«Формирование развивающей педагогической среды на занятиях кружка «Мягкая игрушка» в условиях обновления и содержания дополнительного образования»
«Формирование развивающей педагогической среды на занятиях кружка «Мягкая игрушка» в условиях обновления и содержания дополнительного образования»
мДополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей,удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование развивающей педагогической среды на занятиях кружка «Мягкая игрушка» в условиях обновления и содержания дополнительного образования»»
Тема: «Формирование развивающей педагогической среды на занятиях кружка «Мягкая игрушка» в условиях обновления и содержания дополнительного образования»
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей ,удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Игрушка всегда сопутствовала человеку - она является одним из самых давних видов декоративно - прикладного творчества, украшающего наш быт, радующего нас. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Большой интерес к изготовлению мягкой игрушки проявляют дети младшего и среднего школьного возраста. На занятиях воспитанники получают лишь основные навыки. Для наиболее полного изучения, овладения большим количеством информации в данной области и организован наш кружок.
Образовательная программа кружка «Мягкая игрушка» направленана обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемной и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа позволяет учесть особенности каждого ребенка.
Для обучения используется метод проектирования. Воспитанники учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.
Кружок «Мягкая игрушка» направлен на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.
В основе занятия лежит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения
-удовлетворение результатами своего труда
-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)
-создание обстановки взаимопомощи
Педагогическая целесообразность занятий объясняется тем, что предлагаемые принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей. Средства обучения действенны в развитии творческих способностей детей посещающих кружок «Мягкая игрушка», развиваются индивидуальные творческие способности , эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем, ценить наследие народного творчества.
Целью является: развитие творческих способностей воспитанников в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи
образовательные:
- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;
- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;
- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.
- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.
- Научить выполнению ручных швов.
- Познакомить:
- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);
- с основами цветоведения (с основными цветами)
- с технологией изготовления мягкой игрушки.
- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.
- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.
развивающие:
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми .У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У воспитанников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале.
На занятиях совмещается в себе две формы реализации: групповая и индивидуальная.
Каждое занятие по темам, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек).
На кружке «Мягкая игрушка» группа состоит в основном из девочек разного возраста, занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества.
В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам, ярмаркам, выставкам.
Приоритет отдается активным методам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация и т.д.
Основная форма организации кружка мягкая игрушка – занятие, проводимое по дополнительно составленному расписанию с постоянным составом воспитанников.
Примерная структура занятия:
Организация занятия.
Вступительная часть.
Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.
Представление мягкой игрушки, анализ образца.
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.
Физкультминутка
Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Для организации занятий используются следующие методы обучения:
В заключении хочется сказать, что ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивациювоспитанников. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения.