Опыт эксплуатации первых систем МПЦ на железных дорогах мира показал их эксплуатационные и технические преимущества перед релейными системами. В нашей стране и за рубежом прекращены разработки новых релейных систем электрической централизации (ЭЦ). Учитывая быстрые темпы развития и совершенствования микроэлектронной и микропроцессорной техники, снижение ее стоимости, можно утверждать, что с течением времени системы МПЦ станут основными системами станционной автоматики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Станционные системы автоматики»
Станционные системы автоматики
Каирхожаев Ж.О.
Станционные системы автоматики на железнодорожном транспорте в настоящее время в большинстве своем построены на электромагнитных реле. Основными недостатками релейных систем является их громоздкость, значительное потребление электроэнергии, высокая материалоемкость, сложность сопряжения с управляющими системами более высокого уровня для полной автоматизации технологических процессов на станциях.
Микропроцессорные устройства, приходящие на смену электромеханическим и электронным, способствуют повышению эксплуатационных характеристик систем ЖАТС. Как правило, МПУ содержат значительно меньшее число электронных компонентов и благодаря этому имеют более высокую надежность, меньшие габариты и вес, чем их предшественники. Они обладают большими функциональными возможностями, легче вписываются в структуру современных технологических систем, могут иметь встроенные автодиагностику и удаленный мониторинг.
В то же время разработка, внедрение и эксплуатация МПУ вызывают определенные сложности. Прежде всего, это связано с тем, что для большинства специалистов, занятых эксплуатацией железнодорожной автоматики, МПУ представляются некими «черными ящиками», работу которых можно уяснить только по описаниям, которые не всегда соответствуют истине .
Принята обширная программа обновления устройств СЦБ, замены устаревших релейных устройств. Однако новые релейные устройства, в отличие от централизации компьютерного типа, не могут дать качественный скачок в развитии устройств железнодорожной автоматики. Поэтому самым перспективным направлением в развитии устройств СЦБ является внедрение микропроцессорных или релейно – процессорных систем.
В централизации релейного типа имеется значительное количество элементов, отказ которых приводит к выходу из строя практически всей системы. Попытки дублировать или резервировать такие элементы существенных положительных результатов не дали. Из-за возникающих перенапряжений происходят случаи возгорания релейных помещений. Повреждения кабельных магистралей, в том числе и по причинам попадания в них токов тяговой электросети, приводят к длительным срокам восстановления действия централизации.
Централизация компьютерного типа в этом отношении обладает более высокими показателями надежности за счет использования возможностей электронных технологий и 100 %-го горячего резервирования основных элементов системы.
Наличие мощной системы самодиагностики позволяет выявлять предотказное состояние элементов централизации, контролировать все отказы с выводом их на экран рабочего места электромеханика.
Централизация релейного типа требует более высоких материальных и трудовых затрат на ее эксплуатацию. Прежде всего, это связано с наличием большого количества электромагнитных реле (более 100 шт. на одну стрелку), которые необходимо проверять перед вводом в действие централизации и с определенной периодичностью в процессе эксплуатации. Кроме того, немало времени тратится на обслуживание пульта управления, табло и магистральной кабельной сети со всеми сопутствующими конструктивами (кроссом, муфтами, кабельными колодцами, нишами и т. д.).
Централизации компьютерного типа имеют ряд преимуществ при внедрении информационных технологий в перевозочный процесс и управление работой структурных подразделений железнодорожного транспорта. Они служат удобным связующим звеном между первичными источниками получения информации (подвижным составом, объектами СЦБ и др.) и системами управления более высокого уровня и позволяют довольно простым способом их увязывать без дополнительных надстроек, что невозможно сделать при использовании централизации релейного типа.
Компьютерные централизации можно ввести в эксплуатацию без строительства помещений для размещения постовых устройств. Для этого используются здания существующих постов или приспосабливаются помещения других служебно-технических зданий. Это очень важно при модернизации ЭЦ релейного типа.
Кроме того, значительно снижается стоимость, и уменьшаются сроки строительно-монтажных (сокращение количества реле, стативов и кабеля) и пуско-наладочных работ (отсутствие необходимости прозвонки монтажа, изготовления и установки громоздких макетов и т. д.).
К преимуществам систем микропроцессорной централизации (МПЦ) по сравнению с релейными системами централизации, в частности, относятся [2]:
более высокий уровень надежности за счет дублирования многих узлов и непрерывного обмена информацией между этим процессором и объектами управления и контроля (что также способствует повышению уровня безопасности);
возможность управления объектами многих станции и перегонов с одного рабочего места;
возможность интеграции управления перегонными устройствами СЦБ и приборами контроля состояния подвижного состава в одном станционном процессорном устройстве,
предоставление эксплуатационному и техническому персоналу расширенной информации о состоянии устройств СЦБ на станции с возможностью передачи ее и другой информации в региональный центр управления перевозками,
наличие встроенного диагностического контроля состояния аппаратных средств централизации и объектов управления и контроля,
возможность непрерывного протоколирования действий эксплуатационного персонала по управлению объектами и всей поездной ситуации на станции и перегонах,
возможность регистрации номеров поездов, следующих по станциям и перегонам, а также всех отказов объектов управления,
значительно меньшие габариты оборудования и, вследствие, в 3 - 4 раза меньший объем помещения для его размещения, что позволяет заменять устаревшие системы централизации без строительства новых постов,
значительно меньший объем строительно-монтажных работ,
подробная технология проверки зависимостей без монтажа макета за счет использования специализированных отладочных средств,
возможность получения из архива параметров работы напольных устройств СЦБ для последующего прогнозирования их состояния или планирования проведения ремонта и регулировки, не допуская полных отказов этих устройств,
снижение эксплуатационных затрат за счет уменьшения энергоемкости системы, сокращения примерно на порядок количества электромагнитных реле и длины внутрипостовых кабелей, применения современных необслуживаемых источников питания, исключения из эксплуатации громоздких пультов управления и манипуляторов с большим числом рукояток и кнопок механического действия.
Опыт эксплуатации первых систем МПЦ на железных дорогах мира показал их эксплуатационные и технические преимущества перед релейными системами. В нашей стране и за рубежом прекращены разработки новых релейных систем электрической централизации (ЭЦ). Учитывая быстрые темпы развития и совершенствования микроэлектронной и микропроцессорной техники, снижение ее стоимости, можно утверждать, что с течением времени системы МПЦ станут основными системами станционной автоматики.