Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления в деятельности обучающихся во внеурочной деятельности с использованием видеороликов и фильмов»
Направление: «Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения»
Крайнюк Ольга Александровна
Классный руководитель 8 «Г» класса
МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Развитие критического мышления в деятельности обучающихся во внеурочной деятельности с использованием видеороликов и фильмов
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Использование видеороликов и фильмов во внеурочной деятельности обучающихся - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, способность выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Мною во внеурочной деятельности используются видеоролики: «Язык жестов», «Мама, я не слово…», «Упорство в достижении цели», «Маршрутка», «Внешность», «Тень», «Задумайся о будущем», много различных видеосюжетов из детской серии «Ералаш», хороший фильм с патриотическим воспитанием «Это было в разведке».
Понятие «Критическое мышление».
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Что важно:
выявить предубеждения;
передать знания друг другу;
влияние данных знаний для решения данной проблемы.
Критически мыслящий человек задается вопросами:
·Что я знаю?
·Что я узнал нового?
·Как изменились мои знания?
·Что я буду с этим делать?
Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение.
Идеальное критическое мышление человека обычно связано:
с любознательностью,
хорошей осведомленностью,
причиной доверия,
непредубежденностью,
гибкостью,
справедливостью в оценке,
честностью в столкновении с личными предубеждениями,
благоразумием в суждениях,
желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,
тщательностью в поиске нужной информации,
разумностью в выборе критериев,
постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.
«Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений»
«Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления».
Технология «Развитие критического мышления через просмотр видеороликов и фильмов»
Это, прежде всего, подход, являющийся способом и «разукрасить» урок, и помочь увидеть со стороны как хорошие, так и плохие стороны различных поступков людей, а также доставить обучающимся удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе просмотра фильма, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:
обучающих, воспитательных и развивающих.
В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:
умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.