Просмотр содержимого документа
«Доклад на педчтении на тему "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время"»
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Доклад на педчтении на тему
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые во внеурочное время»
Подготовил:
Шаймухаметов А.Ф.
Бакалы, 2019г
«Современные здоровьесберегающие
технологии, используемые во внеурочное время»
Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым Ж.-Ж. Руссо
Развитие и сохранение здоровья школьников – это одна из важнейших задач, которая стоит перед школой, а тем более перед коррекционным образовательным учреждением.
Забота о сохранении здоровья наших воспитанников в процессе обучения, применение здоровьесберегающих технологий как на уроках, так и в неурочное время одна из приоритетных задач учителя и воспитателя, которая помогает учащимся усваивать знания должным образом и применять их в жизни в будущем.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
Во время мероприятий и самоподготовки оязательно используются физминутки. Причем, физминутки подпираются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Технологии обучения здоровому образу жизни
С ребятами постоянно проводятся мероприятия, беседы из цикла «Азбука здоровья»: «Азбука безопасности», Как чистить зубы, Личная гиена, Кому нужна зарядка, Воздух для вдохновения.
Это и просмотр мульфильмов, например таких как «Митя и микробус» «Королева зубная щетка» и т.д.
Технологии сохранения и стимулирования ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, Веселые старты, «А, ну-ка, парни», «А, ну-ка, девочки»
С детьми постоянно проводятся беседы и занятия.
Расскажу о том, как на этих занятиях мы учимся сохранять и укреплять своё здоровье, о том, как идёт развитие творческих способностей детей.
На занятии по теме «Друзья Вода и Мыло» после чтения «вредных советов» Г. Остера было предложено нарисовать портрет человека, который выполнил эти вредные советы, были заданы вопросы на размышление: это красивый человек? Выскажите своё мнение об этих советах. Затем был составлен устный рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей.
На занятии «Как сохранить улыбку красивой» сочиняли стихотворение.
- Мы научились правильно чистить зубы, а теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. А ответ мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика.
- Сколько раз мы чистим зубы в день?
- Мы чистим зубы дважды в день.
И делать это нам … (не лень).
- С помощью каких предметов мы чистим зубы?
- Три минуты щёткой с пастой.
- Какие зубы надо чистить?
- Чистим зубы все подряд.
- Как начинается чистка зубов?
- Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.
- А зачем внутри?
- Вычищаем всех бактерий.
- А в заключение?
- И язык почистим.
- Что ещё осталось нам сделать?
- Рот осталось сполоснуть.
3) На практическом занятии по теме «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» дети рисовали продукты, полезные для здоровья. (Можно раскрасить, вылепить).
4) А на занятии «Здоровая пища для всей семьи» выполняли такое творческое задание «Продолжи сказку»: «Жил-был сказочный король. У него была дочь. Она любила сладкое. И с нею случилась беда…». Задание было такое: Придумайте пословицы о продуктах питания.
* Всякому нужен и обед и ужин.
* Голодной лисице виноград снится.
* Голодному Федоту любые щи в охоту.
* Если щи хороши, другой пищи не ищи.
* Хлебушко калачу дедушка.
* Больному помогает врач, голодному – калач.
5) На занятии по теме «Сон – лучшее лекарство» мы говорили о колыбельных песенках, которые детям пели их мамы, когда они были совсем маленькими.
6) На занятии по теме «Я пришёл из школы» дети рисовали приветливого и неприветливого Федота, играли в игру «Закончи рассказ», разыгрывая различные жизненные ситуации: а) Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось… б) подошёл автобус. Вы хотите войти, но всех отталкивает подросток и грубо говорит: «Куда лезешь?» Настроение ваше… в) Друг поделился с вами радостью. Вы…
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, учёт всех норм и правил, совместные усилия учителей, родителей и детей позволяют сохранить и укрепить здоровье школьников.
Подвижные игры
Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися приобретает важное значение в связи с вовлечением школьников в организованную двигательно-оздоровительную деятельность. Она может включать подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем, на специально оборудованных площадках, прогулки на свежем воздухе и т. д.
Как правило, вначале дается игра, требующая сосредоточенности, точности движения, но не связанная с большой затратой энергии. Затем предлагаются игры с общей физической направленностью. В конце занятия детям предлагаются игры на наблюдательность и ориентирование. В качестве инвентаря можно использовать мячи, обручи, скакалки, воланы, бруски др. предметы. Например, упражнения для формирования координации движения «Лесенка», «Ступенька» и «Обручи». Данные упражнения необходимы для физической подготовки к спортивным играм, таким как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол.
В практике своей работы широко применяю игровые и групповые технологии, помогающие решать не только проблемы здоровьесбережения и социализации, но и проблемы мотивации, развития обучающихся. В игре ребенок «вырастает» на несколько лет вперед, потому, что в игре ребенок сам принимает решения, сам выбирает способ обыграть товарища. Игра помогает человеку самореализоваться, принять ответственность за выполненное действие и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
В групповой деятельности, даже в обычной эстафете, так популярной на любых спортивных соревнования, можно моделировать развитие ситуации в зависимости от задач группы, распределение ролей, очередности выступления, поощрять творчество и взаимовыручку, находить ответы и решения на сложные ситуации и проблемы. Творческий потенциал ребят во время командных игр (волейбол, баскетбол, пионербол, футбол и т.д) вырастает в несколько раз по сравнению с занятиями, ориентированными только на выполнение индивидуальных упражнений. Групповые технологии – это выработка у учащихся острого желания действовать, причем действовать результативно.
Например, подвижные игры («Перестрелка», «Самый быстрый», «Ящерица» и т.д.) Следует предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Игры должны быть не сложными, заранее разученными и умеренно эмоциональными. Для профилактики травматизма в игры не нужно вовлекать учеников, отличающихся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности.
Нельзя не сказать и о дыхательной гимнастике, которая положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани, улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, повышает общую сопротивляемость организма.
Гимнастика для глаз: Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
Укрепляет мышцы глаз
Улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.
Если мы говорим о коррекционных технологиях, то это конечно АРТ – терапия. Раскраски анти – стресс, рисование в пене, выжигание, торцевание, то есть те занятия, которые приносят радость и удовольствие детям.
Подводя итог выше изложенному, можно сказать следующее. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом.
Литература.
1.И.Г.Андреева, Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
2.В.И. Ковалько , Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3.Е.А.Менчинская, Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана - Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Е.П.Митина, Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.
5.Е.В. Советова, Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. Советова. – Ростов н / Дону : Феникс, 2007. – 285 с.
6. Т.Л.Ощепкова, Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.
8. Л.Л.Шевченко, От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.
Приложение 1
Содержание занятий
Секреты здоровья
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Попрыгать, поиграть
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.
Профилактика детского травматизма
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.