- выполнять композицию с опорой на рисунки или создавать свои;
- выполнять разметку.
Метапредметные:
- планировать и осуществлять работу на основе предоставленного плана учителем;
- последовательно (пошагово) выполнять работу по предоставленному плану, контролируя свою деятельность;
- устанавливать связи между качеством и результатом собственной деятельности;
- оценивать свою работу и работу товарищей;
- уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников;
- формирование умения взаимодействовать при самостоятельной работе.
Оборудование урока:
Наглядные пособия: образец изделия.
Материалы и инструменты: клеенка, пластилин, дощечка, стека, картон синего цвета, линейка, простой карандаш, ножницы, влажные салфетки.
Оформление доски: (Подготавливается учителем до начала урока)
Число, тема, что понадобится для работы, план работы.
Ход работы
Организационный момент (готовность к уроку на перемене)
Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: внимательные глазки, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу. Готово! Тогда начинаем наш урок.
Ученики: Эмоционально настраиваются на урок.
(Побуждения интереса к уроку)
Учитель: Загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть — не летаю. Ответ: Рыба
Беседа и рассказ учителя
Учитель: Ребята чем покрыто тело рыбки? (чешуей)
Учитель: А для чего нужны чешуйки рыбкам?
Ученики: Чешуйки рыбкам нужны, чтобы защищать свое мягкое тело от повреждений от острых камушек, ракушек, от зубов хищников.
Учитель: Совершенно верно, они дышат жабрами, а не легкими как человек. Рыбы постоянно открываю рот: в это время они глотают воду. Поглощенная вода выходит через жаберные отверстия, позади головы, около шеи.
Учитель: Что делает рыбка в воде?
Ученики: Плавает.
Учитель: А что рыбке помогает двигаться, плавать?
Ученики: Плавник, хвост.
Учитель: Молодцы ребята, рыбки действительно плавают, двигая телом, плавником, хвостом.
Учитель: Ребята, а где живут рыбки?
Ученики: В море, реке, океане.
Учитель: В нашей области есть море, река? Кто знает, как оно называется?
Учитель: А каких морских рыб вы знаете? (ответы детей)
Учитель: А теперь, давайте посмотрим картинки с изображением морских рыб. (Показ морских рыбок)
Учитель: Ребята, а какая река протекает у нас?
Учитель: А какие рыбки водятся у нас в реке? (ответы детей) (Показ речных рыбок)
Учитель: Рыбы – это пища, удобрение, корм для животных, красота в аквариуме. Рыба полезна, в рыбьем мясе много ценного белка, который хорошо усваивается организмом, он очень полезен для умственной деятельности, потому что в ней много нужного мозгу фосфора.
Учитель: А дома где у нас живут рыбки?
Ученики: В аквариуме.
Учитель: Правильно, аквариум – это целый подводный мир.
Есть разные виды аквариумов: круглые, прямоугольные, цилиндрические, встроенные, настенные и многие другие. Так же как мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, на дне аквариума много разноцветных камушек, ракушек, имеются там и подводные растения.
Учитель: А кто знает, как они называются?
Ученики: Водоросли.
Учитель: Да, водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который необходим подводным обитателям.
Учитель: Ребята у кого есть дома аквариум?
Учитель: Каких аквариумных рыбок вы знаете?
Учитель: Для чего мы заводим дома рыбок?
- Аквариумных рыб человек вывел специально для украшения своего жилища. Но эти рыбки не только украшают жилище, но и хорошо успокаивают нервы. Если человек пришёл рассерженным, стоит ему посмотреть на рыбок, он успокаивается.
Рассказ учителя о содержании рыб.
Учитель: Содержание аквариумных рыб – большой труд, сложное дело. Аквариум устанавливается на специальной столик вдали от телевизора, шума, дневного яркого цвета. На дно аквариума насыпается песок, который надо трижды промыть, просушить в духовке.
Учитель: Как вы думаете зачем?
Учитель: Вода для аквариума должна отстоятся. Каждые 30 дней вода меняется. Высаживаются водные растения (водоросли). Выпускают улиток, они очищают стенке аквариума от грязи. Для рыб покупают специальный корм.
Улыбнитесь друг другу, сядьте удобно.
Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня, мы с вами создадим композицию «аквариум» с водными обитателями. А кто знает, что такое композиция?
Учитель: Композиция – это объединение в единое целое отдельных элементов (деталей) в соответствии с общей идеей, мыслью.
Учитель: А теперь, посмотрим на различных рыбок, которые живут в аквариуме. (Показ аквариумных рыбок).
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, - детки машут ручками себе на лицо Закачалось деревцо. - поднимаем руки вверх и качаемся
Ветер тише, тише, тише. - приседаем Деревцо все выше, выше. - встаем, тянемся руками вверх.
Анализ образца "Пластилиновый аквариум
Итак, мы решили своими руками создать пластилиновый аквариум. Для этого нам понадобятся: стеклянная банка с крышкой, разноцветный пластилин, пластмассовая доска для лепки и специальные стеки для работы с пластилиноТеперь, когда все содержимое аквариума размещено на своих местах, можно налить в банку воды.
Воду в банку следует наливать достаточно аккуратно, чтобы случайно на повредить расстановку фигурок. Уровень воды должен доходить до краев банки.
Плотно закрываем крышу и наш пластилиновый аквариум готов. Теперь его можно поставить на полку!
Теперь, когда все содержимое аквариума размещено на своих местах, можно налить в банку воды.
Воду в банку следует наливать достаточно аккуратно, чтобы случайно на повредить расстановку фигурок. Уровень воды должен доходить до краев банки.
Плотно закрываем крышу и наш пластилиновый аквариум готов. Теперь его можно поставить на полку!
Используя пластилин разных цветов, начинаем лепить аквариумных рыбок. Не забываем создавать имитацию чешуи на теле рыбки, а также характерные бороздки на плавниках и хвосте. Для того, чтобы в нашем аквариуме зародилась жизнь, мы должны слепить не только красивых разноцветных рыбок, но и улиток, водоросли, а также любых других обитателей подводного мира. Не забудьте слепить мелкие камушки, чтобы усыпать ими дно нашего аквариума
Учитель: Рассмотрим изделие, которое предстоит нам выполнить (учитель показывает свой образец композиции). Проанализируем изделие. Ребята, из каких материалов выполнена эта композиция?
Ученики: Из пластилина и картона.
Учитель: Сколько потребуется нам картона для основы аквариума?
Ученики: Половина картона.
Учитель: Какие инструменты нам потребуются при работе с картоном?
Ученики: Линейка, простой карандаш, ножницы.
Учитель: А при работе с пластилином какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения изделия?
Ученики: Доска для лепки, стека, влажные салфетки.
Учитель: Какие приемы работы с пластилином используются в данной работе?
Ученики: Скатывание в шар, сплющивание, перекручивание, прилепливание.
Учитель: Где можно использовать такое изделие?
Ученики: Повесить на стену для украшения комнаты, класса.
Планирование хода работы
Учитель: Сейчас я каждому ученику раздам подготовленный план, и в соответствии с ним будем выполнять работу.
План:
Делим лист картона пополам.
Выбираем пластилин любого цвета для рыбок и отделяем часть от бруска, скатываем в шар, сплющиваем, придаем форму туловища рыбки с помощью стеки, делаем детали для украшения и украшаем.
Изготавливаем водоросли и камни.
Составляем композицию на дощечке.
Перенесем композицию на картон.
Планирование времени работы (заИспользуя пластилин разных цветов, начинаем лепить аквариумных рыбок. Не забываем создавать имитацию чешуи на теле рыбки, а также характерные бороздки на плавниках и хвосте. Для того, чтобы в нашем аквариуме зародилась жизнь, мы должны слепить не только красивых разноцветных рыбок, но и улиток, водоросли, а также любых других обитателей подводного мира. Не забудьте слепить мелкие камушки, чтобы усыпать ими дно нашего аквариума один урок дети выполняют композицию)
Организация рабочего мест
Учитель: А теперь проверим готовность к уроку и повторим правила рабочего человека.
1. Содержать своё место в порядке.
2. Все необходимые инструменты и материалы держать на краю парты.
3. При необходимости обращаться за помощью к учителю.
4. Не мешать во время работы одноклассникам.
5. Закончил работу – убери рабочее место.
(Учащиеся проговаривают правила рабочего человека).
Учитель: Теперь давайте вспомним правила работы с ножницами:
Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Учитель: И последнее что мы вспомним - это правила работы с пластилином:
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина на подкладной доске.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы используй влажную салфетку.
(Учащиеся проговаривают правила работы с пластилином).
Практическая работа
Учитель: Все ли приготовили своё место?
Ученики: Да.
Учитель: А что должно лежать у вас на столе?
Ученики: Клеенка, пластилин, дощечка, картон синего цвета, стека влажные салфетки, ножницы, линейка, простой карандаш.
Учитель: Правильно.
Работа по пункту плана 1.
Учитель: Возьмем картон синего цвета, разделим его с помощью линейки и простого карандаша. Для этого нам нужно картон положить горизонтально. Взять линейку в левую руку, за середину, а карандаш в правую руку. Измерить сверху и отмерить по линейке выполняй от нулевого деления 14, 5 см. Поставьте на этом месте точку. Тоже самое проделай снизу. Затем проведи линию карандашом от верхней точки к нижней по линейке. Возьми ножницы и отрежь четко по линии. Получились две одинаковые части картона. Наша основа готова. Отложим в сторону.
Ученики: Выполняют инструкцию за учителем.
Работа по пункту плана 2.
Учитель: Выбираем пластилин любого цвета для изготовления рыбок. С помощью стеки отделяем небольшой кусок и разминает пластилин в руках. Далее скатываем в шар на дощечке, затем сплющиваю в лепешку (должен получится овал), после этого придаем форму туловища рыбки с помощью стеки (все приемы проделываем на дощечке). А теперь можете оформить глаза рыбкам и плавники (с помощью стеки).
Ученики: Выбирают цвет пластилина для рыбок. С помощью стеки отделяют небольшой кусок и разминают пластилин в руках. Скатывают в шар на дощечке, сплющивают до овала, после придают форму рыбки с помощью стеки, оформляют рыбку.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
После того, как все жители нашего будущего аквариума созданы, помещаем пластилиновые фигурки в стеклянную банку.
Лучше всего начать с закрепления длинных водорослей. Затем можно разбросать по дну нашего будущего аквариума пластилиновые камушки и посадить на них улиток, слегка надавливая на пластилин. Самым ответственным моментом является размещение рыбок. Для этого нужно крепко прикрепить рыбок к стеклянным бокам банки
Продолжение практической работы
После того, как все жители нашего будущего аквариума созданы, помещаем пластилиновые фигурки в стеклянную банку.
Лучше всего начать с закрепления длинных водорослей. Затем можно разбросать по дну нашего будущего аквариума пластилиновые камушки и посадить на них улиток, слегка надавливая на пластилин. Самым ответственным моментом является размещение рыбок. Для этого нужно крепко прикрепить рыбок к стеклянным бокам банки. После того, как все жители нашего будущего аквариума созданы, помещаем пластилиновые фигурки в стеклянную банку.
Лучше всего начать с закрепления длинных водорослей. Затем можно разбросать по дну нашего будущего аквариума пластилиновые камушки и посадить на них улиток, слегка надавливая на пластилин. Самым ответственным моментом является размещение рыбок. Для этого нужно крепко прикрепить рыбок к стеклянным бокам банки.
После того, как все жители нашего будущего аквариума созданы, помещаем пластилиновые фигурки в стеклянную банку.
Лучше всего начать с закрепления длинных водорослей. Затем можно разбросать по дну нашего будущего аквариума пластилиновые камушки и посадить на них улиток, слегка надавливая на пластилин. Самым ответственным моментом является размещение рыбок. Для этого нужно крепко прикрепить рыбок к стеклянным бокам банки.
Работа по пункту плана 3.
Учитель: Теперь мы с вами сделаем водоросли и камешки для нашего аквариума. Для водорослей возьмем пластилин зеленого (красного, синего) цвета и отрежем от бруска небольшой кусок с помощью стеки. Далее разминаем пластилин в руках, раскатываем колбаской, а затем перекручиваем (либо с одной стороны немного вытягиваем), получаются водоросли. Берем пластилин коричневого цвета (черного) для изготовления камней и отделяем его от бруска с помощью стеки. Разминаем пластилин в руках, скатываем в шар (либо раскатыванием колбаской 2 штуки и скручиваем в одну). Вот мы и сделали водоросли и камни.
Ученики: Выполняют инструкцию за учителем.
Работа по пункту плана 4.
Учитель: Ребята, можно попробовать составить свою композицию на дощечке, если трудно, посмотрите на слайд, либо на образец.
Ученики: На дощечке составляют композицию (учитель помогает)
Работа по пункту плана 5.
Учитель: Кто из вас составил композицию на дощечке, теперь можете переносить ее на картон.
Ученики: Переносят композицию на пластилин, используя приём.
(Проверка качества выполнения работы: (аккуратность
Подведение итогов урока
Учитель: Итак, ребята, мы закончили нашу композицию. Какова была наша цель урока?
Ученики: Создать композицию «Аквариум» из пластилина.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Какие приёмы работы с пластилином мы сегодня повторили?
Ученики: Скатывание в шар, раскатывание, сплющивание, перекручивание, прилепливание.
Учитель: Какие правила работы на уроке повторили? Перечислите.
Ученики: Правила рабочего человека, правила работы с ножницами и пластилином.
Оценка работы
Учитель: Всё ли у нас получилось сделать?
Ученики: Да.
Учитель: А почему?
Ученики: Потому что мы всё выполняли по плану.
Учитель: Давайте сделаем выставку наших аквариумов и посмотрим у кого какой. Сравните качество деталей, композиции.
Учитель: Вы все оригинально сделали свои композиции «Аквариум». Молодцы!