Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных техник и материалов на уроках труда(технологии0»
Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Цель урока: ознакомление учащихся с видами конструкционных материалов и их классификацией
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием конструкционный материал, видами конструкционных материалов и их классификацией; способствовать формированию новых понятий по разделу материаловедение.
Развивающая: обеспечить условия развития мышления, обогащению словарного запаса, привития интереса к предмету, умений анализировать, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию дисциплинированности, внимательности и уважительного отношения друг к другу.
II. Опрос по материалу, пройденному на предыдущем занятии.
- какая должна быть высота рабочей зоны?
- расскажите о правильной и неправильной позе при работе на токарном станке?
- как нужно перемещать тела при работе с инструментом? Работа токарным инструментом?
-шлифование и работа отрезным резцом?
III. Изложение нового программного материала.
При выборе материала для той или иной детали или конструкции учитывают экономическую целесообразность его применения (соответствие цены и качества), сохранение конструкционных критериев (требуемые долговечность, прочность, надежность) и возможность переработки в изделие (технологические критерии – обрабатываемость резанием, свариваемость, ковкость и т.п.). С учетом данных критериев выбирают материал той или иной природы. Материалы делятся на металлические, неметаллические и композиционные. Прежде чем разбирать эти материалы, давайте вспомним что использовал человек на раннем этапе своего развития для удовлетворения своих потребностей? (изучали на уроках истории). (Шкуры животных, каменные орудия, деревянные орудия, красивые камни, ракушки, семена высушенных растений из которых делались украшения, кости убитых животных, из которых тоже делали орудия охоты и труда.)
Иначе говоря человек использовал всё что давала ему природа для того чтобы удовлетворить свои насущные потребности.
Давайте подумаем и вспомним, какие потребности должен был удовлетворять человек, чтобы выжить в таких тяжёлых условиях дикой природы? (Потребность в орудиях труда, орудиях охоты, оружие, жилище, одежда и предметах домашнего быта).
Какие материалы использовал человек для своих нужд?( Всё, что давала ему природа (Шкуры животных, деревья и растения, камни, кости убитых животных)
Но человечество в своём развитии прошло множество ступеней. Они характеризовались уровнем развития цивилизации: - развитием науки, (т.е. суммой знаний, которым овладевало человечество), соответственно развитием техники и технологий и уровнем культуры. Давайте рассмотрим, как развивались технологии и материалы, которые использовал человек на различных исторических этапах своего развития.
На разных этапах исторического развития человечества мы знаем, что одни материалы применялись с древнейших времён до наших дней, другие материалы начинали использоваться человеком по мере их открытия и приобретения навыков их обработки и использования в своих целях. Таким образом, мы видим с ростом уровня развития науки и технологий, и растёт количество применяемых человеком материалов. Так что такое же такое конструкционный материал.
Конструкционный материал это материал, из которого изготавливают детали конструкций машин, сооружений и множество других изделий. Это материалы способные воспринимать силовую нагрузку. Определяющим параметром этих материалов является механические свойства, что и отличает их от других материалов.
Итак конструкционный материал подразделяется как мы уже говорили по природе материалов на металлические, неметаллические и композиционные.
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. МЕТАЛЛЫ
· Черные: стали; чугуны
· Цветные: алюминий; титан; медь; никель; цинк и др.
Металлические конструкционные материалы -это различные сплавы, компонующееся из различных металлов, которые выпускает наша металлургическая промышленность. Но в природе металлов в чистом виде существует очень мало (самородки золота, серебра, железа…) Поэтому сырьём для получения металлов служат всевозможные геологические руды (полезные ископаемые, залегающие в недрах земли).
Из добываемой руды по определённым технологиям и плавят различные металлы и получают различные сплавы.
Таким образом, металл, как конструкционный материал это сплавы на основе различных металлов:
Сталь и чугун это сплавы на основе железа из него выпускают основную массу металлических заготовок и конструкций для машиностроительной промышленности, строительных материалов и мн. др.
Алюминиевые сплавы - служат для изготовления корпусов самолётов, вертолётов, ракет, морских судов и различных строительных конструкций, пищевую фольгу и фантики для конфет.
Никелевые сплавы, титановые сплавы и кобальтовые сплавы применяют в авиационных и ракетных двигателях, паровых турбинах.
Магниевые сплавы применяются преимущественно в виде литья в конструкциях летательных аппаратов, в автомобилестроении, в текстильной и полиграфической промышленности.
2. НЕМЕТАЛЛЫ
· Пластмассы
· Керамика
· Стекло
· Резина
· Дерево
Древесина, как конструкционный материал один из самых древних материалов используемых человеком. Следует понимать различие между понятиями дерево и древесина. Дерево это живое растение, а древесина это уже материал, являющийся сырьём для производства множества изделий. Это натуральный и экологичный материал не утратил своей актуальности и сегодня. Но область его применения значительно сузилась, в основном оно используется в строительстве и производстве мебели.
Ткань, как конструкционный материал, в настоящее время используется очень широко. Её применяют в быту, в качестве отделочных материалов стен помещений, как текстиль для дизайна комнат. Из неё изготавливают спортивную обувь и одежду, для изготовления парусов и различного туристического снаряжения, специальной защитной одежды и мн. др.
1. Пластмассы. Это материалы на основе высокомолекулярных соединений – полимеров, как правило, с наполнителями;
2. Керамические материалы (керамика). Основой этих материалов являются порошки тугоплавких соединений типа карбидов, боридов, нитридов и оксидов. Например: TiC, SiC, Cr7C3, CrB, Ni3B, TiB2, BN, TiN, Al2O3, SiO2, ZrO2 и др.;
3. Металлокерамические материалы (металлокерамика). В этих материалах основой является керамика, в которую добавляется некоторое количество металла, являющегося связкой и обеспечивающего такие свойства, как пластичность и вязкость;
4. Стекло. Оно представляет собой систему, состоящую из оксидов различных элементов, в первую очередь оксида кремния SiO2;
5. Резина. Это материалы на основе каучука углеродноводородного полимера с добавлением серы и других элементов;
3. КОМПОЗИТЫ
· На металлической основе
· На керамической основе
· На полимерной основе
Композиционные конструкционные материалы. Это огромное множество материалов, достижение наших современных технологий. Человек научился компоновать различные виды материалов между собой. Таким образом, получались материалы способные сочетать положительные свойства обеих используемых материалов. Стекло научились компоновать с пластиком, тканью и волокнами, получая такие материалы, как стеклоткань, стеклопластик, стекловолокно - эти материалы широко используются в производстве строительных материалов, судостроении, производстве спортивного инвентаря. Углепластик - это очень дорогой в производстве материал поэтому его используют при производстве высокотемпературных узлов деталей ракетных двигателей и сверхзвуковых самолётов. Широко известны сегодня и такие материалы, как металлопластики и металлокерамика. Они используются в машиностроении, при производстве деталей сопла ракет и реакторов атомных станций и при производстве множества строительных материалов. Удельная доля применения в технике этих материалов различна.
Мировой объем производства в год основных материалов следующий: сталь – 700 млн. т., конструкционного чугуна – 46 млн. т., пластических масс – 100 млн. т., конструкционных стекла и керамики – 180 млн. т., алюминий – 12 млн. т., медь – 7 млн. т., никель – 0,5 млн. т. (данные
1998 г.). Как видно, наиболее широко применяются металлические материалы. Например, в машиностроении их доля достигает 95%. Однако наибольшие темпы роста производства у композиционных материалов.
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Среди них также можно выделить несколько групп:
1. Пластмассы. Это материалы на основе высокомолекулярных соединений – полимеров, как правило, с наполнителями;
2. Керамические материалы (керамика). Основой этих материалов являются порошки тугоплавких соединений типа карбидов, боридов, нитридов и оксидов. Например: TiC, SiC, Cr7C3, CrB, Ni3B, TiB2, BN, TiN, Al2O3, SiO2, ZrO2 и др.;
3. Металлокерамические материалы (металлокерамика). В этих материалах основой является керамика, в которую добавляется некоторое количество металла, являющегося связкой и обеспечивающего такие свойства, как пластичность и вязкость;
4. Стекло. Оно представляет собой систему, состоящую из оксидов различных элементов, в первую очередь оксида кремния SiO2;
5. Резина. Это материалы на основе каучука углеродноводородного полимера с добавлением серы и других элементов;
6. Дерево. Сложная органическая ткань древесных растений.
Закрепление пройденного материала
Мы сегодня с вами ознакомились с множеством материалов, которые используются человеком, новыми понятиями. Давайте ещё раз вспомним их.
Что называют конструкционным материалом?
А теперь, разгадайте кроссворд
1.Первый материал, который использовал человек для производства орудий труда.
2. Очень пластичный материал, основа для изделий в технике «Оригами»
3. Конструкционный материал, производимый на основе железа, сырьё для машиностроения.
5. Неметаллический конструкционный материал, один из первых использовался в строительстве, очень горюч.
6. Неметаллический конструкционный материал, из которых делают «обувь» для машин.
7. Растение, кустарник, являющийся сырьем для производства хлопчатобумажных тканей.
8. Конструкционный материал, относящийся к разряду ценных металлов.
9. Что добывают геологи в недрах земли и что является сырьём для производства
различных металлов и их сплавов?
IV. Заключительная часть:
1. Заключительное слово учителя (итог урока, выставление оценок).
2. Задание на дом, стр. 4-5 изучение материала, ответить на вопросы.
МБОУ Дячкинская СОШ
Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства.
Подготовила: учитель ИЗО, технологии Ершова Л.Н.
2025-2026 учебный год
Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей.
Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях развивающегося современного общества. Методические инновации в современном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий.
ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования.
Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал обучающихся, повышает статус предмета.
Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку. Дает возможность обучающимся погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается обучающимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность обучающегося. В результате можно определить формы применения компьютера на уроках изобразительного искусства:
· как источник информации и новых знаний;
· поддержка целей и задач урока, поставленных учителем;
· организация проектной деятельности обучающихся.
Используются различные фильмы - презентации, слайд - фильмы или тестовые задания.
Фильм - презентация может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма обучающиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.
Компьютер также может использовать и сам обучающийся в качестве выполнения домашнего задания. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.
Большим подспорьем в работе учителя является наличие в классе интерактивной доски. Ее применение на уроке даёт учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ:можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами,работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентация может быть использована на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. Учащиеся с удовольствие готовят сами презентации и выступают с ними. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Использование мультипликации позволяет создать сказочную, игровую ситуации.
Большую помощь в работе оказывают мультимедийные пособия, кинофрагменты учебных фильмов. Обучающие интегрированные игры, тренажёры, тесты.
В последние годы для совершенствования и оптимизации работы педагогов, улучшения образовательного процесса Министерством образования и науки РФ создан специализированный ресурс – портал с банком готовых электронных образовательных ресурсов. Готовые модули ЭОР: это и лекции об отдельной картине, или творчестве какого-либо художника, практические задания, контрольные задания, или объяснение нового материала.
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редакторы. Все дети работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.
Выход в Интернет позволяет не только находить необходимую информацию, но и участвовать в различных олимпиадах.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта, обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: "Женский образ в искусстве", "Образ моря в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов: "Нужно ли современному человеку искусство?", "Образ героев -защитников в искусстве").
Если обучающийся получает удовольствие от уроков ИЗО, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет изображение и фантазию. А значит, он будет успешным и счастливым человеком.
Список литературы:
1.Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:
АРКТИ, 2003.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
4. Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных
школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно-
Ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
6.https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/mietodichieskiie-razrabotki-po-risovaniiu методические разработки по рисованию
Использование современных образовательных технологий на уроках изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства – это особенные уроки. В них заложен огромный потенциал творческого развития личности.
Мы и наши дети живём в мире, в котором количество информации удваивается примерно за 1 -1,5 года. Этому способствует проникновение компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Вот почему современный урок для современных детей без использования современных технологий невозможен. Будь то уроки естественно-научного, математического, гуманитарного циклов или же эстетические дисциплины. Поэтому вполне обоснованно ориентирование современной школы на использование компетентностно-ориентированных технологий как одного из средств реализации деятельностного подхода в обучении.
Для уроков изобразительного искусства особенно эффективными являются технологии
- развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП);
- информационные технологии.
Актуальность и значимость использования этих технологий определяется решением задач здоровьесбережения учащихся, так как они помогают созданию на уроках комфортного психологического климата, снижению утомляемости учащихся за счет повышения учебной мотивации.
Технологию РКМЧП можно применять при изучении различных тем: знакомство с творчеством художников, видами народных промыслов, знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства и др. Конечно, каждый урок с использованием этой технологии не проведёшь. Они требуют гораздо большей подготовки, чем традиционные, но результаты того стоят. Учащиеся с большим интересом работают на них, проявляя высокую познавательную активность.
При проведении урока по теме «Историческая живопись В.И. Сурикова» по технологии РКМЧП использованы стратегия сравнительной таблицы. Была проведена большая предварительная работа, подготовлено необходимое оборудование:
- разработан и размножен раздаточный материал (тексты, репродукции, таблицы для каждой группы учащихся);
- таблица на доске для фронтальной работы с классом;
- создана компьютерная презентация по творчеству В.И. Сурикова;
- разработаны вопросники для домашней поисковой работы;
- организована выставка книг и альбомов о творчестве В.И. Сурикова;
- рабочие столы расставлены попарно (в итоге – 6 рабочих столов для 6-ти групп учащихся; каждый – пронумерован: 1,2,3,4,5,6).
На стадии вызова было необходимо не только активизировать, заинтересовать учащихся, но и «вызвать» уже имеющиеся у них знания. Для расширения ассоциаций по изучаемой теме ребятам были заданы вопросы по жанрам живописи, о развитии российской культуры второй половины 19 века. Это стало активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы учащихся. Органичным дополнением стала компьютерная презентация, с помощью которой весь класс познакомился с началом жизненного пути и творчества великого русского художника. Ученикам предлагалось, самостоятельно изучив текстовый и иллюстративный материал, продумать его систематизацию. Если ученики впервые встречаются с такой работой, педагог может выделить часть текста, чтобы помочь ребятам сосредоточить внимание на главных вопросах.
На стадии осмысления (реализация замысла) каждая из 6 групп учащихся получила свой текстовый и иллюстративный материал. Распределение картин по столам: 1 стол - «Утро стрелецкой казни», 2 стол - «Боярыня Морозова», 3 стол - «Покорение Сибири Ермаком», 4 стол - «Степан Разин», 5 стол - «Переход Суворова через Альпы», 6 стол - «Взятие снежного городка». При составлении текстового материала необходимо было учитывать не только научность и доступность текста, но и лаконичность его изложения.
На стадии рефлексии ученики систематизировали полученные знания, заполнив таблицу: название картины; дата создания; сюжет; конфликт; место хранения. Затем каждая группа провела презентацию результатов исследовательской деятельности, заполнив сводную таблицу на классной доске. Параллельно выступлению учеников на экране появлялись репродукции картин В. И. Сурикова (компьютерная презентация, сопровождающаяся музыкальными фрагментами).
Знакомство ребят с творчеством художника не должно завершиться одним уроком. Чтобы стимулировать исследовательскую деятельность учащихся, каждой группе подготовлено домашнее задание:
- вопросы для дополнительной работы, результаты которой необходимо озвучить на следующем уроке;
- письменные творческие работы по картинам В.И. Сурикова, не представленным на уроке.
Используя стратегию сравнительной таблицы можно провести многие уроки изобразительного искусства. Главное – не бояться экспериментировать, используя активно новые педагогические технологии.
С технологией РКМЧП довольно тесно связано использование информационно-компьютерных технологий и медиаресурсов. Обучение школьным дисциплинам с использованием современных компьютерных технологий и медиаресурсов становится нормой.
Большое значение в обучении изодеятельности, развитии творческих способностей учащихся имеет хорошо продуманная наглядность. Ведь если по старинке использовать в качестве наглядного материала бумажные носители: репродукции, картинки, плакаты, таблицы, то трудно ожидать от современных учащихся высокого эмоционального восприятия. А ведь именно продуманная яркая наглядность затрагивает эмоциональную сферу, способствует лучшему пониманию и, что очень важно, запоминанию необходимой информации, помогает учителю тем самым мотивировать учебу детей, развивая их способности.
Использование на уроках компьютер и проектор предоставляет достаточно широкое поле деятельности:
- проецирование наглядного материала на большой экран, бесспорно, усиливает эмоциональное воздействие на детей, помогая им глубже погрузиться в контекст урока
- просмотр видеофрагментов, наглядного материала с цифровых носителей (CD, DVD, флэшнакопителей, кино и фотоаппаратов) помогает более наглядно и интересно изложить любой материал, закрепить теоретические знания; с их помощью учащиеся могут совершать виртуальные экскурсии по музеям мира, переноситься в различные страны, исторические эпохи;
- большая помощь развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с печатными
источниками и с интернетресурсами (учащиеся выполняют исследовательские задания, используя ресурсы Интернета);
- помогает созданию и защите проектов-презентаций, чему предшествует серьёзная исследовательская деятельность учеников и консультационная работа преподавателя.
Всё это способствует не только творческому, но и интеллектуальному развитию ребят, решая и задачи сохранения физического и психического здоровья учащихся.
А результатом деятельности в этом направлении становится пополнение методического и наглядного фонда кабинета изобразительного искусства, например: «Интерьер Русской избы» (Синягина Анастасия, 5 класс); «Александр Бенуа и театр» (Пшеницын Никита 9 класс); «Искусство фотографии» (Синицкий Альберт) и др.
Использование медиаресурсов на уроках вызывает живой интерес и радость у детей.
Это способствуют повышению учебной мотивации учащихся, положительно влияет на развитие творческих способностей детей.
Современные технологии предоставляют нам поистине уникальное средство медиаресурсов, которым является интерактивная доска.
Иногда используют интерактивную доску в основном только для проецирования наглядного материала, подменяя тем самым ею экран. Это не самое эффективное использование такого оборудования. Она предоставляет ряд возможностей, в том числе:
- акцентирование внимания учеников на каких-либо важных деталях (выделение их цветом, размером)…
- интерактивная работа с проецируемым изображением так же как на экране дисплея при помощи мыши (касание рукой доски заменяет «клик» мышки);
- сохранение всех созданных записей, набросков, зарисовок, эскизов на компьютере и, при необходимости, дальнейшая работа с ними.
Это помогает учителю развивать творческую личность.
Например, несколько возможностей интерактивной доски.
Обучая школьников правилам рисования с натуры, можно использовать возможности интерактивной доски при формировании и развития умений правильно компоновать изображения на листе бумаги. Ведь не редко учащиеся, имеющие хорошие изобразительные навыки, допускают ошибки, при компоновке изображения. Особенно часто такие ошибки встречаются при использовании формата бумаги другого размера - большего или меньшего. Предлагаются варианты заданий и упражнений для интерактивной доски, направленных на формирование, развитие, закрепление и контроль умений и навыков компоновки изображения. Используя принципы технологии деятельностного обучения, в одном из заданий учащимся предлагается самостоятельно выбрать (по своему усмотрению) из предложенных вариантов единственно правильно скомпонованное изображение. Причём, применяя возможности интерактивной доски (уменьшая или увеличивая данное в задании изображение), ученик может легко самостоятельно исправить допущенную им же ошибку компоновки. Согласно принципу деятельности, ученик, обучаясь, получает не информацию, а добывает знания в процессе учебной деятельности. Принцип вариативности, используемый в подобных заданиях, формирует умения к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданных критериев.
Удобно и наглядно проходят уроки с использованием интерактивной доски и при изучению темы «Правила линейной перспективы». Когда на экран проецируются репродукции с картин художников, учитель, дополняя выведенные изображения сделанными вручную необходимыми линиями, доступно объясняет, как же художники используют правила перспективы, создавая свои произведения. При повторении и закреплении этой темы учащиеся сами, используя проецируемые изображения картин художников, рисуют поверх этих изображений необходимые линии, проводя, таким образом, графический анализ произведения, находят точку схода и линию горизонта. На этом уроке так же используется принцип деятельности. Ученики добывают знания, развивают свои умения, формируют навыки в построении изображений по правилам перспективы. Эта работа способствует не только обдуманному пониманию темы, но и творческому раскрепощению детей, развивает их фантазию, что находит отражение в учебных рисунках. Как правило, ученики практически не допускают ошибок при построении изображений и в тематических работах, и при рисовании с натуры. А в дальнейшем, строя изображение по правилам перспективы, грамотно используют линию горизонта и точку схода. Крепкие знания раскрепощают творческий потенциал учащихся.
Очень помогает интерактивная доска при формировании и развитии умений изображения птиц, животных, фигуры человека. Обычно дети первоначально боятся выполнять эти изображения, считая их очень сложными. Но стоит учителю наглядно на интерактивной доске выполнить графический анализ изображений на экране сделанными вручную линиями и набросками, как учащиеся, успешно выполняют заданные наброски на листах достаточно свободно и смело.
В течение всего урока при возникновении у ребят затруднений построения подобных изображений на бумаге, дети самостоятельно производят анализ построения на интерактивной доске, увереннее переходя затем к наброскам на листе. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски, помогает, реализуя принцип комфортности, создавать на уроках атмосферу доброжелательности.
При изучении темы «Наброски фигуры человека в движении» выведенное изображение учебной таблицы на интерактивной доске наглядно дополняется сделанными вручную замечаниями, линиями, комментариями. Анализируются детские работы прошлых лет с наиболее характерными ошибками. Рассматриваются и так же разбираются изображения человеческих фигур на картинах известных художников. С помощью электронных маркеров поверх спроецированного изображения легко производится анализ положения основных линий фигуры человека и различных частей его тела в состоянии покоя и в движении. Это помогает детям научиться грамотно изображать людей в своих последующих творческих работах на различные темы.
По принципу создания фоторобота с помощью интерактивной доски можно провести урок по теме «Портрет человека». Используя созданный заранее банк данных с изображением различных деталей лица, форм овалов лица, причёсок ученики создают портрет человека, закрепляя знания о пропорциях лица человека. Нельзя воспринимать эти упражнения только как интересную игру. Они помогают ребятам развивать творческие способности, предлагая каждому ученику потрудиться на максимально творческом уровне. При таких условиях любой ребёнок сможет усвоить знания не ниже минимального, установленного государственным стандартом. А для детей со слабыми изобразительными навыками это ещё и возможность проявить себя в создании виртуального портрета. Успех в этих упражнениях поможет ученикам свободнее работать на бумаге, чувствуя уверенность в работе, что помогает снимать психологическое напряжение.
Используя современные образовательные технологии на уроке появляется возможность:
- видеть потенциальные способности в каждом ученике, создавая ситуации самопроявления и самообучения;
- внимательно реагировать на все проявления творческой активности, поощряя их.
Применяя на уроках технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и информационные технологии, как результат:
- повышение уровня учебной мотивации к урокам изобразительного искусства у ранее равнодушных к этим занятиям учеников;
- формирование предметных и ключевых компетентностей, в том числе навыков самостоятельности, самоконтроля, интереса к учебному предмету;
- развитие у ребят творческих способностей;
- создание на уроках атмосферы доброжелательности, снимающей стрессогенные факторы.
Это отражается в результатах участия учеников в разнообразных конкурсах, фестивалях, выставках.