kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технология самоконтроля познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта на уроках социально – бытовой ориентировке как способ активации обучения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественному выполнению практического задания, практической работы, формированию трудового навыка способствуют обязательные компоненты деятельности учащегося- самостоятельные контрольно- оценочные действия, которые различаются своей направленностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технология самоконтроля познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта на уроках социально – бытовой ориентировке как способ активации обучения».»

Тема: «Технология самоконтроля познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта на уроках социально – бытовой ориентировке как способ активации обучения».



Чтобы моя работа принесла как больше пользы, возникли проблемы в организации работы. Для решения их нужно глубже и основательнее ими заняться. Поэтому цель моей работы: изучить и использовать технологию самоконтроля познавательной деятельности на уроках СБО, как способ активации обучения.

Качественному выполнению практического задания, практической работы, формированию трудового навыка способствуют обязательный компонент деятельности учащегося- самостоятельные контрольно-оценочные действия, которые различаются своей направленностью. Объектом контрольных действий может быть изделие, конечный результат практической деятельности (приготовленное блюдо, выглаженное бельё, вымытая посуда и т.д.). В этом случае работающий производит либо визуальный, либо вкусовой контроль.

Объектом контрольных действий часто является качественный показатель готовности к работе инструмента, прибора, машины, которыми пользуются при выполнении практического задания; у ножа - острота, у утюга - состояние провода, у пылесоса - наполненность пылесборника, правильность уборки, которое должно соответствовать правилам техники безопасности. Объектом контроля могут быть и собственные практические действия: обучающий замечает неточность движения рук при работе щёткой и соответственно регулирует эти действия.

Сначала необходимо приучить обучающихся следить за правильным выполнением рабочих движений, а затем эти движения всё меньше будут требовать контроля и со стороны учителя и со стороны обучающихся.

В структуре практической деятельности обучающихся большое место занимают контрольные действия, направленные на проверку точности выполнения технологических требований, что позволяет достичь желаемого конечного результата - отличного качества.

Принято выделять три вида контрольных действий: предваряющий, текущий и итоговый. Эти виды контрольных действий отличаются, в какое время они производятся в процессе практической деятельности, в период подготовки к работе, в ходе работы, после окончания работы.

Предваряющий контроль связан с планированием работы, с изучением требований инструкций, технологической карты, необходимых сведений по охране и гигиене труда, проверкой готовности инструмента, инвентаря и оборудования.

Текущий контроль направлен на точность выполнения очередной операции. Он может быть визуальным, инструментальным (проверка точности выполнения операции измерительными инструментами, приборами – весы, мерочный стакан, шаблон).

Итоговый контроль общая оценка правильности выполнения работы по основным параметрам, соответствующим требованиям к качеству продукта практической деятельности.

Все виды контрольных действий при выполнении определенного практического задания принято называть самоконтролем.

В основе самоконтроля (контрольных действий) лежат различные знания и умственные действия.

Обучающиеся не реализуют своих возможностей в умении совершать контрольные действия. Инертность мышления, трудность переключения с одной умственной или практической операции на другую приводит к тому, что обучающийся не может одновременно охватить контролем все стороны своей работы.

Большинство обучающихся с проблемами в психофизическом развитии приобретают возможность осуществлять контрольные действия в процессе практического выполнения задания, если учителем проводится целенаправленное формирование навыков самоконтроля. Основной системой обучения действиям для выполнения практических работ является пооперационная система.

Почти все навыки владения ручными инструментами и технологическими оборудованием вырабатываются на основе пошаговых действий, согласно плану работы (рецептуре, инструкции по использованию того или иного прибора). Одним из приёмов, воспитывающих внимательное отношение к своей работе, является организация взаимопроверки учащимися выполнения работы. Каждый ученик даёт характеристику выполненной товарищем работы, ориентируясь на технологическую карту, на требования к качеству результата работы.

Эффективный способ обучения самоконтролю – индивидуальный показ контрольных действий учителем непосредственно на рабочем месте обучающегося. Показав контрольные действия, он может предложить обучающемуся повторить их и найти ошибку самостоятельно. Умение охарактеризовать ошибку (свою, товарища) может быть сформировано у обучающегося только с помощью учителя. Учитель в своих критических замечаниях должен четко формулировать, что сделано обучающим неправильно. Необходимо помнить, что тон, которым выражает свои оценочные суждения, тоже являются примером для подражания обучающимися.

Большое место в действиях самоконтроля занимает сравнение обучающими своего продукта труда с эталоном, образцом. Например, в основных требованиях к знаниям и умениям обучающими пятого класса по разделу «Одежда и обувь» сказано: обучающиеся должны уметь чистить кожаную обувь. Чтобы выполнить требования, учителю необходимо подготовить для работы загрязненную кожаную обувь (на каждого обучающегося) и образец, демонстрирующий, как должна выглядеть эта обувь после чистки.

Необходимо отметить большие трудности в приобретении навыка самоконтроля собственных действий учащимися, для которых характерно сочетание умственной недостаточности с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы. Такие ученики только в старших классах, благодаря целенаправленной коррекционной работе со стороны учителя, овладевают правильной оценкой собственных успехов.









Отчет по теме самообразования

«Технология самоконтроля познавательной деятельности у детей с нарушениями интеллекта как способ активации обучения».

Одна из основных проблем детей с нарушением интеллекта - неумение правильно оценивать себя и своих товарищей. Причины кроются не только в недоразвитии речи обучающихся, конечного результата, но и прежде всего, в недостаточно сформированной мотивации самоконтроля.

Изучая литературу по теме «Мотивация обучающихся с нарушениями интеллекта», выяснила, что термин «самоконтроль» по- разному используется. Но, практически, в целом все виды контрольных действий при выполнении определенного практического задания принято называть «самоконтролем работающего», следовательно, чтобы повысить самооценку и умение правильно оценивать своих товарищей, необходимо влиять сначала на правильные рабочие движения, а затем по мере формирования двигательного навыка. Эти движения будут всё меньше требовать контроля, как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося. Главное, чтобы изначально двигательный навык формировался правильно.

Исходя из этого, сформировалась цель моей работы по самообразованию: изучение и формирование путей качественного выполнения практического задания, работы. Формированию трудового навыка способствует самостоятельные контрольно-оценочные действия, различающиеся свое направленностью.

Работа велась по нескольким направлениям. Во-первых, повышение выполнения практических работ на уроках СБО является пооперационная система. Все навыки владения ручными инструментами и технологическим оборудованием вырабатываются на основе пошаговых действий, согласно плану работы (рецепту, инструкции по использованию того или иного прибора).

С этой целью проводилась работа в урочное, во внеурочное время, на факультативе «Разговор о правильном питании». Был использован пооперационный инструктаж, то есть показывала и объясняла операции. Более высоких результатов в формировании самоконтроля добивалась самостоятельным нахождением ошибок и способов их устранения. Путём наводящих вопросов я подводила обучающихся к тому, чтобы они сами нашли и приняли верное решение и исправили ошибки.

Дети учились внимательному отношению к своей работе, взаимопроверке и выполнению итоговой работы. Каждый ребенок даёт характеристику выполненной товарищем работы, ориентируясь на технологическую карту, на план работы или на требование к качеству результата работы.

Во-вторых, эффективный способ самоконтроля - индивидуальный показ контрольных действий учителем, непосредственно на рабочем месте ученика. Показав, он может предложить повторить их и найти ошибки самостоятельно. Необходимо отметить, что умение охарактеризовать ошибку (свою или товарища) может быть сформировано у обучающихся только с помощью учителя.

Я в своих критических замечаниях должна четко сформулировать, что сделано учеником неправильно, конкретно. Необходимо помнить, что тон учителя является примером для подражания обучающих.

В - третьих, большое место в действиях самоконтроля занимает сравнение обучающими продукта своего труда с эталоном, образцом. Большое значение имеет опора на наглядное представление об итоговом результате труда.

Поняла, что надо так организовать работу, чтобы все дети смогли выполнить определенную работу. В ходе комплексных практических работ дети научились сервировать стол к завтраку, обеду и ужину, выращивать овощи, умеют приготовить завтрак, праздничные блюда, блюда из теста, умеют проводить качественную уборку помещения и своих рабочих мест.

Каждый ученик может рассказать, показать и сделать свою работу самостоятельно и оценить её.

Так возникло ещё одно направление в работе – проектная деятельность по темам: «Хлеб…наскучит ли он? Никогда!», «Земля на зёрнышке стоит…», «Азбука здоровья». «Разговор о правильном питании». Было проведено несколько основных этапов:

1.Принятие проблемы.

2.Определение направления работы.

2.1. Определить значимость и историю возникновения хлеба.

2.2. Узелки на память: викторины, конкурсы рисунков, конкурсы кроссвордов, . загадок и пословиц о хлебе,о продуктах питания,

2.3.Внимание – конкурс «Стряпуха».

3. Образование творческих групп.

4. Внутригрупповая подготовка.

5.Подведение итогов. Презентация.

Такая работа заинтересовала каждого ученика. Дети со всей ответственностью готовились к проведению итогового занятия. Старались всё делать самостоятельно, чтобы получились красивые рисунки. Приготовили красиво оформленные блюда и с удовольствием сервировали праздничный стол.

Ребята поняли важность своей деятельности и значимость проделанной работы, которая позволит им уверенно начать самостоятельную жизнь и успешно в ней адаптироваться.

Подведя итог, отмечу, что проделанная мной работа была важна для детей и имела хороший результат.



Учитель 1 квалификационной категории Апарина Т.Б.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Апарина Татьяна Борисовна

Дата: 15.02.2022

Номер свидетельства: 600293


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства