Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: неплохая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, наглядные средства обучения.
Развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы.
Творческие способности развиваю на уроках и внеурочной деятельности, при проведении внеклассных мероприятий по технологии.
Для развития творческих способностей учащихся использую различные методы учебного познания:
Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия.
Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов:
Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
Метод ученического планирования. Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.
Метод самоорганизации обучения.
Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
Методы проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.
На каждом уроке учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
- самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
- планирует варианты решения проблемы;
- делает выводы;
- анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
На моих уроках учащиеся выполняют различные типы проектов, чаще всего это практико-направленные и творческие проекты, реже – информационные.
Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику, уточнять свои профессиональные планы.
В начале урока вспоминаем мудрые слова М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Мы стремимся научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Работы, которые изготавливают учащиеся на уроках технологии выставляются в школе на выставке декоративно-прикладного искусства. К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.