Просмотр содержимого документа
«Проект: Экономный или жадный. Правило экономии в среде подростков»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 1»- филиал МКОУ Брединская средняя общеобразовательная школа № 97
Тип проекта: исследовательский
Экономный или жадный. Правило экономии в среде подростков
Проект выполнил ученик 7 б класса
Смирнов Егор
Учитель: Матвеева Е.Н.
Бреды
2024
Введение
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования.
Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:
анализировать свои потребности;
выделять основные и особые потребности;
определять источники удовлетворения различных потребностей;
пользоваться деньгами;
определять источники доходов и расходов;
объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
совершать элементарные покупки в магазине;
анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Одним из основных вопросов данной темы является бюджет семьи. Учитель предложил в ходе изучения данной проблемы провести исследование бюджет моей семьи, разработать возможные варианты участия школьников при формировании бюджета семьи.
Актуальность работы: высокий уровень грамотности – это гарант оказания положительного влияния на экономику региона и страны, на уровень доходов и благосостояния всех граждан. Этот показатель влияет на повышение эффективности использования финансовых продуктов, увеличение числа добросовестных заемщиков, уменьшение кредитных рисков банков и других кредитных организаций, повышение благосостояния благодаря правильному использованию семейного бюджета, получение навыков управления деньгами на протяжении всей жизни, повышение безопасности людей и защита от мошенничества.
Объект исследования - экономическая ситуация среди подростков.
Цель исследования - узнать какой человек является жадным, а какой экономным. Узнать какие правила экономии существуют в среде подростков и научиться их использовать. Изучить структуру семейного бюджета, определить возможные ресурсы. Разобраться с потребностями моей семьи, определить виды расходов. Разработать стратегии формирования бюджета, выявить возможные виды производства и услуг в семье.
Задачи:
Рассчитать доходы и расходы своей семьи;
Изучить правила экономии, которым следует придерживаться подросткам.
1 Обоснование конкретной задачи и ее формулировка
Разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
Как человеку жить по средствам своим… Все заранее распределить, а потом уж и жить, дом ведя согласно приходу и расходу.
“Домострой”.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества
Уже с самого начала каждая семья обладает определенными ресурсами.
Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:
трудовые – возможность каждого члена трудиться;
материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.;
технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.
С течением времени многие семьи приумножают количество и качество своих ресурсов. Однако, в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать. Возобновление материальных ресурсов семьи происходит в основном за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов.
Раньше в состоятельных домах работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать.
Каждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов: он отрицательный когда доход меньше расхода; сбалансированный – равенство дохода и расхода; положительный, когда доход превышает расход .
Составление бюджета включает в себя три основных фазы:
Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела)
Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.
Бюджет семьи делится на избыточный, сбалансированный, имеет дефицит
Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Очень важно помнить, что каждый ресурс способен принести своему владельцу определенную часть дохода. И насколько эта часть будет весома, зависит от того, как мы используем свои ресурсы.
Доходы семьи можно классифицировать по составу и источникам
В народе говорят: “Бездумно тратить деньги – дело нехитрое”, а вот расходовать их на то, что вам необходимо, и с наибольшей пользой для семьи – наука непростая.
Доход моей семьи - зарплата родителей и детское пособие
№
Зарплата
Сумма
1
Мамы
30 000 р
3
Дет.пособие
29412 р
Итого: 59412 руб
2 Классификация семейных расходов
В каждой семье хорошо бы иметь хозяйственную книгу, где отражаются поступления средств и их расходование. Прежде всего, следует определить поступление денег за неделю, месяц, год, учитывая все доходы – трансферты, стоимость продуктов, собранных на приусадебном участке, доходы от ценных бумаг, аренду и другие источники.
3 Вариант ведения расходов в бухгалтерской книге
Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы, транспортные услуги, оплату квартиры, содержание ребенка в школе, платные кружки. Только после этого человек может стать стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства. Рассчитывая семейный бюджет, мы должны предусматривать сумму на непредвиденные, сезонные расходы. При распределении статей расхода особое внимание следует уделить расходам на питание и одежду. Планируя свой гардероб, надо произвести инвентаризацию в своем платяном шкафу. Большое внимание уделять мелочам (стиральным порошкам, лампочкам, зубной пасте, мылу и т.д.). Расходы на эти мелочи держать под постоянным контролем. Расходы на питание будут более продуманными, если вы разработаете меню, учитывая не только стоимость продуктов, но и их пищевую ценность. Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным. Очень важно отказаться от вредных привычек – это употребление спиртных напитков, курение, чрезмерное количество сладостей. Учет статей расхода подскажет, где и на чем более выгодно экономить.
При разработке проекта я выполнил практическую работу “Учет приобретения продуктов питания на месяц и их стоимости, хозяйственных товаров, канцелярских товаров, которые приобрели на 1 сентября”.
Расходы на 1 месяц питания
№
Наименование продуктов
Цена за 1 кг и 1 шт
Кол-во
Расчёт
Итого
1
Гречневая крупа
58руб
5 кг
5 * 58руб
290руб
2
Рисовая крупа
90 руб
5кг
5 *90 руб
450 руб
3
Горох
50 руб
5кг
5*50труб
250 руб
4
Перловка
40 руб
2кг
2*40 руб
80 руб
5
Фасоль
67руб
2кг
2*67руб
134руб
6
Мука
50 руб
50кг
50*50руб
2500 руб
7
Масло подсолнечное
З50руб
5л
5*350руб
350руб
8
Масло коровье
50руб
6п
6*50руб
300руб
9
Молоко
100 руб
8п
8*100 руб
800 руб
10
Сыр
220 руб
7шт
7*220руб
1540 руб
11
Колбаса варёная
320 руб
5шт
5*320 руб
1600 руб
12
Йогурт
45руб
6п
6*45руб
270руб
13
Сырки глазированные
20 руб
30шт
30*20 руб
600 руб
14
Шпикачки сардельки
230 руб
8кг
8*230руб
1840 руб
15
Куры (мясо)
350 руб
10шт
10*350руб
3500 руб
16
Фарш (индейки)
136руб
15кг
15*136руб
2040руб
17
Фарш (свиной)
500 руб
3кг
3*500руб
1500 руб
18
Томатная паста
65руб
5шт
5*65руб
325руб
19
Кетчуп
90 руб
3шт
3*90руб
270 руб
20
Майонез
98руб
10шт
10*98руб
980 руб
21
Сахар
70 руб
20 кг
20*70руб
1400руб
22
Соль
10руб
4шт
4*10руб
40руб
23
Чай
140 руб
4шт
4*140руб
560 руб
24
Макароны
50 руб
5кг
5*50 руб
250 руб
25
Колбаса копчёная
350 руб
3шт
3*350 руб
1050руб
26
Яица
130 за 10 ш
4
4*130 руб
520 руб
Итого общая сумма равна: 23439 руб
Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:
узнать, на что потрачены деньги;
определить, на чем можно экономить;
спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.
Расходы денежных средств на канцтовары
№
Канцтовары
Кол –во
Цена
Расчёт
Итого
1
Тетради в клетку
50 шт
5руб
50*5
250руб
2
Тетради в линейку
50 шт
5руб
50*5
250руб
3
Дневник
3 шт
50
3*50
150руб
4
Ручки
15 шт
9руб
15*9
135руб
5
Карандаш простой
15 шт
9руб
15*9
135руб
6
Цветные карандаши
3 кор
45руб
3*45
135руб
7
Фломастеры
3 кор
60руб
3*60
180руб
8
Краски
3 шт
35руб
3*35
105руб
9
Кисти для рисования
9 шт
10руб
9*10
90руб
10
Альбом
9 шт
40руб
9*40
360руб
11
Общая тетрадь
25 шт
25руб
25*25
625руб
12
Линейки
3 шт
15руб
3*15
45руб
13
Ластик
3 шт
15руб
3*15
45руб
14
Циркуль
2шт
43руб
2*43
86руб
15
Пенал
3 шт
125руб
3*125
375руб
16
Обложки для книг
50 шт
15руб
15*50
750руб
17
Обложки для тетрадей
100 шт
2руб
100*2
200руб
18
Папка для тетрадей
3 шт
25руб
3*25
75руб
19
Портфель
3 шт
800
3*800
2400руб
20
Обложка для дневника
3шт
8руб
3*8
24
21
Штрих
3шт
30руб
3*30
90руб
22
Точилка
3шт
20руб
3*20
60руб
23
Рабочие тетради для 3 класса
7шт
295руб
7*295
2065руб
24
Непроливайка
3шт
10руб
3*10
30руб
25
Атлас по истории
2шт
210руб
2*210
420
26
Атлас по географии
2шт
210руб
2*210
420
27
Контурная карта по истории
2шт
190руб
2*190
380 руб
28
Контурная карта по географии
2шт
190руб
2*190
380руб
Итого общая сумма равна : 13 710 рублей
Расходы на 1 месяц хозяйственных товаров
№
Наименование
Цена за 1кг
Кол-во
Расчёт
Итого
1
Стиральный Порошок (маш)
470р
3 шт6 кг
3*470
1410руб
2
Стиральный порошок (ручная)
60р
4шт
4*60
240руб
3
Мыло хозяйственное
20р
6шт
6*20
120руб
4
Мыло духовое
36р
7шт
7*36
256руб
5
Мыло жидкое
50р
3шт
3*50
150руб
6
Мыло банное
45р
8шт
8*45
360руб
7
Зубная паста
65р
3шт
3*65
195р
8
Зубные щётки
20р
5шт
5*20
100руб
9
Зубной опаласкиватель
120р
2шт
120*2
240руб
10
Губки для посуды
30р
10шт
10*30
300руб
11
Щётки металлические
15р
4шт
4*15
60руб
12
Тряпка для пола
50р
1шт
1*50
50руб
13
Чистящее средство
45р
2шт
2*45
90руб
14
Моющее средство
50р
4шт
50*4
200руб
15
Белизна
30р
7шт
7*30
210руб
16
Шампунь
123руб
2шт
2*123
246руб
17
Санокс(для унитаза)
49р
2шт
2*49
98руб
Итого общая сумма равна :4325руб
№
Наименование
Цена
1
Отопление
6500 руб
2
Свет
1500 руб
3
Вода
100 руб
4
Интернет
1000 руб
Итого
9100 руб
Разность между величиной доходов и затратами на питание и коммунальные услуги – это те деньги, которые можно расходовать на книги, одежду, обувь, игрушки, спортивное снаряжение, путешествия, развлечения и т.д.
Для того чтобы рационально делать покупки, нужно: а) тщательно планировать покупки; б) составить список необходимых приобретений и иметь его при себе; в) постараться не поддаваться соблазну купить все (товар) под воздействием рекламы и красочной упаковки.
Если бюджет положительный, то возможны переменные расходы. Уровень потребностей подскажет первоочередность приобретений. Зная классификацию вещей с целью покупки, можно рационально определить предстоящие. В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие подростки имеют постоянный или разовый заработок.
Доходы школьника: доходы от родителей; индивидуальная трудовая деятельность (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт радиоаппаратуры); коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет, журналов и т.п.); работа по найму (работа на государственном предприятии, в сфере обслуживания и т.п.); оказание услуг (присмотр за ребенком, покупка продуктов пенсионерам).
Каждый школьник имеет свои статьи доходов.
Расходы школьника: расходы на питание вне дома; расходы на учебу; расходы на обувь; транспортные расходы; расходы на увлечения; на культурно-спортивные мероприятия; неразумные расходы (курение); непредвиденные расходы.
4 Разработка стратегий по сокращению расходной части бюджета
Я разработал несколько вариантов бюджетов среднестатистических семей. Все они получились положительными, но с различным достатком, т.к. у каждой семьи ресурсы могут сильно отличаться, а потребности строго индивидуальны. Я пришел к выводу, что семьи могут расширить свои возможности, если рационально будут относиться к имеющимся ресурсам и сортировать свои потребности, определяя их первоочередность. Отказавшись от ложных и мнимых запросов, можно разобраться с потребностями, а значит, правильно определить цели своего развития. Изучив различные варианты статей расходной части и проведя исследование в этой области, я пришел к выводу, что очень часто школьники могут бездумно тратить родительские деньги на различные несущественные мелочи. А также понятно, если ребенок плохо учится в школе (среднем звене), то в дальнейшем родителям придется нанимать репетиторов, что тоже увеличивает расходную часть бюджета. При выполнении практической работы по экономии тепловой и электрической энергии мы сделали вывод, что бесконтрольное освещение домашних помещений образует далеко не безобидный ручеек вытекания денежных средств, а своевременно не утепленные рамы являются дополнительным источником простудных заболеваний и траты денег на лекарства. Сейчас у многих школьников появились мобильные телефоны, которые расширяют расходную часть. Очень часто мы делаем выбор, что купить: мороженое, билет в кино, новые кроссовки или учебное пособие, поездку на экскурсию. Если мы много тратим средств на сладости и развлечения, то часто забываем, что эти деньги могли бы пойти на хорошую книгу, а значит, лишний раз упускаем возможность получить высокую оценку и хорошие знания. Упущенная возможность, т.е. альтернативная стоимость – это польза или выгода, которую мы бы получили от самого лучшего из невыбранных вариантов. Данные рассуждения только подтверждают, что рациональный подход к ресурсам семьи и потребностям заставляют учеников планировать свои покупки, учитывая доходы семьи. А так как у многих ребят есть свои карманные деньги, то необходимо планировать и свой бюджет школьника, тщательно разрабатывая доходную и расходную его части, т.е. научиться с уважением относиться к родительским средствам. Оцени свои покупки и ты сразу поймешь, правильно ли ты потратил деньги.
Бережное использование личного имущества только продлевает срок его службы и уберегает от ненужного ремонта или починки. Очень важно при приобретении товаров учитывать правила покупки. Это условие позволит покупать больше полезных, нужных вещей хорошего качества. Такой подход более рационально расходует средства семьи.
Здесь нам приходится осваивать много профессий (специальностей). В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:
четкие цели, осознанные всеми членами семьи;
распределение полномочий;
разделение труда по дому и составление графика работ;
необходимое условие для каждого члена - раскрыть свои способности;
уважение и помощь друг другу внутри семьи.
Так как жители сельской местности, то доход в семье может пополняться за счет огорода, выращенных на своем участке
Таким образом, применяя технологические приемы ведения домашнего хозяйства, мы экономим ресурсы и время.
Важно отметить, что многие семьи часть своих денег перераспределяют в накопительную статью расходов. С этой целью можно положить их в банк под хорошие проценты, купить акции надежных компаний и страховые полюсы. Разумно часть свободных средств вложить в недвижимость.
5 Вывод
На основании данных рассуждений я пришел к выводу, что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально при этом.
Очень важно при планировании расходов на питание воспользоваться следующим планом:
Тщательно планировать покупки, исследуя рынок товаров;
Добиваться экономии тепловой и электрической энергии.
Эффективно использовать приусадебный участок.
Покупать необходимый товар хорошего качества.
Отказаться от вредных привычек.
6 Разработка стратегий по увеличению доходной части
Часть потребностей мы можем реализовать самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:
1. Произвести ремонт своими силами;
2. Своими руками отремонтировать мебель, обувь;
3. Изготовить элементы украшений интерьера (подставку под цветы, табурет, вырастить цветы);
4. Изготовить декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный жилет и кожаную сумку, косметичку);
5. Многие вещи вышли из моды – не беда. Мы потрудимся с лоскутками ткани и изготовим лоскутное одеяло, коврик, игрушку, панно;
6. При разработке интерьера своей комнаты найдем новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их предметами декоративного творчества, - это вышитые картины, интересные поделки из природного материала, изготовление слайд-фильма “Летом в гостях у бабушки”, на основе лучших фрагментов изготовить фотографии в рамку.
7. Многие ребята активно трудятся на приусадебном участке летом, а осенью им приятно осознавать, что их труд не прошел даром. В сентябре в школах проходят выставки “Дары лета”. Организация своего собственного дела в современных условиях может помочь подросткам получить необходимые средства для существования, обеспечить помощь семье, сориентироваться в мире бизнеса, а также воспитать в себе необходимые качества для будущей, необязательно предпринимательской, деятельности. Придумать хорошую, работоспособную идею труднее всего. Такие идеи возникают в результате постоянного поиска. Необходимо обследовать уже существующий рынок товаров и услуг, посетить выставки-распродажи, выявить дефицит и сферу деятельности. Важно понять, что наши знания и умения – это тоже весьма ценный экономический ресурс, который может быть использован для изготовления конечного потребительского продукта. И на первых порах обязательно понадобится помощь и поддержка близких.
Заключение Самооценка проделанной работы
Я проделал большую работу по изучению своего проекта и рассчитывал бюджет на примере своей семьи, учился вести учет стоимости продуктов, рассчитывал постоянные расходы, оценивал свойства товаров и их цены, составлял в группах бюджеты предполагаемых семей, разрабатывала рекламу товаров и ролевые функции членов семьи по организации и ведению домашнего хозяйства, изучала их ресурсы. И пришел к выводу, что в большинстве случаев бюджет моей семьи сбалансированный, доход примерно равен расходу. При моделировании данной проблемы я разработал стратегии по сохранению расходной части и увеличению доходной части бюджета. Теперь я знаю, что в нашем возрасте можем помочь в организации экономической жизни семьи. Изучив возможные варианты участия школьников в индивидуальной трудовой деятельности, я по-другому стал относиться к родительским деньгам.
А также я пришел к выводу, что разумное ведение домашнего хозяйства, рациональное сочетание научной организации труда, планирование расходной части поможет увеличить бюджет семьи.
Я очень рад, что учитель предложил мне разработать данный проект, оказал большую методическую помощь. Мне работа понравилась, полученные знания помогут мне в будущем. Я желаю всем определить свои способности и попытаться организовать свое дело.
Литература
Учебник «Технология» 8,9 класс под редакцией В.Д. Симоненко