kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад Адаптация учащихся с О.В.З. в столярной мастерской на первом году обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад Адоптация учащихся с ОВЗ в столярной мастерской

Просмотр содержимого документа
«Доклад Адаптация учащихся с О.В.З. в столярной мастерской на первом году обучения.»



Доклад

Адаптация учащихся с О.В.З. в столярной мастерской на первом году обучения.

Клюкин В.В., учитель

трудового и профессионального обучения.


Цель: адаптировать учащихся к новому предмету - трудовому и профессиональному обучению, привить интерес к профессии столяр, создать психологически-комфортную атмосферу для всех обучающихся с ОВЗ.

Проблема адаптации пятиклассников в школьной мастерской сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к урокам (нарушение трудовой дисциплины, поведения на уроке, конфликтные отношения с учащимися, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с учениками.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Учитель который берет пятый класс, а до этого работал со старшими класами теперь также вынужден привыкать к тому, что его новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, многократных напоминаниях, своевременной коррекции их учебной деятельности.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

1.Физиологические изменения. 

2.Увеличение школьной нагрузки.

3.Неуверенность в себе.

4.Личные проблемы. 

5.Отсутствие способностей.

6.Отсутствие интереса.

-Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям весь педагогический коллектив школы должен учитывать все моменты сложившейся ситуации. Некоторым учащимся с ОВЗ необходимо оказывать психологическую поддержку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

Педагог трудового и профессионального обучения начинает работу с классом со знакомства социально-бытовых условий проживания, возраста ученика, состава семьи, проблемы со здоровьем, желания учится в мастерской. Так составляется первичная характеристика учащегося, выявлении его способностей, физического и психического состояния каждого ученика. Такая работа проводиться для того, чтобы скорректировать планирование по способностям учеников и правильного распределения нагрузки при выполнении заданий.

Для создания психологического портрета ученика, его характера, поведения в школе учителю необходимо провести беседу с классным руководителем, воспитателем, психологом, медицинским работником школы. Контакт с этими специалистами помогает своевременно решать проблемы учащихся с ОВЗ.

Знакомство с мастерской обучающиеся начинают с ознакомлением профессии столяра, назначением мастерской, традициями, достижениями учащихся, знакомятся с выпускаемыми изделиями, выставками, фотографиями.

Начиная с первых уроков в мастерской учащиеся должны понять отличие уроков столярного дела от других предметов. Это наличие в мастерской специального оборудования, ручных и электрических инструментов, различных материалов. Только на уроках трудового и профессионального обучения главным показателем является сделанное самостоятельно какое-либо изделие. Учащиеся уже понимают, что предмет состоит не только из теоретической но и практической части. Во многом успех обучения в следующих классах зависит от заложенного фундамента знаний и умений приобретённых на первом году обучения, впоследствии переходящие в профессиональные навыки.

При проведении уроков в период адаптации учителю необходимо учитывать у многих учащихся слабость нервной системы, их метео-зависимость , рассеяность, физическую слабость. На них часто действует общая обстановка в школе, нагрузка на предыдущих уроках, геомагнитный фон и много других факторов. В процессе проведения уроков учитель может изменить структуру запланированного занятия, его объём, уровень сложности. В результате этого урок проходит результативно, без перегрузки физических и психических сил учащихся. Так формируется положительное отношение к уроку, интерес к профессии и доверие к учителю, повышается мотивация к учению, удовлетворённость своими результатами.

Для повышения интереса к уроку уже традиционно изучают девиз мастерской, который помогает сплотить коллектив, создать психологический настрой на работу. Ученики контролируют свою успешность через ведения таблицы своих достижений в тетрадях для теоретических занятий. Так как в профессии столяр обилие специальных слов-терминов и их сложно запомнить ученики ведут в тетради словарь столяра. Интерес к уроку у учеников вызывает разнообразие ручного и электрического, мерительного инструмента. Постепенно урок за уроком ученики запоминают название и назначение инструментов, под неприрывным контролем учителя отрабатывают рабочие приемы.

Для адаптации учащихся проводятся различные мероприятия в мастерской: выставки учащихся, просмотр видеофильмов по профессии, экскурсии, просмотр фотографий учеников, их изделия сделанные своими руками.На первом году обучения особенно интересна съёмка видеороликов при изучении и отработки рабочих приёмов учениками. Такие мероприятия помогают учащимся увидеть свои успехи и понять причину типичных ошибок , разобрав их в коллективной, дружеской беседе с учителем. Так же ученикам интересно чтение стихотворений по профессии, разгадывание кроссвордов и составление их самостоятельно.

Начиная с первых уроков в мастерской следует учитывать задачи воспитания у учащихся положительных личностных качеств и полезных привычек. Это важно на первом году обучения в мастерской когда формируется отношение к новому предмету и закладываются доверительные отношения к учителю. В тоже время необходимо разъяснить, что работа, выполняемая в столярной мастерской на практических уроках всегда опасна. Нарушение правил техники безопасности недопустимо. По каждому виду выполняемых работ ученики изучают правила техники безопасности и применяют их на практике, это делает работу не только безопасной, но и дисциплинирует учеников. Также они привыкают к необходимости носить рабочую одежду, подготавливать своё рабочее место, убирать его после проведения работы.

В 2017-2018 учебном году в мастерскую пришло 7 учащихся 5А, 5Б классов с разными психическими, физиологическими данными. За время первого года обучения учащиеся были поделены условно на три группы по способностям. У каждой группы во время уроков была разная сложность выполняемых работ. Это помогло ученикам успешно адаптироваться на уроках в столярной мастерской, обрести уверенность в своих силах и способствовало формированию дружного коллектива.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Доклад Адаптация учащихся с О.В.З. в столярной мастерской на первом году обучения.

Автор: Клюкин Владимир Валерьевич

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482687

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства