kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям "Основы компьютерных сетей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям являются частью Учебно-методического комплекса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации/

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям адресованы обучающимся очной формы обучения и включают в себя (для каждой лабораторно-практической работы)учебную цель, краткие теоретические материалы по теме работы, задания к лабораторно-практической работе, обеспеченность занятия(учебно-методическое, информационное, материально-техническое).

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям "Основы компьютерных сетей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ «ЭВРИКА»

(МАУ ДО МУК «Эврика»)





СОГЛАСОВАНО

Решением МО ПДТН

(протокол от 01.09.2020 № 1)








Т.П. Тайгулова





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


по дополнительной общеразвивающей программе


«ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОБРАБОТКИ

ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»


по теме "Основы компьютерных сетей"
















г. Новый Уренгой - 2020

Тайгулова Т.П. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по дополнительной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации» по теме "Основы компьютерных сетей".– Новый Уренгой:

МАУ ДО МУК «Эврика», 2020. – 20 с.




Методические указания рассмотрены, согласованы и рекомендованы к использованию на заседании методического объединения преподавателей дисциплин технического направления (МО ПДТН).(протокол от 01.09.2020 № 1)




Автор-составитель:

Тайгулова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат «Эврика».



























Методические указания к лабораторно-практическим занятиям являются частью Учебно-методического комплекса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации».

Методические указания к лабораторно-практическим занятиям адресованы обучающимся очной формы обучения и включают в себя (для каждой лабораторно-практической работы)учебную цель, краткие теоретические материалы по теме работы, задания к лабораторно-практической работе, обеспеченность занятия(учебно-методическое, информационное, материально-техническое).


СОДЕРЖАНИЕ






1.

Пояснительная записка…………………………………………………………....

4

2.

Методические рекомендации к лабораторно-практическим занятиям"Основы компьютерных сетей"...............................................................................................


5

3.

Обеспеченность лабораторно-практических занятий (учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение занятий) ...............


20






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Уважаемые ребята!


Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по дополнительной общеразвивающей программе «Основы создания и обработки цифровой информации» созданы помочь вам сформировать навыки работы по вводу и обработке информации на электронно-вычислительных машинах, подготовке к работе вычислительной техники и периферийных устройств, развить внимание, усидчивость, художественный вкус, творческие способности.

  • Освоение содержания программы «Основы создания и обработки цифровой информации» обеспечивает достижение вами умений использовать навыки работы с цифровой информацией, обработкой документов, вычислений по инженерно-конструкторским расчетам, проверкой правильности работы машин, устранением несложных неисправностей, определением и устранением сбоев в работе аппаратного и программного обеспечения, установкой операционных систем, подключением периферийных устройств, установкой антивирусных программ, работой в локальных и глобальных вычислительных сетях;

  • обобщения, систематизации и углубления знаний по представлению о возможностях создания и обработки цифровой информации.


Приступая к работе на практическом занятии, внимательно прочитайте его цель, ознакомьтесь с краткими теоретическими материалами по теме практического занятия. Свою работу вы должны организовать в соответствии с предложенным педагогом порядком работы.

Освоение содержания программы «Основы создания и обработки цифровой информации» обеспечивает:

  • достижение вами умений использовать различные техники информации на электронно-вычислительных машинах, подготовке к работе вычислительной техники и периферийных устройств, развить внимание, усидчивость, художественный вкус, творческие способности;

  • обобщения, систематизации и углубления знаний по представлению о возможностях создания и обработки цифровой информации.


Приступая к работе на практическом занятии, внимательно прочитайте его цель, ознакомьтесь с краткими теоретическими материалами по теме практического занятия. Свою работу вы должны организовать в соответствии с предложенным педагогом порядком работы.


Желаем вам успехов!


Лабораторно-практическая работа

"Основы компьютерных сетей"

Цель работы: приобрести практические навыки по работе с техническими средствами информатизации, устройствами ввода-вывода информации, устройствами внешней памяти и т.д.


Краткие теоретические материалы по теме работы

"Основы компьютерных сетей"


Информационно-вычислительная сеть – это система компьютеров, объединенных каналами передачи данных.

 Основная задача существования ИВС – информационное обслуживание пользователей, в том числе:

         Хранение и обработка данных;

         Предоставление данных пользователям.

 

Современные ИС, как правило, являются распределенными. Таким образом, ИВС представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование ИС (техническую обеспечивающую подсистему).

 

Показатели качества ИВС:

  • Полнота функциональности;

  • Производительность (среднее количество запросов, обрабатываемых за единицу времени). Важным показателем производительности является пропускная способность сети – количество данных, передаваемых через сеть за единицу времени.

  • Надежность (устойчивость к помехам и отказам)

  • Защищенность информации, передаваемой по сети;

  • Прозрачность для пользователя – он должен использовать ресурсы сети точно так же как и локальные ресурсы собственного компьютера.

  • Масштабируемость и универсальность – возможность расширения сети без существенного снижения производительности, а также возможность подключать и использовать разнообразное техническое и программное обеспечение. 

Виды ИВС:

  • Локальные (ЛВС, LAN – Local Area Network);

  • Региональные (РВС, MAN – Metropolitan Area Network);

  • Глобальные (ГВС, WAN – World Area Network). 

Современные тенденции развития ИВС:

  • Конвергенция используемых технологий;

  • Объединение сетей в единую структуру (многосетевую иерархию).

 

Основы архитектуры ИВС

 

Концептуальное описание информационно-вычислительной сети часто называют ее архитектурой.

Понятие Архитектура ИВС обычно включает в себя описание следующих элементов:

         Геометрию построения (топологию) сети;

         Протоколы передачи данных;

         Техническое обеспечение информационно-вычислительных сетей.

 

ОпределениеТопология – это схема соединения сетевых компьютеров, кабельной системы и других сетевых компонентов.

Топологии ИВС принято разделять на 2 основных класса:

         широковещательные;

         последовательные. 

В широковещательных конфигурациях каждый компьютер передает сигналы, которые могут быть восприняты всеми остальными компьютерами.

К таким конфигурациям относятся:

1)      общая шина;

2)      дерево (соединение общих шин);

3)      звезда с пассивным центром.

Широковещательные топологии применяются в основном для ЛВС. 

В последовательных конфигурациях каждый физический подуровень передает информацию только одному компьютеру.

К таким конфигурациям относятся:

1)      звезда с интеллектуальным центром;

2)      кольцо;

3)      цепочка;

4)      иерархическое соединение;

5)      снежинка;

6)      произвольное соединение (ячеистая конфигурация);

Последовательные топологии применяются для глобальных сетей. 

Сети с шинной топологией используют линейный общий канал связи, к которому все узлы присоединяются через интерфейсные устройства посредством коротких соединительных линий.

В сети с кольцевой топологией все узлы соединены в единую замкнутую петлю (кольцо) каналами связи. Выход одного узла соединяется со входом другого узла. Информация передается от узла к узлу и при необходимости (если сообщение адресовано не ему) ретранслируется им по сети дальше. Передача данных осуществляется с использованием специальной интерфейсной аппаратуры и ведется в одном направлении.

Основу сети с радиальной топологией составляет специальное сетевое устройство, к которому подключаются компьютеры – каждый по своей линии связи. Таким устройством может выступать активный или пассивный концентратор, через который рабочие станции сети, например, осуществляют взаимодействие с сервером.

Существуют также иные виды топологий, которые являются развитием базовых: цепочка, дерево, снежинка, сеть и т.д. Топология реальной сети может совпадать с одной из указанных выше, либо представлять собой их комбинацию. 

            В различных топологиях реализуются различные принципы передачи информации:

1.      в широковещательных – селекция информации;

2.      в последовательных – маршрутизация информации. 

ОпределениеСетевой протокол –  это набор правил и методов взаимодействия объектов вычислительной сети, охватывающий основные процедуры, алгоритмы и форматы преобразования и передачи данных в сети.

Международная организация по стандартизации разработала систему стандартных протоколов, которые охватывают все уровни сетевого взаимодействия – от физического до прикладного. Эта система протоколов получила название модели взаимодействия открытых систем (OSI, Open System Interconnection).

Модель OSI включает в себя 7 уровней взаимодействия:

         1 – физический (формирует физическую среду передачи данных). Пример: Ethernet;

         2 – канальный (организация и управление физическим каналом передачи данных);

         3 – сетевой (обеспечивает маршрутизацию передачи данных в сети, устанавливает логический канал передачи данных). Пример: IP;

         4 – транспортный (обеспечивает сегментирование данных и их надежную передачу от источника к потребителю). Пример: TCP;

         5 – сеансовый (инициализация сеансов связи между приложениями, управление очередностью и режимами передачи данных) Пример: RPC;

         6 – Представления (обеспечивает представление передаваемых данных в удобном для прикладных программ виде, включая шифрование/дешифрование, синтаксис и т.п.) Практическое применение ограничено;

         7 – прикладной (обеспечивает средства сетевого доступа для прикладных программ). Пример: FTP, HTTP, Telnet. 

С точки зрения технического обеспечения ИВС содержит:

    1. Компьютеры

  • Рабочие станции;

  • Сетевые компьютеры (NetPC) – ЭВМ максимально упрощенно конфигурации, иногда без внешней памяти, предназначены для решения узкоспециализированных задач (классический «тонкий клиент» сети);

  • Серверы – высокопроизводительные многопользовательские компьютеры, выделенные для обработки запросов пользователей сети. К специализированным серверам относятся:

  • Файл-серверы (например, на RAID-массивах);

  • Серверы резервного копирования;

  • Факс-серверы (для организации эффективной факсимильной связи);

  • Почтовые серверы;

  • Серверы печати (для эффективного использования устройств вывода информации);

  • Серверы-шлюзы в Интернет (обеспечивают защищенный выход в Интернет);

  • Прокси-серверы (обеспечивают фильтрацию и временное хранение данных при работе в глобальной сети).

    1. Маршрутизаторы и коммутирующие устройства. Устройства коммутации необходимы для использования одних и тех же каналов связи для передачи информации между различными пользователями. Если при этом сеть относится к классу сетей с маршрутизацией, то необходимо также осуществлять выбор оптимального маршрута. Для этого используются указанные устройства. В настоящее время известно три вида коммутации при передаче данных:

        • Коммутация каналов – организация непосредственного физического соединения междупунктам отправления и назначения данных. Такой сквозной физический канал устанавливается в начале сеанса связи и поддерживается все время его жизни. При этом образованный канал недоступен для других абонентов. Пример: телефонная связь.

        • Коммутация сообщений – передача данных в виде дискретных порций разной длины, при этом установления физического канала между источником и адресатом данных не происходит. Узлы коммутации передают сообщение по свободному на данный момент каналу на ближайший узел сети в сторону получателя.

        • Коммутация пакетов – похожа на коммутацию сообщений, но применяется технология разбиения длинных сообщений на множество пакетов одинаковой (стандартной) длины. Это позволяет повысить эффективность использования каналов, уменьшить емкость запоминающих устройств узлов коммутации, обеспечить более высокий уровень надежности передачи данных. Развитие этой технологии: организация виртуальных каналов, то есть разделение по времени ресурса канала  между всеми пользователями.

    1.          Кабельная система (каналы связи).

    2.          Модемы и сетевые карты.

        • Модем – устройство прямого и обратного преобразования сигналов к виду, принятому для использования в определенном канале связи.

  • Аналоговые модемы – в настоящее время широко используются для передачи данных через телефонную линию. Первые версии протоколов передачи данных по телефонными проводам появились в середине 60-ых годов.  Действующий с 1998 года протокол V.90 обеспечивает скорость передачи данных до 56 000 бит/с. Современные модемы поддерживают не только протоколы передачи данных, но и их кодирования, сжатия, коррекции. Аналоговые модемы бывают двух классов: программные и аппаратные. В первых выполнение работ по приему и передаче данных компьютером осуществляется с использованием соответствующего программного обеспечения (Пример: Win-модемы). Ко второму классу относятся устройства, в которых перечисленные функции реализованы аппаратно.

  • Цифровые модемы – это устройства, обеспечивающие согласование и правильность передачи данных по цифровым линиям. Для каждой конкретной сетевой технологии (относящейся к нижним уровням модели OSI) выпускается свой цифровой модем. Примеры: ISDN-модемы, ADSL-модемы, сотовые модемы, спутниковые радиомодемы.

        • Сетевые карты (сетевые адаптеры) – устройства, служащие для подключения компьютера к локальной сети.

  1. Иное сетевое оборудование, используемое для соединения между собой сетевых сегментов и сетей, в том числе:

        • Повторители – устройства, усиливающие электрические сигналы и обеспечивающие его сохранение при передаче на большие расстояния;

        • Концентраторы – устройства, обеспечивающие коммутацию в сетях. Могут также выполнять роль повторителей (активные концентраторы);

        • Мосты – регулируют трафик и осуществляют фильтрацию информационных пакетов в соответствии с адресами получателей при соединении нескольких сетей с различной топологией но под управлением однотипных ОС.

        • Маршрутизаторы – интеллектуальные устройства, обеспечивающие соединение разнотипных сетей и предлагающие оптимальный маршрут для движения информационных пакетов.

        • Шлюзы – обеспечивают объединение разнородных сетей, использующих различные протоколы на всех 7 уровнях OSI. Кроме маршрутизации выполняют преобразование формата информационных пакетов и их перекодирование.

 

Локальные ИВС

 

ОпределениеЛокальной вычислительной сетью (ЛВС) называют сеть, элементы которой – вычислительные машины, терминалы и связная аппаратура – располагаются на сравнительно небольшом удалении друг от друга.

 

Виды ЛВС:

         Одноранговые;

         С выделенным сервером.

        • С «толстым клиентом»;

        • С «тонким клиентом»

 

Этапы проектирования ЛВС:

1.      Анализ исходных данных;

2.      Выбор основных сетевых решений;

3.      Анализ финансовых затрат на проект и принятие окончательного решения;

4.      Прокладка кабельной системы;

5.      Организация силовой электрической сети;

6.      Установка оборудования и сетевого программного обеспечения;

7.      Конфигурирование (настройка параметров) сети. 

Первые три этапа касаются непосредственно процесса проектирования и являются основополагающими. В результате их выполнения формулируется технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое включает в себя анализ предметной области и обоснование необходимости создания в организации локальной информационно-вычислительной сети. Кроме того, ТЭО обязательно должно содержать расчеты экономической эффективности, а также итоговое заключение о целесообразности и получаемых перспективах от реализации проекта (в данном случае, создания ЛВС)

 

Определение исходных данных

 

            На этом этапе на основе анализа предметной области определяются те базовые требования, которым должна удовлетворять проектируемая локальная сеть.

    1. Анализ предметной области необходимо начинать с определения целей разработки ЛВС. В качестве общих можно назвать такие цели как: обеспечение связи, совместная обработка информации, совместное использование данных и файлов, централизованное управление компьютерами, контроль за доступом к важным данным. Разумеется, в каждом конкретном случае перечень целей должен быть уточнен и дополнен. Следует помнить, что всякая цель проектирования и реализации ЛВС возникает не сама по себе, а как одна из целей функционирования некоторой информационной системы.

    2. После определения списка целей необходимо выделить функционально-независимые группы пользователей локальной сети и указать для каждой из групп перечень их функций в ЛВС. Например, для пользователей группы «Клиенты туристической фирмы» можно предусмотреть функцию ознакомления с электронными презентациями новых маршрутов, а для пользователей «Менеджер туристической фирмы» – функции доступа к внутренней базе данных фирмы, подключения к глобальным сетям бронирования, связи с другими менеджерами и т.п. Следует помнить, что реализация каждой пользовательской функции должна способствовать достижению ранее заявленных целей разработки локальной сети.

    3. Проведенный анализ целей и функций позволяет выдвинуть общие требования к проектируемой ЛВС:

         Размер сети (количество компьютеров и расстояние между ними в настоящее время, а также в ближайшем будущем и в перспективе);

         Структура сети (иерархия и основные части – по подразделениям, комнатам, этажам и т.п.);

         Основные направления, характер (данные, изображения, звук, видео) и интенсивность информационных потоков;

         Необходимость подключения к глобальным или другим локальным сетям.

         Типовые характеристики компьютеров ЛВС.

         Требования к программному обеспечению, устанавливаемому на компьютерах, объединяемых в сеть.

 

На основе выдвинутых требований проектировщик осуществляет поиск оптимального варианта ЛИВС.

 

Выбор основных сетевых решений

 

            Выбор сетевых решений для локальной компьютерной сети осуществляется на основе следующих принципов:

         Сеть должна соответствовать требованиям, сформулированным на этапе анализа исходных данных.

         Предложенный вариант проекта ЛВС должен быть наиболее оптимальным с точки зрения некоторого критерия.

         Архитектура сети должна обеспечивать возможность дальнейшего развития сети.

         Управление используемым оборудованием должны быть как можно более простым. 

К основным сетевым решениям, которые проектировщик должен выбрать для проектируемой компьютерной сети, относятся:

         Выбор сетевой архитектуры, что подразумевает:

o   Выбор топологии сети, то есть схемы соединения компьютеров, кабельной системы и других сетевых компонентов;

o   Выбор протокола передачи данных;

o   Выбор типа кабельной системы;

o   Выбор сетевого оборудования.

         Определение параметров серверного оборудования.

         Определение характеристик рабочих станций.

         Планирование мер по обеспечению информационной безопасности.

         Планирование мер защиты от перебоев электропитания.

         Выбор концепции совместного использования периферийных устройств.

         Выбор сетевого ПО.

 

Обеспечение безопасности информации в сетях

 

Три базовых принципа информационной безопасности

         Целостность данных (защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также неавторизованного создания или уничтожения информации);

         Конфиденциальность информации;

         Доступность информации для всех авторизованных пользователей. 

Аспекты рассмотрения вопросов информационной безопасности:

         Угрозы безопасности;

         Сервисы (службы) безопасности (СБ);

         Механизмы реализации функций служб безопасности. 

Угрозы безопасности описываются следующими показателями:

         Характер проникновения (несанкционированного доступа в сеть): преднамеренное или случайное, кратковременное или долговременное, разовое или многократное.

         Воздействие проникновения на информационную среду:

  • Неразрушающее (сеть продолжает функционировать нормально);

  • Разрушающее.

    • Вид воздействия на информацию:

  • Уничтожение (физическое удаление) информации;

  • Разрушение данных и программ;

  • Искажение информации;

  • Подмена программ;

  • Копирование информации (особенно опасно в случаях промышленного шпионажа);

  • Добавление новых компонентов;

  • Заражение вирусом.

         Иные угрозы безопасности: несанкционированный обмен информацией между пользователями, отказ от информации, отказ в обслуживании.

         Объекты воздействия: сетевая ОС, служебные таблицы и файлы, программы и таблицы шифровки информации, ОС рабочих станций сети, таблицы и файлы с секретной информацией конечных пользователей, прикладные программы, текстовые файлы, сообщения электронной почты и т.д.

         Субъекты  проникновения:

  • Взломщики сетей – хакеры (из корыстных или бескорыстных побуждений);

  • Уволенные или обиженные сотрудники сети;

  • Специалисты по промышленному шпионажу;

  • Недобросовестные конкуренты.

  • Некомпетентные и/или халатные администраторы и пользователи сети, а также разработчики используемого ПО (при случайном проникновении). 

Службы безопасности (определяются в соответствии с документацией ISO):

         Аутентификация подтверждение подлинности);

         Обеспечение целостности передаваемых данных;

         Засекречивание данных;

         Контроль доступа;

         Защита от отказов. 

Механизмы реализации СБ:

         Шифрование;

         Цифровая подпись;

         Контроль доступа;

         Обеспечение целостности данных;

         Обеспечение аутентификации (проверка подлинности пользователей);

         Подстановка трафика (генерация объектами сети фиктивной передачи данных для засекречивания потоков конфиденциальной информации);

         Управление маршрутизацией (выбор безопасных и надежных маршрутов передачи секретных сведений);

         Арбитраж (подтверждение подлинности отправителя и других характеристик передаваемых данных некоторой третьей стороной – арбитром). 

 

Корпоративные компьютерные сети

 

Корпоративные сети – это сети масштаба корпорации, активно использующие технологии сети Интернет для информационного обмена. Их относят к особому классу локальных сетей, имеющих значительную территорию охвата.

ОпределениеИнтранет – это частная внутрифирменная или межфирменная компьютерная сеть, обладающая расширенными возможностями благодаря использованию в ней технологий Интернета, имеющая доступ в сеть Интернет, но защищенная от обращений к своим ресурсам со стороны внешних пользователей. 

Элементы современнойинтранет-сети:

    • Сетевое управление;

    • Сетевой каталог, отражающий все сетевые службы и ресурсы;

    • Сетевая файловая система;

    • Корпоративная база данных;

    • Интегрированная передача сообщений (электронная почта, факс и др.);

    • Средства работы в WWW;

    • Сетевая печать;

    • Защита информации от несанкционированного доступа. 

Корпоративные компьютерные сети являются основой для построения корпоративных информационных систем.


Задания к лабораторно-практической работе

по теме "Основы компьютерных сетей"


Задание 1.

Заполните схему по образцу:

 


Задание 2. Решите задачу.

Через канал связи со скоростью 50 Кбит/с передают файл объемом 3 072 000 байт. Сколько минут будет передаваться файл?


Задание 3. Решите задачу.

Максимальная скорость передачи данных в локальной сети 100 Мбит/с. Сколько страниц текста можно передать за 1 сек, если 1 страница текста содержит 50 строк и на каждой строке - 70 символов.


Задание 4. Составьте схемы всех известных вам видов сетей.

Задание 5. Выполните тест «Локальные и глобальные сети». Результат представьте в виде скриншота.


Вопрос № 1
Сетевой протокол- это:

  1. набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети

  2. последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети

  3. правила интерпретации данных, передаваемых по сети;

  4. правила установления связи между двумя компьютерами в сети;

  5. согласование различных процессов во времени.


Вопрос № 2
Глобальная компьютерная сеть - это:

  1. информационная система с гиперсвязями

  2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;

  3. система обмена информацией на определенную тему

  4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.


Вопрос № 3
Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия, называется:

  1. глобальной компьютерной сетью;

  2. информационной системой с гиперсвязями

  3. локальной компьютерной сетью

  4. электронной почтой

  5. региональной компьютерной сетью


Вопрос № 4
Транспортный протокол (TCP) - обеспечивает:

  1. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;

  2. прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;

  3. предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;

  4. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.


Вопрос № 5
Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:

  1. некоторую область оперативной памяти файл-сервера;

  2. область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;

  3. часть памяти на жестком диске рабочей станции;

  4. специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.


Вопрос № 6
Модем обеспечивает:

  1. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;

  2. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;

  3. преобразование аналогового сигнала в двоичный код;

  4. усиление аналогового сигнала;

  5. ослабление аналогового сигнала.


Вопрос № 7
для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:

  1. файл-сервер

  2. рабочая станция

  3. клиент-сервер

  4. коммутатор.


Вопрос № 8
Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:

  1. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю;

  2. интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;

  3. сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети;

  4. управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.

  5. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.


Вопрос № 9
Конфигурация (топология) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером, называется:

  1. кольцевой

  2. радиальной

  3. шинной

  4. древовидной

  5. радиально-кольцевой

Вопрос № 10
Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:

  1. IP-адрес;

  2. web-страницу;

  3. домашнюю web-страниц

  4. доменное имя

  5. URL-адрес.


Задание 6.Ответьте навопросы


  1. Что такое компьютерная сеть?


  1. Что необходимо для создания компьютерных сетей?


  1. Какова основная задача, решаемая при создании компьютерных сетей?


  1. Что такое протоколы? Для чего они предназначены?


  1. По какому принципу компьютерные сети делятся на локальные и глобальные?


  1. Что такое интерфейсы?


  1. Что такое серверы сети?


  1. Какие сети называются одноранговыми?


  1. Что такое рабочие станции?


  1. Какие кабели можно использовать в качестве передающей среды в проводных сетях?


  1. Что используются в качестве передающей среды в беспроводных локальных сетях?


  1. Что представляет технология Ethernet?


  1. Что такое сетевой адаптер?


  1. Какие вы знаете топологии сетей?


  1. Каковы преимущества беспроводных локальных сетей?


  1. Каково назначение точки доступа?


  1. Чем отличаются сети с выделенным сервером от одноранговых сетей?


  1. Что такое технология клиент-сервер?


  1. Приведите примеры сетевых операционных систем.


  1. Что такое топология сети?


  1. Что представляет собой проводник витая пара?


  1. Каково устройство коаксиального кабеля?


  1. Почему оптоволоконный кабель является приоритетным для проводных сетей? В чем его
    недостатки?


  1. Что такое шлюзы? Какими могут быть шлюзы?


  1. Зачем нужны повторители?


  1. В чем состоят преимущества использования коммутаторов?


  1. Для чего служит межсетевой экран (брандмауэр)?


  1. Что такое концентратор?


  1. Что такое маршрутизатор?


  1. В чем заключаются преимущества и недостатки сетей с выделенным сервером?


  1. Для чего предназначена программа NetLink?


  1. Чем отличается выделенные файл-серверы от невыделенных?



Задание 7. Настройка программы-браузера.

1.Создайте папку на рабочем столе и переименуйте её.

2. Откройте браузер InternetExplorer.

3. На вкладке Панели инструментов меню Вид уберите все флажки напротив всех панелей

инструментов.

4. В меню Вид уберите флажок со вкладки Строка состояния.

5. Нажмите кнопку PrintScreen.

6. Откройте графический редактор и вставьте скопированное в рабочую область.


Задание 8.Поиск информации по адресу.


1. Создайте на рабочем столе папку, а в ней текстовый документ MicrosoftWord.

2. В текстовом документе создайте следующую таблицу:

Адрес сайта

Назначение

Страна

help.belhost.by



www.national-lottery.co.uk



index.all-hotels.in.ua



www.microsoft.com



www.house.gov



acorda.kz



britain.uz



klassica.ru




en.beijing2008.cn





3. Рассмотрите открывающиеся веб-страницы, определите назначение сайта, определите госу-

дарство, в котором сделан этот сайт.

4. Откройте Веб-страницу с адресом: www.detstvo.ru. Найдите гиперссылку праздники, на-

жмите на неё, дождитесь загрузки страницы, перепишите её адрес. Далее найдите ссылку

фото, перепишите и её адрес.

5. Ответьте на вопрос, каким образом адресуются страницы одного сайта?


Задание 9.Структура веб-страниц.

  1. Создайте на рабочем столе папку и переименуйте её.

  2. Откройте программу InternetExplorer, в поле Адрес введите http://gosdetstvo.com.

  3. Дождитесь полной загрузки страницы и скопируйте её при помощи кнопки PrintScreen в ра-

  4. бочую область графического редактора (например, Paint или Photoshop).

  5. Вернитесь на открытую страницу и рассмотрите её.

  6. При помощи красного карандаша обведите области, на которых расположен обычный текст.

  7. При помощи желтого – списки, при помощи зелёного – таблицы.

  8. Картинки, анимации и изображения отметьте при помощи значков соответственно ■○▲.

  9. Фрейм подпишите надписью «Фрейм».

  10. Исследуйте страницу полностью и выделите при помощи распылителя все гиперссылки.

  11. С помощью тех же обозначений сделайте ещё 3 изображения веб-страниц с адресами:

http://moscowaleks.narod.ru

http://www.kotikoshka.ru


Задание 10.Получение информации разных видов с Web-страниц и ее сохранение.


1) Создайте свою папку на рабочем столе и переименуйте её.

2) Откройте программу InternetExplorer.

3) В строке Адрес сотрите надпись About:blank.

4) Введите адрес www. astrogalaxy.ru

5) Дождитесь загрузки страницы.

Сохранить как… Выполните сохранение в созданной6) Сохраните страницу. Файл

вами папке.

7) Изображения в некоторых случаях необходимо сохранять отдельно. Щёлкните на

Сохранить рисунок как… Выполните сохранениелюбой картинке правой клавишей мыши

в созданной вами папке.

8) Зайдите на один из сайтов:

(1) www.biodat.ru

(2) www.georus.by.ru

(3) www.astrolab.ru

9) Найдите 8-10 изображений и 5-6 Веб-страниц, сохраните в заранее созданной папке.


Задание 11.Электронные словари в Интернет.


  1. На рабочем столе создайте текстовый документ.

Словари-переводчики.

  1. Откройте программу EnternetExplorer. Загрузите страницу электронного словаря Promt –

www.ver-dict.ru. Из раскрвывающегося списка выберите Русско-английский словарь. В

текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое вам нужно перевести, напри-

мер, «клавиатура». Нажмите на кнопку Найти. Скопируйте результат в текстовый документ.

Поиск в толковых словарях.

  1. Загрузите страницу электронного словаря В. Даля – www.slovardal.ru. В текстовое поле По-

иск по словарю: введите слово, лексическое значение которого вам нужно узнать, напри-

мер, «рутина». Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска. Скопируйте ре-

зультат в текстовый документ.

  1. Самостоятельно переведите на французский и английский язык следующие слова и скопи-

руйте их в текстовый документ:

Новости,

Статья,

Учитель,

Техника,

Команда.

  1. Найдите лексические значения следующих слов и скопируйте их в текстовый документ:

Метонимия,

Видеокарта,

Железо,

Папирус,

Скальпель,

Дебет (бухг. Термин).

  1. Вы можете воспользоваться любыми словарями из предложенного списка:

Толковые словари

Словари- переводчики

Slovar.plib.ru/dictionary/search

Lingvo.yandex.ru

www.slovari.ru

www.anplex.ru/dicts.htm

www.chtotakoe.info

www.golossary.ru

Slovari.gramota.ru

www.efremova.info

Mega.km.ru

www.ozhegov.org

Www.navoprosotveta.ru

Ushdict.narod.ru

Vseslova.ru

www.math.rsu.ru/dictionary/


Задание 12.Использование поисковых серверов.


  1. Создайте на рабочем столе папку, а в ней текстовый документ MicrosoftWord.

  2. В текстовом документе создайте следующую таблицу:

    Личность 20 века

    Фамилия, имя

    Годы жизни

    Род занятий

    Фотография

    Джеф Раскин




    Лев Ландау




    Юрий Гагарин




  3. Для того, чтобы найти информацию о них, необходимо открыть одну из поисковых систем:

www.yandex.ru

www.rambler.ru

www.aport.ru

www.yahoo.com

www.google.com

  1. В поле поиска введите фамилию и имя деятеля, нажмите кнопку ОК.

  2. Дождитесь, результатов поиска.

  3. Среди предоставленного поисковой системой множества ссылок откройте наиболее подхо-

  4. дящие и скопируйте нужную информацию в таблицу.


Задание 13.Особенности поиска по группе слов.


  1. Создайте на рабочем столе папку, а в ней текстовый документ MicrosoftWord.

  2. В текстовом документе создайте следующую таблицу:

Слова, входящие в запрос


Структура запроса


Количество

Найденныхстраниц


Электронный

адрес первой

найденнойссылки

Информацион-

ная система


Информационная!

Система!



Информационная

+ система



Информационная

- система



«Информационная

система»



Персональный

компьютер


Персональный

компьютер



Персональный&

компьютер



$title(Персональный

компьютер)



$anchor(Персональный

компьютер




  1. Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru


Задание 14.Регистрация почтового ящика. Просмотр иотправка писем.


Регистрация почтового ящика электронной почты

1) Откройте программу InternetExplorer.

2) В поле Адрес введите адрес поискового сервера http://www.mail.ru

3) На открывшейся Веб-странице выберите гиперссылку Регистрация в почте.

4) Заполните анкету, следуя рекомендациям, написанным справа от текстовых полей.

Обязательно должны быть заполнены поля:

A) E-mail,

B) Пароль,

C) Если вы забудете пароль,

D) Дополнительная информация о пользователе (заполнить полностью).

E) Защита от авторегистрации (ввести зачеркнутые цифры).

5) Нажмите кнопкуЗарегистрировать почтовый ящик.

6) В случае необходимости исправьте ошибки и снова нажмите кнопкуЗарегистрировать почтовый ящик.

7)Ваш почтовый ящик считается зарегистрированным только после появления уведомления о том, что ваша регистрация успешно завершена.

Создание и отправка сообщения.

Для того, чтобы отправить письмо, вам нужно выбрать нажать гиперссылкуНаписать

письмо.

Напишите 2 письма своему однокласснику, предварительно обменявшись с ним электронными адресами. Письма должны содержать не менее пяти предложений. Одно письмо сделайте в обычном формате, а второе в расширенном.


Задание 15.Форумы и чаты в Интернет.


Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Регистрация на форуме:

Откройте программу InternetExplorer.

В строке Адрес сотрите надпись About:blank.

Введите адрес: contest.ur.ru/board/

Выберите понравившийся форум и нажмите на ссылку Регистрация.

1. Прочитайте сообщение и выберите пункт Я согласен с условиями и мне 13 лет

2. Заполните анкету:

a. Регистрационная информации (Имя, Адрес e-mail, Пароль, Подтвердить пароль, Код

подтверждения).

b. Профиль и Личные настройки менять и заполнять нет необходимости.

3 Нажмите кнопку Отправить.

Общение:

1. Для того, чтобы предложить посетителям форума свою тему, нужно нажать кнопку На-

чать новую тему.

2. Заполните следующие поля: Тема, Сообщение, вопрос, Вариант ответа, Вопрос должен

идти (0) дней.

3. Нажмите кнопку Отправить.


Вопросы для проверки:

1. Какие возможности дает использование вычислительных сетей?

2.   В каких режимах могут работать компьютерные сети?

3.      Перечислите основные аппаратные компоненты компьютерных сетей.

4.      Чем отличается активное оборудование от пассивного?

5.      Что такое драйвер?

6.      Что такое сетевой протокол?

7.      Что такое сетевая служба?

8.      В чем отличие понятий «клиент» и «сервер»?

9.      Что такое скорость передачи данных и чему она равна? Укажите основные единицы измерения скорости информации.

  1. По какому принципу компьютерные сети делятся на локальные и глобальные?

  2. Что такое интерфейсы?

  3. Что такое серверы сети?

  4. Какие сети называются одноранговыми?

  5. Что такое рабочие станции?

  6. Какие кабели можно использовать в качестве передающей среды в проводных сетях?

  7. Что используются в качестве передающей среды в беспроводных локальных сетях?

  8. Что представляет технология Ethernet?

  9. Что такое сетевой адаптер?

  10. Какие вы знаете топологии сетей?

  11. Каковы преимущества беспроводных локальных сетей?

  12. Каково назначение точки доступа?

  13. Чем отличаются сети с выделенным сервером от одноранговых сетей?

  14. Что такое технология клиент-сервер?

  15. Приведите примеры сетевых операционных систем.




Обеспеченность лабораторно-практических занятий


Основные источники:

  1. Информационная безопасность: учебник / В.П. Мельников, А.И. Куприянов. — Москва: КноРус, 2018. — 267 с.

  2. Информатика: учебник / Н.Д. Угринович. — Москва: КноРус, 2018. — 377 с.

  3. Информатика. Практикум: практикум / Н.Д. Угринович. — Москва: КноРус, 2018. — 264 с.

  4. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е.В. Филимонова. — Москва: КноРус, 2017. — 482 с.


Дополнительные источники:

  1. Электронная техника: учебное пособие / Е.А. Москатов. — Москва: КноРус, 2019. — 199 с.

  2. Основы информатики: учебник / В.Ф. Ляхович, В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. — Москва: КноРус, 2018. — 347 с.

  3. Информационные технологии. Задачник (для СПО). Учебное пособие: учебное пособие / С.В. Синаторов. — Москва: КноРус, 2018. — 253 с.


Интернет-ресурсы:

  1. http:// www.edu.ru - каталог образовательных Интернет-ресурсов.

  2. http:// www.universarium.org

  3. http:// www.openedu.ru

  4. http://www.intuit.ru

  5. Портал нормативно технической документации (Электронный ресурс)

  6. https://урок.рф/library/testirovanie_po_teme_zashita_informatcii_virusi_i_201445.html

  7. ttps://www.sites.google.com/site/computernetworkon/razdel-1/ponatie-vida-informacionno-vycislitelnyh-setej

  8. https://docviewer.yandex.ru/view/1047186907



Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие специализированного кабинета, имеющего:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет, лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение по профилю обучения, мультимедийный проектор.

Для проведения лабораторно-практических занятий имеется учебный класс, укомплектованный всем необходимым оборудованием и инвентарем.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тайгулова Татьяна Петровна

Дата: 17.02.2021

Номер свидетельства: 573420

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства