По ведущей технологии – конструирование из природного материала и картона.
- формирование умения самостоятельно выполнять часть макета колодца по шаблону;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы и приемы |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Прозвенел звонок, начинается урок -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Валерьевна, и я приглашаю Вас на любимый мой урок - урок технологии, поэтому мы будем сотрудничать. Присаживайтесь. -Поднимите руку, кому тоже нравится заниматься на уроках технологии? -Кто любит труд, те порядок на своем рабочем месте наведут. - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? На вашем рабочем месте должны быть материалы, приспособления и оборудования. Первый ряд назовёт нам материалы, которые нам понадобятся на уроке. Второй ряд – приспособления, третий ряд – инструменты. Простой карандаш, клей, пластилин, цветной картон, подкладные листы, палочки 16 шт.по 8 см., ножницы, коробочка для мусора, приложение из рабочей тетради. - Проверили? Всё на месте? - Тогда я вам желаю с усердием трудиться! | Приветствуют учителя. Поднимают руки Проверяют свою готовность к занятию. Материалы –цветной картон, палочки, пластилин, клей Приспособления – подкладные листы, коробка для мусора, шаблон. Инструменты – ножницы, линейка, простой карандаш да | Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать учителя Личностные: формирование осознанного отношения к уроку технологии | Словесный: слово учителя |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Сегодня вы будете плотниками. - А вы знаете, кто такие плотники? Верно, ребята. Плотник очень трудолюбивый, ответственный, внимательный и дисциплинированный. Поэтому вы, как начинающие плотники, должны все эти качества сегодня проявить. В конце урока мы выявим самого лучшего плотника. - А каким основным материалом пользуется плотник при изготовлении изделий? А что такое древесина? - Ребята, а что изготавливают из древесины? - Да ребята, вы молодцы! Да вы сказали всё правильно, существует множество изделий, которые изготовлены из древесины. - Во все времена, древесина была самым распространенным материалом. Вырубают древесину каждый день, но ведь дерево растёт очень медленно Ведь не всё дерево используют для получения древесины. И отходы, которые остаются после обработки древесины находят своё применение. (Из них делают основу для спичек). А люди творческой профессии (дизайнеры) используют их для украшения интерьера комнаты. Давайте взглянём на слайд (слайд 1). - Какие же изделия вы видите? - А что мы можем сделать из веточек? | Плотники – люди, которые занимаются обработкой древесины, создают деревянные изделия. древесина сравнительно твердый и прочный материал, скрытая корой основная часть стволов, ветвей и корней деревьев и кустарника мебель (скамьи, парты, стол, стулья), шкатулка, ложки, матрешки, шкаф, школьные принадлежности (линейка) Шар, вешалку, домик… Изделия для украшения комнаты | Коммуникативные: формирование умения логично выстраивать устные высказывания Предметные: расширить представления о профессии плотника; | Словесный метод: система вопросов |
Этап выявления места и причины затруднения | - Почему говорят, что угроза приходит рекам и озёрам, когда вырубают леса? - Реки и озёра загрязнены. И наблюдается нехватка питьевой воды, но у нас есть запасы воды, которые находятся под землёй – грунтовые воды. Отгадайте загадку: Я опять хочу напиться! Очень вкусная водица! А откуда достаётся? Из…. (глубокого колодца). -Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изготавливать? - А из чего? | Высказывают свои предположения Внимательно слушают загадку Глубокого колодца колодец из древесины | Познавательные : формирование умения анализировать Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать учителя; формирование умения логично выстраивать устные высказывания | Словесный метод: беседа |
Этап построения проекта и выхода из затруднения | Взгляните на мою часть макета колодца. Что такое макет? Из каких частей состоит макет колодца? - Как называется основная часть колодца? А почему она так называется? А как они соединяются? Почему брёвна должны плотно подходить к друг другу? - Часть, которая выступает над землёй – оголовок. Какое вам напоминает слово оголовок? А какая форма у оголовка? А из какого материала он сделан? А какие лучше деревья использовать для строительства сруба колодца? | это уменьшенная копия предмета Из 2. Оголовок, крышка Сруб, потому что срубили его из древесины Чтоб вода не проникала наружу Оголовок (выступающая над землей часть сруба) квадратная Сосна, берёза | Познавательные: формирование умения анализировать Коммуникативные: формирование умения логически выстраивать свой ответ; | Наглядно-демонстрационный: слайд презентации Словесный: система вопросов |
Физминутка | Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь, Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотри. | | | |
Этап реализации построенного проекта | Взгляните на мою часть макета колодца. Что такое макет? Давайте посмотрим на мой макет колодца. А из скольки частей состоит мой макет? А из чего я сделала сруб? А чем я их скрепила между собой? А крышка из скольки состоит деталей? Назовите эти детали? | Уменьшенная копия предмета Из 2 Из крышки и сруба из палочек пластилином основа и ручка | Познавательные: формирование умения анализировать Коммуникативные: формирование умения логически выстраивать свой ответ; | Наглядно-демонстрационный: педобразец Словесный: система вопросов |
Этап первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Да мы сегодня с вами изготовим макет колодца. Но сначала определим план работы и секреты нашего успеха: 1.Заготовка деталей крышки: основание и ручку вырезаем по шаблону из цв. картона: Какие две операции надо выполнить нам, чтобы заготовить эти детали? -Шаблоны у вас есть в приложении Как правильно и экономно работать с материалом вы проявите это мастерство. Вырезаю из приложения шаблон. -Вот какие 2 шаблона у вас должны получиться. -Как вы думаете, первый шаблон для заготовки какой части? -А это шаблон какая деталь? -Верно. -Поэтому одним из секретов успеха будет умение работать по шаблону. - Вырезание предполагает вырезание правой рукой, а левой рукой направлять резание по линии контура. 2. Обработка -Какую из этих 2 заготовленных деталей следует обработать? Ребята, и как вы думаете, что это за обозначение это линия? Показываю как определить линию сгиба и выполнить операцию сгибания. А как нам это сделать? -Нужно приложить тот шаблон, который вы вырезали из приложения к готовой детали и сделать пометки карандашом. Потом с помощью линейки и карандаша провести такую же линию – линию сгиба, обозначается как точка-линия, точка-линия. -Открою вам небольшой секрет: картон согнуть труднее, чем бумагу, проведём ножницами по линии сгиба (показываю) 3. Сборка. Палочки нужного размера уже заготовлены (16 шт. по 8 см.) - Как осуществить сборку: каких двух частей? -Уже заготовлены и обработаны детали, что еще нужно сделать? -А как их можно соединить? - Верно. С клеем работаем аккуратно, старайтесь много его не наносить. Клей наносим на ту деталь, которую приклеиваем. Наносим на часть детали до линии сгиба. Склей крышку и основу колодца. - Палочки заготовлены обработаны, что ещё нужно сделать? Да соединить. - А с помощью чего мы будем их соединять? С 2 сторон наносим пластилин на расстоянии не более 1 см. Первым укладываем первый ряд (венец) сруба. Палочку укладываем поперёк под прямым углом, оставляя сбоку расстояние неболее 1 см, чтобы получился квадрат, выравниваем. | Разметка по шаблону и вырезание ручка, основа крышки основа ручка Левой рукой Основу крышки Линия сгиба Следующим секретом успеха будет умение сгибать. Сруб и крышка Соединить Клеем и пластилином Соединить пластилина | Предметные: расширить представление о пластилине и о клее как о припёжных материалов; познакомить с условным обозначением – 2 точки-пунктир – линия сгиба Коммуникативные: формирование умения логически выстраивать свой ответ; | Наглядно-демонстрационный: педобразец Словесный: система вопросов |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Проявите свое мастерство. Желаю вам удачи! Если нужна моя помощь, поднимите руки. Весь мусор убираем в коробочки. У вас 25 минут, желаю успехов, будьте аккуратны и внимательны! Осталось 5 минут, завершаем работу. | Самостоятельно выполняют работу | Предметные: формирование умения самостоятельно выполнять часть макета колодца; формирование умения собирать оголовок из природного материала и пластилина (палочек); формирование умения работать ножницами; | Практический (создание части макета колодца) |
Этап включения знаний и повторения | - Итак подходит наш урок к концу. - В роли кого мы сегодня были? - А кто такие плотники? - Что мы изготовили? - Какое применение можно найти нашему колодцу? | Отвечают на вопросы учителя. В роли плотников Люди, которые делают изделия из древесины | Коммуникативные: формирование умения логически выстраивать свои устные высказывания | Словесный метод: беседа |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | И так, ребята, организуем выставку лучших макетов колодцев. (выходят ребята) -Какую отметку мы можем им поставить? -Почему? -Спасибо,…, я с тобой полностью согласна. Присаживайтесь, ребята. -Сегодня вам всем удалось быть настоящими плотниками. Но готов ли наш макет колодца? Каких частей не хватает? Найдите вместе с родителями способы поднятия воды из грунтовых вод и доделать колодец до конца. Я уверена, что эта работа вас очень заинтересовала. Поэтому, дома вы закончите начатую работу. -Спасибо вам большое за работу на уроке, мне было очень приятно с вами работать. | Ворот для подъема воды закрепляется на брусьях. | Коммуникативные: формирование умения логически выстраивать свои устные высказывания Регулятивные: формирование умения адекватно оценивать деятельность одноклассников на уроке | Словесный: беседа |