Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"
Данная программа "НОВИЗНА", заключается в развивающей направленности курса НТМ «ЮМиК». В программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, логические игры, введены упражнения по дизайн-анализу. Особое значение с точки зрения политехнического кругозора младших школьников уделяется занятиям с элементами черчения, умение самостоятельно составить схему, читать простой чертеж и работать по нему, изготовить модель или другой продукт.На современном этапе развития образовательного процесса техническое моделирование и конструирование актуальноеще и потому, что этот процесс является проектной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования кружка "Юный Конструктор и Моделист"»
Данные о программе.
Образовательная программа НТМ «ЮМиК» («Юный моделист и конструктор») рассчитана на два года обучения.
Составитель: Глива Евгения Владимировна
Должность составителя: педагог дополнительного образования
Целевые группы: дети7-14лет
Цель программы:Вовлечение воспитанников в познавательный процессобщетехнических знаний, умений через развитие их конструкторско-технологических и творческих способностей.
Направленность: научно-техническая.
Срок реализации программы: 2года.
Пояснительная записка.
В наш век высоких технологий ручной труд и изобретательство не потеряло своей актуальности.
1.Различные материалы: пластик, потолочная плитка, пенопласт, древесина мягких и твердых пород (из-за небольших размеров моделей подойдут даже отходы и обрезки). Картон, бумага, клей ПВА, проволока, диоды, лампочки, бумага, картон, спичечные коробки, пластмассовые трубочки, баночки, капсулы от киндер-сюрпризов, отслужившая свой век оргтехника и составные ее части, другой бросовый материал остается инструментом творчества, который доступен каждому ребенку и может стать прекрасным и не дорогим поделочным материалом, способствующим развитию воображения и созидательного творчества.
Создания любого технического объекта или изделия, его деталей, дизайнерское решение – сопровождается предварительным выполнением рисунков, схем, чертежей, расчетов, объединяет в себе различные сочетания взаимного расположения частей и элементов изделия, способов их соединения, взаимодействия с учетом материалов, из которых изготовлены отдельные детали и изделия в целом и относится к научно-техническойнаправленности.
Свою образовательную программу назвала «ЮМиК» - «Юный моделист и конструктор». Программа является общекультурной, потому что предполагает – удовлетворение познавательного интереса обучающихся, его информативности в области науки и техники, обогащение навыками общения
и приобретение знаний, умений и навыков совместной деятельности. Занимаясь в объединениях научно-технической направленности, дети расширяют свой технический кругозор, осваивают навыки черчения, дизайна, учатся анализировать предметы окружающей действительности, развивают самостоятельность мышления, творческий и художественный вкус, расширяют кругозор о предметах труда, орудиях труда, деятельности человека в труде.
Новизнаданной программы заключается в развивающей направленности курса НТМ «ЮМиК». В программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, логические игры, введены упражнения по дизайн-анализу. Особое значение с точки зрения политехнического кругозора младших школьников уделяется занятиям с элементами черчения, умение самостоятельно составить схему, читать простой чертеж и работать по нему, изготовить модель или другой продукт.
На современном этапе развития образовательного процесса техническое моделирование и конструирование актуальноеще и потому, что этот процесс является проектной деятельностью.
Педагогическая целесообразностьдополнительной образовательнойпрограммы НТМ «ЮМиК» заключает то, что обучающиеся с раннего возраста вовлечены в творческую деятельность развивающего характера. Курс занятий в объединении НТМ «ЮМиК» может стать первой ступенько
в другие объединения научно-технической и спортивно-технической направленности, а также дальнейшая профориентация обучающихся.
Подарки, поделки, сувениры к праздникам для руководителей,
родителей и своих друзей дети готовят с большим удовольствием, и эти изделия одновременно становятся и практическими работами по темам программы. А если этот процесс организован через проектную деятельность - это приносит детям чувство удовлетворения, радости от затраченных усилий они ощущают пользу от своего труда и учатся празднично жить в будничной обстановке.
Данная программа НТМ «ЮМиК» носит личностно-ориентироованный характер, составлена так, что каждый обучающийся имеет возможность свободного выбора конкретного объекта работы, наиболее интересного и приемлемого для него.
Главной идеей программы «ЮМиК» является:
создание комфортных условий для развития творческого потенциала
- ребенка, среды общения и его самореализации.
Цель данной программы:
Вовлечение воспитанников в познавательный процесс общетехнических знаний, умений через развитие их конструкторско-технологических и творческихспособностей.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при изготовлении изделий,
формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
учить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
осваивать навыки организации и планирования работы;
учить ставить цель и находить пути достижения этой цели.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию, изобретательность, устойчивый интерес к поисковой и творческой деятельности ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой, содержанием и общим внешним видом изделия;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные:
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
развивать терпение и упорство;
заложить основы культуры труда;
прививать бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что теоретический материал дается детям с некоторым опережением, что дает возможность, ребенку используя уже известные ему знания применять на практике.
программу включены такие разделы, как: «Оригами», «Аппликация», «Конструирование и моделирование из бумаги и картона»,
«Бумагопластика», «Моделирование и конструирование из пенопласта», «Моделирование и конструирование из бросового материала», «Едем, плаваем, летаем», «Изучаем, познаем, мастерим», «Источники питания», «Космическая фантазия», «Сделай сам», выполнение изделий из отслужившей свой век оргтехники и ее составных частей и др.
Важной частью образовательной программы является участие в конкурсах, выставках, экскурсиях, проведение различных мероприятий к календарным датам, работа с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы.
Каждый год обучения по программе предполагает два уровня сложности. Таким образом, дети, имеющие высокий творческий потенциал, выполняют изделия более сложного уровня.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- защита творческих проектов;
- открытые занятия;
- участие в выставках разного уровня;
- участие в слетах юных техников и защите моделей;
- участие в научно-практических конференциях и др.
Программа НТМ «ЮМиК» рассчитана на два года обучения. Возраст детей участвующих в реализации данной программы 7-14 лет. Набор воспитанников в объединение проходит на добровольной основе, путем собеседования для выявления их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения до 15 человек, второй год обучения до 12 человек. Уменьшение количества воспитанников на втором году обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Занятия первого года обучения проходят два раза в неделю по 3 академических часа, всего 216 часов. Занятия второго года обучения проходят три раза в неделю по 2 академических часа, всего 216 часов. Перерыв между занятиями составляет 15 минут.
Содержание программы первого года.
1.Комплектование группы.
Теория. «Время дружеских встреч»-презентация объединения, вучреждении и школах.
2.Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи работы объединения. Правила поведения вобъединении и Учреждении. Правила техники безопасности. План работы коллектива. Организация рабочего места.
Эскиз, схема, чертеж. Условные обозначения.
Теория. Схема и чертеж сходства и различия.Понятие эскиз.Условныеобозначения.
Практика. Чтение и составление схемы и чертежа по готовому изделию.
Изготовление эскиза.
Многомодульное оригами (второй уровень сложности).
Теория. Понятие многомодульного изделия(оригами).Схемы.Базовыеформы. Терминология оригами. «Кусудамы» и трансформеры. Практика. Изготовление многомодульных изделий в технике оригами.Комбинирование базовых форм. Изготовление изделий по «паттерну». Изготовление «кусудамы», трансформера.
Бумагопластика.
Теория. Понятие бумагопластика.Значение схемы,чертежа или рисунка визготовлении изделий из бумаги. Бумажные трубочки. Плетение из бумажных трубочек. Дизайн-анализ.
Практика. Исследование бумаги.Составление схемы,чертежа,рисунка дляизделия из бумажных трубочек. Способы плетения. Плоское плетение. Плетение на форме. Объемное плетение.
Моделирование и конструирование из пенопласта.
Теория. Пенопласты,их классификация.Инструменты для работы спенопластами. Конструкции из пенопласта. Понятие статической модели. Понятие динамической модели или изделия. Дизайн-анализ.
Практика. Опыты с пенопластами.Свойства пенопластов.Конструирование и моделирование из потолочной плитки статических и динамических моделей. Объемные изделия из пенопласта.
7. Динамические и действующие модели.
Теория.Сходство и различия динамических и действующих моделей.Чертежи, схемы для динамических и действующих изделий. Выбор и обоснование материала для изделия или модели. Дизайн-анализ. Практика. Изготовление изделий по готовому чертежу или схеме.Изготовление чертежа и схемы для модели или изделия. Изготовление изделия или модели по чертежу или схеме составленной самостоятельно.
Итоговое занятие.
Теория. Итоговая диагностика.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№ п/п
Тема
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1.
Водное занятие.
3
--
3
2.
Инструменты, материалы, рабочие операции.
Организация рабочего места.
Инструкция по ТБ при работе с инструментами.
2
4
6
3.
Эскиз, схема, чертёж.
Условные обозначения.
3
6
9
4.
Оригами. Многомодульное оригами (первый уровень сложности.
10
20
30
5.
Бумагопластика.
10
20
30
6.
Моделирование и конструирование из бумаги, картона, пенопласта.
22
53
75
7.
Изучаем, познаём, мастерим. (Поделки, сувениры, модели из бросового материала.) Динамические и действующие модели.
Поход на пожарный пост.
20
40
60
8.
Итоговое занятие.
3
--
3
Всего:
73
143
216
К концу первого года обучения воспитанники будут
Знать:
- правила техники безопасности и правила организации рабочего места;
- знание основ различных техник и технологий начального технического моделирования;
- свойства бумаги, картона, различного бросового материала;
- графические обозначения и назначение линий.
Уметь:
- распределять труд по операциям;
- читать схемы в технике «Оригами», самостоятельно складывать изделия (первого уровня сложности) в этой технике;
- складывать и различать базовые формы первого уровня сложности;
- конструировать и моделировать из двухмерных геометрических форм (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник);
- конструировать и моделировать из бумаги, картона, различного бросового материала;
- сочетать различные материалы для реализации творческого замысла.
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
Теория. Время дружеских встреч-планирование мероприятий на учебный
год.
Инструменты, материалы, рабочие операции. Инструкция по ТБ при работе с инструментами.
Теория. Измерительные и чертежные инструменты. Рабочие операции синструментами. Правила техники безопасности.
Практика. Выполнение упражнений инструментами ряд операций слинейкой, циркулем, карандашом, ножницами. Входная диагностика ЗУН.
Теория. Эскиз,рисунок,схема,чертеж,масштаб.Выбор изделия,макета.Материалы для конструирования и макетирования. Способы соединения. Практика. Дизайн–анализ.Изготовление изделий и макетов пособственному замыслу в группе или индивидуально.
Итоговое занятие.
Теория. Итоговая диагностика.Самодиагностика.
Учебно-тематический план второго года обучения.
№ п/п
Тема
Количество часов
Практика
Теория
Всего
1.
Водное занятие.
3
--
3
2.
Инструменты, материалы, рабочие операции.
Инструкция по ТБ при работе с инструментами.
2
4
6
3.
Эскиз, схема, чертёж, шаблон. Масштаб.
Условные обозначения.
2
4
6
4.
Источники питания.
2
4
6
5.
Моделирование и конструирование из потолочной плитки.
22
44
66
6.
Космическая фантазия.
10
20
30
7.
Едем. Плаваем(ходим). Летаем.
Поход.
10
20
30
8.
Макеты, модели.
10
20
30
9.
«Сделай сам».
9
27
36
10.
Итоговое занятие.
3
--
3
Всего:
73
143
216
К концу второго года обучения обучающиеся должны
Знать:
1. основные приемы макетирования;
2. основные понятия композиционного построения объекта (композиционное моделирование);
3. приемы пластической проработки поверхностей и ее трансформации в объемные элементы;
4. графические изображения простых схем электрических цепей и источники питания;
Уметь:
1. готовить развертку отдельных частей модели;
2. самостоятельно собрать модель по готовому чертежу;
3. самостоятельно изготавливать лекала и шаблоны.
4. моделировать изделия с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции;
5. собрать простой макет;
6. собрать в композицию несколько объектов (изделий), объединив их в единое целое.
Банк проектов:
1-й год обучения
- модель «Космическая паутинка»;
- модель «Робот»;
- модель «Автомобиль моей мечты»;
- модель «Многоэтажный дом»;
- модель «Жираф»;
- модель «Человечек»;
- модель «Гусеница»;
- модель «Гусеничный трактор».
2-й год обучения
- модель «Автобус»;
- модель «Грузовик»;
- модель автомобиль «Жигули»;
- модель «Танк»;
- модель «Ракета»;
- модель «Паровоз»;
- модель «Космический корабль»;
- модель «Гусеничный трактор"
- коллективный проект «Автопарк»;
- коллективный проект «Космическая станция»;
- коллективный проект «Виды спорта».
Приложение.
Темы бесед с обучающимися:
1-й год обучения
Классификация судов и кораблей флота, самолётов, автомобилей
Морская и авиационная терминология.
Русские мореплаватели.
Русские флотоводцы.
Русские пилоты (авиаторы)
Основные виды самолётов, судов, автомобилей (показ слайдов)
Устройство судна, самолёта, автомобиля.
2-й год обучения
Классификация моделей судов, самолётов, наземной техники.
Теоретический чертёж.
Технология изготовления моделей.
Основные механизмы и узлы техники.
Правила проведения выставок и конкурсов.
Выставки и конкурсы (видеофильм, показ слайдов, фотографий)