Творческий проект разработан для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии. В дополнение к данному проекту разработана презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
10.Экономический расчет. Экономическая и экологическая оценка готового изделия ……………………………………………………………
11.Реклама проекта ………………………………………………………..
12.Список литературы…………………………………………………….
1.Постановка и обоснование проблемы. Выбор сферы проектной деятельности.
Я очень люблю осваивать новые виды рукоделия. Однажды в поисках нового увлечения я бродила по просторам интернета, и на одном из сайтов увидела, как рисуют картины…шерстью. Я сразу же захотело попробовать сделать, но вот незадача: нужный материал в нашей местности не продавался. Поэтому работа была отставлена.
Но через пару месяцев я с родителями поехала в Воронеж, где и купила первые 2 пакета с шерстью и иголки для валяния. И в итоге на кружок я пошла сияющая, с шерстью и рамкой наперевес.
Сейчас шерсти у меня значительно прибавилось, да и арсенал картин тоже не маленький. Как оказалось, существует несколько техник выполнения картин из шерсти. О выполнении картин( и не только) я расскажу в этом проекте.
2.Цели и задачи проекта. История рукоделия. Мода и стиль.
1.выполнение профессиональной проб .
2.Овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми знаниями при выполнении учебного проектного задания.
3.Выполнение из шерсти картин с помощью разнообразных технологических приемов.
4. Изучить и применить на практике уникальные конструктивные возможности шерсти.
Задачи творческого проекта.
1)Закрепление и углубление практических знаний , умений и навыков по технологии при выполнении творческого проекта .
2)Развитие творческих способностей и воспитание элементов экологической культуры на основе выполнения значительной практической работы.
Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.
В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.
В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.
Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий — игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
Расходные материалы — шерсть мериноса, так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.
Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк, органза, различные декоративные нити и волокно.
При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.
Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.
В последнее время получил распространение — нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг — это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.
Одним из увлекательных и интересных направлений в художественном войлоке является шерстяная акварель. Это техника создания художественных картин с помощью шерсти и других волокон на войлочной основе, выполняемая методом сухого или мокрого валяния.
Акварель, в переводе с французского, означает водянистая. Это свойство краски дает возможность изображения легкости, прозрачности и пронзительности в живописи. Сама акварельная живопись родилась в Китае во II веке до нашей эры, а эталоном виртуозности считается картина Дюрера «Заяц», датируемая 1502 годом.
Техника рисования шерстью позволяет использовать удивительные свойства этого материала, заменяя краски. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемыми в живописи – рельефные мазки с лессировочной заливкой. Шерсть позволяет делать тонкие цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. В то же время можно выполнять четкий насыщенный гуашевый рисунок, но в войлоке он менее интересен.
Техника шерстяной акварели открывает замечательные возможности в художественном войлоке, позволяет создавать великолепные цветочные композиции и лирические пейзажи в собственной интерпретации.
3.Анализ возможных идей и выбор оптимального варианта.
Так как попробовать хотелось все виды и возможности этой техники, а искала я образцы по всему Интернету, то более целесообразно представить работы, которые я выбрала и описать плюсы и минусы каждой техники.
Работа№1
«На ночь глядя…»
Работа, соединившая в себе как мокрое валяние, так и шерстяную акварель. Невозможно использовать изделие без стекла. Очень красиво смотрится в любом интерьере.
Работа №2
«Лунный кот»
Работа с изображением животного. Выполнена в технике акварель шерстью. Невозможно выполнение без стекла. Возможно добиться красивого расплывчатого акварельного эффекта.
Работа №3
«Ливень в большом городе»
Рассказывает о повседневной жизни людей. Самая большая сложность в работе – соблюдение перспективы. Невозможно создание работы без стекла. Красива в любом интерьере.
Работа№4
«Маме на кухню»
Тоже шерстяная акварель, но выполняется в технике мокрого валяния, что позволяет использовать рамку без стекла.
Работа №5
«Ветер в поле»
Выполняется легко и быстро, очень эффектно смотрится в любой комнате. Невозможно использование без стекла.
Работа№6
«Утро в деревне»
На первый взгляд – простая акварель шерстью. Но выложена несколькими слоями. Невозможно использование без стекла.
Работа№7
«Оранжевое настроение»
Картина полностью профильцована и подвалена мокрым валянием
Возможно использование работы без стекла.
Анализ работы
Работа
Достоинства
Недостатки
Мой выбор
1
Легка в исполнении, красива, не требует особого оборудования.
Невозможно выполнение работы не под стекло.
Да
2
Легка в исполнении, красива, не требует особого оборудования.
Невозможно выполнение работы не под стекло. Необходимы некоторые знания о строении животного.
Да
3
Очень красива и необычна.
Необходимы умения в построении перспективы.
Да
4
Понравилась маме.
Прекрасно дополняет интерьер кухни.
Нет необходимости в рамке со стеклом
Необходимы иглы для валяния и наперстки.
Да
5
Очень нежна и подходит к интерьеру в моей комнате.
Трудно подобрать оттенки.
Да
6
Очень понравилась как мне, так и учительнице по технологии.
Выкладывается слоями.
Да
7
Сплошной позитив.
Не нуждается в рамке со стеклом.
Нужны иглы для валяния и наперстки.
Да
Я выбираю все работы, так как каждая прекрасна по-своему.
4.Выбор технологии изготовления изделия.
Я проанализировала все задачи и проблемы, которые мне предстоит решить, выполняя проект, и составила технологическую карту.
Технологии
Материалы
Техника безопасности
Модели
История
Шерстяная акварель
Экологичность
Оборудование
Себестоимость
Во время работы я соблюдаю следующие правила безопасности труда:
-На столе не должно быть лишних предметов.
- Пользуюсь наперстком.
–Ножницы лежат справа с сомкнутыми лезвиями;
-Передаю их только кольцами вперед
-Расстояния от глаз до работы не менее 30 см.
-При выполнении работы слежу за положением корпуса, делаю гимнастику для глаз и кистей рук.
Для работы мне потребуется:
-Шерсть для валяния разных цветов
-Иглы для валяния №38 и №36
-Рамки, как со стеклом, так и без него.
-Салфетки вискозные.
-Белая ткань
-Клей карандаш
-Клей «Момент кристалл»
5.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ , ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ,ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ , ОЦЕНКА БУДУЩЕГО ИЗДЕЛИЯ
№
Параметры
Баллы
1 2 3 4 5
1
Удобство
2
Внешний вид
3
Цена
4
Экологическое влияние
5
Размер
6
Цвет
7
Материалы
8
Экономичность
6.Разработка конструкторской документации
Работа №1
Работа№2
Работа №3
Работа№4
Работа№5
Работа№6
Работа№7
7.Описание изготовления изделия(работы1,2,3,5,6)
Извлечь из рамки картон, наклеить на него белую ткань. Выложить слой белой шерсти, затем разделить работу на две части, исходя из линии горизонта(если есть в этом необходимость), и выложить шерсть нужных цветов в разных направлениях. Затем обозначить крупные объекты, после этого можно переходить к более мелким. Животные выкладываются от хвоста к голове (хвост-туловище-лапы-шея-голова). Если необходимо, с помощью мокрого валяния создать небольшой кусочек ткани и вырезать из него нужный объект. Накрыть работу стеклом и вставить в рамку.
№
Последовательность изготовления
Материалы
Инструменты
рисунок
Этапы контроля
1
Создать эскиз изделия
Бумага
Карандаш
Эскиз соответствует задуманному изделию.
2
Извлечь картон из рамки, наклеить на него белую ткань.
картон, ткань.
Клей, ножницы.
Ткань наклеена ровно.
3
Выложить слой белой шерсти.
Шерсть
Пинцет
Слой однороден.
4
Выложить шерсть разных цветов.
Шерсть
Пинцет
Цвета сочетаются между собой
5
Выложить крупные объекты.
Шерсть
Пинцет
Соблюдена линия горизонта.
6
Выложить мелкие объекты.
Шерсть
Пинцет
Цвета сочетаются между собой.
7
Добавить детали, созданные мокрым валянием.
Шерсть, мыло
Пакет
Валяное изделие плотное, без пробелов.
8
Вставить изделие в рамку.
Готовая работа.
Рамка
Изделие красивое и сочетается с интерьером в комнате.
Описание изготовления изделия(работа№4)
На полиэтилен выложить 2 слоя белой шерсти. Затем накрыть слоем голубой и оранжевой шерсти. После этого переходим к созданию кувшина и ветки с ягодами. Работу намочить из душа и тщательно провалять со всех сторон, надев на руку пакет и намылив его. Работу выполоскать, отжать, завернуть в полотенце и оставить до высыхания. Затем уложить на поролон и провалять иглами для фелтинга. Наклеить на картон и вставить в рамку.
№
Последовательность изготовления
Материалы
Инструменты
Рисунок
Этапы контроля
1
Сделать эскиз работы
Бумага
Карандаш
Рисунок соответствует задумке.
2
На полиэтилен выложить 2 слоя белой шерсти.
Шерсть
Пинцет
Шерсть лежит ровным слоем.
3
Покрыть голубой шерсть
шерсть
пинцет
Шерсть лежит ровным слоем.
4
Выложить кувшин, ягоды и листья.
Шерсть
Пинцет
Следить за тем, чтобы композиция органично смотрелась в данной работе.
5
Тщательно провалять работу, используя мокрое валяние.
Работа
Мыло, пакет.
Работа должна быть равномерно провалена.
6
Фелтинг.
Работа, поролон
Иглы для фелтинга
Работа должна быть равномерно провалена.
7
Вставить работу в рамку.
Работа, рамка
Клей
Работа совпадает с эскизом.
Описание изготовления изделия(работа№7)
На вискозную салфетку уложить слой белой шерсти, а затем – зеленой. Положите работу на поролон и проваляйте иглами для фелтинга. После этого создайте девочку, проваливая детали по мере выкладывания. Мокрым валянием подваляйте картину. Высушите и вставьте в рамку
№
Последовательность изготовления.
Материалы
Инструменты
Рисунок
Этапы контроля
1
Сделать эскиз работы.
Бумага
Карандаш
Эскиз совпадает с фантазией.
2
На вискозную салфетку выложить белую и зеленую шерсть.
Салфетки, шерсть
Пинцет.
Шерсть лежит ровно.
3
Профильцевать.
Фон работы
Иглы для фелтинга
Шерсть хорошо привалена к салфетке.
4
Выложить девочку.
Шерсть
Пинцет
Картинка пропорциональна.
5
Профильцевать
Работа
Иглы для фелтинга
Шерсть хорошо привалена к салфетке
6
Провалять мокрым валянием
Работа
Мыло
Мыло тщательно смыто.
7
Вставить в рамку
Работа
Рамка
Рамка совпадает по размеру с работой.
8.Описание окончательного варианта изделия
Мои работы готовы. Свои изделия я выполнила точно по технологической карте. Они полностью соответствуют ранее задуманному. Разместились работы в моей комнате, прекрасно дополнив ее интерьер. Мои работы не наносят вред окружающей среде. Все отходы утилизируются вместе с бытовым мусором.
9.Эстетическая оценка изделия
Качество своих работ я определяю по следующим параметрам:
- На работе нет пробелов
- Фон органично сочетается с другими деталями картины
-Аккуратный внешний вид полностью совпадает с предполагаемой моделью.
На мой взгляд, недостатков нет.
10.Экономический расчет. Экономическая и экологическая оценка готового изделия.
№
Наименование материала
Цена
Расходы
Всего
1
Ткань белая
80 р.
2 метра
160 р.
2
Рамка
40х50
А4
40х40
290р.
120р.
210р.
3 шт.
2шт.
1шт.
1320р.
3
Шерсть
Белая
Синяя
Голубая
Черная
Оранжевая
Зеленая
Желтая
Красная
Песочная
Розовая
50р/50гр.
50г.
30г.
10г.
5г.
5г.
10г.
7г.
8г.
4г.
2г.
131р.
4
Мыло
30р.
1 пачка
30р.
Итого
.
1641р.
Материальные затраты. Расход на электроэнергию.
0.015кв/чх20часов х стоимость электроэнергии =0.3х3.24р =0.972 р.=1 рубль
Затрат на утюг не имею.
МЗ = Стоимость материалов + затраты на утюг + свет
Расход на материалы -1641р.Себестоимость-2487.728р.
...Не запрещай себе творить, Пусть иногда выходит криво — Твои нелепые мотивы Никто не в силах повторить... Не говори, что не умеешь: Ты ни о чём не пожалеешь — Да будет не о чем жалеть!
Список литературы
Н. Кракалиене, Л. Шомкиене, Н. Михайленко «Большая книга женских рукоделий» издательство «Эксмо» 2013 год.