Просмотр содержимого документа
«Программа по предметно-практической деятельности для обучающихся 6 класса ТМНР»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» разработана для обучающихся 6 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель этих занятий: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, элементы ручного труда и т.д.), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью.
Задачи уроков является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, элементарного конструирования.
Общая характеристика
Содержание обучения на занятиях очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно- двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные урок; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно – манипуляционной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе «Предметно-практическая деятельность» игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Организация и оборудование занятий. Для проведения занятий «Предметно-практическая деятельность» необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Для обеспечения устойчивости дидактического материала рекомендуется, чтобы учащиеся сидели не за партами, а за столами с горизонтальной поверхностью, с расстановкой столов не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними для того, чтобы каждый ребенок мог выйти к столу учителя (можно составить по два стола без промежутков, если учащиеся сидят по одному за каждым столом). Стол учителя стоит в центре полукруга и является демонстрационным. Он должен быть совершенно освобожден от всех предметов, не относящихся к данному уроку. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интерн для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на изучение предмета «Предметно-практическая деятельность» в 6 классе отводится 35часа, 1час в неделю
Содержание образовательной программы
Предметно – манипулятивные действия.Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении времени наблюдения, начиная от 10- 15 сек. до 2-3 мин. (Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте).
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. (Ожидать появление его в двух определенных местах.)
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движение рук, кистей.
Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим – прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).
Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с флажком»).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
-катание шариков в определенном направлении ;
-бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;
-перекладывание предметов из одной коробки в другую;
-складывание предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;
-открывание и закрывание коробок, деревянных яиц матрешек;
-заполнение отверстий втулками, грибками;
-закручивание руками (без инструментов)крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой ;
-нанизывание предметов с отверстиями на стержень;
-нанизывание шаров на шнур (бусы)
-использование в наглядных ситуациях предмета, как орудия действия;
-доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета;
-сталкивание палкой предмета со стола;
-использование стула или скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины позволяют
Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), из 8 12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов)
Три цвета: красный, синий, желтый. Уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик» из 8 – 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Предпологаемые результаты
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами :шарик, кубик, круг, квадрат.
Ввеличин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой»
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку больших предметов, в маленькую маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных (больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а кокой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
Дидактические игры.
«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный –синий – красный –синий и т.д.).
«Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветковому полю игрового столбика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов: (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во II полугодии).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб – конус –куб -конус и т.д., круг – квадрат-круг – квадрат и т.д.), чередование предметов по по величине через один, накладывая их в ряд (большой – маленький – большой – маленький и т.д.).
«Шароброс»: опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия .
«Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»).
«Поиск в окружающем»:
-быстро находить предмет спрятанный на виду у детей за экран или какой – либо предмет; находить в обстановке сада и приносить учителем предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке – принести мяч – игрушку);
-находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком – определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводиться параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление).
«Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известный детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.п.):
-узнавать на ощупь предметы положенные в матерчатый мешок;
-находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких положенных в мешок;
-различать на ощупь величину предметов (из двух предметов, резко контрастных по величине ). (II полугодие).
Все действия уметь выполнять как правой так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» запомнить и назвать предметы , игрушки или значительные изменения в них.
Деятельность с разборными игрушками.Собирание вкладных кубов (3 куба разных по величине).
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение частей ее (не переворачивая вниз головой и т.п.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень , подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец): заканчивать работу, не бросать ее, не доделав, не терять принципа подбора « по величине», окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.
Элементарное конструирование.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу (забор, домик для собачки, паровозик, окно).
По возможности учить детей строить эти фигуры по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3- х частей разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции совместно с учителем):
Башня из 4-х кубов одинакового размера;
Дорожка из брусков одинакового размера;
Башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); ворота; гараж; дом; стол, стул; забор.
Выполнить эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). По окончании работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой.
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов .
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий и т.д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочки и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);
«Ромашка» (один элемент желтого цвета, вокруг него шесть элементов белого цвета). Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Тематическое планирование 1 четверть – 8 часов. Предметно – манипулятивные действия с предметами разного цвета, формы, величины.
1урок.Выполнение простых подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». Выполнение подражательных действий со сменой движений (стучим-прячем).Воспроизведение по подражанию действий с предметами .Музыкальное сопровождение
2урок. Обследование предмета (зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое). Узнавание предмета по словесной инструкции учителя и с его помощью. Наглядный материал, практический материал
3урок Выполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами: перекладывание, складывание, встряхивание. Практический материал: формочки для льда, бусы
4урокВыполнение по показу и самостоятельно по заданию действий с предметами: перекладывание, складывание, встряхивание. Практический материал: баночки с отверстием, фасоль
5 урок. Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов. «Пчелки» Практический материал:соты, цветок, прищепка, палочки, нектар.
6 урок.Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов. «Полянка» Практический материал: зеленый коврик, прищепка, палочки, насекомые.
7 урок. Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: захват предметов в воде и раскладывание по цвету «Рыбалка». Практический материал: ёмкость с водой, цветные крышечки, палочки.
8.урок.Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». Нанизывание бусин на палку. Практический материал: Пирамиды (большая и маленькая), стержень, разрезные трубочки.
2 четверть – 8 часов
1 урок. Выполнение по показу и самостоятельно следующих действий: плетение Практический материал: решетка, лента.
2 урок. Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. «Отыщи в крупе картинку», «Откапай и разложи по цвету» Практический материал: крупа, цветные бусины, цветные стаканчики.3 урок. Наполнение предметов песком, крупой. Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. Практический материал: ёмкости для наполнения с мерками, ложки.
4 урок Наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую. Практический материал: ёмкости для наполнения с мерками, шприц, спринцовка.
5 урок Вращение. Откручивание и закручивание крышек на бутылках и банках. «Цветок»,«Божьи коровки», «Юла».
1урок. Застегивание и расстегивание пуговиц: «Цветочная поляна». Практический материал
2 урок. «Подбор к фону», «Разложи в ряд» Дидактические игры
3 урок. «Грибки», «Предметное цветовое лото», «Куда подходит». Дидактические игры
4 урок. «Разложи в ряд» (по форме, величине) Дидактические игры
5 урок. «Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине). Дидактические игры
6 урок. «Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого – маршировать на месте, красного – останавливаться). Дидактические игры
7 урок «Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). Дидактические игры
8 урок. «Что убрали», «Что изменилось» запомнить и назвать предметы, игрушки или значительные изменения в них. Дидактические игры
9рок .Нанизывание крупных бусин на шнурок, ленту. Практический материал: шнурок, лента, цветные бусы.
10. урок .Нанизывание крупных бусин на шнурок, ленту. Практический материал: шнурок, лента, цветные бусы.
11рок .Нанизывание крупных бусин на шнурок, ленту. Практический материал: шнурок, лента, цветные бусы.
4 четверть – 8 часовЭлементарное конструирование
1 урок. Складывание простейших фигур из счетных палочек с помощью шаблона, а затем самостоятельно (солнышко, школа, дом). Счетные палочки, шаблон из сч.палочек
2 урок. Складывание простейших фигур из счетных палочек с помощью шаблона, а затем самостоятельно (паровозик с вагоном забор и домик для собаки). Счетные палочки, шаблон из сч.палочек
3урок. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Молоток, ворота, дом, окно. Счетные палочки
4 урок. Крепление скрепок для завершения образа «Ёжик», «Солнышко», «Дождливая туча» Практический материал, скрепки.
5 урок. Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали (фрукты, овощи) Разрезные картинки, пазл
6 урок. Конструирование простейших фигур с помощью прищепок. Практический материал: прищепки.
7 урок Конструирование с помощью резиночек (геометрические фигуры). Практический материал: деревянные заготовки, резиночки.
8 урок. Конструирование с помощью резиночек (кораблик). Практический материал: деревянные заготовки, резиночки.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учётом следующих требований:
-создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
- создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)
Комарова С. В. Устная речь. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С. В. Комарова. – М.: Просвещение, 2011. – 95с.
Гаврина С. Е. 30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. Киров. ООО «Издательский дом – Вятка»
Тематический словарь в картинках. Азбука действий: Кто что делает? М.: Школьная Пресса,2009. – 56с. сост.Н. Л. Шестерина.
Соколова О. С. Путешествие в сказку: учебно - методический комплекс. В2 ч.Ч.1., Ч.2./ О. С.Соколова, под ред. Е. Ю. Головинской. Самара: Совр.образоват. технологии; М:ТИД «Русское слово – РС»,2010.
Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс./ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева.– М.: «Вако», 2004.
От осени до лета/ сост. Л.А.Владимирская. Волгоград: Учитель, 2006.
Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – М.:Айрис –пресс, 2010.
Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М.:Айрис –пресс, 2010.
Подрезова, Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М.:Айрис –пресс, 2008.