Общеразвивающая программа технической направленности студия «Архитектуры и дизайна «Архитектоника»»
Общеразвивающая программа технической направленности студия «Архитектуры и дизайна «Архитектоника»»
Программа способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребёнка. Эти способности не всегда удаётся рассмотреть на уроках МХК. Развитие у детей способности к различным видам декоративно прикладной деятельности, умение правильно организовать своё свободное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагогическая целесообразность программы «Архитектура и дизайн «Архитектоника»» заключается в том, что она развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое целое работу дизайнера и архитектора, осуществляя тесную взаимосвязь с физикой, математикой, историей, изобразительным искусством, культурологией, информатикой, технологией, МХК.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроках МХК и технологии, развитию у детей интереса к различным видам декоративно-прикладной деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Занятия в объединении обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Актуальность программы определяется необходимостью технического образования подрастающего поколения. Растущие потребности в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров вызывают необходимость привлечения внимания детей к этим профессиям. Результативность воспитательного и учебного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях объединения «Архитектура и дизайн «Архитектоника»».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Архитектура и дизайн «Архитектоника»» формирует у детей начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, макетирование прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских, дизайнерских задач. Программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, пробуждению чувства творческого удовлетворения, оказывает помощь в умении планировать свой результат.
Дополнительное образование как уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества позволяет ребенку приобрести значительный социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в окружающей действительности. При этом важная роль отводится техническому направлению образовательной работы с учащимися.
Необходимость разработки и реализации программы «Архитектура и дизайн «Архитектоника»» определена потребностями ребенка и его семьи в технологическом образовании, с одной стороны, и социальным заказом общества на формирование творческой, критически мыслящей, самостоятельной личности, с другой.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Архитектура и дизайн « Архитектоника»» заключается в предоставления возможности предпрофессиональных проб инженерной и дизайнерской направленностей. Изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет в доступной форме познакомить обучающихся с предпрофессиональными компонентами деятельности дизайнера, инженера, технолога, архитектора, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и самоопределению;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в технологических занятиях;
формированию и развитию творческих способностей учащихся;
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Актуальность программы обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.
Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
Национальный проект «Образование»: утвержден протоколом № 10 от 03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (с изменениями от 27.10.2020 года);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом № 11 от 30.11.2016 г. заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 г. № 298н;
Об образовании в Курской области: закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО;
Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па;
Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развитию и проектам (программам);
Ф.З № - ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» ст.71;
Положение о дополнительной общеразвивающей программе детского объединения МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области (утвержденное приказом № 1 -114 от 31 августа 2019 года)
Устав МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.
Программа «Архитектура и дизайн «Архитектоника»» по содержательной, тематической направленности является технической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Данная программа направлена на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании, а также на организацию свободного времени детей. Курс «Архитектура и дизайн «Архитектоника»» обеспечивает адаптацию обучающихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Программа курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (14-18лет).
Содержание программы расширяет представление обучающихся об архитектуре, знакомит с историей архитектуры, с именами выдающихся зодчих, архитекторов, дает элементарные навыки в области черчения, геометрии, трудового обучения в доступной и увлекательной форме. В основе развития способности к техническому творчеству лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории изготовления макетов с элементами архитектурного макетирования из различных материалов.
Характеристика контингента учащихся
Средний школьный возраст (10-15 лет)
В этом возрастепроисходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего ускоряются процессы формирования его личности. Происходит становление характера. Формируется нравственное мировоззрение – нравственное сознание и поведение. Усиливается тяга к межличностному одновозрастному общению. В этот период расширяется жизненный мир личности, круг ее общения, развивается стремление к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Подросток должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Большое место занимают игры-походы, путешествия. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии.
Старший школьный возраст - юношеский (15 до 18 лет)
В старших классах расширяется круг знаний, эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. В старшем школьном возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Происходит систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей.
В объединение принимается любой ребенок, который проявляет интерес к дизайну и проектированию. Набор детей осуществляется без предъявления требований к уровню подготовки. Формирование групп учащихся происходит по возрастному принципу. Занятия по программе проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, что выражается в осуществлении индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в определении его возможностей, склонностей и способностей, дифференцировании нагрузки.
Объем и срок реализации программы
Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Общее количество часов – 36 часа. Срок реализации программы - 1 год
В соответствии с г.2, ст.17, п.4 ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации» форма обучения– очная (аудиторные и внеаудиторные занятия), с возможностью перехода на дистанционную форму обучения (через группу в социальной сети «В Контакте»).
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся всем составом учебной группы, по подгруппам и индивидуально.
При прохождении программы ведущее место занимают методы и формы свойственные системе технических наук основанные на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии исследовательских и творческих способностей.
Формы проведения учебных занятий различные и делятся на две группы:
аудиторные (в кабинете): беседа, подготовка конкурсу, акции, тестирование, работа с научно-популярной литературой и в сети Интернет, разработка, оформление и защита проекта/ исследовательской работы, реферата подготовка к акции, олимпиада, демонстрация видеофильма, психологические тренинги с использованием музыки и др.;
внеаудиторные(вне кабинета): экскурсии, наблюдения в окружающей среде, мастер классы, социологические опросы для разных возрастных групп населения и другие.
В Программе предусматривается использование методов, приемов и элементов различных педагогических технологий:
игровые (игры ролевые, сюжетные, коммуникативные и др.) - обеспечивают личностную мотивационную включенность каждого учащегося, при этом у них формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности;
проектного (или исследовательского) обучения;
обучения в сотрудничестве (или в малых группах) - одна из наиболее эффективных технологий личностно - ориентированного образования, так как при обучении на ее основе создаются условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки, для осуществления учебной деятельности каждым учащимся на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам;
здоровье сберегающие - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагога);
информационные (или ИКТ) - подготовка и передача информации обучаемому осуществляется посредством компьютера и другие;
Внедряемые методы позволяют развить способности каждого обучающегося, включить его в активную деятельность, и способствуют формированию устойчивых понятий и умений.
Цель и задачи программы
Цель программы: организация учебно-воспитательного процесса, направленного на создание условий для развития инженерных и художественно-творческих способностей обучающихся, самоопределения и самореализации их личности.
Задачи программы:
личностные – способствовать формированию гражданской позиции, патриотизма общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные – способствовать развитию мотивации к дизайнерскому и архитектурному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
-способствовать развитию познавательных и созидательных, художественно-творческих способностей обучающихся, социально-значимых качеств личности;
- способствовать развитию образного и креативного мышления, способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию красоты в искусстве и действительности;
образовательные (предметные) – способствовать развитию познавательного интереса к архитектурной и дизайнерской деятельностям, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков работы с различными материалами;
- способствовать получению первоначальных сведений о истории возникновения и развития архитектурного искусства, дизайна малых форм, истории развития дизайна и архитектуры через включение обучающихся в познавательную деятельность;
- способствовать получению навыков самостоятельной работы с различными материалами и инструментами.
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теоретических
Практических
1
Введение
1
1
-
Беседа
2
История архитектуры
3
2
1
Тестирование
3
Изучение архитектурных сооружений
4
3
1
Тестирование
4
Ландшафтная архитектура
2
1
1
Защита проекта
5
Дизайн и основные виды дизайна.
4
3
1
Тестирование
6
Объемное макетирование
20
-
20
Защита проекта
7
Промежуточная аттестация
Экспозиция работ.
2
-
2
Защита проекта
Итого
36
10
26
Раздел 1. Введение (1 часа).
Введение в дополнительную общеразвивающую программу. Знакомство коллектива друг с другом, педагогом. Ознакомление с содержанием программы. Правила организации труда, требования к организации рабочего места. Показ готовых изделий и макетов. Инструктаж по техники безопасности и поведения на занятиях.
Раздел 2. История архитектуры (3 часа)
Знакомство с понятием архитектура. Виды архитектуры, принципы архитектуры. История архитектуры и градостроительства. Новейшие тенденции развития мировой архитектуры
Изучение макетов архитектурных сооружений. Использование для объяснения информационных ресурсов, виртуальные экскурсии по миру архитектуры. Закрепление материала, ответы на вопросы учителя о видах архитектуры, особенностей архитектуры, просмотр видеоматериалов по архитектуре. Просмотр книг и слайдов по теме. Знакомство с архитектурными шедеврами высокой готики: Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Страсбурге, Шартре, Кельне, Милане, Руане. Самостоятельная работа учащихся с пособиями, альбомами и книгами по сбору информации. Оформление специальных тетрадей для записей и зарисовок. Зарисовки отдельных характерных деталей готического собора: портала, сводов, витражей, аркбутанов и контрфорсов. Копирование архитектурных мотивов и костюмов с репродукций живописи.
Раздел 3. Изучениеархитектурных сооружений (4часа)
Архитектурное наследие. Зарождение зодчества. Пирамиды Египта. Древний Китай. «Польза, Прочность, Красота». Храмы древней Греции. Мосты и своды древнего Рима. Средневековые замки. Понятия «Стоечно-балочная конструкция», «Архитектурный ордер», «Арка». Ведение архитектурного портфолио. Выполнение наскального рисунка. Изготовление коллективного проекта «Стоянка древнего человека». Макет «Пирамиды Гизы», фантазийный рисунок «Треугольный дом». Макет «Храм Неба». Изготовление коллективного проекта «Афины», «Ветряная мельница». Макет «Колизей».
Символика. Авторский значок. Самоопределение личности через знак. Аббревиатуры собственного имени и фамилии. Задание на обобщение, ясность и лаконичность мышления, находчивость, остроумие. Что такое монограмма, логотип - из истории художественной культуры. Мастера конструктивизма и логотип - лаконичная стилистика Эль Лисицкого. Разработка личной монограммы, логотипа. Создание эскиза. Личный знак в технике аппликации. Вырезание личной печати из ластика. Эксперименты с оттисками (цвет, компоновка на листе, взаимодействие с другими изображениями).
Орнаментальная композиция. Орнаментальные мотивы в архитектуре и вазописи: волнистые линии, волны, меандр, ионики, пальметты, листы аканты, розетки, ветки лозы. Натурные зарисовки с гипсов и керамики. Фантазия на тему древнегреческого орнамента. Зарисовки с натуры различных греческих капителей. Выявление декоративных возможностей архитектурных деталей.
Нормативно-правовая база в сфере реконструкции и сохранения архитектурного наследия
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия как отдельное направление в архитектуре: этапы становления и развития
Раздел 4. Ландшафтная архитектура (2часа)
Основы архитектурно-ландшафтной композиции. Композиции открытых пространств. Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований. Пейзажно-пространственная композиция. Ярусная композиция парка. Современные тенденции в ландшафтном дизайне. Модификация направлений. Компоненты ландшафта. Рельеф земной поверхности. Климатические особенности. Свет и Цвет. Систематика цветов. Смешение. Основные характеристики цвета. Восприятие цвета. Цветовое созвучие. Законы колористки в ландшафтной архитектуру. Оптимизация дорожно-транспортной сети. Устройство дорожно-транспортной сети. Типы ограждений и подпорных стенок. Устройство подпорных стенок. Классификация водоемов и фонтанов. Устройство водоемов.
Раздел 5. Дизайн и основные виды дизайна (4 часа)
Возникновение и развитие дизайна. Понятия «Дизайн», «Дизайнер». Направления дизайна. Малые архитектурные формы. Экстерьер. Интерьер. Особенности стилей интерьера: классический, этнический, современный. Комбинаторика на тему архитектурных биоформ раковин. Дом - улитка. Переосмысление формы раковины в архитектурные детали. Фантазии на тему бионики. Аналоги природным формам раковин в архитектуре А. Гауди - павильоны парка Гуэль. Комбинаторика на тему архитектурных биоформ раковин. Подводный дворец. Переосмысление формы раковины в формы архитектурных сооружений - башня, купольное перекрытие, переходы и перекрытия. Аналоги природным формам раковин в архитектуре А. Гауди - башни Саграда Фамилия, Музей современного искусства Гугенхейма в Нью-Йорке.
Раздел 6. Объемное макетирование (20 часов)
Первоначальные графические знания и умения. Основные операции с бумагой: складывание, сгибание, резание, склеивание. Разметка. Шаблон, развертка. Технологическая карта. Изготовление работы с использованием шаблона. Изготовление работы с использованием развертки. Изготовление работы с использованием технологической карты. Конструирование из плоских деталей. Законы формирования композиций: симметрия и асимметрия, статика и динамика, композиционный центр, пропорции, ритм. Объемное конструирование. Геометрические тела как объемная основа архитектурных объектов и сооружений. Знакомство с понятиями –модуль, моделирование. Проектирование. Правила выполнения чертежей разверток геометрических тел. Правила склеивания моделей, материалы, правила работы с инструментами, особенности работы с бумагой. Знакомство с графическими редакторами Paint, Paint Net, Gimp.
Биотранспорт - живой механизм. Знакомство с идеями бионики. Соединение биологических форм и механических. Ассоциативная связь функций природных форм и машины (ноги - колеса, глаза - фары, нервы - электропровода, сердце - мотор, печень - карбюратор, голова - кабина 19 управления). Машина как организм и целостная система - разработка системы блоков и приводов. Движущийся бионический объект (летающий, шагающий, плавающий и т.д.). Компьютерное моделирование зданий и оформление помещений
Раздел 7. Промежуточная аттестация. Экспозиция работ. (2 часа)
Проведение, завершение и оформление технических работ. Подведение итогов прохождения программы. Выступление на итоговой конференции. Представление и защита проведенных исследований и проектов.
Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.
Последовательность изучения вопросов может изменяться в зависимости от конкретных условий
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающиеся будут знать:
современные тенденции ландшафтного дизайна.
общие (глобальные, региональные) проблемы сохранения архитектурных форм;
- архитектурные стили и стили в дизайне;
архитектурные законы, правила, теории, научные факты;
характерные внешние признаки различных загрязнений окружающей среды;
основные реакции архитектурных сооружений на временные изменения.
Обучающиеся будут уметь:
давать оценку состояние архитектурных объектов окружающей среды;
моделировать архитектурные объекты;
выявлять по внешним признакам историческую значимость объекта;
формулировать предложения по улучшению и восстановлению своего города;
распространять свои знания и умения в микросоциуме;
презентовать итоги своих макетов;
приносить пользу окружающей среде, охранять ее.
Обучающиеся будут владеть:
техниками реставрации;
навыками моделирования;
умениями проектирования.
Метапредметные:
– способствовать развитию мотивации к дизайнерскому и декоративно-прикладному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- способствовать развитию познавательных и созидательных, художественно-творческих способностей обучающихся, социально-значимых качеств личности;
- способствовать развитию образного и креативного мышления, способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию красоты в искусстве и действительности;
Личностные:
– способствовать формированию гражданской позиции, патриотизма общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
сформированы базовые нравственные ценности и позитивное мировоззрение;
развита готовность и способность обучающихся к саморазвитию; воспитывать чувство долга и ответственности;
сформирована и развита потребность в общественно-полезной деятельности;
сформированы этические и моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками, взрослыми, воспитывать трудолюбие, требовательность к себе;
сформированы и развиты гуманное отношение к окружающей природной среде.
Образовательные (предметные):
– способствовать развитию познавательного интереса к дизайнерской деятельности, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков работы с различными материалами;
- способствовать получению первоначальных сведений о истории возникновения и развития искусства изготовления одежды, дизайна костюма, истории развития одежды и костюма через включение обучающихся в познавательную деятельность;
- способствовать получению навыков самостоятельной работы с различными материалами и инструментами
развиты навыки коллективной работы, умение работать самостоятельно;
развиты наблюдательность и познавательная активность;
развиты умение выделять существенные признаки, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развиты умение ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
развит интерес к самостоятельному обучению, работе со специальной литературой и современными источниками информации.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия ведет педагог дополнительного образования, хорошо владеющий как общепедагогическими компетенциями, так и специальными знаниями в области биологических наук.
Умеет ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.
Умеет осуществлять отбор содержания обучения, осуществлять отбор форм и методов организации самостоятельной и коллективной творческой деятельности обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Умеет организовывать образовательный процесс с учетом уровня здоровья учащихся, обеспечить формирование у учащихся навыков учебной деятельности. Умеет обеспечить у учеников формирование навыков самоорганизации.
Умеет обеспечить взаимопонимание участников образовательного процесса, поддержать обучающихся и коллег в работе, анализировать поступки и поведение обучающихся. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей.
Формы аттестации и контроля
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения
Цель проведения
Формы контроля
Входной контроль
В начале учебного года
Определение уровня развития детей, их творческих способностей
Тест
Текущий контроль
В течение всего учебного года
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.
Педагогическое наблюдение
Промежуточный контроль
В конце большой темы, полугодия.
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.
Защита творческого проекта
Итоговый контроль
В конце учебного года по окончании обучения по программе
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения.
Защита творческого проекта
Список литературы
1. Аалтонен, Г. История архитектуры / Г. Аалтонен. - М.: Фактор, 2017. - 256 c.
2. Анисимов, Александр Викторович Архитектура планетариев. История. Архитектура. Реконструкции. Зарубежный опыт / Анисимов Александр Викторович. - М.: Доброе слово, 2020. - 805 c.
3.Адамс Ш. Словарь цвета для дизайнеров / Ш. Адамс. — М.: КоЛибри, 2018. — 272 c.
4.Алексеев А. Г. Дизайн-проектирование. — М.: Юрайт, 2020. — 91 c.
5.Аллен Дж. Базовые геометрические формы для дизайнеров и архитекторов / Дж. Аллен. — СПб.: Питер, 2017. — 85
6.Ахремко В.А. Сам себе дизайнер интерьера. Иллюстрированное пошаговое руководство / В.А. Ахремко. — М.: Эксмо, 2018. — 96 c.
7. Байер В. Е. Архитектурное материаловедение; Архитектура-С - Москва, 2006. - 264 c. 8. Белоконев Е. Н., Абуханов А. З., Белоконева Т. М., Чистяков А. А. Основы архитектуры зданий и сооружений; Феникс - Москва, 2009. - 336 c. 9.Лебедев, А. Н. Компьютерное моделирование зданий и оформление помещений (+ CD-ROM) / А.Н. Лебедев. - М.: НТ Пресс, 2007. - 288 c. 10. Пряжинская, В.Г. Компьютерное моделирование в управлении водными ресурсами / В.Г. Пряжинская, Д.М. Ярошевский, Л.К. Левит-Гуревич. - М.: [не указано], 2002. - 286 c. 11. Маклакова Т. Г. Архитектурно-конструктивное проектирование зданий. Том 1. Жилые здания; Архитектура-С - Москва, 2010. - 328 c. 12. Юдина А. Ф. Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений; Академия - Москва, 2010. - 320 c
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бирюкова, Н.В. История архитектуры: Учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 128 c. 2. Виолле-ле-Дюк, Э.Э. Архитектура. Всемирная история архитектуры / Э.Э. Виолле-ле-Дюк. - М.: АСТ, 2010. - 304 c. 3. Маклакова, Т.Г. Зодчество индустриальной эпохи История архитектуры и строительной техники Часть 2 / Т.Г. Маклакова. - М.: АСВ, 2010. - 256 c. 4. Павлинов, А.М. История русской архитектуры / А.М. Павлинов. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c. 5. Павлинов, А.М. История русской архитектуры. (обл.) / А.М. Павлинов. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c. 6. Пеньков, А.В. Мои Хамовники: Очерк об окраинном районе Старой Москвы: История древнейшего района Москвы через призму архитектуры / А.В. Пеньков. - М.: Ленанд, 2019. - 148 c. 7. Прокопенко, Н.И. История архитектуры и строительной техники: Учебное пособие / Н.И. Прокопенко. - СПб.: Лань, 2016. - 576 c. 8. Соловьев, К.А. История архитектуры и строительной техники: Учебное пособие / К.А. Соловьев, Д.С. Степанова. - СПб.: Лань, 2018. - 572 c.
Раздел 3. Изучение архитектурных сооружений(4 часов)
5
Рассказ.
1
Архитектурное наследие.
Кабинет
Тест
6
Рассказ
1
Символика. Авторский значок.
7
Рассказ
1
Архитектурно-реставрационное материаловедение
8
Творческая работа.
1
Проект реставрации памятника архитектуры.
Раздел 4. Ландшафтная архитектура (2часа)
9
Рассказ.
1
Основы архитектурно-ландшафтной композиции..
Кабинет
Защита проекта
10
Творческая работа.
1
Современные тенденции в ландшафтном дизайне
Раздел 5. Дизайн и основные виды дизайна. (4 часа)
11
Рассказ.
1
Возникновение и развитие дизайна. Понятия «Дизайн», «Дизайнер». Направления дизайна.
Кабинет
Тест
12
Рассказ.
1
Направления дизайна.
13
Рассказ.
1
Малые архитектурные формы.
14
Творческая работа.
1
Комбинаторика на тему архитектурных биоформ раковин.
Раздел 6. Объемное макетирование(20 часа)
15
Творческая работа.
1
Макетирование из плоских деталей.
Кабинет
Защита проекта
16
Творческая работа.
1
Симметрия.
Кабинет
Защита проекта
17
Творческая работа.
1
Геометрические фигуры.
18
Творческая работа.
1
Многослойное изготовление деталей.
19
Творческая работа.
1
Многослойное изготовление деталей.
Кабинет
Защита проекта
20
Творческая работа.
1
Многослойное изготовление деталей.
21
Творческая работа.
1
Контур и силуэт.
22
Творческая работа.
1
Композиции в технике макетирования
Кабинет
Защита проекта
23
Творческая работа..
1
Фронтальная композиция
24
Творческая работа.
1
Объемная композиция
25
Творческая работа.
1
Цвет в макетирование
Кабинет
Защита проекта
26
Творческая работа.
1
Макетирование из подручных материалов.
Кабинет
27
Творческая работа.
1
Природные и искусственные материалы.
Кабинет
28
Творческая работа.
1
Бросовый материал.
Кабинет
Защита проекта
29
Творческая работа.
1
Художественное оформление макетов.
Кабинет
30
Творческая работа.
1
Разработка эскизов жилого комплекса в графическом редакторе
Paint, Paint Net, Gimp
Кабинет
31
Творческая работа.
1
Разработка эскизов жилого комплекса в графическом редакторе
Paint, Paint Net, Gimp
Кабинет
Защита проекта
32
Творческая работа.
1
Подготовка выставочных работ.
Кабинет
33
Творческая работа.
1
Правила экспозиции выставки.
Кабинет
34
Творческая работа.
1
Оформление работ к экспонированию.
Кабинет
Защита проекта
Раздел 6. Промежуточная аттестация. Экспозиция работ. (2 часа)
35
Творческая работа.
1
Демонстрация выставочных работ.
Холл школы
Защита проекта
36
Творческая работа.
1
Демонстрация выставочных работ.
Холл школы
Приложения
Оценочные материалы
Предметные результаты вводной, текущей, промежуточной диагностики определяются с помощью тестирования. Оценка планируемых результатов обучения по программе осуществляется с помощью оценочного листа проектной деятельности учащегося.
Диагностика личностных характеристик учащихся осуществляется методом наблюдения, собеседования или тестирования.
Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)
Законченность работы, доведение до логического окончания
Пояснительная записка
2.12
Наличие творческого компонента в процессе проектирования
вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.
Пояснительная записка, доклад
2.13
Коммуникативность (в групповом проекте)
Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.
Доклад
2.14
Самостоятельность
Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю -руководителю ПДУ, на основании анкеты учителя
Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда
Пояснительная записка
3.З
Лаконичность
Простота и ясность изложения
Пояснительная записка
3.4
Аналитичность
Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов
Пояснительная записка
3.5
Дизайн
Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно -графическое качество эскизов, схем, рисунков
Пояснительная записка Видеоряд
3.6
Наглядность
Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей
Графики, схемы, макеты и т.п.
Итого:
4.1
Качество
доклада
Системность, композиционная целостность; полнота
представления процесса,
подходов к решению проблемы; краткость, четкость,
ясность формулировок
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
4.2
Ответы
на вопросы
Адекватность ответов
поставленным вопросам;
аргументированность;
полнота, убедительность;
содержательность, краткость
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
4.3
Личностные про-
явления
докладчика
Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения;
культура речи, поведения.
Удержание внимания
аудитории; импровизационность, находчивость;
эмоциональная окрашенность речи
Процесс защиты
проекта
Поведение
учащегося -
докладчика
Итого:
5.1
Ответы
на вопросы учащегося- докладчика
См. критерии в п.4 защита
Ответы
на вопросы
5.2
Ответы учителя
на вопросы анкеты
Компетентность в области
проектной методики, критичность, рефлексивность
Анкета самооценки
5.3
Ответы учителя
на вопросы экспертов
Компетентность в области
проектной методики, критичность, рефлексивность
Ответы на вопросы экспертов
Итого:
Всего:
Методика работы с оценочным листом
На против каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл.
Он исчисляется так: если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл; при частичном присутствии — 0.5 балла; если отсутствуют — 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого результата
Возможное кол-во баллов
Методы
оценки
Предметные результаты
Теоретическая подготовка
Теоретические знания (по основным разделам программы)
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Тестирование
Практическая подготовка
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Анализ исследовательской или практической работы
Творческие навыки
Креативность в выполнении практических заданий
начальный уровень креативности репродуктивный уровень
творческий уровень
1-4
5-8
9-10
Метапредметныерезультаты
Познавательные
Умение подбирать и анализировать специальную литературу
Самостоятельность в подборе и анализе литературы
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Наблюдение
Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Регулятивные
Умение организовать свое учебное время, самостоятельно выполнять учебные действия в присутствии педагога и без него;
Способность самостоятельно организовывать учебное время
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Наблюдение
Умение аккуратно и выполнять работу
Аккуратность и ответственность в работе
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Умение самостоятельно систематизировать и анализировать информацию
Способность к анализу и синтезу
минимальный уровень креативности
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Коммуникативные
Умение слушать и слышать педагога, учащихся, оппонентов
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога, оппонента, одногруппника
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Анализ защиты
исследовательской работы или практического проекта
Умениевыступать перед аудиторией
Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Умениевести полемику, участвовать в дискуссии
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Личностные результаты
Умение оценивать содержание исследовательской работы или практического проекта исходя из социальных и личностных ценностей
Адекватность и способность к самостоятельной оценке
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Наблюдение
Владение этикой межличностных отношений
Социализация в обществе
минимальный уровень
средний уровень
максимальный уровень
1-4
5-8
9-10
Методика подсчёта баллов результатов обучения учащегося
По показателю «Теоретические знания»: минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
По показателю «Владение специальной терминологией»:минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
По показателю «Практические умения и навыки»:минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой).
По показателю «Творческие навыки»:начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)
По показателю «Умение анализировать специальную литературу»:минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно).
По показателю «Умение пользоваться компьютерными источниками информации»:минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно).
По показателю «Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу»:минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе, нуждается в помощи); средний уровень (работает с помощью педагога); максимальный уровень (работает самостоятельно).
По показателю «Умение слушать и слышать педагога, оппонента, учащихся»:минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения на занятии, нуждается в помощи); средний уровень (не испытывает затруднений на занятии); максимальный уровень (слушает осознанно, самостоятелен суждениях).
По показателю «Умениевыступать перед аудиторией»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при публичном выступлении, нуждается в помощи); средний уровень (обучающийся не испытывает серьезные затруднения при публичном выступлении); максимальный уровень (на защите работает самостоятельно, свободно оппонирует).
По показателю «Умениевести полемику, участвовать в дискуссии»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в полемических спорах); средний уровень (обучающийся не испытывает серьезных затруднений в полемических спорах); максимальный уровень (свободно вступает в дискуссию, самостоятелен в суждениях, свободно оппонирует).
По показателю «Умение организовать свое учебное время»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи); средний уровень (организовывает учебное время самостоятельно); максимальный уровень (в высшей степени самоорганизован, работает самостоятельно).
По показателю «Умение оценивать содержание исследовательской работы или практического проекта исходя из социальных и личностных ценностей»: минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в оценке, нуждается в помощи); средний уровень (оценивает с затруднениями); максимальный уровень (оценивает самостоятельно).
План воспитательной работы
№ п/п
Дата
Форма занятия
Участники
Мероприятие
Место проведения
Форма контроля
План
Факт
1
2
3
1
2
3
Направление воспитательной работы: социальное
1
Экскурсия
8-11 классы
Участие обучающихся в Днях открытых дверей
ВУЗЫ города Курска
Анкетиро-
вание
2
Экскурсия
8-11 классы
Международный день музеев.
Музеи города Курска
Беседа
3
Конкурс
8-11 классы
Конкурсы «Самый классный проект»
кабинет
Защита проекта
4
Тренинг
8-11 классы
Проект «Профессиональное обучение без границ»
кабинет
Беседа
Направление воспитательной работы: общеинтеллектуальное
5
Олимпиада
8-11 классы
Всероссийские олимпиады школьников.
Школы и ВУЗЫ
Защита проекта
6
Конференция
8-11 классы
«Школа новых технологий»
кабинет
Беседа
Направление воспитательной работы: гражданско-патриотическое воспитание
7
Трудовые десанты
8-11 классы
Волонтерская деятельность
п.Сахаровка
Беседа
Лекция
8-11 классы
Всероссийский урок безопасности в сети Интернет
Кабинет
Анкетиро-
вание
8
Праздник
8-11 классы
День Защитника Отечества. Выставка детских изобретений
Холл школы
Беседа
9
Праздник
8-11 классы
Участие в Торжественном шествии, посвященном годовщине Великой Победы в годы Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
п.Сахаровка
Беседа
Направление воспитательной работы: духовно-нравственное
10
Лекция
8-11 классы
«Правилам поведения в школе, этическим нормам, культурным традициям»
кабинет
Защита проекта
11
Мониторинг
8-11 классы
Проведение мониторинга уровня воспитанности. Социометрия.