Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Бисерное чудо»
Управление образования
администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета школы
Протокол №1 от 22.08.2018г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______________Н.А.Громова
Приказ №750 от 22.08.2018г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бисерное чудо»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 10-13 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Л.В.Арзамасцева, учитель технологии
п. Новая Ляда, 2018 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерное чудо»
3. Сведения об авторах (составителе):
3.1. Ф.И.О., должность
Арзамасцева Любовь Владимировна, учитель технологии
3.2.Основные сведения о педагоге, реализующем программу (образование, стаж, квалификация, награды)
Арзамасцева Любовь Владимировна окончила в 1984 году Тамбовский институт химического машиностроения по специальности «химическое машиностроение и аппаратостроение». Образование высшее. Прошла переподготовку в ТОИПКРО по специальностям «преподаватель-организатор ОБЖ» (1996г.), «специалист по охране труда в образовании» (2009г.). Работает в должности учителя технологии, ОБЖ и педагога дополнительного образования. Общий педагогический стаж работы - 22 года. Аттестована на первую квалификационную категорию по должности «Учитель» в 2017 году.
Награждена грамотой управления образования администрации Тамбовского района (2017г.).
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41).
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 года № 1008).
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015)
4.2. Область применения
Декоративно-прикладное творчество
4.3. Направленность
Художественная
4.4. Уровень освоения программы
Базовый
4.5. Вид программы
Модифицированная
4.6. Возраст учащихся
10-13 лет
4.7. Продолжительность обучения, объем и сроки реализации
2 года, 01.09.2017 – 31.05.2019, 72 часа в год, всего – 144 часа
4.8. Количество учащихся
10 – 15 человек
4.9. Краткая аннотация программы
В результате освоения программы «Бисерное чудо» дети познакомятся с многообразием народных промыслов, с историей и особенностями бисероплетения, овладеют приемами и видами простых плетений, познакомятся с технологической схемой плетения, научатся создавать прекрасные украшения из бисера, ценить прекрасное. Курс «Бисерное чудо» поможет воспитать у детей аккуратность, трудолюбие и целеустремленность. Все это в дальнейшем поможет человеку сформировать эстетический вкус и лучше ориентироваться в современной жизни.
Дополнительная образовательная программа «Бисерное чудо» художественной направленности разработана Арзамасцевой Л.В., учителем технологии, в соответствии с Положением о структуре и порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. приказом №658 от 30.08.2017г.) и предназначается для учащихся среднего школьного возраста.
Основной вид деятельности программы «Бисерное чудо» - декоративно-прикладное творчество.
В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.
Актуальность программы состоит в том, что освоение декоративно-прикладных видов промысла необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Дети среднего школьного возраста получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов. При реализации программы используются современные методы обучения: метод проектов и обучение в сотрудничестве. Освоение программы доступно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Отличительная особенность состоит в том, что программа «Бисерное чудо» предусматривает освоение детьми нескольких промыслов: бисероплетения, бисерного ткачества, монастырского шитья. Кроме того при изучении курса отрабатываются приемы владения как современными, так и древними видами техник бисерного плетения. В ней предусмотрено обучение как простым, так и сложным приемам и формам изготовления изделий.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа адресована учащимся от 10 до 13 лет. Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей учащихся. Освоить курс программы способны все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями учащихся, согласно их возрасту.
Объем и срок освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, из расчета 72 часа в год, всего 144 часа.
Организационно-педагогическая основа обучения. Программа «Бисерное чудо» разработана с учетом особенностей возрастного развития детей среднего школьного возраста и образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата, направленного на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Наполняемость в группах составляет от 10 до 15 человек. Любой ученик имеет право быть зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится независимо от уровня подготовки и пола учащихся. В группу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеющие нарушений опорно-двигательного аппарата.
Форма обучения – очная. Режим занятий: один раз в неделю по 2 учебных часа с 10-минутным перерывом.
Методические условия реализации программы
Методы обучения и воспитания. В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.
Формы организации учебного занятия. Возрастные особенности учащихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены. Для этого на занятиях используются различные наглядные пособия. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы, практические занятия, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, практикумы, праздники, конкурсы, викторины, выставки, презентации, проекты, экскурсии.
Педагогические технологии. В ходе реализации программы «Бисерное чудо» используются следующие педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, проектная и ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология.
Структура занятия и его этапов. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Для реализации программы используются несколько типов занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Сбор материала.
Обобщение и систематизация знаний. Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН.
Практическое занятие – педагог знакомит детей с техникой бисероплетения, бисерным ткачеством, монастырским шитьем.
Контрольное занятие. Занятие проверочное помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к выставкам, участию в конкурсах.
Методическое обеспечение:
№ п/п
Название раздела, темы
Материально- техническое оснащение, дидактический материал
Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, ролевая игра
Просмотр и анализ работ, выставка работ
4.
Итоговое занятие
Готовые изделия, проекты
Занятие-выставка, защита проектов
Протокол оценки проектов
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся, формирование технологического мышления, художественного и эстетического вкуса посредством декоративно-прикладного творчества через освоение искусства бисероплетения.
Задачи программы:
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
- познакомить с историей и особенностями бисерных промыслов, технологической схемой плетения; с приемами комбинирования плетений;
- научить выполнять в совершенстве простые плетения;
- выработать умения работать с технологической схемой плетения;
- способствовать овладению технологиями сложных плетений.
- способствовать развитию творческой активности, художественного и эстетического вкуса;
- способствовать дальнейшему развитию познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, творческого, логического и символического мышления (умение работать по схеме); гибкости, оригинальности мышления, пространственного воображения;
- способствовать формированию личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, упорства, целеустремленности, чувства эмпатии, милосердия, сострадания, уважения к старшим и сверстникам.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1-й год обучения
Вводное занятие
2
2
-
Наблюдение, опрос
1.
Плетение в одну нить
12
4
8
Образцы плетения
2.
Плетение в две нити
12
4
8
Сувениры из бисера
3.
Плетение ярусами
12
4
8
Декоративное полотно
4.
Ажурное плетение
10
4
6
Учебные образцы
5.
Витое плетение
10
2
8
Комплект украшений, слайд-шоу
6.
Вышивание бисером
12
4
8
Закладки для книг
Итоговое занятие
2
-
2
Презентация работ
Всего:
72
24
48
2-й год обучения
Вводное занятие
2
1
1
Наблюдение, опрос
1.
Бисероплетение
36
9
27
Авторские работы
2.
Народные промыслы. Монастырское шитье
20
6
14
Слайд-шоу
3.
Комбинирование бисера и бус с другими материалами
12
4
9
Выставка работ
Итоговое занятие
2
-
2
Авторские творческие проекты
Всего:
72
20
52
ИТОГО:
144
44
100
Краткое содержание программы
1-й год обучения
Вводное занятие
Теория. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, аксессуары и др. Их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности. Беседа об истории возникновения бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Диагностика начальных знаний, умений и навыков.
Раздел 1. Плетение в одну нить
Тема 1. Плетение в одну нить
Теория. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.
Знакомство с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Технологические понятия, используемые в дальнейшей работе.
Практика. Наложение узора на сетку плетения.
Тема 2. Ознакомление с видами плетений
Теория. Обзор видов плетений в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.
Практика. Плетение разных видов в одну нить.
Тема 3. Плетение простых цепочек
Теория. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению.
Теория. Понятие о видах плетения в две нити. Характеристика видов плетения.
Практика. Анализ карт-схем плетений.
Тема 2. Плетение учебных образцов
Теория. Повторение ранее полученных знаний.
Практика. Выполнение изделий: цепочки «Крестик», «Колечки».
Тема 3. Сувениры из бисера
Теория. Знакомство с понятиями «сувенир», «брелок».
Практика. Выполнение брелоков и сувениров в соответствии с технологической картой-схемой. Изготовление изделий «Стрекоза», «Скорпион», «Лошадки», «Мышки», «Шмель», «Бабочка». Выставка работ.
Тема 4. Объемные украшения
Теория. Особенности плетения объемных украшений.
Практика. Изготовление браслетов. Выставка работ.
Раздел 3. Плетение ярусами
Тема 1. Ознакомление с принципом плетения
Теория. Понятие яруса. Переход с яруса на ярус. Знакомство с вариантами базовых ячеек.
Практика. Соединение ярусов в полотно.
Тема 2. Плетение простых цепочек
Теория. Последовательность соединения ячеек.
Практика. Изготовление образцов полотна на основе ячейки «Крестик» и ячейки «Колечко».
Тема 3. Плетение декоративного полотна
Теория. Подбор и наложение узора на сетку-схему.
Практика. Выполнение декоративного панно с базовой ячейкой «Крестик».
Тема 4. Плетение пояса
Теория. Цветовые варианты выполнения узора.
Практика. Выполнение эскиза-схемы и изделия по карте-схеме.
Раздел 4. Ажурное плетение
Тема 1. Ознакомление с принципом плетения
Теория. Знакомство с разновидностями форм ячейки, технологией округления края цепочки.
Практика. Анализ карт-схем ажурного плетения.
Тема 2. Плетение ажурной сетки одной нитью
Теория. Знакомство с технологией плетения ажурного полотна с добавлением ½ ромба.
Практика. Плетение цепочек «Лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.
Тема 3. Плетение ажурной сетки двумя нитями
Теория. Особенность плетения ажурной сетки в две нити.
Практика. Изготовление цепочек в 3 ячейки, цепочка с мысиком.
Тема 4. Мир вокруг нас
Теория. Понятие орнамента, узора, ритма. Сравнение реального изображения предмета с его стилизованной формой.
Практика. Перенос на узор. Наложение узора на сетку схемы.
Раздел 5. Витое плетение
Тема 1. Ознакомление с принципом плетения
Теория. Анализ технологической карты-схемы. Установление последовательности выполнения плетения. Сравнительный анализ ажурного и витого плетений.
Практика. Выполнение ажурного и витого плетения.
Тема 2. Плетение учебных образцов.
Практика. Изготовление образцов витых шнуров с различными комбинациями узоров.
Тема 3. Плетение комплекта украшений «Спираль»
Практика. Выполнение комплекта украшений: колье, браслет, серьги, один из видов витых шнуров.
Раздел 6. Вышивание бисером
Тема 1. Ознакомление с видами и способами шитья
Теория. Основные способы шитья бисером и стеклярусом.
Практика. Вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитье.
Тема 2. Изготовление закладок для книг
Теория. Знакомство с алгоритмом выполнения: подбор рисунка и цвета отделки, оформление заготовки декоративной вышивкой, маскировка швов.
Практика. Выполнение закладок по индивидуальным эскизам.
Тема 3. Изготовление настенных панно
Теория. Знакомство с алгоритмом выполнения: натягивание на основу, нанесение контурного рисунка на ткань, выполнение вышивки, прикрепление удерживающей петли, маскировка швов, декоративная обработка краев.
Практика. Разработка эскизов композиции и цветового решения рисунка в зависимости от индивидуального набора материала.
Итоговое занятие
Практика. Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Промежуточная аттестация в форме выставки творческих работ. Анализ работ. Награждение победителей.
2-й год обучения
Вводное занятие
Теория. Знакомство с программой второго года обучения (моделями украшений, видами комбинаций, способами плетения).
Практика. Входная диагностик уровня остаточных знаний, умений.
Раздел 1. Бисероплетение
Тема 1. Повторение изученного за первый год обучения
Практика. Анализ карт-схем, которые вызывают затруднения у учащихся.
Тема 2. Изготовление украшений на основе простых цепочек
Теория. Анализ соединения простых цепочек в едином изделии. Виды подплетений к основной цепочке.
Теория. История промысла. Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом.
Практика. Этапы изготовления сувенирного яйца: обтягивание сувенирной заготовки; нанесение рисунка; выполнение декоративной вышивки; оформление краев; оформление подставки. Мастер-класс.
Тема 2. Основы композиции декоративного рисунка
Теория. Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности при составлении узора для сувенирного яйца. Презентация.
Тема 3. Изготовление сувенирных яиц
Практика. Выполнение индивидуальных эскизов декоративного рисунка. Изготовление сувенирных яиц в соответствии с ранее установленными этапами технологии. Слайд-шоу.
Раздел 3. Комбинирование бисера и бус с другими материалами
Тема 1. Ознакомление с различными видами комбинации бисера и бус
Теория. Обзорное знакомство со способами комбинирования бисера с пряжей (вязание с нитями (макраме), с воском (тиснение на воске).
Тема 2. Изготовление украшений из ниток и бисера.
Теория. Освоение простых узлов макраме. Способы вплетения бусин в изделие.
Практика. Выполнение декоративных панно в технике тиснения на воске.
Итоговое занятие
Практика. Итоговая аттестация. Авторские творческие проекты. Самостоятельная разработка украшений по индивидуальному выбору. Самостоятельное составление технологических макет-картин. Итоговая выставка. Анализ результатов обучения.
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Бисерное чудо»у учащихся формируются
Личностные (социально-личностные) компетенции:
к концу 1-го года обучения
к концу 2-го года обучения
• проявление познавательных интересов и активности в области бисероплетения;
• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере народных промыслов.
Метапредметные компетенции:
к концу 1-го года обучения
к концу 2-го года обучения
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ; • виртуальное и натурное моделирование изделий из бисера.
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание предметов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании предметов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Количество учебных недель в год – 36, 9 месяцев обучения, 36 учебных дней. Всего по программе: учебных недель – 72, месяцев обучения – 18, учебных дней – 72.
Продолжительность учебного года: начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября 2017 года, окончание учебного года – 31 мая 2018 года, начало второго года обучения с 1 сентября 2018 года, окончание - 31 мая 2019 года.
Продолжительность летних каникул - с 01 июня по 31 августа 2018 года.
Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
Продолжительность занятий для учащихся – 90 минут, перерыв – 10 минут.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, набор рабочего инструмента: иглы №1 и №0, нить (капрон, х/б), леска, ножницы, лезвие, доски с ворсистым покрытием, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, шило, клей «Момент», набор цветного бисера и стекляруса (по количеству учащихся).
Подборка информационной и справочной литературы, сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения, наглядные пособия по темам, набор карт-схем индивидуального пользования по темам, образцы изделий и видов плетений, диагностические методики для определения уровня освоения программы, творческих способностей, ресурсы Интернета.
Кадровое обеспечение
Квалификационные требования: высшее или среднее педагогическое образование, соответствие специальности и квалификации по диплому (или курсовой подготовки) профилю программы без предъявления требований к стажу работы
Необходимые компетенции: владение теоретическими знаниями основных способов плетения изделий из бисера, практическими навыками бисероплетения и других промыслов, умение организовать исследовательскую и проектную деятельности; владение ИКТ-технологиями
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация учащихся проводится в мае 2019 года, итоговая аттестация – по окончанию реализации программы, в мае 2020 года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото, методические разработки, сертификат о прохождении курса.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: викторины, выставки, конкурсы (оценочный лист - приложение №2), защита творческих работ (протокол оценки презентации – приложение №3, протокол оценки проекта – приложение №4).
2.4. Оценочные материалы
Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: оценочные листы, диагностические карты, протоколы.
Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.
Приемы контроля: игровые задания, самостоятельная творческая работа, выставки детского творчества, презентации, практические работы
Этапы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Этапы педагогического контроля
Этап
Сроки контроля
Цель контроля
Формы контроля
Методы контроля
Уровни оценочных критериев
Текущий контроль
В течение учебного года
Выявление уровня освоения темы, раздела
Творческие задания Тестирование
Тест, опрос,
наблюдение, анализ
Высокий
Средний
Низкий
Промежу-точный контроль
В конце учебного года
Выявление уровня освоения части программы
Презентации творческих работ
Оценка презентаций
Высокий
Средний
Низкий
Итоговый контроль
По окончании реализации программы
Выявление уровня освоения программы
Авторские творческие проекты
Защита авторских творческих проектов
Высокий
Средний
Низкий
2.5.Список литературы
для педагога:
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции. 1997.