kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа "Точечная роспись"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Точечная роспись», являясь прикладной, носит практически – ориентированный характер и направлена на овладение основными приемами. Создает благоприятные условия для духовного и интеллектуального воспитания личности, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа Точечная роспись»



Дополнительная общеразвивающая программа

Художественная направленность

«Точечная роспись»



Составитель: Петрова Анна Георгиевна,

педагог дополнительного образования



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа «Точечная роспись» в соответствии с п.5 ст. 14 и п. 6ст. 32 Закона РФ «ОБ образовании. Программа полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение СанПиН 2.4.4.3172-14, Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 г.).

При составлении программы использовала пособие Березиной В.А - «Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования»: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.

Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись пике» (ПИКЕ́- франц. piqué, букв. «стеганый»).

Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древневосточной росписи, например, "точечная" чеканка. Или «капельная" роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из сакральной живописи австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях.

Использование натуральных красок в этой технике - преобладала и в Персии, и в Индии. В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу".

 Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще в древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера.

 Точка проделала большой путь, прежде чем попасть в новом качестве как хобби и декоративное исполнение в 21 веке.

Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Комбинация размера точки и расстояния между ними влияет на сложность и красоту узора, его эстетический и художественный замысел.

Для детей и взрослых такой способ декорирования и рисования занимательный и необычный.

Для детей (особенно для «особых» детей) это идеальное упражнение — проставление точек, что бы координировать свои действия, силу нажима на тюбик с краской, развивает чувство стиля, аккуратность. Точечная роспись может выполняться одним цветом и тогда тут требуется четкое соблюдение пропорций, чтобы сложился узор в законченную композицию. Точечная роспись это еще один вид 3D декорирования различных поверхностей.

Начинать расписывать точками лучше с плоских изделий, а затем, когда рука приобретет уверенность и четкость координации, переходить на объемные предметы.

Point-to-Point еще одна техника разнообразить свой досуг, повысить свой интерес к искусству, творчеству, самовыражению в особенности это важно для детей с определёнными отклонениями в психофизическом развитии, с ограниченными возможностями. Такие дети периодически оказываются в составе учебных групп данного профиля, где они могут найти применение своим, подчас неординарным, способностям. Другие воспитанники на практике расширить свой опыт коммуникации с «особыми» детьми: научиться проявлять сочувствие, деликатность, терпимость, внимательность.

Актуальность программы:

«Точечная роспись», являясь прикладной, носит практически – ориентированный характер и направлена на овладение основными приемами. Создает благоприятные условия для духовного и интеллектуального воспитания личности, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

Цель программы:

- закрепление знаний при теоретическом и практическом обучении;

- получение знаний в области профессионализма;

- развитие творческого мастерства;

- способствовать развитию усидчивости, внимательности, аккуратности, терпения.

Задачи:

Образовательные:

- углубление и расширение знаний об истории и развитии точечной̆ техники;

- формирование знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения;

- освоение той или иной техники по предложенной программе.

Воспитательные:

- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое до конца;

- взаимопомощи при выполнении работы;

- экономного отношения к используемым материалам;

-привитие основ культуры труда.

Развивающие:

- развитие моторных навыков;

- развитие образного мышления, внимания, фантазии;

- раскрытие творческих способностей;

- формирование эстетического и художественного вкуса.


Сроки реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, итого 4 часа в неделю. В учебном году- 144 часа;

Формы организации занятий

В процессе обучения используются разнообразные формы занятий:

- учебное занятие с группой в мастерской;

- учебное занятие в компьютерном классе;

- экскурсия в музей;

- посещение выставки;

- сетевое взаимодействие со школой;

-творческая встреча с мастерами декоративно-прикладного направления и представителями творческой интеллигенции;

- мастер-класс для детей;

- тематические праздники.

Формы подведения итогов реализации программы:

осуществляется через:

- итоговое тестирование детей на знание основных теоретических вопросов по содержанию программы;

- защиту проектно-исследовательских работ;

- участие творческих работ воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня;

- проведение детских мастер-классов, творческих мастерских.

По итогам освоения программы каждый ребёнок получает соответствующий документ - свидетельство.

Ожидаемые результаты.

По окончании первого года обучения дети будут знать и уметь:

- правила техники безопасности при работе с инструментами материалами и оборудованием;

- основные законы колористики и цветоведения;

- основные орнаментальные стили;

- основные принципы построения декоративной композиции;

- основные способы и разновидности точечной росписи;

- пользоваться и подбирать литературу, использовать компьютер для получения информации, читать схемы;

- применять основные технологические приёмы оформления;

- выполнять работу средней сложности;

- осуществлять поэтапное планирование своей деятельности при выполнении изделия;

- организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

- работать в группе.

Развивать личностные качества:

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов;

-усидчивость, терпение, аккуратность;

- эмпатию, взаимопомощь;

- самокритичность, самоконтроль.

- внимательность (слушать и слышать педагога).



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Раздел, тема

Теория

Практика

Всего

Раздел 1.

Вводное занятие

2

-

2

1.1

Инструктаж по технике безопасности, знакомство с образцами предметов с точечной росписью и планом работы на год.

2

-

2

Раздел 2.

Точечная роспись



142

2.1

Введение - знакомство с иллюстрациями и фотоматериалами работ различных авторов по точечной росписи. Знакомство с материалами, приспособлениями для точечной росписи.

2

-

2

2.2

Первоначальные навыки подготовки предмета к точечной росписи.

2

4

6

2.3

Технологическая последовательность при точечной̆ росписи.

2

4

6

2.4

Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на плоскую поверхность).

2

4

6

2.5

Работа с контурами (нанесение точек разных размеров объемную поверхность).

2

4

6

2.6

Роспись новогодних сувениров (снежинки, елочки, маски, шары).

4

16

20

2.7

Техника точечной росписи на деревянной поверхности.

2

12

14

2.8

Техника точечной росписи на поверхности стекла.

4

10

14

2.9

Изготовление настенного панно в технике точечной росписи.

4

14

18

2.10

Декорирование пасхального сувенира в технике точечной росписи

4

6

10

2.11

Роспись личных предметов по желанию.

2

24

26

2.12

Подготовка работ к выставкам.

-

8

8

2.13

Подведение итогов года. Выставка.

2

4

6


ИТОГО

36

108

144часов



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Вводное занятие (2ч.)

Тема 1.1 Инструктаж по технике безопасности и знакомство с планом работы на год. Знакомство с данным видом искусства, с образцами предметов с точечной росписью и планом работы на год.

Раздел 2. Точечная роспись (142ч.)

Тема 2.1 Введение - знакомство с иллюстрациями и фотоматериалами работ различных авторов по точечной росписи. Знакомство с материалами, приспособлениями для точечной росписи. Знакомство с книгой «Точечная Роспись» автора Н.Воробьевой; просмотр видео материала работ по точечной росписи разработчика программы педагога Мартыненко Т.Н. Знакомство с материалами и приспособлениями, применяемыми в технике точечной росписи. Практическая работа - составление рисунка для росписи из простых элементов.

Тема 2.2 Первоначальные навыки подготовки предмета к точечной росписи. Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Подготовка материала (прямоугольники из гибкого пластика). Подготовка деревянной заготовки к росписи. Нанесение грунта на деревянную заготовку. Нанесение лака на водной основе на картон. Нанесение прямых линий и геометрических фигур на пластик и нанесение рисунка - узора. Введение в проект. Выбор идей.

Тема 2.3 Технологическая последовательность точечной росписи. Понятие о технологии работ. Инструктаж по технике безопасности. Обезжиривание готовой поверхности для точечной росписи и нанесение узора на предмет. Подготовка материала для росписи (палитра, контуры, ватные диски и палочки), Беседа о работе с контурами.

Тема 2.4 Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на плоскую поверхность). Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Беседа о нанесении мелких и крупных точек на плоскую поверхность. Инструктаж по технике безопасности. Нанесение мелких и крупных точек на плоскую поверхность. Самостоятельная работа - нанесение точек различных размеров на плоскую поверхность.

Тема 2.5 Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на объемную поверхность). Нанесение точек разных размеров на объемную поверхность. Нанесение точек параллельными линиями. Нанесение точек на геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники. Самостоятельная работа - нанесение точек на геометрические фигуры.

Тема 2.6 Роспись новогодних сувениров (снежинки, елочки, маски, елочные шары). Роспись елочки плоской формы. Составление рисунка. Подготовка поверхности к росписи. Роспись елочного шара. Составление рисунка и разметка его на поверхности шара. Роспись масок с новогодней тематикой.

Тема 2.7 Точечная роспись на деревянной поверхности. Беседа об орнаментах и узоров с просмотром иллюстраций. Правила техники безопасности при работе с инструментом. Подготовка деревянной поверхности к росписи - нанесение грунта и лака. Нанесение узора и орнамента на заготовку. Самостоятельная работа - (рисунок и роспись).

Тема 2.8 Точечная роспись по поверхности стекла. Правила техники безопасности при работе с материалами. Подбор цветовой гаммы к росписи силуэтов. Точечная роспись по рисункам (по выбору). Самостоятельная работа - точечная роспись цветка.

Тема 2.9 Изготовление настенного панно в технике точечной̆ росписи. Беседа о правилах техники безопасности при работе. Составление эскиза. Объяснение технологии нанесения росписи на панно. Подбор цветового сочетания.

Тема 2.10 Декорирование пасхальных сувениров в технике точечной росписи. Беседа о традициях национальных праздников. Подготовка пасхального сувенира к росписи. Подбор цветовой гаммы для рисунка или узора. Нанесение рисунка на заготовку. Точечная роспись пасхального сувенира.

Тема 2.11 Роспись личных предметов по желанию. Правила техники безопасности при работе с материалом и инструментом. Выбор личных предметов для росписи. Повторение правил выполнения точечной росписи для различных предметов. Подготовка предметов к росписи. Роспись кошелька, блокнота, чашки и т.п. (по желанию учеников).

Тема 2.12 Подготовка работ к выставке. Отбор предметов на выставку. Оформление выставочной композиции

Тема 2.13 Подведение итогов года. Выставка. Обсуждение работ, выполненных в течение года. Конкурс: «Нежные точки». (Критерии оценки - качество выполнения простого узора). Выбор работ на выставке.

Методические рекомендации

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий.

1.Словесные методы:

Беседа - проводится вначале занятий, перед началом каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с историей того или иного вида народного творчества

Рассказ-объяснение - используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.

Инструктаж - педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).

2. Наглядные методы:

Показ иллюстраций, работ, выполненных педагогом.

Выставки творческих работ учащихся - проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся и стимулированием к дальнейшей работе.

В работе данного вида декоративно-прикладного творчества можно выделить два основных этапа: на первом создается план, технологическая карта будущей работы, на втором происходит претворение плана в практическую работу. Первый этап зависит, в первую очередь, от творческих усилий учащегося, второй – невозможен без базовых технологических знаний.

Оба этапа равнозначны в создании итоговой творческой работы ребёнка. Выполнение технологической карты затруднительно без овладения такими составляющими как колористка и цветоведение; основы композиции (общей и специальной), стилистика, владение художественными материалами. Важно подчеркнуть определённую универсальность освоения технологии выполнения эскизов: создав грамотный эскиз, ребёнок может в дальнейшем воплотить его и в других материалах…



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

- набор нормативно - правовых документов;

- наглядные пособия, образцы изделий;

- специальная литература (книги, журналы);

Материально – техническое обеспечение:

- помещение для проведения занятий, соответствующее санитарно - гигиеническим требованиям;

- мебель (столы, стулья, шкафы, стеллажи, стенды);

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- принтер.

Оборудование и материалы:

- образцы изделий и иллюстрации;

- грунт,

- лак для точечной росписи;

- жидкость для обезжиривания поверхности предметов;

- контуры для росписи;

- ватные диски и палочки;

- цветная бумага и картон;

- альбомы, журналы, книги;

- схемы, эскизы для росписи;

Условия реализации программы – для учащихся должна быть предусмотрена возможность:

-участия в детских выставках; конкурсах; НПК; социальных проектах различного уровня

-выхода на экскурсии;

-посещения художественных выставок.

Литература для педагогов

1. Краморов С.Н. Конструктивный рисунок. - М: Издательский̆ центр, «Академия», 2005.

2. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования - М. «Академия», 2008г.

3. Мищенко Р.В. Основы художественной̆ графики костюма: учебник для нач. проф. образования - М: Издательский̆ центр «Академия», 2008.

4. Сокольникова М.Н. История изобразительного искусства: высшее профессиональное образование - М: Издательский̆ центр «Академия», т 1, 2009.

Литература для обучающихся:

1. H. Воробьева, «Точечная роспись». М.. «АСТ-ПРЕСС». 2012г.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева - М: Издательский̆ центр «Академия», 2009.

3. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. - М: Издательский̆ центр «Академия», 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа "Точечная роспись"

Автор: Петрова Анна Георгиевна

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства