kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Классификация производств и технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Классификация производств и технологий»»

План-конспект урока

Предмет: Технология

Класс: 5

Дата проведения:

Урок:

Тема: «Классификация производств и технологий»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:  формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний учащихся о понятии технология, для чего она предназначена; ознакомить обучающихся с видами технологий и производства.

Метапредметные: Познавательные: исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений. Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Коммуникативные: диалог, умение ставить вопросы, сотрудничество

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно-эстетическая ориентация.

Оборудование: учебники, тетради учащихся

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке, проверка домашнего задания

2. Повторение пройденного материала

- Что такое проект? 

- Какие этапы проекта вы знаете?

3. Целепологание. Мотивация учебной деятельности

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

С развитием техники и технологии в содержании труда рабочих происходят существенные изменения: уменьшается непосредственное физическое воздействие на предмет труда, преобладающими становятся функции наблюдения, управления.

4. Изучение нового материала

Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.

Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.

В ходе этого процесса получается продукт труда.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.



Продукт труда – материал



Средства труда – инструмент



Труд человека

Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.

Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.

Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.

Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.

Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.

Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.

Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.

Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.



Физминутка

Стоп, уроки!

Стоп, дела,

Отдыхать пришла пора!

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Изготовление большинства изделий включает конкретную последовательность множества операций превращения сырья в конечную продукцию, называемых производственными процессами. Ввиду их многообразия, обусловленного современным уровнем развития промышленности, для систематизации создана классификация производственных процессов.

Классификация – это распределение каких-либо объектов по отдельным группам. В группу объединяются объекты, имеющие общие для всех признаки.

Классификация по существенным признакам называется типологией.

Технологии можно классифицировать в соответствии с особенностями промышленного производства.

В зависимости от количества выпускаемой продукции существующие производства делятся на единичное, серийное и массовое.

Единичным называется производство отдельных видов продукции или мелких партий однородной продукции. Как правило, производство этой продукции не повторяется. Примером такого типа производств могут быть судостроительные заводы, заводы тяжёлого машиностроения. Либо организации, выполняющие разовые заказы потребителей, например, ателье по пошиву одежды. Заказ выполняется по размерам заказчика и шьётся в одном экземпляре.

Серийное производство характеризуется периодическим выпуском определённых партий (серий) продукции. Организация производства по этому типу наиболее часто встречается в станкостроении и приборостроении, инструментальном производстве. Примером такого производства может быть автомобилестроительные заводы, которые на протяжении ограниченного времени выпускают автомобили одной серии, после завершении этого выпуска обычно эту серию уже не повторяют, а разрабатывают новую модель.

Массовое производство представляет собой наиболее совершенный тип организации производства, при котором в большей мере, чем в других производствах, обеспечивается автоматизация и механизация многих процессов. В массовом производстве выпускается непрерывно однотипная продукция при относительно ограниченной номенклатуре. К нему, в том числе, относятся добывающие производства. В обрабатывающих отраслях массовое производство характерно для ряда отраслей машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности. Например, пошив специальной одежды (форменной), происходит по усреднённым размерам в большом объёме.

У каждого вида производств есть свои преимущества и недостатки. Так если рассматривать пошив одежды, то стоимость одежды, выполненной по индивидуальному заказу, выше той, что изготовлена массовым тиражом, зато она оригинальна по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре, и маскирует некоторые её недостатки.

Некоторые виды производств имеют непрерывный технологический процесс. К таким производства относится выплавка чугуна, производство электроэнергии.

Технологии также классифицируют в соответствии с видами отраслей:

Технологии энергетические, металлургические, химические, машиностроительные, строительные, лёгкой и пищевой промышленности производственных областей классифицируются как технологии производственных отраслей.

К технологиям непроизводственных отраслей относятся педагогические, художественные, медицинские технологии; а так же технологии торговли, бытового, информационного обслуживания.

Существуют ещё универсальные виды – познавательная и трудовая деятельности, предпринимательство, художественное и техническое творчество.

Классификация отраслей промышленности имеет важное значение для правильного планирования промышленного производства и обеспечения определённой пропорциональности в его развитии.

5. Закрепление полученных знаний.

(Приложение)

Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.

Варианты ответа:

Ткань

Деревянная доска

Иголка

Картон

Пила

Удочка

Рыба

Ножницы

Правильный вариант ответа:

Предмет труда

Ткань

Деревянная доска

Картон

Рыба

Средство труда

Иголка

Пила

Удочка

Ножницы

Подсказка: Предметом труда является объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация, а средством труда то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Задание 2. Расставьте подписи к изображениям.

Задание 3. Расставьте последовательность типов производств по объёму производства начиная с наибольшего.

Варианты ответа:

серийное, массовое, единичное.

Правильный вариант ответа:

массовое

серийное

единичное

Подсказка:

Единичное производство – это производство одновременно выпускающее малое количество одинаковых изделий, повторное изготовление которых не предусмотрено.

Серийное производство – это производство, на котором периодически повторяют выпуск больших партий (серий) продукции.

Массовое производство – это производство, на котором продолжительное время выпускают большой объем одинаковых изделий.

Задание 4. Подчеркните производства, которые относятся к единичному.

Варианты ответа:

Строительство корабля

Выпуск автомобилей

Производство телевизоров

Пошив платья в ателье

Производство лекарств

Изготовление турбины для электростанции

Изготовление тортов на заказ

Правильный вариант ответа:

Строительство корабля

Пошив платья в ателье

Изготовление турбины для электростанции

Изготовление тортов на заказ

Подсказка: Единичное производство – это изготовление продукции по индивидуальным размерам и изготавливается в одном экземпляре.



6. Рефлексия. Подведение итогов

- Сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Закончите одно из предложений:

Самое интересное на уроке было……………………………………

Мне понравилось……………………………………………………..

Мне не понравилось………………………………………………….

Я узнал(а)……………………………………………………………….

Мне пригодится………………………………………………………

С каким настроением вы закончили урок?



7. Домашнее задание

§3.1-3.2 изучить




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Классификация производств и технологий»

Автор: Алексеенко Юрий Николаевич

Дата: 06.08.2022

Номер свидетельства: 611534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка учебной инфографики «Что такое технология. Классификация производств и технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uchebnoi_infografiki_chto_takoe_tekhnologiia_klassifikatsiia_proizvod"
    ["file_id"] => string(6) "633241"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1686082920"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Классификация и технология обработки металлов""
    ["seo_title"] => string(52) "klassifikatsiia_i_tiekhnologhiia_obrabotki_mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "356825"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478626500"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Технологическая карта урока  по технологии.«Классификация и производство текстильных волокон. Определение направления долевой нити в ткани» "
    ["seo_title"] => string(155) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiekhnologhii-klassifikatsiia-i-proizvodstvo-tiekstil-nykh-volokon-opriedielieniie-napravlieniia-dolievoi-niti-v-tkani"
    ["file_id"] => string(6) "236623"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444128702"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "План-конспект урока технологии 7 класс (мальчики) "Классификация и термическая обработка сталей" "
    ["seo_title"] => string(104) "plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-7-klass-mal-chiki-klassifikatsiia-i-tiermichieskaia-obrabotka-staliei"
    ["file_id"] => string(6) "143074"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418441079"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок технологии по теме "Технология производства и свойства искусственных волокон и тканей из них" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-tiekhnologhii-po-tiemie-tiekhnologhiia-proizvodstva-i-svoistva-iskusstviennykh-volokon-i-tkaniei-iz-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "247075"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446487214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства