kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Бисерное чудо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Бисерное чудо»


Управление образования

администрации Тамбовского района


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»







РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета школы

Протокол №1 от 22.08.2018г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______________Н.А.Громова

Приказ №750 от 22.08.2018г.







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Бисерное чудо»

(базовый уровень)


Возраст учащихся: 10-13 лет

Срок реализации: 2 года









Составитель: Л.В.Арзамасцева, учитель технологии









п. Новая Ляда, 2018 г.

Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолядинская средняя общеобразовательная школа»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерное чудо»

3. Сведения об авторах (составителе):

3.1. Ф.И.О., должность

Арзамасцева Любовь Владимировна, учитель технологии

3.2.Основные сведения о педагоге, реализующем программу (образование, стаж, квалификация, награды)

Арзамасцева Любовь Владимировна окончила в 1984 году Тамбовский институт химического машиностроения по специальности «химическое машиностроение и аппаратостроение». Образование высшее. Прошла переподготовку в ТОИПКРО по специальностям «преподаватель-организатор ОБЖ» (1996г.), «специалист по охране труда в образовании» (2009г.). Работает в должности учителя технологии, ОБЖ и педагога дополнительного образования. Общий педагогический стаж работы - 22 года. Аттестована на первую квалификационную категорию по должности «Учитель» в 2017 году.

Награждена грамотой управления образования администрации Тамбовского района (2017г.).

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41).

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 года № 1008).

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)» (Письмо Департамента молодежной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015)

4.2. Область применения

Декоративно-прикладное творчество

4.3. Направленность

Художественная

4.4. Уровень освоения программы

Базовый

4.5. Вид программы

Модифицированная

4.6. Возраст учащихся

10-13 лет

4.7. Продолжительность обучения, объем и сроки реализации

2 года, 01.09.2017 – 31.05.2019, 72 часа в год, всего – 144 часа

4.8. Количество учащихся

10 – 15 человек

4.9. Краткая аннотация программы


В результате освоения программы «Бисерное чудо» дети познакомятся с многообразием народных промыслов, с историей и особенностями бисероплетения, овладеют приемами и видами простых плетений, познакомятся с технологической схемой плетения, научатся создавать прекрасные украшения из бисера, ценить прекрасное. Курс «Бисерное чудо» поможет воспитать у детей аккуратность, трудолюбие и целеустремленность. Все это в дальнейшем поможет человеку сформировать эстетический вкус и лучше ориентироваться в современной жизни.

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Бисерное чудо» художественной направленности разработана Арзамасцевой Л.В., учителем технологии, в соответствии с Положением о структуре и порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. приказом №658 от 30.08.2017г.) и предназначается для учащихся среднего школьного возраста.

Основной вид деятельности программы «Бисерное чудо» - декоративно-прикладное творчество.

В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.

Актуальность программы состоит в том, что освоение декоративно-прикладных видов промысла необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Дети среднего школьного возраста получают дополнительные знания о многообразии народных промыслов. При реализации программы используются современные методы обучения: метод проектов и обучение в сотрудничестве. Освоение программы доступно для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Отличительная особенность состоит в том, что программа «Бисерное чудо» предусматривает освоение детьми нескольких промыслов: бисероплетения, бисерного ткачества, монастырского шитья. Кроме того при изучении курса отрабатываются приемы владения как современными, так и древними видами техник бисерного плетения. В ней предусмотрено обучение как простым, так и сложным приемам и формам изготовления изделий.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа адресована учащимся от 10 до 13 лет. Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей учащихся. Освоить курс программы способны все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями учащихся, согласно их возрасту.

Объем и срок освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, из расчета 72 часа в год, всего 144 часа.

Организационно-педагогическая основа обучения. Программа «Бисерное чудо» разработана с учетом особенностей возрастного развития детей среднего школьного возраста и образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата, направленного на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Наполняемость в группах составляет от 10 до 15 человек. Любой ученик имеет право быть зачисленным  в состав учебной группы. Набор в группу  проводится независимо от уровня подготовки и пола учащихся. В группу могут быть зачислены дети-инвалиды и дети с ОВЗ, не имеющие нарушений опорно-двигательного аппарата.

Форма обучения – очная. Режим занятий: один раз в неделю по 2 учебных часа с 10-минутным перерывом.



    1. Методические условия реализации программы

Методы обучения и воспитания. В процессе реализации программы используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой и методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.

Формы организации учебного занятия. Возрастные особенности учащихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены. Для этого на занятиях используются различные наглядные пособия. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: беседы, практические занятия, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, практикумы, праздники, конкурсы, викторины, выставки, презентации, проекты, экскурсии.

Педагогические технологии. В ходе реализации программы «Бисерное чудо» используются следующие педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, проектная и ИКТ-технологии, здоровьесберегающая технология.

Структура занятия и его этапов. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Для реализации программы используются несколько типов занятий:

  1. Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Сбор материала.

  2. Обобщение и систематизация знаний. Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН.

  3. Практическое занятие – педагог знакомит детей с техникой бисероплетения, бисерным ткачеством, монастырским шитьем.

  4. Контрольное занятие. Занятие проверочное помогает педагогу после изучения темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

  5. Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

  6. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к выставкам, участию в конкурсах.

Методическое обеспечение:

п/п

Название раздела, темы

Материально- техническое оснащение, дидактический материал

Формы, методы и приемы обучения

Формы подведения итогов

1-й год обучения

1.

Введение в промысел

Видеозаписи, наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, презентации.

Занятие-беседа

Наблюдение, опрос

2.

Плетение в одну нить

Видеозаписи, наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, занятие-конкурс

Просмотр и анализ образцов, выявление лучших

3.

Плетение в две нити

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, занятие-выставка

Просмотр и анализ сувениров из бисера

4.

Плетение ярусами

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг

Просмотр и анализ декоративного полотна

5.

Ажурное плетение

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, виртуальная экскурсия

Просмотр и анализ работ

6.

Витое плетение

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, демонстрация изделий

Просмотр и анализ комплекта украшений, слайд-шоу

7.

Вышивание бисером

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, ролевая игра

Просмотр и анализ закладок для книг

8.

Итоговое занятие

Готовые изделия, презентации

Занятие-выставка, презентации


Презентации «Наши работы»

2-й год обучения

1.

Бисероплетение

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, занятие беседа

Просмотр и анализ работ

2.

Народные промыслы. Монастырское шитье

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы.

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, демонстрация работ

Просмотр и анализ работ, слайд-шоу

3.

Комбинирование бисера и бус с другими материалами

Видеозаписи,

наглядные пособия, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, схемы, бисер, нить, игла, ножницы, бусины

Объяснение, занятие-практикум, занятие-тренинг, ролевая игра

Просмотр и анализ работ, выставка работ

4.

Итоговое занятие

Готовые изделия, проекты

Занятие-выставка, защита проектов


Протокол оценки проектов


    1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся, формирование технологического мышления, художественного и эстетического вкуса посредством декоративно-прикладного творчества через освоение искусства бисероплетения.

Задачи программы:

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

- познакомить с историей и особенностями бисерных промыслов, технологической схемой плетения; с приемами комбинирования плетений;

- научить выполнять в совершенстве простые плетения;

- выработать умения работать с технологической схемой плетения;

- способствовать овладению технологиями сложных плетений.

- способствовать развитию творческой активности, художественного и эстетического вкуса;

- способствовать дальнейшему развитию познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, творческого, логического и символического мышления (умение работать по схеме); гибкости, оригинальности мышления, пространственного воображения;

- продолжить развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук, пальцев; коммуникативных навыков;

- способствовать созданию ситуации успеха, положительной самооценки.

- способствовать формированию чувства коллективизма, взаимовыручки;

- способствовать формированию личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, упорства, целеустремленности, чувства эмпатии, милосердия, сострадания, уважения к старшим и сверстникам.



    1. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы


Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения


Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение, опрос

1.

Плетение в одну нить

12

4

8

Образцы плетения

2.

Плетение в две нити

12

4

8

Сувениры из бисера

3.

Плетение ярусами

12

4

8

Декоративное полотно

4.

Ажурное плетение

10

4

6

Учебные образцы

5.

Витое плетение

10

2

8

Комплект украшений, слайд-шоу

6.

Вышивание бисером

12

4

8

Закладки для книг


Итоговое занятие

2

-

2

Презентация работ


Всего:

72

24

48


2-й год обучения


Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение, опрос

1.

Бисероплетение

36

9

27

Авторские работы

2.

Народные промыслы. Монастырское шитье

20

6

14

Слайд-шоу

3.

Комбинирование бисера и бус с другими материалами

12

4

9

Выставка работ


Итоговое занятие

2

-

2

Авторские творческие проекты


Всего:

72

20

52



ИТОГО:

144

44

100


Краткое содержание программы

1-й год обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, аксессуары и др. Их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности. Беседа об истории возникновения бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Диагностика начальных знаний, умений и навыков.

Раздел 1. Плетение в одну нить

Тема 1. Плетение в одну нить

Теория. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.

Знакомство с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Технологические понятия, используемые в дальнейшей работе.

Практика. Наложение узора на сетку плетения.

Тема 2. Ознакомление с видами плетений

Теория. Обзор видов плетений в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.

Практика. Плетение разных видов в одну нить.

Тема 3. Плетение простых цепочек

Теория. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению.

Практика. Изготовление образцов цепочек: «Пупырышки», «Кривулька», «Змейка», «Цветочки» (1 и 2 способы).

Раздел 2. Плетение в две нити

Тема 1. Ознакомление с принципом плетения

Теория. Понятие о видах плетения в две нити. Характеристика видов плетения.

Практика. Анализ карт-схем плетений.

Тема 2. Плетение учебных образцов

Теория. Повторение ранее полученных знаний.

Практика. Выполнение изделий: цепочки «Крестик», «Колечки».

Тема 3. Сувениры из бисера

Теория. Знакомство с понятиями «сувенир», «брелок».

Практика. Выполнение брелоков и сувениров в соответствии с технологической картой-схемой. Изготовление изделий «Стрекоза», «Скорпион», «Лошадки», «Мышки», «Шмель», «Бабочка». Выставка работ.

Тема 4. Объемные украшения

Теория. Особенности плетения объемных украшений.

Практика. Изготовление браслетов. Выставка работ.

Раздел 3. Плетение ярусами

Тема 1. Ознакомление с принципом плетения

Теория. Понятие яруса. Переход с яруса на ярус. Знакомство с вариантами базовых ячеек.

Практика. Соединение ярусов в полотно.

Тема 2. Плетение простых цепочек

Теория. Последовательность соединения ячеек.

Практика. Изготовление образцов полотна на основе ячейки «Крестик» и ячейки «Колечко».

Тема 3. Плетение декоративного полотна

Теория. Подбор и наложение узора на сетку-схему.

Практика. Выполнение декоративного панно с базовой ячейкой «Крестик».

Тема 4. Плетение пояса

Теория. Цветовые варианты выполнения узора.

Практика. Выполнение эскиза-схемы и изделия по карте-схеме.

Раздел 4. Ажурное плетение

Тема 1. Ознакомление с принципом плетения

Теория. Знакомство с разновидностями форм ячейки, технологией округления края цепочки.

Практика. Анализ карт-схем ажурного плетения.

Тема 2. Плетение ажурной сетки одной нитью

Теория. Знакомство с технологией плетения ажурного полотна с добавлением ½ ромба.

Практика. Плетение цепочек «Лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.

Тема 3. Плетение ажурной сетки двумя нитями

Теория. Особенность плетения ажурной сетки в две нити.

Практика. Изготовление цепочек в 3 ячейки, цепочка с мысиком.

Тема 4. Мир вокруг нас

Теория. Понятие орнамента, узора, ритма. Сравнение реального изображения предмета с его стилизованной формой.

Практика. Перенос на узор. Наложение узора на сетку схемы.

Раздел 5. Витое плетение

Тема 1. Ознакомление с принципом плетения

Теория. Анализ технологической карты-схемы. Установление последовательности выполнения плетения. Сравнительный анализ ажурного и витого плетений.

Практика. Выполнение ажурного и витого плетения.


Тема 2. Плетение учебных образцов.

Практика. Изготовление образцов витых шнуров с различными комбинациями узоров.

Тема 3. Плетение комплекта украшений «Спираль»

Практика. Выполнение комплекта украшений: колье, браслет, серьги, один из видов витых шнуров.

Раздел 6. Вышивание бисером

Тема 1. Ознакомление с видами и способами шитья

Теория. Основные способы шитья бисером и стеклярусом.

Практика. Вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитье.

Тема 2. Изготовление закладок для книг

Теория. Знакомство с алгоритмом выполнения: подбор рисунка и цвета отделки, оформление заготовки декоративной вышивкой, маскировка швов.

Практика. Выполнение закладок по индивидуальным эскизам.

Тема 3. Изготовление настенных панно

Теория. Знакомство с алгоритмом выполнения: натягивание на основу, нанесение контурного рисунка на ткань, выполнение вышивки, прикрепление удерживающей петли, маскировка швов, декоративная обработка краев.

Практика. Разработка эскизов композиции и цветового решения рисунка в зависимости от индивидуального набора материала.

Итоговое занятие

Практика. Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Промежуточная аттестация в форме выставки творческих работ. Анализ работ. Награждение победителей.

2-й год обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с программой второго года обучения (моделями украшений, видами комбинаций, способами плетения).

Практика. Входная диагностик уровня остаточных знаний, умений.

Раздел 1. Бисероплетение

Тема 1. Повторение изученного за первый год обучения

Практика. Анализ карт-схем, которые вызывают затруднения у учащихся.

Тема 2. Изготовление украшений на основе простых цепочек

Теория. Анализ соединения простых цепочек в едином изделии. Виды подплетений к основной цепочке.

Практика. Мастер-класс. Изготовление украшений: колье «Пупырышки», колье «Нежность».

Тема 3. Сувениры из бисера

Теория. Повторение принципов и особенностей параллельного плетения.

Практика. Изготовление броши «Ветка барбариса»; декоративных цветов «Ромашки», «Мак», «Клевер»; брелков «Звездочка», «Шашечки». Презентация.

Тема 4. Изготовление украшений комбинированного плетения

Теория. Основы соединения основных видов плетения.

Практика. Изготовление украшений: колье «Зубок», «Уголки», «Прямоугольник», «Фантазия», «Ромбики».

Раздел 2. Народные промыслы. Монастырское шитье

Тема 1. Основы изготовления сувенирных яиц

Теория. История промысла. Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом.

Практика. Этапы изготовления сувенирного яйца: обтягивание сувенирной заготовки; нанесение рисунка; выполнение декоративной вышивки; оформление краев; оформление подставки. Мастер-класс.

Тема 2. Основы композиции декоративного рисунка

Теория. Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности при составлении узора для сувенирного яйца. Презентация.


Тема 3. Изготовление сувенирных яиц

Практика. Выполнение индивидуальных эскизов декоративного рисунка. Изготовление сувенирных яиц в соответствии с ранее установленными этапами технологии. Слайд-шоу.

Раздел 3. Комбинирование бисера и бус с другими материалами

Тема 1. Ознакомление с различными видами комбинации бисера и бус

Теория. Обзорное знакомство со способами комбинирования бисера с пряжей (вязание с нитями (макраме), с воском (тиснение на воске).

Тема 2. Изготовление украшений из ниток и бисера.

Теория. Освоение простых узлов макраме. Способы вплетения бусин в изделие.

Практика. Изготовление браслета «Цветная песенка», декоративного кармашка. Мастер-класс

Тема 3. Изготовление декоративного панно.

Теория. Подбор декоративного рисунка.

Практика. Выполнение декоративных панно в технике тиснения на воске.

Итоговое занятие

Практика. Итоговая аттестация. Авторские творческие проекты. Самостоятельная разработка украшений по индивидуальному выбору. Самостоятельное составление технологических макет-картин. Итоговая выставка. Анализ результатов обучения.


    1. Планируемые результаты

В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Бисерное чудо» у учащихся формируются

Личностные (социально-личностные) компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

• проявление познавательных интересов и активности в области бисероплетения;

• выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности.

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере народных промыслов.

Метапредметные компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
• виртуальное и натурное моделирование изделий из бисера.


• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание предметов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании предметов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные компетенции:

к концу 1-го года обучения

к концу 2-го года обучения

  • знать историю бисерных промыслов;

  • отличать приемы монастырского шитья: цепочка, стразы, бусины;

  • характеризовать виды плетений;

  • владеть приемами простых плетений;

  • выполнять плетение по простой схеме;

  • подбирать гармоничные цветовые сочетания;

  • составлять несложную композицию в соответствии с технологией и традициями монастырского шитья.

  • знать приемы и способы соединения простых плетений;

  • отличать технологию сложных плетений от простых;

  • знать основные правила сочетания цветов, орнамента и фона;

  • применять способы, приемы нанесения орнамента на сетку плетения;

  • использовать правила коллективной творческой деятельности;

  • самостоятельно работать с технологической схемой плетения;

  • создавать изделия с использованием технологий сложных плетений;

  • самостоятельно составлять узор орнамента;

  • создавать авторские изделия (украшения, сувениры, декоративные панно).


Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель в год – 36, 9 месяцев обучения, 36 учебных дней. Всего по программе: учебных недель – 72, месяцев обучения – 18, учебных дней – 72.

Продолжительность учебного года: начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября 2017 года, окончание учебного года – 31 мая 2018 года, начало второго года обучения с 1 сентября 2018 года, окончание - 31 мая 2019 года.

Продолжительность летних каникул - с 01 июня по 31 августа 2018 года.

Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность занятий для учащихся – 90 минут, перерыв – 10 минут.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран, набор рабочего инструмента: иглы №1 и №0, нить (капрон, х/б), леска, ножницы, лезвие, доски с ворсистым покрытием, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, шило, клей «Момент», набор цветного бисера и стекляруса (по количеству учащихся).

Подборка информационной и справочной литературы, сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения, наглядные пособия по темам, набор карт-схем индивидуального пользования по темам, образцы изделий и видов плетений, диагностические методики для определения уровня освоения программы, творческих способностей, ресурсы Интернета.

Кадровое обеспечение

Квалификационные требования: высшее или среднее педагогическое образование, соответствие специальности и квалификации по диплому (или курсовой подготовки) профилю программы без предъявления требований к стажу работы

Необходимые компетенции: владение теоретическими знаниями основных способов плетения изделий из бисера, практическими навыками бисероплетения и других промыслов,  умение организовать исследовательскую и проектную деятельности; владение ИКТ-технологиями


2.3. Формы аттестации

Промежуточная аттестация учащихся проводится в мае 2019 года, итоговая аттестация – по окончанию реализации программы, в мае 2020 года.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото, методические разработки, сертификат о прохождении курса.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: викторины, выставки, конкурсы (оценочный лист - приложение №2), защита творческих работ (протокол оценки презентации – приложение №3, протокол оценки проекта – приложение №4).


2.4. Оценочные материалы

Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический инструментарий: оценочные листы, диагностические карты, протоколы.

Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.

Приемы контроля: игровые задания, самостоятельная творческая работа, выставки детского творчества, презентации, практические работы

Этапы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Этапы педагогического контроля

Этап

Сроки контроля

Цель контроля

Формы контроля

Методы контроля

Уровни оценочных критериев

Текущий контроль

В течение учебного года

Выявление уровня освоения темы, раздела

Творческие задания Тестирование

Тест, опрос,

наблюдение, анализ

Высокий

Средний

Низкий

Промежу-точный контроль

В конце учебного года

Выявление уровня освоения части программы

Презентации творческих работ

Оценка презентаций

Высокий

Средний

Низкий

Итоговый контроль

По окончании реализации программы

Выявление уровня освоения программы

Авторские творческие проекты

Защита авторских творческих проектов

Высокий

Средний

Низкий



2.5. Список литературы

для педагога:

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции. 1997.

  2. Бисер в прическе: Практическое пособие. / Сост. Гадаевой. – СПб.: КОРОНА принт, 1999.

  3. Бисер – Land. Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 1999.

  4. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2000.

  5. Васильева И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки: Практическое пособие. СПб.: КОРОНА принт, 2000.

  6. Виноградова Е.Г. Макраме: украшения и сувениры. – СПб: Политехника, 1998.

  7. Калмыков С.П. Шахматное бисероплетение. Практическое пособие. СПб.: КОРОНА принт, 2000.

  8. Литвинец Э.Н. Забытое искусство. – М.: Знание, 1992. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Сделай сам», №2).

  9. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. – М.: ВНМЦ НТ и КПР. 1984.

  10. Ляукина М.В. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  11. Марклан Л.А. Бисерная фантазия. – М.: Издатель И.В. Балабанов, 1999.

  12. Пасхальные композиции. – М.: Культура и традиции, 2000.

  13. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1999.

  14. Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.

  15. Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. / Перевод с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.

  16. Фелдон Ли. Как выглядеть безупречно: секреты стройности и элегантности. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

для учащихся:

  1. Якимовская Л.В. Свиридова А.А., Шиганина В.С. Уроки бисероплетения. – СПб.: КОРОНА принт, 1998.


2.6. Приложения

Приложение №1

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Бисерное чудо»

2016-2017 учебный год

1-й год обучения

Группа: 1

п/п

Дата проведения:

Время и место проведе

ния

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

по

плану

факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие (2 ч)

1,2

04.09


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-беседа, инструктаж

2

Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

Опрос, наблюдение

Плетение в одну нить (12 ч)

3,4

11.09


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, лекция

2

Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.

Экспресс-опрос

5,6

18.09


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, беседа

2

Ознакомление с технологической картой-схемой и видами плетений.

Экспресс-опрос

7,8

25.09


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-практикум

2

Разбор технологических карт-схем различных видов плетения

Индивидуальное задание

9,10

02.10


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Разбор технологических карт-схем по выбору.

Индивидуальное задание

11,12

09.10


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-конкурс

2

Плетение простых цепочек.

Просмотр и анализ работ

13,14

16.10


14.45-16.25

Каб.210

Выставка работ

2

Изготовление образцов цепочек: «Пупырышки», «Кривулька»,«Змейка», «Цветочки».

Просмотр и анализ работ

Плетение в две нити (12 ч)

15,16

23.10


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, лекция, практикум


2

Ознакомление с принципом плетения. Анализ карт-схем.

Экспресс-опрос

17,18

30.10


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-беседа

2

Плетение учебных образцов и сувениров из бисера

Индивидуальное задание

19,20

06.11


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Сувениры из бисера: «Бабочка», «Стрекоза».

Просмотр и анализ работ

21,22

13.11


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Изготовление изделий: «Скорпион», «Лошадки», «Мышки», «Шмель».

Просмотр и анализ работ

23,24

20.11


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, лекция, практикум

2

Объемные украшения.


Индивидуальное задание

25,26

27.11


14.45-16.25

Каб.210

Выставка работ

2

Изготовление браслетов


Просмотр и анализ работ

Плетение ярусами (12 ч)

27,28

04.12


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, лекция, практикум

2

Ознакомление с принципом плетения. Анализ карт-схем.

Экспресс-опрос

29,30

11.12


14.45-16.25

Каб.210

Лекция, практикум

2

Плетение простых цепочек. Ярус и их соединение.

Просмотр и анализ работ

31

18.12


14.45-15.30

Каб.210

Занятие-беседа, практикум

1

Плетение декоративного полотна.

Индивидуальное задание

32


18.12


15.40-16.25

Каб.210

Практикум

1

Подбор и наложение узора на сетку-схему.

Индивидуальное задание

33,34

25.12


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Изготовление декоративного панно.

Просмотр и анализ работ

35,36

15.01


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-беседа, практикум

2

Плетение пояса. Выполнение эскиза-схемы.

Просмотр и анализ работ

37,38

22.01


14.45-16.25

Каб.210

Выставка работ

2

Изготовление пояса по карте-схеме

Просмотр и анализ работ

Ажурное плетение (10 ч)

39,40

29.01


14.45-16.25

Каб.210

Виртуальная экскурсия, лекция, практикум

2

Ознакомление с принципом плетения. Анализ карт-схем.

Экспресс-опрос

41

05.02


14.45-15.30

Каб.210

Занятие-беседа

1

Плетение ажурной сетки одной нитью.

Индивидуальное задание

42

05.02


15.40-16.25

Каб.210

Практикум

1

Плетение цепочек «Лесенка», цепочки в 1,5 ячейки.

Просмотр и анализ работ

43

12.02


14.45-15.30

Каб.210

Лекция, практикум

1

Плетение ажурной сетки двумя нитями.

Просмотр и анализ работ

44

12.02


15.40-16.25

Каб.210

Практикум

1

Изготовление цепочек в 3 ячейки, цепочка с мысиком.

Просмотр и анализ работ

45,46

19.02


14.45-16.25

Каб.210

Практикум, лекция

2

Цепочка с мысиком. Мир вокруг нас. Понятие орнамента, узора, ритма.

Просмотр и анализ работ

47,48

26.02


14.45-16.25

Каб.210

Выставка работ

2

Мир вокруг нас. Перенос на узор. Наложение узора на сетку схемы.

Просмотр и анализ работ

Витое плетение (10 ч)

49,50

05.03


14.45-16.25

Каб.210

Презентация, лекция, практикум

2

Ознакомление с принципом плетения

Анализ карт-схем

51,52

12.03


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Плетение учебных образцов


Индивидуальное задание

53,54

19.03


14.45-16.25

Каб.210

Лекция, практикум

2

Плетение комплекта украшений «Спираль».

Просмотр и анализ работ

55,56

26.03


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Изготовление комплекта украшений: колье, один из видов витых шнуров.

Просмотр и анализ работ

57

02.04


14.45-15.30

Каб.210

Практикум

1

Изготовление комплекта украшений: браслет, один из видов витых шнуров.

Просмотр и анализ работ

58

02.04


15.40-16.25

Каб.210

Выставка работ, слайд-шоу

1

Изготовление комплекта украшений: серьги, один из видов витых шнуров.

Просмотр и анализ работ

Вышивание бисером (12 ч)

59,60

09.04



14.45-16.25

Каб.210

Лекция, ролевая игра

2

Ознакомление с видами и способами шитья. Вышивка на основе рисунка.

Экспресс-опрос

61

16.04


14.45-16.25

Каб.210

Занятие-беседа, практикум

1

Контурное и сплошное шитье. Знакомство с алгоритмом выполнения.

Индивидуальное задание

62


16.04


15.40-16.25

Каб.210

Практикум

1

Изготовление декоративных закладок для книг.

Просмотр и анализ работ

63,64

23.04


14.45-16.25

Каб.210

Практикум

2

Изготовление декоративных закладок для книг по индивидуальным эскизам.

Просмотр и анализ работ

65,66

30.04


14.45-16.25

Каб.210

Практикум, лекция

2

Изготовление декоративных закладок. Изготовление настенных панно.

Индивидуальное задание

67,68

07.05


14.45-16.25

Каб.210

Лекция, практикум

2

Знакомство с алгоритмом выполнения. Разработка эскизов.

Просмотр и анализ работ

69,70

14.05


14.45-16.25

Каб.210

Выставка работ

2

Изготовление настенных панно


Просмотр и анализ работ

Итоговое занятие (2 ч)

71,72

21.05


14.45-16.25

Каб.210

Конкурс презентаций

2

Промежуточная аттестация в форме конкурса презентаций

Выставка работ, презентации







2017-2018 учебный год

2-й год обучения

Группа: 1

п/п

Дата проведения:

Время и место проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

по

плану

по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводное занятие (2 ч)

1,2




Беседа, викторина

1

Введение в программу второго года обучения.Диагностика ЗУН. Инструктаж по технике безопасности

Викторина, опрос, наблюдение

Бисероплетение (36 ч)

3,4




Беседа, практикум

2

Знакомство с программой второго года обучения

Экспресс-опрос

5,6




Занятие-беседа

2

Повторение изученного за первый год обучения.

Экспресс-опрос

7,8




Практикум

2

Анализ соединения простых цепочек в едином изделии.

Индивидуальное задание

9,

10




Практикум

2

Виды подплетений к основной цепочке.

Индивидуальное задание

11,12




Лекция, практикум

2

Изготовление украшений: колье «Пупырышки»

Просмотр и анализ работ

13,14




Практикум

2

Изготовление украшений: колье «Нежность».

Просмотр и анализ работ

15,16




Лекция, практикум

2

Повторение принципов и особенностей параллельного плетения.

Экспресс-опрос

17,18




Занятие-беседа, практикум

2

Изготовление броши «Ветка барбариса»


Индивидуальное задание

19,20




Практикум

2

Изготовление декоративных цветов «Ромашки»

Просмотр и анализ работ

21,22




Практикум

2

Изготовление декоративных цветов «Мак»

Просмотр и анализ работ

23,24




Мастер-класс, практикум

2

Изготовление декоративных цветов «Клевер»

Индивидуальное задание

25,26




Практикум

2

Изготовление декоративных цветов «Фиалка»

Выставка

27,28




Практикум

2

Изготовление брелков «Зездочка».

Экспресс-опрос

29,30




Практикум

2

Изготовление брелков «Шашечки».

Просмотр и анализ работ

31,32




Занятие-беседа, практикум

2

Изготовление украшений: колье «Зубок».

Индивидуальное задание

33,34




Практикум

2

Изготовление украшений: колье «Прямоугольник».

Просмотр и анализ работ

1

2

3

4

5

6

7

8

35,36




Практикум

2

Изготовление украшений: колье «Фантазия».

Просмотр и анализ работ

37,38




Практикум

2

Изготовление украшений: колье «Ромбики».

Выставка

Народные промыслы. Монастырское шитье (20 ч)

39,40




Лекция, практикум

2

Основы изготовления сувенирных яиц. История промысла.

Экспресс-опрос

41,42




Лекция

2

Особенности шитья по парче и бархату. Шитье золотом.

Индивидуальное задание

43,44




Практикум

2

Основа композиции узора в круге и в овале. Понятие статики и динамики равновесия в композиции.

Просмотр и анализ работ

45,46




Беседа, практикум

2

Форма, объем, пропорция, цвет при составлении узора для сувенирного яйца.

Просмотр и анализ работ

47,48




Практикум

2

Обтягивание сувенирной заготовки

Индивидуальное задание

49,50




Лекция, практикум

2

Нанесение рисунка

Экспресс-опрос

51,52




Практикум

2

Выполнение декоративной вышивки

Индивидуальное задание

53,54




Практикум

2

Оформление краев

Просмотр и анализ работ

55,56




Практикум

2

Оформление подставки.

Просмотр и анализ работ

57,58




Практикум, слайд-шоу

2

Изготовление сувенирных яиц. Презентация выполненных работ.

Просмотр и анализ работ. Выставка

Комбинирование бисера и бус с другими материалами (12 ч)

59,60




Практикум

2

Обзорное знакомство со способами комбинирования бисера с пряжей

Экспресс-опрос

61,62




Мастер-класс

2

Освоение простых узлов макраме.

Индивидуальное задание

63,64




Практикум

2

Способы вплетения бусин в изделие.

Просмотр и анализ работ

65,66




Практикум

2

Изготовление браслета «Цветная песенка».

Индивидуальное задание

67,68




Практикум

2

Изготовление декоративного кармашка.

Просмотр и анализ работ

69,70




Ролевая игра

2

Демонстрация изделий

Просмотр и анализ работ

Итоговое занятие (2 ч)

71,72




Творческая мастерская

2

Итоговая аттестация

Защита проектов

Приложение №2


Протокол оценки презентаций

Критерии

Максимальное кол-во

баллов

Структура презентации


Правильное оформление титульного листа

10

Отмечены информационные ресурсы,

10

Логическая последовательность информации на слайдах

10

Оформление презентации


Единый стиль оформления

10

Текст легко читается, фон сочетается с текстом

10

Использование анимационных объектов

10

Правильность изложения текста

10

Содержание презентации


Доступность информации для выбранной категории слушателей

10

Полнота представления информации

10

Эффект презентации


Общее впечатление от просмотра презентации

10

Сумма баллов

100

Критерии оценки презентаций: Высокий уровень - 70 – 100 баллов

Средний уровень - 30 – 69 баллов

Низкий уровень - 0– 29 баллов

Приложение №3

Протокол оценки индивидуальных и групповых проектов

Критерии

Баллы

Содержание

1

Четкость формулировки темы, цели, задач и гипотезы.

0

1

2

2

Содержание темы раскрыто полностью

0

1

2

3

Выводы корректны, аргументированы и соответствуют заявленной проблеме

0

1

2

4

Теоретическая и практическая части проекта взаимосвязаны и соответствуют заявленной проблеме

0

1

2

5

Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках

0

1

2

6

Выражение собственной авторской позиции, её обоснование

0

1

2

7

Отсутствие фактических ошибок

0

1

2

8

Логичность изложения

0

1

2

9

Наличие самостоятельных исследований

0

1

2

10

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав

0

1

2

Максимальный балл по разделу



20

Оформление

1

Картинки качественные, не перегружают работу

0

1

2

2

Эстетичность дизайна

0

1

2

3

Целесообразность использования графиков, диаграмм и таблиц

0

1

2

4

Целесообразность использованных анимационных эффектов и других эффектов оформления (границ, подложек, эффектов к шрифтам и картинкам и т.п.)

0

1

2

Максимальный балл по разделу



8

Метапредметные и личностные результаты

1

Артистизм защиты

0

1

2

2

Оформление работы в соответствии с требованиями

0

1

2

3

Умение ориентироваться в тематике исследования при ответе на вопросы

0

1

2

4

Умение пользоваться техническими средствами для представления результатов проектной деятельности

0

1

2

Максимальный балл по разделу



8

Всего баллов



36


Критерии: Высокий уровень - 26– 36 баллов

Средний уровень - 15 – 25 баллов

Низкий уровень - 0– 14 баллов

Приложения №4

Дидактический материал


Вопросы викторины для входного контроля (второй год обучения)

Вопросы викторины

Количество баллов

  1. Что изучает курс «Бисерное чудо»?

2

  1. Какие виды бисера бывают?

2

  1. Что требуется при работе с бисером?

2

  1. Какие виды плетения вы знаете?

2

  1. Что такое карта-сема?

2

  1. Какие виды простых цепочек вы знаете?

2

  1. Что такое «сувенир»?

2

  1. Что такое «брелок»?

2

  1. Понятие яруса.

2

  1. Что такое ячейка «Крестик»?

2

  1. Что такое ячейка «Колечко»?

2

  1. Плетение ажурной сетки.

2

  1. Особенность плетения ажурной сетки в две нити.

2

  1. Понятие орнамента.

2

  1. Как выполняется контурное и сплошное шитье бисером?

2

Критерии: Высокий уровень – от 20 и более баллов

Средний уровень – от 10 до 19 баллов

Низкий уровень – менее 10 баллов

Оценочный лист викторины

ФИО учащегося________________________________


Вопросы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Баллы
















Уровень




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа Бисерное чудо

Автор: Арзамасцева Любовь Владимировна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства