Развитие творческих способностей обучающихся 5-8 классов во внеклассной работе сельской школы через изучение основ народных ремесел (резьба по дереву)
Развитие творческих способностей обучающихся 5-8 классов во внеклассной работе сельской школы через изучение основ народных ремесел (резьба по дереву)
Изменение социальной ситуации в стране вызвало потребность общества в личности, которая могла бы не только приспособиться к его быстро меняющимся условиям, но и активно участвовать в его преобразовании на принципах демократизма и гуманизма.
Общество особенно нуждается в свободной, способной самостоятельно решать возникающие проблемы личности, готовой к самореализации, творчеству, ответственности за принимаемые решения, в личности, которой свойственны следующее проявления: четкая просоциальная направленность, ясность, реалистичность восприятия действительности, нестандартность восприятия, высокая познавательная потребность, повышенная креативность, развитые аналитические способности и повышенная интуиция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся 5-8 классов во внеклассной работе сельской школы через изучение основ народных ремесел (резьба по дереву)»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Чымнайская средняя общеобразовательная школа
имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааһын»
Муниципального района «Таттинский улус»
Республики Саха (Якутия)
Развитие творческих способностей обучающихся 5-8 классов во внеклассной работе сельской школы через изучение основ народных ремесел (резьба по дереву)
Евлев Радислав Прокопьевич
учитель технологии
ВВЕДЕНИЕ
Изменение социальной ситуации в стране вызвало потребность общества в личности, которая могла бы не только приспособиться к его быстро меняющимся условиям, но и активно участвовать в его преобразовании на принципах демократизма и гуманизма.
Общество особенно нуждается в свободной, способной самостоятельно решать возникающие проблемы личности, готовой к самореализации, творчеству, ответственности за принимаемые решения, в личности, которой свойственны следующее проявления: четкая просоциальная направленность, ясность, реалистичность восприятия действительности, нестандартность восприятия, высокая познавательная потребность, повышенная креативность, развитые аналитические способности и повышенная интуиция.
Поскольку школьные годы - это годы становления личности, то одна из основных задач учителя и заключается в том, чтобы, ориентируясь на формирование стержневых качеств личности, с учетом новообразований того или иного возраста всемерно способствовать становлению и осознанию учеником такой совокупности личностных качеств и особенностей индивидуального стиля деятельности, которая и ведет его к успеху в творческом поиске.
Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике.
Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и измененные условия. Эти цели обозначены в новых ФГОС.
Личность формируется в деятельности. Каким же образом должна быть построена (организована) учебная деятельность школьников, чтобы максимально полно раскрыть их творческие возможности?
В настоящее время в педагогической практике существуют системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, основанные на теории решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер), методике коллективных творческих дел (И.П. Иванов), фронтальном приобщении школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (И.П. Волков) 30,201.
Такими конкретными продуктами творческого труда для сельских школьников могут быть изделия традиционных народных ремесел.
Имеющее древние корни, рожденное в среде земледельцев, скотоводов, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Народное декоративно-прикладное искусство — результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим местным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончай трактовкой изобразительных форм, непременной частью повседневной жизни человека.
Однако, целостного описания практического применения этих методик в обучении школьников основам народных ремесел нет. В то же время, знакомство с практикой работы учителей трудового обучения общеобразовательных школ и руководителей кружков учреждений дополнительного образования Таттинского улуса Республики Саха, свидетельствуют о тенденции возрождения народных ремесел в нашем крае.
Вышесказанное позволяет констатировать следующие противоречия: между наличием общих теоретических подходов развития творческих способностей личности и отсутствием частной методики реализации этой задачи через обучение школьников основам народных ремесел, между наличием опыта развития творческих способностей детей через кружковую работу по освоению конкретного вида народного ремесла (резьба по дереву) и недостаточным его научно-методическим обобщением.
Все вышеизложенное обусловило выбор проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников через обучение основам народных ремесел?
Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему индивидуального творческого проекта «Развитие творческих способностей учащихся 5-8 классов во внеклассной работе сельской школы через изучение основ народных ремесел (Резьба по дереву)».
Применение организационно-педагогических условий направленных на развитие творческих способностей во внеклассной работе
Художественным творчеством на Севере охватывались и освящались все сферы народной жизни, быта и труда. Искусство никогда не было здесь ни пустым баловством, ни случайным капризом. Оно играло важную роль в системе взаимоотношений человека с окружающим миром, в образной форме выражая era сокровенные связи с природой. Утверждая и закрепляя особое место человека во вселенной, оно, с одной стороны, выступало в качестве могучего средства познания мира и воздействия человека на окружающую среду, с другой - формировало идеалы нравственности, определяло категории добра и зла, в зримых формах и ярких художественных образах выражало понятия о прекрасном в жизни и в человеческих отношениях. Произведения северных мастеров предназначались для непосредственного применения в народном быту, где они наряду с утилитарной исполняли декоративную, магическую, игровую или обрядовую функцию (жилое и хозяйственное деревянное и каменной зодчество, керамика, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла, ткачество, вышивка). В любой сфере творчества народные мастера выражали те же эстетические и нравственные идеалы, которые всегда были присущи народному мировоззрению, - идеалы духовного и физического совершенства, добра и справедливости.
Издавна резьба по дереву занимала ведущее место в народных ремеслах народа саха. Сохранились предметы, относящиеся XVII-ХIY в.в. Эти и многие другие изделия выполняют и учащиеся, посещающие кружок «Резьба по дереву», который работает в школе под руководством автора проекта в течение пяти лет . Для того, чтобы занятая творчеством из природного материала стали действительно потребностью подростков, нужно было создать такую форму учебно-воспитательной работы, при которой в гармонии развиваются как художественные интересы и творчество, так и общетрудовые навыки, умение знать и ценить окружающую красоту.
Интересы подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется и у юноши, углубляясь и обогащаясь содержанием, а в дальнейшем становясь основой профессиональной направленности.
В своей работе по обучению основам народных промыслов эту особенность интересов подростков учитываю следующим образом: на уроках все учащиеся знакомятся и пытаются освоить различные виды промыслов, такие как резьба по дереву, изготовление изделий токарным способом, роспись и тиснение по дереву, резьба и тиснение по бересте, плетение из ивового прута, чеканка, аппликация из различных пород дерева. Углубленно же во внеклассной работе организовано изучение такого народного промысла как резьба по дереву. Выбор именно этого вида творчества обусловлен как интересами самого автора проекта, так и интересами и возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Кроме того, материал, используемый в работе кружка, является общедоступным (бесплатным) и экологически чистым (в некотором смысле лечебным). Нужно также учитывать, что овладение методами резьбы по дереву развивает специальные учебные возможности учащихся в освоении предметов образовательной области «Технология». К ним относятся: развитие глазомера, пространственного воображения, конструкторских способностей, эстетического вкуса, чувства пропорции.
Содержание программы по обучению учащихся 5—8 классов резьбы по дереву направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
На занятиях по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов школьники учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
С целью более близкого, знакомства с родным краем, его историей, традициями, для формирования у школьников сознательного и творческого подхода к художественному наследию своего народа, осознания значения народного декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества целесообразно обращать внимание на то, чтобы выполняемые ими изделия имели яркий национальный колорит, определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечали функциональным и эстетическим требованиям.
Практические занятия направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Последовательность ознакомления учащихся с разными приемами техникой обработки бересты зависит от сложности исполнения, особенностей самого изделия, технологии изготовления, материала и его назначения.
Эстетические чувства, художественная культура учащихся активнее развиваются в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими общественно полезных вещей.
Поэтому особенно тщательно подбираются предметы, над которыми будут работать ребята. Народное искусство всегда было преимущественно бытовым, и изучать его приемы, традиции, своеобразную и художественную структуру следует, непременно создавая нужные для современников изделия. Больше заниматься изготовлением предметов, которые сразу же найдут свое место в жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма. Такое обучение делает занятия серьезными, практически необходимыми.
Успехи детей в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде.
Настоящая программа ставит следующие задачи: научить учащихся любить и понимать искусство резьбы по дереву, познакомить их с основными свойствами и особенностями этого природного материала, дать общие понятия основ технологии резьбы.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными технологическими операциями этого вида народного промысла: правилами заготовки дерева с учетом экологических вопросов охраны природы и качества заготовляемого сырья, способами хранения и подготовки дерева к работе вручную и при помощи специальных приспособлений, изготовлением изделий различной формы и назначения. В первый год обучения учащиеся должны получить основные знания о предмете, общие сведения о народном искусстве (местном промысле), знания основ материаловедения, технологии изготовления изделий. Важно привить учащимся любовь к материалу, научить их владеть этим упругим природным материалом, выполнить несложные изделия (разделочные доски и др.).
В последующие годы закрепляются и развиваются знания и умения по изготовлению различных изделий простых и сложных форм.
В процессе обучения предусматривается не только передача школьникам определенных знаний и практических умений (ремесла), но и развитие их творческих способностей, поощрение стремления к самостоятельному творческому труду.
Такими условиями можно считать наличие постоянно действующей выставки творческих работ народных промыслов, выполненных руками участников кружка и его руководителя. Эти образцы работ создают у ребенка уверенность, что и он подобно своим товарищам может создать неповторимое изделие, проявить свое творчество. Эта уверенность формируется довольно быстро, так как состав кружка является разновозрастным. И младшие его участники наглядно видят творческие успехи старших, берут с них пример, получают от них необходимую помощь. Старшие же участники кружка часто выступают в роли наставников. Объясняя младшим способы работы, они тем самым переводят осваиваемые материальные действия в речевые, а затем в умственные.
Заключение
В ходе работы над проектом была сделана попытка
раскрыть педагогическую сущность развития у школьников творческих способностей;
обосновать значение развития у школьников творческих способностей через обучение основам народных ремесел во внеклассной работе;
разработать технологию обучения основам народных ремесел на примере резьбы по дереву, ориентированную на развитие творческих способностей учащихся 5-8 классов сельской школы;
- выявить и проверить на опыте организационно-педагогические условия и средства обеспечения эффективного педагогического управления процессом развития у школьников творческих способностей через обучение основам народных ремесел.
В результате можно сделать следующие выводы:
Обучение основам народных промыслов является одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей сельских школьников, если осуществляется следующий комплекс организационно-педагогических условий:
- педагог, организующий эту работу, владеет несколькими видами народных ремесел и увлечен хотя бы одним из них на уровне достаточном для «трансляции креативности» в этом виде деятельности своим учащимся;
- в школе организована среда, способствующая развитию интересов подростков к народным промыслам;
- в организации работы с детьми применяется технология ОЧД – обучение через деятельность с элементами технологий, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся, которые обеспечивают субъектную позицию ребенка в учебной деятельности;
- используются методы, стимулирующие творческую активность детей;
- обеспечивается возможность самопроявления творчества подростков в конкурсах и выставках за пределами обучающего пространства.
Перспективы использования в массовой практике
Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологии и других школьных дисциплин средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии. Только такое бережное и умелое отношение имеет значение для воспитания у детей любви к родному краю, осознанию своей национальной принадлежности, поддержке вековых традиций своего народа. Использование такого метода позволяет сделать занятия современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и творческих способностей.
Литература
Барадулин, В.А. Возрождение художественных ремесел / В.А. Барадулин // Школа и производство – 2001. - №2 – С.35-36.
Белов, В. Лад: Очерки о народной эстетике / [Худож. Ю. Воронов]. – Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Волог. отд-ние, 1985. – 300с., ил.
Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. – М.: Республика, 1994. - 480 с.
Брагин, В.Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся / В.Я. Брагин // Школа и производство – 2000. - №7 – С.21-26.
Котряхов, Н.В. Педагоги-реформаторы о роли ручного труда/ Н.В Котряхов // Школа и производство – 1995. - №1 – С.14-17.
Кулик, Н. Л. Самореализации личности как философская проблема / Н. Л. Кулик. – Киев, 1992. - 278 с.
Методические рекомендации учителям технического труда и изобразительного искусства по организации школьного кружка «Художественная обработка дерева» (На основе традиций северных мастеров) / Ред. С.С. Гайдукова. – Архангельск: Архангельский обл. институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1992. – 64 с.
Народные промыслы как средство заработка: Учебно-методическое издание – Вологда: ООО «Индау», 2001. – 232 с.
Народный умелец: Учебно-методическое издание – Вологда: ООО «Индау», 2001. – 214 с.
Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. Учебное издание / Ред. Г.В. Колесникова. – И.: Просвещение, 1992. – 161 с.
Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина идр. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.
Пунский, В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя: Обобщение передового педагогического опыта / В.О. Пунский. - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Растольцева, Е.К. Проблема развития творческих способностей у детей сельских школ / Е.К. Растольцева//Сельская школа в новых социально-экономических условиях: проблемы, поиски, перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Смоленский ИУУ; Под общ. редакцией Р.И. Захаренковой. Смоленск, 1997. – С.181-183.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Семенихин, В.П. Изготовление инструментов в школьных мастерских: Пособие для учащихся. Из опыта работы. Изд. третье пераб. и доп. / В.П. Семенихин. – М.: Просвещение, 1987. – 208 с., ил.
Соловьев, В. С. Сочинения в 2.т. / В. С. Соловьев. – М.: Мысль 1990