Дополнительная общеразвивающая программа
Художественная направленность
«Точечная роспись»
Составитель: Петрова Анна Георгиевна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа «Точечная роспись» в соответствии с п.5 ст. 14 и п. 6ст. 32 Закона РФ «ОБ образовании. Программа полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение СанПиН 2.4.4.3172-14, Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 г.).
При составлении программы использовала пособие Березиной В.А - «Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования»: Учебно-методическое пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007.
Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись пике» (ПИКЕ́- франц. piqué, букв. «стеганый»).
Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древневосточной росписи, например, "точечная" чеканка. Или «капельная" роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из сакральной живописи австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях.
Использование натуральных красок в этой технике - преобладала и в Персии, и в Индии. В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что "раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу".
Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще в древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера.
Точка проделала большой путь, прежде чем попасть в новом качестве как хобби и декоративное исполнение в 21 веке.
Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Комбинация размера точки и расстояния между ними влияет на сложность и красоту узора, его эстетический и художественный замысел.
Для детей и взрослых такой способ декорирования и рисования занимательный и необычный.
Для детей (особенно для «особых» детей) это идеальное упражнение — проставление точек, что бы координировать свои действия, силу нажима на тюбик с краской, развивает чувство стиля, аккуратность. Точечная роспись может выполняться одним цветом и тогда тут требуется четкое соблюдение пропорций, чтобы сложился узор в законченную композицию. Точечная роспись это еще один вид 3D декорирования различных поверхностей.
Начинать расписывать точками лучше с плоских изделий, а затем, когда рука приобретет уверенность и четкость координации, переходить на объемные предметы.
Point-to-Point еще одна техника разнообразить свой досуг, повысить свой интерес к искусству, творчеству, самовыражению в особенности это важно для детей с определёнными отклонениями в психофизическом развитии, с ограниченными возможностями. Такие дети периодически оказываются в составе учебных групп данного профиля, где они могут найти применение своим, подчас неординарным, способностям. Другие воспитанники на практике расширить свой опыт коммуникации с «особыми» детьми: научиться проявлять сочувствие, деликатность, терпимость, внимательность.
Актуальность программы:
«Точечная роспись», являясь прикладной, носит практически – ориентированный характер и направлена на овладение основными приемами. Создает благоприятные условия для духовного и интеллектуального воспитания личности, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.
Цель программы:
- закрепление знаний при теоретическом и практическом обучении;
- получение знаний в области профессионализма;
- развитие творческого мастерства;
- способствовать развитию усидчивости, внимательности, аккуратности, терпения.
Задачи:
Образовательные:
- углубление и расширение знаний об истории и развитии точечной̆ техники;
- формирование знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения;
- освоение той или иной техники по предложенной программе.
Воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое до конца;
- взаимопомощи при выполнении работы;
- экономного отношения к используемым материалам;
-привитие основ культуры труда.
Развивающие:
- развитие моторных навыков;
- развитие образного мышления, внимания, фантазии;
- раскрытие творческих способностей;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Сроки реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, итого 4 часа в неделю. В учебном году- 144 часа;
Формы организации занятий
В процессе обучения используются разнообразные формы занятий:
- учебное занятие с группой в мастерской;
- учебное занятие в компьютерном классе;
- экскурсия в музей;
- посещение выставки;
- сетевое взаимодействие со школой;
-творческая встреча с мастерами декоративно-прикладного направления и представителями творческой интеллигенции;
- мастер-класс для детей;
- тематические праздники.
Формы подведения итогов реализации программы:
осуществляется через:
- итоговое тестирование детей на знание основных теоретических вопросов по содержанию программы;
- защиту проектно-исследовательских работ;
- участие творческих работ воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня;
- проведение детских мастер-классов, творческих мастерских.
По итогам освоения программы каждый ребёнок получает соответствующий документ - свидетельство.
Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучения дети будут знать и уметь:
- правила техники безопасности при работе с инструментами материалами и оборудованием;
- основные законы колористики и цветоведения;
- основные орнаментальные стили;
- основные принципы построения декоративной композиции;
- основные способы и разновидности точечной росписи;
- пользоваться и подбирать литературу, использовать компьютер для получения информации, читать схемы;
- применять основные технологические приёмы оформления;
- выполнять работу средней сложности;
- осуществлять поэтапное планирование своей деятельности при выполнении изделия;
- организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- работать в группе.
Развивать личностные качества:
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов;
-усидчивость, терпение, аккуратность;
- эмпатию, взаимопомощь;
- самокритичность, самоконтроль.
- внимательность (слушать и слышать педагога).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Раздел, тема | Теория | Практика | Всего |
Раздел 1. | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
1.1 | Инструктаж по технике безопасности, знакомство с образцами предметов с точечной росписью и планом работы на год. | 2 | - | 2 |
Раздел 2. | Точечная роспись | | | 142 |
2.1 | Введение - знакомство с иллюстрациями и фотоматериалами работ различных авторов по точечной росписи. Знакомство с материалами, приспособлениями для точечной росписи. | 2 | - | 2 |
2.2 | Первоначальные навыки подготовки предмета к точечной росписи. | 2 | 4 | 6 |
2.3 | Технологическая последовательность при точечной̆ росписи. | 2 | 4 | 6 |
2.4 | Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на плоскую поверхность). | 2 | 4 | 6 |
2.5 | Работа с контурами (нанесение точек разных размеров объемную поверхность). | 2 | 4 | 6 |
2.6 | Роспись новогодних сувениров (снежинки, елочки, маски, шары). | 4 | 16 | 20 |
2.7 | Техника точечной росписи на деревянной поверхности. | 2 | 12 | 14 |
2.8 | Техника точечной росписи на поверхности стекла. | 4 | 10 | 14 |
2.9 | Изготовление настенного панно в технике точечной росписи. | 4 | 14 | 18 |
2.10 | Декорирование пасхального сувенира в технике точечной росписи | 4 | 6 | 10 |
2.11 | Роспись личных предметов по желанию. | 2 | 24 | 26 |
2.12 | Подготовка работ к выставкам. | - | 8 | 8 |
2.13 | Подведение итогов года. Выставка. | 2 | 4 | 6 |
| ИТОГО | 36 | 108 | 144часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие (2ч.)
Тема 1.1 Инструктаж по технике безопасности и знакомство с планом работы на год. Знакомство с данным видом искусства, с образцами предметов с точечной росписью и планом работы на год.
Раздел 2. Точечная роспись (142ч.)
Тема 2.1 Введение - знакомство с иллюстрациями и фотоматериалами работ различных авторов по точечной росписи. Знакомство с материалами, приспособлениями для точечной росписи. Знакомство с книгой «Точечная Роспись» автора Н.Воробьевой; просмотр видео материала работ по точечной росписи разработчика программы педагога Мартыненко Т.Н. Знакомство с материалами и приспособлениями, применяемыми в технике точечной росписи. Практическая работа - составление рисунка для росписи из простых элементов.
Тема 2.2 Первоначальные навыки подготовки предмета к точечной росписи. Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Подготовка материала (прямоугольники из гибкого пластика). Подготовка деревянной заготовки к росписи. Нанесение грунта на деревянную заготовку. Нанесение лака на водной основе на картон. Нанесение прямых линий и геометрических фигур на пластик и нанесение рисунка - узора. Введение в проект. Выбор идей.
Тема 2.3 Технологическая последовательность точечной росписи. Понятие о технологии работ. Инструктаж по технике безопасности. Обезжиривание готовой поверхности для точечной росписи и нанесение узора на предмет. Подготовка материала для росписи (палитра, контуры, ватные диски и палочки), Беседа о работе с контурами.
Тема 2.4 Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на плоскую поверхность). Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами. Беседа о нанесении мелких и крупных точек на плоскую поверхность. Инструктаж по технике безопасности. Нанесение мелких и крупных точек на плоскую поверхность. Самостоятельная работа - нанесение точек различных размеров на плоскую поверхность.
Тема 2.5 Работа с контурами (нанесение точек разных размеров на объемную поверхность). Нанесение точек разных размеров на объемную поверхность. Нанесение точек параллельными линиями. Нанесение точек на геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники. Самостоятельная работа - нанесение точек на геометрические фигуры.
Тема 2.6 Роспись новогодних сувениров (снежинки, елочки, маски, елочные шары). Роспись елочки плоской формы. Составление рисунка. Подготовка поверхности к росписи. Роспись елочного шара. Составление рисунка и разметка его на поверхности шара. Роспись масок с новогодней тематикой.
Тема 2.7 Точечная роспись на деревянной поверхности. Беседа об орнаментах и узоров с просмотром иллюстраций. Правила техники безопасности при работе с инструментом. Подготовка деревянной поверхности к росписи - нанесение грунта и лака. Нанесение узора и орнамента на заготовку. Самостоятельная работа - (рисунок и роспись).
Тема 2.8 Точечная роспись по поверхности стекла. Правила техники безопасности при работе с материалами. Подбор цветовой гаммы к росписи силуэтов. Точечная роспись по рисункам (по выбору). Самостоятельная работа - точечная роспись цветка.
Тема 2.9 Изготовление настенного панно в технике точечной̆ росписи. Беседа о правилах техники безопасности при работе. Составление эскиза. Объяснение технологии нанесения росписи на панно. Подбор цветового сочетания.
Тема 2.10 Декорирование пасхальных сувениров в технике точечной росписи. Беседа о традициях национальных праздников. Подготовка пасхального сувенира к росписи. Подбор цветовой гаммы для рисунка или узора. Нанесение рисунка на заготовку. Точечная роспись пасхального сувенира.
Тема 2.11 Роспись личных предметов по желанию. Правила техники безопасности при работе с материалом и инструментом. Выбор личных предметов для росписи. Повторение правил выполнения точечной росписи для различных предметов. Подготовка предметов к росписи. Роспись кошелька, блокнота, чашки и т.п. (по желанию учеников).
Тема 2.12 Подготовка работ к выставке. Отбор предметов на выставку. Оформление выставочной композиции
Тема 2.13 Подведение итогов года. Выставка. Обсуждение работ, выполненных в течение года. Конкурс: «Нежные точки». (Критерии оценки - качество выполнения простого узора). Выбор работ на выставке.
Методические рекомендации
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий.
1.Словесные методы:
Беседа - проводится вначале занятий, перед началом каждой новой темы. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с историей того или иного вида народного творчества
Рассказ-объяснение - используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.
Инструктаж - педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).
2. Наглядные методы:
Показ иллюстраций, работ, выполненных педагогом.
Выставки творческих работ учащихся - проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся и стимулированием к дальнейшей работе.
В работе данного вида декоративно-прикладного творчества можно выделить два основных этапа: на первом создается план, технологическая карта будущей работы, на втором происходит претворение плана в практическую работу. Первый этап зависит, в первую очередь, от творческих усилий учащегося, второй – невозможен без базовых технологических знаний.
Оба этапа равнозначны в создании итоговой творческой работы ребёнка. Выполнение технологической карты затруднительно без овладения такими составляющими как колористка и цветоведение; основы композиции (общей и специальной), стилистика, владение художественными материалами. Важно подчеркнуть определённую универсальность освоения технологии выполнения эскизов: создав грамотный эскиз, ребёнок может в дальнейшем воплотить его и в других материалах…
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- набор нормативно - правовых документов;
- наглядные пособия, образцы изделий;
- специальная литература (книги, журналы);
Материально – техническое обеспечение:
- помещение для проведения занятий, соответствующее санитарно - гигиеническим требованиям;
- мебель (столы, стулья, шкафы, стеллажи, стенды);
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- принтер.
Оборудование и материалы:
- образцы изделий и иллюстрации;
- грунт,
- лак для точечной росписи;
- жидкость для обезжиривания поверхности предметов;
- контуры для росписи;
- ватные диски и палочки;
- цветная бумага и картон;
- альбомы, журналы, книги;
- схемы, эскизы для росписи;
Условия реализации программы – для учащихся должна быть предусмотрена возможность:
-участия в детских выставках; конкурсах; НПК; социальных проектах различного уровня
-выхода на экскурсии;
-посещения художественных выставок.
Литература для педагогов
1. Краморов С.Н. Конструктивный рисунок. - М: Издательский̆ центр, «Академия», 2005.
2. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования - М. «Академия», 2008г.
3. Мищенко Р.В. Основы художественной̆ графики костюма: учебник для нач. проф. образования - М: Издательский̆ центр «Академия», 2008.
4. Сокольникова М.Н. История изобразительного искусства: высшее профессиональное образование - М: Издательский̆ центр «Академия», т 1, 2009.
Литература для обучающихся:
1. H. Воробьева, «Точечная роспись». М.. «АСТ-ПРЕСС». 2012г.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева - М: Издательский̆ центр «Академия», 2009.
3. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. - М: Издательский̆ центр «Академия», 2008.