Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся при использовании моделирования на уроках технологии и во внеурочной деятельностиметоди»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Главной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта является интеллектуальное и творческое развитие учащихся на всех ступенях обучения. Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся научатся понимать и осваивать новое, принимать решения, формировать интересы и осознавать свои возможности. На сегодняшний день обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии. Творческая деятельность рассматривается нами как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
Для достижения результата необходимы определенные изменения в содержании и организации процесса обучения. В этом помогут образовательные педагогические технологии и информационно-коммуникативные технологии.
Для повышения эффективности уроков требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Таким образом, цель работы учителя: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
В своей педагогической деятельности использую инновационные педагогические технологии: личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровьесберегающего подхода, игровых технологий, дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и группового взаимодействия, через технологии проектов, информационно-коммуникативные технологии. Благодаря этому повышается учебная мотивация учащихся, развиваются регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия во время обучения.
Выбор метода диктуется целью и задачами урока, а также особенностью класса (возраст, психоэмоциональная подготовка класса).
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков технологии, использую следующие современные образовательные технологии:
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это развивающее обучение. Человек начинает мыслить тогда, когда есть потребность что-то понять. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
На уроках технологии возможен широкий спектр проблемных ситуаций, предполагающих столкновение различных мнений учащихся и выход из неё через самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность.
Например, при изучении новой темы ставится вопрос, что мы будем изучать и чему научимся. Далее предлагается его решить, опираясь на слайд презентации, самостоятельно определить тему и задачи урока. Происходит формулирование проблемы, поиск причин ее возникновения и обоснование решения проблемы. На уроках технологии возможно создание проблемной ситуации с выполнения практического задания. Например, при изучении темы «Разработка технологии изготовления», предлагаю оформить технологическую карту. Затем ставятся вопросы «Какова последовательность выполнения работы? Почему? Докажите». В этот момент и возникает проблемная ситуация. Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог для осознания учениками противоречия: «Почему необходимо соблюдать порядок выполнения операций?», «Что нужно учитывать при подборе инструментов и приспособлений?». Учащиеся приходят к выводу: чтобы правильно разработать технологию изготовления, нужно установить, с чего начинается работа и обязательно учитывать последовательность работы над изделием.
Система усложняющихся проблемных заданий разного вида – это основное средство управления учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях проблемного обучения. Проблемное обучение даёт хорошие результаты: заставляет ученика мыслить, рассуждать, делать выводы, формирует прочные знания.
Технология проектного метода обучения
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Проектная технология выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность представляет собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непрерывным условием которого является наличие заранее выработанного плана, промежуточных этапов и путей реализации.
Наиболее распространенными на уроке технологии являются творческие формы проектной деятельности. При этом решаются задачи, интересные, полезные и связанные с реальной жизнью.
Например, в 5 классе мы выполняем проект «Игрушка кузнецы». Реализация проекта включает следующее:
- изучение истории игрушки;
- практическая работа по изготовлению изделия;
- отделка изделия красками или выжиганием;
- подготовка и защита учащимися творческого проекта «Игрушка кузнецы».
В 6 классе работаем над проектом «Сувенир - собачка». В 7 классе проект «Стендовая модель техники». В 8 «Профессиональное самоопределение». Ученики со своими работами, принимают участие в конкурсах декоративно – прикладного творчества.
Таким образом, формы организации проектной деятельности учащихся дают возможность каждому ученику осознать себя как творческую личность, поверить в свои силы. Навыки, полученные в работе над творческим проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения.
Здоровьесберегающие технологии
На уроках технологии учащимся приходится работать различными инструментами с использованием станочного оборудования, а потому учитель технологии должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям: важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом без травм, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Применяю следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- использую доброжелательный и эмоциональный тон педагога как важный момент здоровьесберегающих технологий;
- создаю на организационном этапе условия для формирования у учащегося установки на успешное выполнение учебного задания;
- организую смену видов деятельности и чередование видов активности;
- дозирует объём учебной нагрузки, и рациональное распределение её во времени;
- снижаю нагрузку учащихся через использование разноуровневых заданий;
- провожу динамические физкультминутки;
- совмещаю работы по теме урока с двигательной гимнастикой;
- оцениваю гигиенические условия (воздушно-тепловой, световой режим, режим проветривания помещения).
На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.
Информационно-коммуникационные технологии
Кабинет технологии оснащен ноутбуком и мультимедийным проектором, что позволяет систематически использовать ИКТ в различных режимах:
- конструировать урок или занятие внеурочной деятельности;
- создавать презентации для объяснения нового материала;
- диагностировать качество усвоения материала:
- применять обучающие диски;
Использование ЦОР позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить урок и занятие внеурочной деятельности на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Используя ресурсы сети Интернет, активно занимаюсь повышением своего профессионального уровня. Создаю сам презентации, к урокам. Пользуюсь дидактическими материалами, размещёнными учителями технологии на различных образовательных сайтах, делюсь своими разработками, публикуя их на своём сайте.
Добиться хороших результатов в обучении и воспитании можно только при комплексном использовании современных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала школьника, так и на сохранение его здоровья.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.