kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа "НОВИЗНА", заключается в развивающей направленности курса НТМ «ЮМиК». В программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, логические игры, введены упражнения по дизайн-анализу. Особое значение с точки зрения политехнического кругозора младших школьников уделяется занятиям с элементами черчения, умение самостоятельно составить схему, читать простой чертеж и работать по нему, изготовить модель или другой продукт.На современном этапе развития образовательного процесса техническое моделирование и конструирование актуально еще и потому, что этот процесс является проектной деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"»



Данные о программе.


Образовательная программа НТМ «ЮМиК» («Юный моделист и конструктор») рассчитана на два года обучения.


Составитель: Глива Евгения Владимировна


Должность составителя: педагог дополнительного образования


Целевые группы: дети 7-14 лет


Цель программы: Вовлечение воспитанников в познавательный процесс общетехнических знаний, умений через развитие их конструкторско-технологических и творческих способностей.

Направленность: научно-техническая.


Срок реализации программы: 2 года.































Пояснительная записка.


В наш век высоких технологий ручной труд и изобретательство не потеряло своей актуальности.

1.Различные материалы: пластик, потолочная плитка, пенопласт, древесина мягких и твердых пород (из-за небольших размеров моделей подойдут даже отходы и обрезки).  Картон, бумага, клей ПВА, проволока, диоды, лампочки, бумага, картон, спичечные коробки, пластмассовые трубочки, баночки, капсулы от киндер-сюрпризов, отслужившая свой век оргтехника и составные ее части, другой бросовый материал остается инструментом творчества, который доступен каждому ребенку и может стать прекрасным и не дорогим поделочным материалом, способствующим развитию воображения и созидательного творчества.

2. Инструменты: линейки, ножницы, резак, карандаши, штангенциркуль.

Создания любого технического объекта или изделия, его деталей, дизайнерское решение – сопровождается предварительным выполнением рисунков, схем, чертежей, расчетов, объединяет в себе различные сочетания взаимного расположения частей и элементов изделия, способов их соединения, взаимодействия с учетом материалов, из которых изготовлены отдельные детали и изделия в целом и относится к научно-технической направленности.


Свою образовательную программу назвала «ЮМиК» - «Юный моделист и конструктор». Программа является общекультурной, потому что предполагает – удовлетворение познавательного интереса обучающихся, его информативности в области науки и техники, обогащение навыками общения


и приобретение знаний, умений и навыков совместной деятельности. Занимаясь в объединениях научно-технической направленности, дети расширяют свой технический кругозор, осваивают навыки черчения, дизайна, учатся анализировать предметы окружающей действительности, развивают самостоятельность мышления, творческий и художественный вкус, расширяют кругозор о предметах труда, орудиях труда, деятельности человека в труде.

Новизна данной программы заключается в развивающей направленности курса НТМ «ЮМиК». В программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, логические игры, введены упражнения по дизайн-анализу. Особое значение с точки зрения политехнического кругозора младших школьников уделяется занятиям с элементами черчения, умение самостоятельно составить схему, читать простой чертеж и работать по нему, изготовить модель или другой продукт.


На современном этапе развития образовательного процесса техническое моделирование и конструирование актуально еще и потому, что этот процесс является проектной деятельностью.


Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы НТМ «ЮМиК» заключает то, что обучающиеся с раннего возраста вовлечены в творческую деятельность развивающего характера. Курс занятий в объединении НТМ «ЮМиК» может стать первой ступенько

в другие объединения научно-технической и спортивно-технической направленности, а также дальнейшая профориентация обучающихся.


Подарки, поделки, сувениры к праздникам для руководителей,


родителей и своих друзей дети готовят с большим удовольствием, и эти изделия одновременно становятся и практическими работами по темам программы. А если этот процесс организован через проектную деятельность - это приносит детям чувство удовлетворения, радости от затраченных усилий они ощущают пользу от своего труда и учатся празднично жить в будничной обстановке.


Данная программа НТМ «ЮМиК» носит личностно-ориентироованный характер, составлена так, что каждый обучающийся имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него.

Главной идеей программы «ЮМиК» является:


создание комфортных условий для развития творческого потенциала

- ребенка, среды общения и его самореализации.


Цель данной программы:


  • Вовлечение воспитанников в познавательный процесс общетехнических знаний, умений через развитие их конструкторско-технологических и творческих способностей.


Задачи:


Обучающие:


  • формировать умение использовать различные технические приемы при изготовлении изделий,


  • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;


  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами;


  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов;

  • учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;


  • учить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;

  • осваивать навыки организации и планирования работы;


  • учить ставить цель и находить пути достижения этой цели.


Развивающие:


 развивать образное и пространственное мышление, фантазию, изобретательность, устойчивый интерес к поисковой и творческой деятельности ребенка;


  • формировать художественный вкус и гармонию между формой, содержанием и общим внешним видом изделия;


  • развивать аналитическое мышление и самоанализ;


  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;



  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;


  • предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;


  • предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.

Воспитательные:


  • формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,


  • развивать терпение и упорство;


  • заложить основы культуры труда;




  • прививать бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;


  • прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;


  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;


  • создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и


воспитанниками.


Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что теоретический материал дается детям с некоторым опережением, что дает возможность, ребенку используя уже известные ему знания применять на практике.


  • программу включены такие разделы, как: «Оригами», «Аппликация», «Конструирование и моделирование из бумаги и картона»,


«Бумагопластика», «Моделирование и конструирование из пенопласта», «Моделирование и конструирование из бросового материала», «Едем, плаваем, летаем», «Изучаем, познаем, мастерим», «Источники питания», «Космическая фантазия», «Сделай сам», выполнение изделий из отслужившей свой век оргтехники и ее составных частей и др.


Важной частью образовательной программы является участие в конкурсах, выставках, экскурсиях, проведение различных мероприятий к календарным датам, работа с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы.


Каждый год обучения по программе предполагает два уровня сложности. Таким образом, дети, имеющие высокий творческий потенциал, выполняют изделия более сложного уровня.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:


- защита творческих проектов;

- открытые занятия;


- участие в выставках разного уровня;


- участие в слетах юных техников и защите моделей;


- участие в научно-практических конференциях и др.


Программа НТМ «ЮМиК» рассчитана на два года обучения. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 7-14 лет. Набор воспитанников в объединение проходит на добровольной основе, путем собеседования для выявления их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения до 15 человек, второй год обучения до 12 человек. Уменьшение количества воспитанников на втором году обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.


Занятия первого года обучения проходят два раза в неделю по 3 академических часа, всего 216 часов. Занятия второго года обучения проходят три раза в неделю по 2 академических часа, всего 216 часов. Перерыв между занятиями составляет 15 минут.









Содержание программы первого года.


1.Комплектование группы.


Теория. «Время дружеских встреч» - презентация объединения, в учреждении и школах.


2.Вводное занятие.


Теория. Цели и задачи работы объединения. Правила поведения в объединении и Учреждении. Правила техники безопасности. План работы коллектива. Организация рабочего места.


  1. Эскиз, схема, чертеж. Условные обозначения.


Теория. Схема и чертеж сходства и различия. Понятие эскиз. Условные обозначения.


Практика. Чтение и составление схемы и чертежа по готовому изделию.


Изготовление эскиза.


  1. Многомодульное оригами (второй уровень сложности).


Теория. Понятие многомодульного изделия (оригами). Схемы. Базовые формы. Терминология оригами. «Кусудамы» и трансформеры. Практика. Изготовление многомодульных изделий в технике оригами. Комбинирование базовых форм. Изготовление изделий по «паттерну». Изготовление «кусудамы», трансформера.


  1. Бумагопластика.


Теория. Понятие бумагопластика. Значение схемы, чертежа или рисунка в изготовлении изделий из бумаги. Бумажные трубочки. Плетение из бумажных трубочек. Дизайн-анализ.


Практика. Исследование бумаги. Составление схемы, чертежа, рисунка для изделия из бумажных трубочек. Способы плетения. Плоское плетение. Плетение на форме. Объемное плетение.


  1. Моделирование и конструирование из пенопласта.


Теория. Пенопласты, их классификация. Инструменты для работы с пенопластами. Конструкции из пенопласта. Понятие статической модели. Понятие динамической модели или изделия. Дизайн-анализ.


Практика. Опыты с пенопластами. Свойства пенопластов. Конструирование и моделирование из потолочной плитки статических и динамических моделей. Объемные изделия из пенопласта.


7. Динамические и действующие модели.


Теория. Сходство и различия динамических и действующих моделей. Чертежи, схемы для динамических и действующих изделий. Выбор и обоснование материала для изделия или модели. Дизайн-анализ. Практика. Изготовление изделий по готовому чертежу или схеме. Изготовление чертежа и схемы для модели или изделия. Изготовление изделия или модели по чертежу или схеме составленной самостоятельно.


  1. Итоговое занятие.


Теория. Итоговая диагностика.




Учебно-тематический план первого года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1.

Водное занятие.

3

--

3

2.

Инструменты, материалы, рабочие операции.

Организация рабочего места.

Инструкция по ТБ при работе с инструментами.

2

4

6

3.

Эскиз, схема, чертёж.

Условные обозначения.

3

6

9

4.

Оригами. Многомодульное оригами (первый уровень сложности.

10

20

30

5.

Бумагопластика.

10

20

30

6.

Моделирование и конструирование из бумаги, картона, пенопласта.

22

53

75

7.

Изучаем, познаём, мастерим. (Поделки, сувениры, модели из бросового материала.) Динамические и действующие модели.

Поход на пожарный пост.

20

40

60

8.

Итоговое занятие.

3

--

3

Всего:

73


143


216


К концу первого года обучения воспитанники будут

Знать:


  • - правила техники безопасности и правила организации рабочего места;


  • - знание основ различных техник и технологий начального технического моделирования;

  • - свойства бумаги, картона, различного бросового материала;


  • - графические обозначения и назначение линий.


Уметь:


  • - распределять труд по операциям;


  • - читать схемы в технике «Оригами», самостоятельно складывать изделия (первого уровня сложности) в этой технике;


  • - складывать и различать базовые формы первого уровня сложности;


  • - конструировать и моделировать из двухмерных геометрических форм (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник);


  • - конструировать и моделировать из бумаги, картона, различного бросового материала;


  • - сочетать различные материалы для реализации творческого замысла.























Содержание программы второго года обучения.

  1. Вводное занятие.

Теория. Время дружеских встреч - планирование мероприятий на учебный

год.

  1. Инструменты, материалы, рабочие операции. Инструкция по ТБ при работе с инструментами.

Теория. Измерительные и чертежные инструменты. Рабочие операции с инструментами. Правила техники безопасности.

Практика. Выполнение упражнений инструментами ряд операций с линейкой, циркулем, карандашом, ножницами. Входная диагностика ЗУН.

  1. Эскиз, схема, чертеж. Масштаб. Условные обозначения.

Теория. Эскиз, схема, чертеж, шаблон – сходства и различия. Понятие масштаба. Зачем нужны условные обозначения.

Практика. Составление эскиза, схемы, чертежа. Изготовление шаблона.

Масштабирование. Работа с условными обозначениями.

  1. Источники питания.

Теория. Простые источники питания батарейки. Электрическая цепь: параллельное и последовательное соединение. Устройство фонарика. Дизайн-анализ.

Практика. Сборка электрической цепи с последовательным соединением. Сборка электрической цепи с параллельным соединением. Изготовление светящейся гирлянды. Изготовление фонарика.

  1. Моделирование и конструирование из потолочной плитки.

Теория. Потолочная плитка, свойства, классификация. Инструменты для работы с пенопластом. Техника безопасности. Типы пенопласта. Дизайн-анализ.

Практика. Изготовление изделий из потолочной плитки. Изготовление изделий из пенопласта. Соединение изделий клеем.

  1. Космическая фантазия.

Теория. Науки: астрономия и космос. Исследования космоса. Наши «Галактические соседи». НЛО – миф или правда.

Практика. Изготовление космических моделей: ракеты, искусственные спутники земли, космические станции, НЛО. Дизайн-анализ.

  1. Едем, плаваем, летаем.

Теория. Транспорт, классификация. Внешний вид, способы соединения, материалы для конструирования. Схема-развертка.

Практика. Изготовление наземных транспортных средств различного назначения. Изготовление плавательной техники. Изготовление летательных аппаратов различного назначения. Дизайн-анализ.

  1. «Сделай сам».

Теория. Эскиз, рисунок, схема, чертеж, масштаб. Выбор изделия, макета. Материалы для конструирования и макетирования. Способы соединения. Практика. Дизайн анализ. Изготовление изделий и макетов по собственному замыслу в группе или индивидуально.

  1. Итоговое занятие.

Теория. Итоговая диагностика. Самодиагностика.








Учебно-тематический план второго года обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

1.

Водное занятие.

3

--

3

2.

Инструменты, материалы, рабочие операции.

Инструкция по ТБ при работе с инструментами.

2

4

6

3.

Эскиз, схема, чертёж, шаблон. Масштаб.

Условные обозначения.

2

4

6

4.

Источники питания.

2

4

6

5.

Моделирование и конструирование из потолочной плитки.

22

44

66

6.

Космическая фантазия.

10

20

30

7.

Едем. Плаваем(ходим). Летаем.

Поход.

10

20

30

8.

Макеты, модели.

10

20

30

9.

«Сделай сам».

9

27

36

10.

Итоговое занятие.

3

--

3

Всего:

73

143

216









К концу второго года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. основные приемы макетирования;

2. основные понятия композиционного построения объекта (композиционное моделирование);

3. приемы пластической проработки поверхностей и ее трансформации в объемные элементы;

4. графические изображения простых схем электрических цепей и источники питания;

Уметь:

1. готовить развертку отдельных частей модели;

2. самостоятельно собрать модель по готовому чертежу;

3. самостоятельно изготавливать лекала и шаблоны.

4. моделировать изделия с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции;

5. собрать простой макет;

6. собрать в композицию несколько объектов (изделий), объединив их в единое целое.



























Банк проектов:

1-й год обучения

- модель «Космическая паутинка»;

- модель «Робот»;

- модель «Автомобиль моей мечты»;

- модель «Многоэтажный дом»;

- модель «Жираф»;

- модель «Человечек»;

- модель «Гусеница»;

- модель «Гусеничный трактор».

2-й год обучения

- модель «Автобус»;

- модель «Грузовик»;

- модель автомобиль «Жигули»;

- модель «Танк»;

- модель «Ракета»;

- модель «Паровоз»;

- модель «Космический корабль»;

- модель «Гусеничный трактор"

- коллективный проект «Автопарк»;

- коллективный проект «Космическая станция»;

- коллективный проект «Виды спорта».



Приложение.


Темы бесед с обучающимися:


1-й год обучения

  1. Классификация судов и кораблей флота, самолётов, автомобилей

  2. Морская и авиационная терминология.

  3. Русские мореплаватели.

  4. Русские флотоводцы.

  5. Русские пилоты (авиаторы)

  6. Основные виды самолётов, судов, автомобилей (показ слайдов)

  7. Устройство судна, самолёта, автомобиля.


2-й год обучения

  1. Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.

  2. Теоретический чертёж.

  3. Технология изготовления моделей.

  4. Основные механизмы и узлы техники.

  5. Правила проведения выставок и конкурсов.

  6. Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"

Автор: Глива Евгения Владимировна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства