kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на педчтении на тему "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педчтении в коррекционной школе. Может применяться педагогами, работающими в коррекционных школах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педчтении на тему "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время"»

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья













Доклад на педчтении на тему

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время»














Подготовил:

Шаймухаметов А.Ф.







Бакалы, 2019г


«Современные здоровьесберегающие

технологии, используемые во внеурочное время»

Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым Ж.-Ж. Руссо


Развитие и сохранение здоровья школьников – это одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, а тем более перед коррекционным образовательным учреждением.

Забота о сохранении здоровья наших воспитанников в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий как на уроках, так и в неурочное время одна из приоритетных задач учителя и воспитателя, которая помогает учащимся усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. 
Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей). 

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. 

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • обеспечить двигательную активность школьников во внеурочное время.

Здоровьесберегающие технологии делятся на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования

  • Динамические паузы , физминутки

  • Подвижные и спортивные игры

  • Релаксация

  • Гимнастика пальчиковая

  • Гимнастика для глаз

  • Гимнастика дыхательная

  • Организация работы в режиме смены позы

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Физкультурные занятия

  • Точечный массаж

  • Проблемно – игровые и коммуникативные игры (игротреннинги и игротерапия)

  • Беседы, занятия

Коррекционные технологии

  • Сказкотерапия

  • Песочная терапия

  • Арт –терапия (корекция через творчество)

  • Музыкотерапия

  • Цветотерапия

  • Личный пример учителя.

Гимнастика пальчиковая: Способствует овладению навыкам мелкой моторики

  • Помогает развивать речь

  • Повышает работоспособность коры головного мозга

  • Развивает психические способности: мышление, память, воображение;

  • Снимает тревожность.

  • Во время мероприятий и самоподготовки оязательно используются физминутки. Причем, физминутки подпираются с учетом возрастных особенностей учащихся.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни

  • С ребятами постоянно проводятся мероприятия, беседы из цикла «Азбука здоровья»: «Азбука безопасности», Как чистить зубы, Личная гиена, Кому нужна зарядка, Воздух для вдохновения.

  • Это и просмотр мульфильмов, например таких как «Митя и микробус» «Королева зубная щетка» и т.д.

Технологии сохранения и стимулирования
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, Веселые старты, «А, ну-ка, парни», «А, ну-ка, девочки»

С детьми постоянно проводятся беседы и занятия.

Расскажу о том, как на этих занятиях мы учимся сохранять и укреплять своё здоровье, о том, как идёт развитие творческих способностей детей.

  1. На занятии по теме «Друзья Вода и Мыло» после чтения «вредных советов» Г. Остера было предложено нарисовать портрет человека, который выполнил эти вредные советы, были заданы вопросы на размышление: это красивый человек? Выскажите своё мнение об этих советах. Затем был составлен устный рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.

  2. На занятии «Как сохранить улыбку красивой» сочиняли стихотворение.

- Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. А ответ мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.

- Сколько раз мы чистим зубы в день?

- Мы чистим зубы дважды в день.

И делать это нам … (не лень).

- С помощью каких предметов мы чистим зубы?

- Три минуты щёткой с пастой.

- Какие зубы надо чистить?

- Чистим зубы все подряд.

- Как начинается чистка зубов?

- Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.

- А зачем внутри?

- Вычищаем всех бактерий.

- А в заключение?

- И язык почистим.

- Что ещё осталось нам сделать?

- Рот осталось сполоснуть.

3) На практическом занятии по теме «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» дети рисовали продукты, полезные для здоровья. (Можно раскрасить, вылепить).

4) А на занятии «Здоровая пища для всей семьи» выполняли такое творческое задание «Продолжи сказку»: «Жил-был сказочный король. У него была дочь. Она любила сладкое. И с нею случилась беда…». Задание было такое: Придумайте пословицы о продуктах питания.

* Всякому нужен и обед и ужин.

* Голодной лисице виноград снится.

* Голодному Федоту любые щи в охоту.

* Если щи хороши, другой пищи не ищи.

* Хлебушко калачу дедушка.

* Больному помогает врач, голодному – калач.

5) На занятии по теме «Сон – лучшее лекарство» мы говорили о колыбельных песенках, которые детям пели их мамы, когда они были совсем маленькими.

6) На занятии по теме «Я пришёл из школы» дети рисовали приветливого и неприветливого Федота, играли в игру «Закончи рассказ», разыгрывая различные жизненные ситуации: а) Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось… б) подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше… в) Друг поделился с вами радостью. Вы…

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье школьников.

Подвижные игры

Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем,  на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.

Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия  детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки,  воланы, бруски др. предметы. Например, упражнения для формирования координации движения «Лесенка», «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.

В практике своей работы широко применяю игровые и групповые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье. 

В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений.  Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.

        Например, подвижные игры («Перестрелка», «Самый быстрый», «Ящерица» и т.д.)  Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать учеников,  отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности.

Нельзя не сказать и о дыхательной гимнастике, которая положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.

Гимнастика для глаз: Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз

Укрепляет мышцы глаз

Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

Если мы говорим о коррекционных технологиях, то это конечно АРТ – терапия. Раскраски анти – стресс, рисование в пене, выжигание, торцевание, то есть те занятия, которые приносят радость и удовольствие детям.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом.














Литература.

1.И.Г.Андреева, Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

2.В.И. Ковалько , Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3.Е.А.Менчинская, Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Е.П.Митина, Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.

5.Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. Советова. – Ростов н / Дону : Феникс, 2007. – 285 с.

6. Т.Л.Ощепкова, Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.

7.В.Ф.Феоктистова, Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

8. Л.Л.Шевченко, От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.

























Приложение 1

Содержание занятий

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Попрыгать, поиграть

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаймухаметов Азат Фаварисович

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521382


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства