kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Познакомит учащихся с понятием аддитивных технологий (3D-печати) и трехмерного сканирования.Ознакомит с преимуществами и недостатками аддитивных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования»

Тема: Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования

I. Аддитивные технологии (3D-печать): Общие сведения

  • Определение: Аддитивные технологии (АТ) – это процесс создания трехмерных объектов путем последовательного добавления материала слой за слоем, в отличие от традиционных методов производства, где материал удаляется (например, фрезеровка, токарная обработка). Другое название - 3D-печать.

  • Принцип работы:

    1. Создание 3D-модели объекта в специальном программном обеспечении (САПР).

    2. Разбиение 3D-модели на множество тонких слоев (слайсинг).

    3. Последовательное нанесение слоев материала в соответствии с данными слайсинга.

    4. Соединение слоев для формирования цельного объекта.

  • Материалы: Пластики (PLA, ABS, PETG и др.), металлы (титан, алюминий, сталь и др.), керамика, композиты, фотополимеры, биологические материалы.

  • Основные технологии 3D-печати:

    1. FDM (Fused Deposition Modeling) – послойное наплавление расплавленного материала.

    2. SLA (Stereolithography) – отверждение жидкого фотополимера лазером.

    3. SLS (Selective Laser Sintering) – спекание порошкового материала лазером.

    4. DLP (Digital Light Processing) – отверждение фотополимера с помощью проектора.

    5. Binder Jetting – склеивание порошкового материала связующим веществом.

II. Преимущества и недостатки аддитивных технологий

  • Преимущества:

    • Возможность создания сложных геометрических форм.

    • Быстрое прототипирование и мелкосерийное производство.

    • Персонализация и кастомизация продукции.

    • Сокращение отходов материала.

    • Производство изделий "по требованию".

  • Недостатки:

    • Ограничения по размерам изделий.

    • Относительно низкая скорость производства для крупных партий.

    • Стоимость некоторых материалов и оборудования.

    • Необходимость постобработки изделий.

    • Ограничения по прочности для некоторых материалов.

III. Области применения аддитивных технологий

  • Прототипирование: Создание макетов и прототипов для проверки концепций и дизайна.

  • Производство:

    • Аэрокосмическая промышленность (детали двигателей, элементы интерьера).

    • Медицина (имплантаты, протезы, хирургические инструменты, модели органов).

    • Автомобилестроение (детали кузова, элементы салона).

    • Строительство (декоративные элементы, прототипы зданий).

    • Производство потребительских товаров (игрушки, сувениры, элементы одежды и обуви).

  • Образование и наука:

    • Создание моделей для обучения и демонстрации.

    • Исследования в области материаловедения и инженерии.

  • Искусство и дизайн:

    • Создание скульптур, ювелирных изделий, предметов интерьера.

  • Стоматология:

    • Создание моделей челюстей, хирургических шаблонов, коронок и мостов.

IV. Трехмерное сканирование: Общие сведения

  • Определение: Трехмерное сканирование – это технология получения трехмерной модели физического объекта путем анализа его формы и размеров.

  • Принцип работы:

    • Сканер проецирует на объект свет (лазер, структурированный свет) или использует другие методы (фотограмметрия, контактные датчики).

    • Датчики регистрируют отраженный свет или другие данные, позволяющие определить координаты точек на поверхности объекта.

    • Специальное программное обеспечение обрабатывает полученные данные и создает 3D-модель.

  • Типы 3D-сканеров:

    • Лазерные сканеры (используют лазерный луч для сканирования).

    • Сканеры структурированного света (проецируют на объект сетку или полосы света).

    • Фотограмметрические сканеры (создают 3D-модель на основе серии фотографий).

    • Контактные сканеры (используют физический контакт с объектом для измерения координат).

V. Области применения трехмерного сканирования

  • Промышленность:

    • Контроль качества (сравнение сканированной модели с CAD-моделью).

    • Обратный инжиниринг (создание 3D-модели существующего объекта для его воспроизводства или модификации).

    • Автоматизация производственных процессов (роботизированная сборка, контроль положения деталей).

  • Медицина:

    • Создание протезов и ортезов.

    • Планирование хирургических операций.

    • Изготовление индивидуальных медицинских изделий.

  • Культура и искусство:

    • Создание цифровых копий исторических артефактов.

    • Реставрация и консервация объектов культурного наследия.

    • Создание виртуальных музеев.

  • Криминалистика:

    • Фиксация места происшествия.

    • Анализ повреждений и травм.

    • Создание 3D-моделей улик.

  • Архитектура и строительство:

    • Обмер зданий и сооружений.

    • Мониторинг деформаций.

    • Создание 3D-моделей местности.

  • Анимация и компьютерные игры:

    • Создание реалистичных 3D-моделей персонажей и объектов.

    • Захват движения (motion capture).

VI. Связь 3D-сканирования и аддитивных технологий

  • 3D-сканирование часто используется в сочетании с 3D-печатью для создания точных копий существующих объектов, их модификации или восстановления поврежденных деталей.

  • Процесс: Сканирование - Обработка данных - 3D-печать.

VII. Заключение

Аддитивные технологии и трехмерное сканирование – это перспективные направления, которые открывают новые возможности в различных областях деятельности. Их развитие и внедрение продолжают менять способы проектирования, производства и взаимодействия с окружающим миром.

















Технология

Тема урока: Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования

Класс: 9

Цели урока:

  • Образовательные:

    • Познакомить учащихся с понятием аддитивных технологий (3D-печати) и трехмерного сканирования.

    • Изучить основные принципы работы и типы оборудования для 3D-печати и 3D-сканирования.

    • Рассмотреть области применения аддитивных технологий и трехмерного сканирования в различных сферах деятельности.

    • Ознакомить с преимуществами и недостатками аддитивных технологий.

  • Развивающие:

    • Развивать познавательный интерес к современным технологиям.

    • Развивать навыки анализа, сравнения и обобщения информации.

    • Развивать умение применять полученные знания на практике.

    • Развивать креативное мышление и навыки решения проблем.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к техническим профессиям.

    • Воспитывать чувство ответственности и аккуратности при работе с техническим оборудованием.

    • Формировать понимание важности инноваций и технологического прогресса для общества

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практическая работа, обсуждение)

Оборудование и материалы:

  • Компьютер, проектор

  • Презентация по теме урока

  • Видеоматериалы о 3D-печати и 3D-сканировании

  • Образцы изделий, созданных с помощью 3D-печати (если есть возможность)

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы для заполнения)

  • Программное обеспечение для просмотра 3D-моделей (пример: MeshLab, онлайн-вьюверы)

  • (По возможности) простейший 3D-сканер или возможность демонстрации его работы

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Вопросы для повторения пройденного материала (если тема связана с предшествующими уроками):

    • Какие технологии обработки материалов вам известны?

    • Какие методы используются для создания объемных изделий?

III. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

  • Показ короткого видеоролика о применении 3D-печати в медицине (например, создание протезов) или в аэрокосмической промышленности.

  • Подводка к теме урока: "Сегодня мы познакомимся с технологиями, которые позволяют создавать объекты любой сложности, используя 3D-печать и 3D-сканирование."

IV. Изучение нового материала (25 минут)

  1. Аддитивные технологии (3D-печать): Общие сведения (7 минут)

    • Определение аддитивных технологий.

    • Принцип работы (объяснение процесса создания 3D-объекта по слоям).

    • Основные материалы для 3D-печати (пластики, металлы, керамика и др.).

    • Основные технологии 3D-печати (FDM, SLA, SLS – краткое описание каждой).

    • Демонстрация: Показ образцов изделий, созданных с помощью 3D-печати (если есть).

    • Вопросы к учащимся:

      • В чем отличие аддитивных технологий от традиционных методов производства?

      • Какие материалы можно использовать для 3D-печати?

  2. Преимущества и недостатки аддитивных технологий (5 минут)

    • Список преимуществ (создание сложных форм, быстрое прототипирование, персонализация и др.).

    • Список недостатков (ограничения по размерам, скорость производства, стоимость и др.).

    • Обсуждение: Предложите учащимся привести примеры, когда преимущества 3D-печати наиболее важны.

  3. Области применения аддитивных технологий (7 минут)

    • Прототипирование.

    • Производство (аэрокосмическая промышленность, медицина, автомобилестроение, строительство, производство потребительских товаров).

    • Образование и наука.

    • Искусство и дизайн.

    • Примеры: Показ фотографий или коротких видеороликов с примерами применения 3D-печати в разных областях.

    • Вопросы к учащимся: В каких еще областях можно использовать 3D-печать?

  4. Трехмерное сканирование: Общие сведения (3 минуты)

    • Определение трехмерного сканирования.

    • Принцип работы 3D-сканера.

    • Типы 3D-сканеров (лазерные, структурированного света, фотограмметрические, контактные).

      • Демонстрация (если возможно): Показ работы 3D-сканера (даже самого простого).

  5. Области применения трехмерного сканирования (3 минуты)

    • Промышленность (контроль качества, обратный инжиниринг, автоматизация).

    • Медицина (протезирование, планирование операций).

    • Культура и искусство (создание цифровых копий артефактов).

    • Криминалистика, архитектура и строительство, анимация и игры.

    • Примеры: Показ фотографий или коротких видеороликов с примерами применения 3D-сканирования в разных областях.

V. Первичная проверка понимания (5 минут)

  • Фронтальный опрос:

    • Что такое аддитивные технологии?

    • Назовите основные области применения 3D-печати.

    • Что такое трехмерное сканирование?

    • В чем связь между 3D-сканированием и 3D-печатью?

    • Назовите типы 3D-сканеров.

  • Небольшая викторина (устно или письменно) с вопросами по теме урока. Карточки с вариантами ответа, выбор правильного.

VI. Практическая работа (10 минут)

  • Задание 1 (индивидуально или в группах):

    • Разделить учащихся на группы.

    • Каждой группе выдать карточку с описанием проблемы (например, "Необходимо создать прототип детали для автомобиля" или "Нужно оцифровать старинную вазу для музея").

    • Задача: Определить, какие технологии (3D-печать, 3D-сканирование или их комбинация) целесообразно использовать для решения проблемы. Описать этапы работы.

  • Задание 2:

    • Просмотр готовой 3D-модели (например, на компьютере с установленным соответствующим ПО или онлайн).

    • Задача: Описать, какие детали можно улучшить, используя аддитивные технологии.

VII. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Обсуждение результатов практической работы.

  • Обобщение основных понятий урока.

  • Выставление оценок (при необходимости).

  • Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? Что было наиболее интересным?

VIII. Домашнее задание (2 минуты)

  • Найти примеры использования аддитивных технологий и трехмерного сканирования в конкретной отрасли (по выбору).

  • Подготовить небольшое сообщение (презентацию) об одном из примеров.

Дополнительные советы:

  • Используйте наглядные материалы: презентации, видео, образцы изделий.

  • Вовлекайте учащихся в активную работу: задавайте вопросы, организуйте дискуссии.

  • Предусмотрите разные формы работы: индивидуальную, групповую, фронтальную.

  • Адаптируйте конспект урока к возможностям вашего класса и доступному оборудованию. Если есть доступ к 3D-принтеру или сканеру, обязательно включите демонстрацию их работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Труд (технология)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Аддитивные технологии. Области применения трехмерного сканирования

Автор: Колесник Александра Георгиевна

Дата: 13.11.2025

Номер свидетельства: 677063


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства