Просмотр содержимого документа
«Деление маточного куста хризантемы»
Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству в 10 классе
Тема: Деление маточного куста хризантемы, высадка черенков в открытый грунт и уход за молодым растением.
Актуальность: Знания, полученные обучающимися на занятиях, могут быть применены в повседневной жизни, в том числе и для облагораживания территории школы.
Новизна: занятие комплексное, направлено на интеграцию разных видов деятельности обучающегося, охватывает основные направления его развития.
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразными способами размножения, посадки и ухода за хризантемами.
Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся понятия о хризантемах, о строении куста, о способах их размножения (семенной, делении куста, черенковании), правилах посадки и ухода за ними.
Развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, работать самостоятельно и в группах.
Воспитательные: создание оптимальных условий для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
Профориентационная: формирование знаний у учащихся, необходимых для профессий сельскохозяйственной отрасли – растениеводства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Понятия и термины : маточный куст, прищипывание, пасынкование, пинцировка боковых побегов.
Оборудование и материалы: презентация по теме, ПК, ящики с землей, цветочные горшки, совки, лейки, клеенка, палочки, схема строения куста хризантемы, технологическая карта посадки разделённой хризантемы.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация схемы строения маточного куста хризантемы, технологических карт и натуральных объектов.
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске вывешены словарные слова и картинки для проведения упражнения на концентрацию внимания. На столе: маточные кусты хризантемы, ящики, клеёнка.
1.1. Взаимное приветствие. Рапорт дежурного.
1.2 .Проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой, наличие всех необходимых принадлежностей.
Ребята! Сегодня мы с вами повторим ранее изученный материал, а так же узнаем много нового о хризантемах, а ещё мы с вами выполним практическую работу: высадим отделенные от маточного куста хризантемы укорененные черенки в открытый грунт.
Ваша задача: поднимать руки и отвечать, проявляя уважение друг к другу, не выкрикивая и не перебивая друг друга. При выполнении практической работы, если вам что- то не понятно – обращайтесь ко мне за помощью.
Проведение упражнения на концентрацию внимания.
«Найди 10 отличий».
2. Повторение пройденного материала.
А теперь подгадываем загадки:
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут ...
Он – цветочный принц – поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам ...
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...
В природе осенней есть зимняя тема,
Морозец к утру и цветет...
А какое растение мы сейчас с вами изучаем? Правильно- хризантема. Давайте вспомним все, что мы уже знаем об этом прекрасном растении.
Проводится разноуровневый опрос.
Более сильные ученики отвечают устно, остальные - отвечают письменно- тесты.
-Как переводится хризантема с греческого языка?
- Какие виды хризантем вы знаете? (мелкоцветковая, крупноцветковая, махровая, полумахровая)
- Расскажите, а какие бывают хризантемы по срокам цветения, размеру цветка и куста
- Есть ли разница в зимовке в зависимости от сорта?
- Какие условия нужны для благоприятного роста и цветения хризантемы?
- Расскажите о главных операциях при уходе за хризантемами (полив, подкормка, подвязка стеблей)
- А как обозначается хризантема на схеме посадки растений?
В конце урока проверяются тесты, пока учащиеся записывают домашнее задание, обсуждаем ошибки и выставляется оценка в совокупности теста и с качеством выполнения практической работы.
3.Основная часть.
3.1. Вступительное слово педагога.
Ребята, осенью мы с вами уже познакомились с прекрасным растением – хризантемой. Мы узнали какие бывают разновидности, чем они отличаются друг от друга, высадили в горшки маточный материал. Теперь мы с вами займемся размножением наших хризантем.
Хризантемы — растения короткого дня. Сокращение длины дня ускоряет их развитие, закладку бутонов и формирование соцветий. Зацветают они с наступлением осени, когда день укорачивается. В зависимости от так называемой критической длины дня, необходимой для прохождения генеративной фазы развития, хризантемы подразделяют на ранние (критическая длина дня у них колеблется от 14,5 до 15 ч), средние (13—14 ч) и поздние (12—13 ч) сорта.
Поздние и среднепоздние сорта очень сильно реагируют на изменения длины дня и ночи, а ранние меньше. Срок цветения у ранних в основном зависит от возраста растений. Эти сорта значительно легче выращивать в приусадебном саду. Цветущие хризантемы можно иметь во второй половине августа — сентябре.
Что же для этого нужно? Прежде всего — здоровый и высококачественный посадочный материал. Маточные растения отбирают в период массового цветения, причем самые лучшие. Они должны иметь характерную для данного сорта окраску, диаметр и форму соцветий, быть здоровыми, не поврежденными вредителями и болезнями. В конце января — феврале, за месяц до черенкования, хризантемы выносят в светлое помещение (на подоконник), где температура воздуха поддерживается в пределах 14—20°.
3.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
Мы с вами на предыдущих занятиях занесли наши горшки с маточными растениями в тёплое место и посмотрите, как много зеленых отросточков пошло от корня. Сегодня тема нашего урока: «Проращивание, высадка и уход за хризантемой». Мы с вами будем разделять наши кусты и высаживать ростки хризантемы в открытый грунт.
4. Изучение нового материала
Просмотр презентации.
Мы должны перед высадкой хризантемы в открытый грунт определиться с оформлением клумбы .
Черенки нарезают из побегов, на которых не меньше 6—7 листьев. Срез проводят горизонтально, лучше под углом. Черенок должен иметь 3—4 листа, и столько же оставляют на побеге. Из пазух через 14—15 дней вырастают новые побеги, которые снова можно использовать на черенки.
Физкультминутка.
Проведение электронной гимнастики для глаз.
5. Практическая работа.
Ребята, что мы с вами должны сделать перед началом практической работы? Правильно, повторить правила по технике безопасности.
Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
Учащиеся одевают спецодежду: фартуки, перчатки.
Практическая работа – деление маточного куста хризантемы на черенки.
1)Отделяем от маточного куста черенок и окунаем в воду;
2)обмакиваем кончик черенка в порошок для стимуляции корнеобразования;
3)подготовленные черенки высаживаем в грунт. Уплотняем землю и поливаем черенки.
6. Закрепление изученного материала.
- Как разделить куст на качественные черенки?
- Сколько листьев должно быть на черенке?
- Расскажите последовательность операций при разделении маточного куста хризантемы.
7. Рефлексия
Заполнение учащимися анкет с вопросами об отношении к уроку.
8. Итоги урока
Выставление оценок за урок с комментированием.
Д/З:
Контролировать влажность почвы хризантемы, при необходимости - поливать.