Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование трудовых умений на уроках труда, необходимых для проживания в современном обществе"»
Формирование трудовых умений на уроках труда, необходимых для проживания в современном обществе.
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации учебного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
Специальная (коррекционная) школа- интернат готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе. Следовательно, дети с особенностями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их поведение в разных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Одной из главных задач обучения в школе, в том числе и обучения на уроках труда является формирование умений и навыков, соответствующих социальной адаптации выпускников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни. Необходимо создать такие условия трудового обучения, которые с максимальной пользой помогут выпускникам в их самореализации в социуме, активному участию в жизни общества.
Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.
Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.
Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. В начальной школе трудовое обучение направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Дети работают, в основном, с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом. С пятого класса трудовое обучение происходит на более высоком уровне. Дети впервые приходят работать на территорию школы, в мастерские, и важно воспитать у них организационные умения и навыки.
Формирование трудовых знаний, умений и навыков происходит на уроках труда.
Сельскохозяйственный труд. На территории школы имеются 2 теплицы, цветники, пришкольный участок, где сажаем сорго. В весенний и осенний период каждодневный труд помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, по уборке территории. За каждым классом закреплен свой объект по уборке школьной территории. Дети видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, могут лучше спланировать работу по сравнению с теми, которые не имеют такого запаса приёмов. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей с ограниченными возможностями здоровья, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.
Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с современными отделочными материалами. На занятиях столярного дела, под чутким руководством педагогов, воспитанники знакомятся с разметкой деталей, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Воспитанники расписывают готовые изделия и покрывают готовые изделия лаком.
Швейное дело позволяет ученицам усваивать необходимые в быту и посильной индивидуальной деятельности знания и умения по швейному делу. На занятиях девочки учатся шить одежду, постельное бельё, овладевают навыками ремонта одежды. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.
Штукатурно-малярное дело позволяет ребятам овладеть навыками облицовки поверхности керамической плиткой, настилом пола керамической плиткой. Ребята учатся работать с конструктором, что также способствует их социальной адаптации.
Большое значение для трудового обучения учащихся имеют беседы о труде, просмотры видеофильмов о производстве и труде взрослых, экскурсии на предприятия (в швейную мастерскую, на ферму), которые значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и побуждает интерес к труду.
Занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых умений и навыков, воспитанию культуры труда. При этом важно, чтобы занятия были наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств учащихся.
Правильное отношение к труду школьников с интеллектуальной недостаточностью можно воспитать, лишь систематически организуя их собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе, что необходимо для их социальной и трудовой адаптации, т.е. для проживания в современном обществе.