Просмотр содержимого документа
«Применение практической направленности уроков технологии согласно ФГОС на базе массовой школы»
Применение практической направленности уроков технологии
согласно ФГОС на базе массовой школы
Коваленко И.И.
Учитель технологии
первой квалификационной категории
МБОУ «Лицей №110»
Советского района г. Казань
XXI век - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и вводит новые формулировки стандарта, указывающие на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения.
Учителя предметники на своих уроках апробируют различные элементы уроков соответствующих стандартам ФГОС, разрабатывают технологические карты уроков, как по разделам, так и по отдельным темам.
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания.
Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет собой большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности, а так же подготовки к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности и формировании универсально учебных действий, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наряду с формированием системы прочных знаний у учащихся, в настоящее время становится важным, оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.
Практическая направленность на уроках технологии – это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, включающее овладение умениями и применение знаний и умений в повседневной жизни. А это возможно при условии, если в общем комплексе всех видов учебной деятельности именно практическим работам придать большую весомость. В реальной практической деятельности это возможно осуществить двумя путями:
- чётко формулировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач. Здесь необходимо усиление внимания к практической работе как форме организации учения школьников со стороны учителя, а так же целенаправленная и систематическая работа по соблюдению требований к подготовке и содержанию практических работ, на которые ориентирует образовательный стандарт по трудовому обучению;
- внедрение особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности, исходя из специфики изучаемого материала. Например, организация и проведение наблюдений, разработка и реализация учебных проектов.
Практические работы по технологии весьма разнообразны по содержанию и используемым для их выполнения источникам трудовой информации, по уровню самостоятельности школьников. Это разнообразие позволяет определить уровень подготовки учащихся.
Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на урокахтехнологии необходимо продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения.
Применение практической направленности на уроках технологии, способна стимулировать познавательный интерес к предмету технологии, что придает учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализирует процесс обучения, развивает самостоятельность учащихся , повышает мотивацию учебной деятельности, а так же уровень качества знаний. Важно помнить, что процесс формирования знаний, умений и навыков – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.
В зависимости от цели практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. В процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы – занимается индивидуально с теми учащимися, которые ещё слабо усвоили практические навыки работы с источниками знаний. Непосредственное наблюдение и анализ деятельности учащихся во время практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям, выявить глубину непонимания изучаемых теоретических понятий. И моя задача, как учителя - обеспечить практическую направленность урока, как цель достижения успеха на уроке с каждым учеником. Поэтому при составлении Рабочих программ, в КТП уже учитывается данный подход в планируемых результатах деятельности учеников.
Также важно помнить, что учитель – это не только организатор и управленец, это, прежде всего помощник и консультант.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии выделены следующие виды работ: конструирование и моделирование, вязание, вышивка, аппликация, проектная деятельность, художественная обработка материалов, древесины, кулинария. Работая с различными видами деятельности, учащийся создаёт конкретные предметы, проявляет самостоятельность, овладевает и закрепляет важные технологические приемы.
Значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность открывает метод проектов, подразумевающий приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. В 5 - 6 классах они больше учатся проектировать, чем проектируют сами. Тем не менее, результатом этой работы обязательно является конкретное изделие. В 6 – 7 классах девочки и мальчики уже вполне самостоятельно выполняют работы. Практическая часть выполняется в классе, а теоретическая часть проекта, связанная с описанием, оформлением документации, выполняется дома, по возможности с использованием компьютера. Защита проектов проходит перед всем классом. Девочки и мальчики демонстрируют готовые изделия, проводят технологическое и экономическое обоснование своего выбора. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки само - и взаимооценки.Получаются интересные работы и хороший результат, когда включаешь школьников в групповые формы учебной проектной деятельности. (ПРИМЕР «Интерьер жилого дома»)
После проведения комплекса практических работ рекомендуется организовать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.
На своих уроках я использую индивидуальный подход, различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания. Например, при выборе модели фартука, юбки или ночной сорочки предлагаю учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения - изделия с простейшими элементами отделки, средний - изделия повышенной сложности изготовления и отделкой; высокий уровень - изделия с внесением более сложных элементов и отделки.
Таким образом, практическая направленность на уроках технологии – это многофункциональная и многоаспектная методическая категория. Она проявляется не только в формировании знаний и умений, опыта деятельности, но и в развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. И задача учителя «Технологии» подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.