Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ознакомление с устройством ручной швейной машины"»
5 класс. Технологии.
Тема: Ознакомление с устройством швейной машины. Упражнения по управлению
швейной машиной.
Цели:
познакомить учащихся с назначением и строением швейной машины с
ручным приводом,
с правилами безопасного труда на швейной машине;
научить управлять швейной машиной (без ниток)
воспитывать бережное отношение к оборудованию.
Задачи:
• распознавать и называть основные части швейной машины;
• уметь управлять швейной машиной с ручным приводом (без ниток)
Формируемые УУД:
Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности.
Регулятивные - планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока.
Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками, способ взаимодействия друг с другом, познавательные – формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе.
Личностные – воспитание у учащихся культуры труда, возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение в значимости приобретенных знаний. Умение провести самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями в мастерской;
- дать учащимся сведения о швейных машинах;
- закрепление названий инструментов, необходимых на уроках технологии, их устройства, правил техники безопасной работы со швейной машиной;
- формирование умения употреблять в речи техническую терминологию, последовательно рассказывать о законченном или предполагаемом трудовом процессе.
Личностные результаты:
- развитие умения работать в коллективе;
- воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;
- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации эмоционального настроя к труду;
- подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), о гармонии предметов и окружающей среды;
- воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);
- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);
- воспитание аккуратности.
Методы: рассказ, беседа с объяснением, «Круг идей», демонстрация, иллюстрация, деловая игра, применение знаний в практической работе, наблюдения, личный показ, инструктаж.
Инструменты и материалы: швейные машины с ручным приводом. Наглядные пособия, ТСО и дополнительный материал: рисунок строения швейной машины с ручным приводом, разнообразные источники информации по истории швейной машины, раздаточные карточки для опроса, правила безопасного труда при работе на швейной машине, использование компьютера для обобщение знаний.
Тип урока: приобретение учащимися новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих и готовности учащихся в мастерской к уроку. Создание положительного эмоционального настроя учащихся.
На доске высказывание:
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.
Д.Гельвеций
2. Актуализация опорных знаний.
- Какие инструменты применяют при пошиве одежды?
- Какие виды швейных машин вы знаете?
- Зачем начали использовать швейные машины для шитья. Разве не лучше шить вручную?
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Во второй половине 18 в. одежду и белье шили вручную. С появлением швейной машины такие вещи начали изготавливать гораздо быстрее. Швы на одежде стали крепче и красивее.
Исаак Зингер, изобретатель известной швейной машины в мире.
Современные швейные машины очень разнообразны. На них шьют НЕ только одежду, но и обувь, головные уборы, сумки и другие вещи.
4. Изучение нового материала.
Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий. (слайд 9)
В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин – они выполняют различные операции: пришивают пуговицы, обметывают срезы, изготавливают петли и т. д. На машинах можно не только соединять детали, но и выполнять вышивку.
Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрей, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее).
В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею. Современные швейные машины бывают: универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям); специализированные (выполняется одна только операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание); вышивальные. (слайд 10,11,12)
Операции при машинной обработке изделия
Длина и вид стежка выбираются в соответствии с тканью и требованиями модели. И устанавливаются с помощью регулятора длины стежка и переключателя вида строчек. (слайд 13)
В швейном производстве используются различные операции, которые характеризуют способы соединения и обработки деталей.
Обметывание – предохранение срезов от осыпания.
Стачивание – постоянное соединение деталей примерно равных по величине.
Застрачивание – постоянное закрепление подогнутого края детали.
Швейная промышленность одна из ведущих отраслей экономики. В ателье и предприятиях трудятся большое количество людей разных профессий и специальностей.
-Назовите профессии и специальности швейного производства, которые вы знаете.
На швейных фабриках, в ателье используют производственные швейныемашины, а в домашних условиях - бытовые.
Бытовые швейные машины от вида привода подразделяются:
* С ручным приводом;
* С ножным приводом;
* И электрическим приводом.
- В чем разница между ручным и ножным приводом?
- Определите преимущества и недостатки каждого из них.
Нужно соблюдать определенные правила при работе на швейной машине?
Давайте поработаем в группах с карточками и вспомним, какие правила безопасной работы вы уже знаете.
Задача: обозначьте знаком «+» правильные утверждения
хранить иглу необходимо уколов ее в одежду;
прикалывая выкройки к ткани, шпильки направлять остриями в одну сторону;
подносить иглу как можно ближе к лицу, чтобы лучше выполнить швы;
не оставлять иглу без нити;
иглы и булавки хранить только в игольнице или в специальной коробочке;
ножницы на рабочий стол класть с открытыми лезвиями;
передавать ножницы необходимо держа их за кольца.
А теперь изучим строение швейной машины с ручным приводом.
Строение швейной машины с ручным приводом.
Основные детали:
1. Моталка;
2. Регулятор длины стежка;
3. Регулятор натяжения верхней нити;
4. Рычаг подъема лапки;
5. Нитепритягиватель;
6. Игловодитель;
7. Иглодержатель;
8. Рейка двигателя ткани;
9. Прижимная лапка;
10. Игольная пластина;
11. Челночное устройство;
12. Платформа;
13. Катушечный стержень;
14. Маховое колесо;
15. Рукав;
16. Нитепритягиватель;
17. Фронтовая доска.
Физминутка
Перед практической работой проведем минутку отдыха.
6. Практична работа:
«Выполнение строчек без заправки нитей в машину ».
7. Закрепление новых знаний.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- А чему научились?
Для закрепления ваших знаний разрешите головоломку.
Игра «Отгадай слово».
Задача: переставьте правильно буквы в слове и прочитайте: