kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование кейс-метода на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода на уроках технологии.»

 Использование кейс-метода на уроках технологии.

Соловцова Л.А.

Учитель технологии  МБОУ «Доброводская СОШ» 21.08.2019г.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической  деятельности.

Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы  работы должен использовать учитель технологии, чтобы  у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Название технологии произошло от латинского «casus»  –  запутанный необычный случай; а также от английского  «case»–  портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.  Обучающиеся  получают  от  учителя  пакет  документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения в процесс изучения прецедентов, либо вырабатывают варианты выхода из сложной практической ситуации, имевших место в прошлом, когда проблема обозначена. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы,  позволяет  взаимодействовать  всем  обучающимся, включая педагога.

Кейс-метод  обучения  возник  в  США  в  школе  бизнеса  Гарвардского  университета.  Студенты  рассматривали  сложные  ситуации,  в  которых  оказывались  реальные  организации,  и  обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации,  студенты  легко  находили  пути  решения  проблемы.  В 1920  году  был  издан  сборник  кейсов,  после  чего  вся  система обучения  менеджменту  в  Гарвардской  школе  была  переведена на «case  study»  –  обучение на основе реальных ситуаций.  В  России  кейс-технологию  называют  еще  методом  анализа  конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы  кейс-технология  нашла  широкое  применение  в  медицине, юриспруденции,  экономике,  политологии,  бизнес образовании.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным для социализации школьников. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Что дает такой метод? Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса, что позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные  требованиями  Федерального  образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулировать одну конкретную проблему и записать ее.

2 шаг: Выявить и записать основные причины ее возникновения (причины       формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблему переформулировать в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определить комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначить ответственных, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Определить необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

7 шаг: Для каждого блока задач определить конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося


До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит группу на подгруппы

3.        Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу учащихся

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

2. Рефлексия

Рассмотрим содержание кейса для урока технологии

 «Блюда из круп». 5 класс

 (просмотр мультфильма «Маша и медведь»)

Ситуация на экране - Мишкину  игру  в  шашки  прерывает  внезапно  появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики».  Мише  приходится  обменять  шашку  на  шайбу,  но  Маша устраивает игру в  хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала  выкипать из  кастрюли.  Пришлось  заполнить  все  емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…

Задания к кейсу:

1.  Проанализируйте  ситуацию  в  данном  мультфильме  и  выявите  главную проблему сюжета.

2.  Почему произошла такая ситуация у Маши?

3.  Нужно  ли  смешивать  несколько  видов  круп  и  добавлять

варенье при приготовлении каши?

4.  Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?

5.  Составьте свой план приготовления каши.

6.  Что  означают  последние  слова  Маши  «Ох,  и  заварила

я кашу!» в мультфильме «Маша и медведь».

Дополнительные материалы кейса:

1-печатная информация (книги, журналы, инструкционные   карты, учебник)

Возраст каши – более тысячи лет. Она была найдена археологами в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее  место  в  повседневном  рационе;  она  являлась  постоянной крестьянской пищей (картофель в то время на Руси не знали и не выращивали). Крестьянский обед и обедом не считался, если каша на столе не стояла. А во время поста каша всегда была главной едой. Это  здоровая и полезная пища, делающая любой обед сытным,  дающая человеческому организму много  энергии  и здоровья.  Поэтому каша стала для народа символом благоденствия. Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько пословиц и поговорок, легенд и сказок, как о каше! Сегодня  специалистами  точно  установлены  питательные свойства каши. Так, манная каша относится к легко усвояемой и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать детям на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольными работами, соревнованиями.  В  овсяной  каше  содержатся  витамины  А  и  Е, которые  способствуют  росту  детского  организма.  А  вот  гречневую кашу в народе называли «княгиней». И неудивительно, ведь в  гречневой  крупе  много  растительных  белков,  жиров,  углеводов,  крахмала.  Она  содержит  фосфор,  кальций,  калий,  железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Блюда из гречневой крупы издавна считаются гордостью русской кухни. Каша –  исконно русское блюдо, которое было в почете и у богатых, и у бедных людей. На Руси без каши не обходились рождественские  праздники,  родины,  крестины,  похороны  и  многие другие  события.  Каша  была  обязательным  угощением  на  свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался  –  «каша». Варить кашу на пиру поручалось наиболее уважаемым и почетным  гостям. Молодых осыпали зерном, а на самой свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях съесть кашу. При  рождении  ребенка  готовилась  «бабина  каша»  –  крутая, пересоленная,  которую  должен  был  съесть  молодой  отец. А вскоре после рождения ребенка гости также приходили «на кашу» – поздравляли родителей и ели кашу за здоровье малыша. Вот какая история  произошла с кашею Дмитрия Донского. Решив  жениться  на  дочери  нижегородского  князя,  он,  по  обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь Московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле  будущего  тестя  и  пригласил  его  к  себе.  Нижегородский князь  тоже не согласился на столь «оскорбительное»  предложение. Тогда выбрали золотую середину: кашу сварили не в Москве и не  в Новгороде,  а  в  Коломне,  которая находится между  этими двумя  городами.  С  этой  историей,  говорят,  и связано  появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

2 -Технологическая карта-плакат  «Приготовление каши»

3 -Образцы круп (раздаточный материал)

4 -Набор кастрюль (выбор «правильной» для варки каш)

Рекомендуемая последовательность работы:

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации  по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Таким образом, использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

  • Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на

овладение готовым знанием.

  • Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении

сложных вопросов.

  • Обучающиеся  получают  жизненно  важный  опыт  решения             проблем, возможность соотносить теории и  концепции с реальной     жизнью.

  • Повышается  мотивация обучения у учащихся;

  • Развиваются интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

  • У  детей  развивается  умение  логически  мыслить,  формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы,  отстаивать  свое  мнение,  слушать  и  понимать  других  людей, работать в команде.

  • Кейс-технология  предоставляет  больше  возможностей  для      работы  с  информацией,  оценки  альтернативных  решений,  что      очень  важно  в  настоящее  время,  когда  ежедневно  возрастают      объемы информационных потоков, освещаются различные точки  зрения на одно и то же событие.

  • Достоинством кейс-технологии  является  ее  гибкость, вариативность,  что  способствует  развитию  креативности  у учителя  и учеников.  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование кейс-метода на уроках технологии.

Автор: Соловцова Любовь Алексеевна

Дата: 12.09.2020

Номер свидетельства: 557403

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства