканке очень долго не образуется поджаристая корочка. Причины?
Какие крупы для приготовления блюд вы знаете?
Пшеничная крупа. Вырабатывают пшеничную крупу двух видов: манную и пшеничную шлифованную (крупа полтавская).
Ячменные крупы. Из ячменя готовят перловую и ячневую крупы. Ячменные крупы варятся долго. Ячневая крупа отличается более быстрой развариваемостью.
Овсяная крупа. Выпускают крупу овсяную недробленую пропаренную шлифованную (варится медленно, мало увеличивается в объеме, дает кашу плотной консистенции), овсяную плющенную (разваривается быстрее, чем недробленая) и овсяные хлопья “Геркулес” (отличаются быстрой развариваемостью).
Рисовая крупа. В зависимости от сорта, почвенных и климатических условий выращивания различают рис стекловидный, полустекловидный и мучнистый. Лучшим является стекловидный рис. При варке стекловидные зерна риса лучше сохраняют свою форму, в то время, как мучнистые теряют ее, развариваются и дают слизистые отвары. В зависимости от ос
Подготовка продуктов к приготовлению блюд
Перед приготовлением блюд крупы нужно перебрать, удаляя посторонние примеси и неочищенные зёрна; мелкие и дроблёные крупы — просеять. Затем промыть несколько раз, пока вода не станет чистой. Исключение составляет манная крупа, её не моют. Пшённую крупу моют 6—7 раз, последний раз — в горячей воде.
Бобовые перед приготовлением также перебирают, удаляя повреждённые зёрна и примеси, промывают 2-3 раза в тёплой воде и замачивают в холодной: горох — на 6 часов, фасоль — на 8 часов. После этого снова промывают.
Макаронные изделия в предварительной обработке: не нуждаются.
Блюда из круп
Крупы применяют для приготовления первых блюд (супов), гарниров ко вторым блюдам, как самостоятельные блюда, каши). Они входят в состав сложных по составу кулинарных блюд (запеканок, пудингов, котлет и др.).
Для завтрака хорошо подходят различные каши. Их варят в воде, смеси молока и воды, бульоне, овощном отваре. Чтобы получить рассыпчатую, вязкую или жидкую кашу, важно точно о мерить количество жидкости. Только опытные кашевары мог сварить кашу «на глазок». В таблице 1 приведено необходим количество жидкости для приготовления каш.
Вид каши
Количество жидкости, мл
Гречневая:
рассыпчатая
150
вязкая
320
Рисовая:
рассыпчатая
210
вязкая
370
жидкая
570
Манная:
вязкая
370
жидкая
570
Пшённая:
рассыпчатая
180
вязкая
320
жидкая
420
Как сварить рассыпчатую кашу
Рассыпчатые каши варят из ядровых зёрен гречки, риса, пшена, перловой крупы. В процессе приготовления крупу не перемешивают, иначе целые зёрна можно повредить и нарушить консистенцию каши. Налей в кастрюлю отмеренное количество жидкости и доведи на огне до кипения, посоли. Засыпь подготовленную и отмеренную крупу, помешай и доведи до кипения на сильном огне. Закрой кастрюлю плотно крышкой и вари до готовности на слабом огне, не открывая крышку, чтобы не выпускать пар. Усиль огонь, если каша сварилась, а вода ещё не выкипела. Выпарь воду, не закрывая крышку.
Как сварить вязкую кашу
Для вязкой каши лучше подойдёт дроблёная крупа — продел. Вязкие каши требуют большего количества жидкости. Свари крупу на воде до полуготовности. Слей оставшуюся воду
Добавь горячее молоко и вари до готовности, постоянно помешивая, чтобы каша не пригорела. В конце варки добавь соль и сахар по вкусу. Вязкие каши могут служить компонентом для других блюд: запеканок, биточков, клёцек.
Как сварить жидкую кашу
Жидкие каши варят так же, как вязкие, но для них берут большее количество жидкости.
Требования к качеству каши
Каша должна иметь заданную консистенцию.
2.Форма крупинок должна быть сохранена.
3. Вкус слабосолёный, характерный для данного вида каши.
Блюда из бобовых.
Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч. При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассированном виде после полного размягчения бобовых.
Блюда из макарон.
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй – несливной.
I способ варки применяют для гарниров;
II способ - для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:
отварные макаронные изделия должны быть мягкими, не склеенными, не разваренными, без комков;
запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
Практическая работа «Приготовление макарон с сыром»
1. Технология приготовления макарон с сыром.
Макароны – 60 г, масло – 20г, сыр – 15г (на 1 порцию).
В кипящую подсолённую воду положить макароны (можно поломать если длинные). Воды по объёму в 5 раз больше, чем макарон. Варить до готовности (10-15 минут).
Готовые макароны откинуть на дуршлаг, дать воде стечь, переложить в кастрюлю, заправить маслом и ½ тёртого сыра, перемешать. Горячие макароны разложить по тарелкам горкой, посыпать сверху тёртым сыром.
Обучающиеся накрывают стол, разливают чай.
Учащиеся оценивают внешний вид готового блюда, определяют качество.
Уборка, мытьё посуды.
V. Закрепление новой темы.
Учащиеся заполняют карточку № 2 (карточки № 1, № 2 после проверки вклеивают в тетрадь).
Злаковая культура
Крупа, получаемая из зерна
Гречиха
Рис
Просо
Пшеница
Ячмень
Кукуруза
Овёс
Итоги урока. Сегодня мы узнали о полезных свойствах круп и бобовых, рассмотрели классификацию макаронных изделий. Мы выяснили, как подготовить эти продукты к приготовлению блюд и какую посуду необходимо использовать. И наконец, мы рассмотрели примеры блюд из круп, бобовых, макаронных изделий и правила их подачи на стол.