Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в «Центре дополнительного образования» г. Мирный.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в «Центре дополнительного образования» г. Мирный.
Самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья в студии "Сияние красоты" стимулирует детей к творчеству, познанию и овладению различного способа деятельности, а также социальным запросам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в «Центре дополнительного образования» г. Мирный.»
Самореализация личности ребенка с ОВЗ
в «Центре дополнительного образования» г. Мирный.
Петрова Анна Георгиевна, педагог дополнительного образования
Аннотация.
Важной задачей по обеспечению образовательных потребностей детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями. В работе представлен опыт реализации авторской дополнительной общеобразовательной программы «Сияние красоты» (бисероплетение) для детей с ОВЗ.
Ведение.
Для решения цели по обеспечению образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) была разработана авторская программа «Сияние красоты» (бисероплетение) на основе 5-летней работы с детьми в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и составлена с учетом индивидуальных психофизических и интеллектуальных возможностей ребенка.
Декоративно-прикладное творчество (бисероплетения) направлено на достижение следующих задач:
-овладение обучающимися начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества т. к. в наши дни искусство бисероплетение переживает необычайный расцвет;
-овладение способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
-формирование первоначальных представлений о мире профессий;
-воспитание: трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-формирование навыков практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основная часть.
Деятельность ребенка с ОВЗ на занятиях студии включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, занятие должно быть поделено на две части:
первая часть-теоретическая-должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы;
вторая часть-практическая-самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом.
На теоретическую и практическую часть занятия должно отводиться время в зависимости от интеллектуальных и физиологических возможностей «особого» ребенка. Теоретическую часть под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него элементы диспута, игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Отличительные особенности и новизна программы.
Во-первых, содержание программы сформировано на пересечении двух направленностей: художественно-эстетической и культурологической. Сведения из области истории искусства бисероплетения органично входят в структуру большинства разделов и тем. Изучение народного творчества бисероплетение позволяет расширить общий кругозор, повысить интерес, развить творческое воображение, фантазию ребенка, способность оригинально мыслить и воплощать замысел в изделиях.
Во-вторых, программа построена на музейно-экскурсионной деятельности декоративно-прикладного и народного искусства. Посещение музеев и художественных выставок проходят вместе с родителями, что способствует укреплению семейных связей, расширению их контактов с детьми на почве общего интереса в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В-третьих, отличительная особенность программы состоит в том, что для развития интереса детей и повышения мотивации к обучению программа предполагает активное использование проектно-исследовательской деятельности. Выполненные работы, учащиеся защищают на ежегодных учебно-исследовательских конференциях.
В-четвертых, программа на основе личностно-ориентированного характера образования носит адаптированный характер. В данной программе индивидуальная образовательная траектория рассматривается по сути, как индивидуальная программа обучения и развития ребенка.
В особенности это важно для детей с определенными особенностями в психофизическом развитии. Такие дети периодически оказываются в составе учебных групп данного профиля. Бисероплетение привлекает их тем, что на занятиях декоративно-прикладным творчеством они могут раскрепоститься, выразить себя и найти применение своим, подчас неординарным, способностям (нередко именно эти дети достигают особенно высоких результатов), восполнить дефицит общения со сверстниками в неформальной обстановке. Другие воспитанники, в свою очередь, имеют возможность на практике расширить свой опыт коммуникации с «особыми» детьми: научиться проявлять сочувствие, деликатность, терпимость, внимательность. Таким образом, личностно-ориентированный характер программы придает ей при необходимости известный коррекционный смысл, а ее содержание выступает с целью социально-психологической адаптации ребенка, интеграции его в социум педагог может использовать такие психологические технологии как арт-терапия, а вернее элементы арт-терапии.
Заключение.
Дополнительное образование детей, основным предназначением которого является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, расширяет культурное пространство. Самореализация личности ребенка с ОВЗ в студии стимулирует ее к творчеству, помогает овладевать различными способами деятельности в соответствии с интересами, социальными запросами, здоровьем. В учреждении дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка с ОВЗ, сочетания видов организации его досуга с различными формами образования в таких сферах, как деятельность, общение и самопознание. Поэтому именно учреждение дополнительного образования, со своей гибкой образовательной структурой, обладая необходимыми ресурсами, может предоставить образовательные услуги и восполнить потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь семьям, имеющим в своем составе детей с ОВЗ.
Список использованной литературы:
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведения / Л. И. Акатов.-М.: ВЛАДОС, 2003.-368
Грачев Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002.-72 с.
Татарова С. Реабилитация детей-инвалидов посредством организации совместной деятельности и общения с их здоровыми сверстниками / С. Татарова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2005-№ 2-С. 58-64.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации» до 2020 г. http://dopedu.ru/attachments/article/263/Celevaya-programma.pdf/