Апробация программы «семейного мастер-класса» с родителями обучающихся в студии «Декоративно-прикладного творчества»
Апробация программы «семейного мастер-класса» с родителями обучающихся в студии «Декоративно-прикладного творчества»
Данная программа предназначена для обучения учащихся во внеурочное время. Новизна данной разработки заключается в нетрадиционной форме обучения и работе с детьми так и с родителями обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Апробация программы «семейного мастер-класса» с родителями обучающихся в студии «Декоративно-прикладного творчества»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского района
Воронежской области
Апробация программы «семейного мастер-класса»
с родителями
обучающихся в студии «Декоративно-прикладного творчества»
Составила:
учитель технологии высшей категории
Деревенцова Светлана Ивановна
2018-2019
1.Аннотация
Внеурочная деятельность играет важную роль в развитии ребенка, однако гармоничное развитие без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Одна из основных задач внеурочной деятельности детей – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» об организации внеурочной деятельности Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельности в соответствии с санитарно – эпидимиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 в редакции изменений №1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений №2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013г. № 72). Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы .
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтелектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы конференции, диспуты, школьные, научные исследования, общественно полезные практики и других. В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.
Закон РФ «Об образовании» подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». Таким образом, педагоги дополнительного образования детей организуют образовательный процесс так, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьёй, ребенком и педагогом, чтобы занятия были интересными и эффективными. Для этого активно используются традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Несмотря на успешное использование в объединении традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, коллективные праздники и др.), в течение этого года у педагога появился интерес к проектированию и апробации новой, эффективной формы, а именно семейных мастер-классов для детей и родителей.
Работа в этом направлении способствует созданию благоприятных условий для совместной деятельности детей, родителей и педагога, гармонизирует отношения между ними, действительно укрепляет систему взаимодействия «педагог - ребенок - родители».
2.Введение
Система внеурочной детей является одной из составляющих сферы образования, поэтому педагогу дополнительного образования необходимо учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности.
Для полноценного прохождения процесса обучения, формирования личности, воспитания ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом, учащимися и семьей. Успешное решение этих задач возможно только при условии взаимодействия с семьей, и решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным.
Сотрудничество с семьей привлекает ее к осознанному и активному участию в дополнительном образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии, воспитании, обучении личности. Происходит объединение усилий в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает дополнительное образование привлекательным для родителей и детей, стимулирует творческую активность педагога.
В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать возникающие проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и союзников, помощников для достижения одной общей цели – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь, используя традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с родителями.
В настоящее время специалистами в области дополнительного образования понимается важность участия родителей в образовательном процессе детей. Однако зачастую традиционные формы и методы работы с родителями оказываются либо недостаточными, либо неэффективными в силу разных причин. Поиск баланса между традиционным и новым в этой области для повышения эффективности образовательного процесса делает тему данного исследования актуальной.
В настоящее время открываются широкие возможности для того, чтобы детям занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо приложить усилия, чтобы ребята пришли именно к ним, пришли и остались в объединении на весь период обучения. Это возможно, если существует цепочка «педагог - ребенок - родители».
Новизна данной методической разработки заключается в том, что в ней рассматривается нетрадиционная форма работы с родителями семейный мастер-класс, который подходит для организации совместного времяпрепровождения детей и родителей с пользой для гармоничного развития личности ребенка и укрепления внутрисемейных отношений. Семейный мастер-класс позволяет педагогу более полно раскрыть способности детей, широко использовать их творческий потенциал, а также объединить усилия для создания единого воспитательного пространства совместно с родителями.
Участие в семейных мастер-классах позволит родителям получить теоретические знания, практические умения, по-новому взглянуть на своего ребенка, расширить собственные психолого-педагогические возможности.
Цель методической разработки заключается в создании оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями посредством нетрадиционных форм работы с родителями.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Показать особенности организации и проведения семейных мастер-классов по творческим видам деятельности через совместное творчество педагога, детей и их родителей, содействуя лучшему усвоению материала через заинтересованность близких.
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм в работе с родителями на примере работы объединения декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования.
Семейный мастер-класс для детей и родителей, как нетрадиционная форма работы с родителями, проводился в объединении декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования неоднократно и имел положительный отклик у всех участников.
3. Организация работы с родителями
обучающихся в объединении декоративно-прикладного творчества
Воспитание подрастающего поколения в обществе является предметом особой заботы. Отношения между участниками образовательного процесса стандартизованы и закреплены в форме Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт ориентирован на становление личностных качеств учащегося, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах;
построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй и культурно-региональным сообществом.
Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью.
Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Взаимодействие педагогов детей и родителей должно осуществляется при взаимопонимании и взаимоуважении всех участников образовательного процесса.
Методами взаимодействия могут стать:
методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности.
4.Формы работы с родителями, используемые в объединении декоративно прикладного творчества
Большое значение в объединении декоративно прикладного творчества придается выбору всевозможных форм работы с родителями. Формы, которые используются в объединении традиционно:
День открытых дверей. Данная форма обеспечивает возможность познакомить родителей и детей с любым объединением, работающим в учреждении дополнительного образования, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится экскурсия по учреждению с посещением кабинетов, знакомством с педагогом, с работами учащихся прошлых лет. В этот день в объединении работает творческая мастерская, где наряду с педагогом учащиеся второго и третьего года обучения знакомят всех желающих со своими работами, проводят мастер-класс, делятся своими впечатлениями о работе в объединении.
Родительские собрания. На первом в сентябре собрании родители знакомятся непосредственно с педагогом, с программой объединения, обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы объединения, планируются направления воспитательной работы, определяются пути сотрудничества семьи, объединения и дворца творчества, рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На собраниях в январе и конце года анализируются учебные достижения учащихся.
Открытые занятия имеют своей целью ознакомление родителей с методикой преподавания, спецификой учебной деятельности. Открытые занятия проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагог проводит занятие в нетрадиционной форме, стремясь раскрыть способности детей.
Беседы индивидуальные помогают выяснить, чем педагог может помочь в процессе развития и становления личности каждого обучающегося, выбрать индивидуальный подход. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседника к высказыванию. Педагогу надо не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность и доброжелательность.
Индивидуальные тематические консультации обмен информацией, дающей реальное представление о работе и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом, дает возможность родителям рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, а педагогу выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с учащимся:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
Анкетирование помогает получить необходимые сведения с помощьюкоротких вопросов. Методическое средство для получения информации с целью выяснения биографических данных, оценок, мнений и т. д.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Родительская гостиная помогает познакомить и сплотить коллектив родителей. Родительские гостиные проводятся в объединении 1 раз в год, без присутствия детей, где в непринужденной обстановке родители слушают друг друга, высказывают свое мнение, делятся своими мыслями на заранее обозначенную тему.
Виртуальное общение предоставляет возможность получать информацию об особенностях творческого развития детей всего объединения. Интернет-портфолио, виртуальные выставки работ, фотографии с мероприятий, проводимых в объединении, достижения и награды учащихся, обсуждения и предложения тем, касающиеся работы всего объединения, выкладываются на сайт группы объединения vkontakte.ru, а также на страничке объединения на сайте учреждения для родителей и детей, желающих узнать о направлении творческой деятельности объединения, и в дальнейшем заниматься в объединении.
Интернет переписка с родителями позволяет оперативно в письменной форме информировать родителей о предстоящей совместной деятельности в объединении или учреждении дополнительного образования, поздравлять с праздниками и т. д. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.
Семейный мастер-класс помогает родителям приобщиться к интересам ребенка. Родители и дети, совершая общее интересное дело, становятся ближе друг к другу, лучше понимают интересы друг друга. Тем самым родители поддерживают творческие начинания и увеличивают шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности.
Эта нетрадиционная форма работы с родителями очень эффективна, ведь во время данного мероприятия возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общее дело сплачивает детей и родителей, положительно влияет на формирование личности. Родители видят ребенка в разных ситуациях, что позволяет им лучше узнать его, помогает понять индивидуальные особенности и способности ребенка, помогает преодолевать трудности в обучении и негативные проявления эмоций в поведении. Педагог устанавливает партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создает атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Для воплощения данных идей в жизнь в объединении проводятся семейные мастер-классы.
5.Особенности организации и проведения семейных мастер-классов по творческим видам деятельности.
Семейный мастер-класс создает условия для использования нетрадиционных форм организации совместной деятельности родителей и детей объединения декоративно-прикладного творчества в условиях учреждения дополнительного образования.
Методика проведения семейных мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции педагога, так и на восприимчивости детей и родителей.
Участникам семейного мастер-класса предоставляется возможность освоить предложенную технику под чутким и благожелательным контролем педагога. Успешное освоение темы семейного мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
В объединении декоративно-прикладного творчества организация и проведение семейных мастер-классов включает в себя несколько этапов:
Подготовительный этап для педагога:
Выбор темы мастер-класса, техники его выполнения.
Заблаговременное приглашение родителей с детьми на семейный мастер-класс.
Планирование: разработка программы и плана-конспекта мастер-класса.
Подбор практических материалов (оборудование, материалы, инструменты для работы).
Отработка приёмов выполнения работы и её этапов в выбранной технике.
Выполнение презентации о практической части мастер-класса, этапах выполнения задания.
Подготовка раздаточных материалов.
Организационный этап:
Подготовка и оформление места проведения мастер-класса: место для педагога, для участников, необходимое оборудование, место для выставки.
Организация фото съёмки на мастер-классе и результатов работы.
Представление фотоматериалов на сайте объединения, фото отчет.
Практический этап (мастер-класс: этапы проведения):
Организационный момент: рассаживание участников, подготовка рабочих мест, проверка готовности.
Объявление темы мастер-класса, её актуальности, практической значимости, ожидаемых результатов.
Презентация мастер-класса, техники, этапов выполнения работы.
Практическое занятие по освоению темы мастер-класса: все этапы показа должны сопровождаться подробным словесным объяснением, раздаточным материалом для каждого участника.
Подведение итогов: совместное обсуждение результатов мастер-класса; выставка.
Организационный момент: уборка рабочих мест, приведение в порядок аудитории.
Семейный мастер-класс на сегодняшний день - одна из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями. Совместное творчество сближает, способствует установлению доверительных отношений между педагогом ребенком и родителями, помогает в непринужденной, дружеской атмосфере развить у ребенка фантазию, творческий вкус и воображение.
Любая вещь, сделанная своими руками или ручками наших детей – это необыкновенная, памятная вещь, содержащая частичку души ее создателя, а процесс создания таких вещей – приятные моменты нашей жизни. Игрушки, сделанные родителями, становятся самыми дорогими для детей.
Далее приводится методическая разработка по проведению мастер-класса для детей школьного возраста, педагогов и родителей.
Семейный мастер-класс «Подкова-оберег»
Назначение мастер-класса: самостоятельное изготовление детьми и родителями подковы из бумажных трубочек.
Цель мастер-класса: заинтересовать родителей и побудить их к изготовлению поделки совместно со своим ребенком.
Задачи:
овладеть практическими навыками плетения изделий из бумажных трубочек;
повысить интерес к прикладному творчеству;
развить эстетический вкус, через создание и декор предмета;
формировать потребность в приобретении новых знаний;
создать благоприятную атмосферу для неформального общения педагога, детей и родителей, увлеченных общим делом.
Структура семейного мастер-класса «Подкова-оберег».
Мастер-класс состоит из двух этапов, теоретического и практического.
Этап 1 (теоретический).
Цель: передача личного опыта по созданию работ из бумажных трубочек.
Задачи:
сформировать представление о плетении из бумажных трубочек, как о современном виде прикладного творчества;
привить интерес к созданию творческих работ;
познакомить с историей возникновения техники плетения и с традиционным значением и функцией оберега-подковы;
формировать потребность в создании эстетических, креативных и уникальных вещей.
Форма проведения: лекция-беседа.
Продолжительность этапа: 10 минут.
Теоретическая основа мастер-класса.
Плетение из бумажных трубочек.
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, лукошки) и обувь из длинных гибких ветвей. С развитием этого вида рукоделия появлялись разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера.
Появились такие техники плетения, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, кольчужное плетение, плетение сеток, плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом. Например, можно сплести подкову, что будет актуально в этом году, году лошади по восточному календарю.
Подкова на двери с глубокой древности у всех народов считалась талисманом, и эта вера в счастливые свойства лошадиной подковы живёт до сих пор. Зарождение поверья началось в Древнем Египте, во времена фараонов. Лошади фараонов подковывались золотыми подковами. Случалось, подковы терялись лошадьми, а египтянину, нашедшему её, и вправду необыкновенно везло – ведь он становился богатым человеком.
В тех странах, где было развито коневодство, найти подкову всегда считалось удачей. Путники забирали её с собой, чтобы повесить над дверью и защитить свой дом. Должно быть, такое трепетное отношение к подковам сложилось от чувства глубокого уважения и любви к лошадям.
Как же следует подвесить подкову, чтобы она служила оберегом? Есть несколько вариантов: считается, что подкова, подвешенная вверх рожками, напоминаем собой чашу, и таким же образом, не переворачивая, её надо повесить, чтобы удача не пролилась и не ушла из дома – «чтоб дом был полной чашей». Другой вариант говорит о том, что подкова должна висеть рожками вниз, оберегая дом от дурной и чужой энергии.
Подкову во дворе, за дверью вешают концами вниз – она закроет путь всей нечисти, стремящейся попасть в ваш дом, а внутри дома следует повесить подкову рожками вверх — для достатка в вашем доме.
Одно с уверенностью можно сказать, что человек интуитивно выбирает правильное решение. Та версия, которая вам понравится больше всего, которая будет ближе и понятней вам – это и есть ваш способ подвесить правильно Вашу счастливую подкову.
Этап 2 (практический).
Цель: демонстрация методов и техник работы при создании (плетении) подковы из бумажных трубочек.
Задачи:
развить творческое воображение через выполнение практического задания;
привить навык работы с инструментами и материалами;
сформировать потребность в создании индивидуального изделия;
развить мелкую моторику;
Форма проведения: интегрированное занятие.
Вид мастер-класса: совместная работа педагога с детьми и родителями.
Продолжительность: 2 часа.
Необходимый материал:
Бумага газетная;
Лента для кассовых аппаратов;
Клей;
Ножницы;
Краска акриловая;
Проволока флористическая, 0,7мм;
Зубочистки;
Спица 2 мм;
Шаблон подковы из картона;
Бусины для декора.
Вводный инструктаж:
При работе с проволокой и ножницами нам нужно помнить о технике безопасности:
следить за тем, чтобы не поранится об острые концы проволоки.
Ход работы
Приступаем к изготовлению бумажных трубочек. Нарезаем бумагу для кассовых лент полосками шириной 4 см, длиной 30 см, прикладываем спицу №2 к левому нижнему углу полосы и под углом примерно 60 градусов накручиваем ее на спицу. Трубочки должны быть плотными. Свободный конец приклеиваем. Нам понадобится 6-7 трубочек.
2.Вставляем проволоку в одну трубочку на всю длину.
3. Формируем подкову, из полученной трубочки, сверяя форму с картонным шаблоном.
4. Наращиваем трубочку, капнув клея, вставляя узкий конец трубочки в широкий.
5.Свободной частью трубочки начинаем оплетать полученную форму подковы, оплетая наружную часть дуги сверху, а внутреннюю – снизу, и наоборот.
6.Пройдя 1/4 часть первой дуги нужно плетение начинать уплотнять по внутренней дуге, а по внешней укладывать свободнее, все время, сверяя с шаблоном и делая правки формы.
7.Доходим до средней части формы и оплетаем вторую дугу.
8.По окончании плетения плотно укладываем трубочку, закрепив ее клеем, отрезаем лишнее.
9.По желанию можно подковке придать любой цвет или оставить белой.
Рефлексия деятельности: родители и дети свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе совместной работы на мастер-классе.
Педагог высказывает свое мнение и благодарит всех участников семейного мастер-класса.
Этап 4.Определение эффективности работы
Для выявления эффективности работы Семейного мастер-класса педагогом была составлена анкета для родителей, целью которой является выявлениеотношения родителей и детей к занятию.
Как показал анализ результатов анкетирования, родители и обучающиеся объединения в наибольшей степени проявляют интерес к предмету занятий. Это говорит о том, что использование нетрадиционных форм организации совместной деятельности родителей и детей является эффективным. Приёмы, осуществляемые во время проведения занятия, подобраны верно, с их помощью активизировано внимание детей и родителей, что способствует эффективному проведению мастер-классов.
6.Заключение
Главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Беречь любовное единство семьи, не стесняться проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям помогает такое направление, как семейный мастер-класс. Истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Семейный мастер-класс способствует гармонизации детско-родительских отношений и отношений педагога с детьми и родителями.
8.Список использованной литературы
Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества // Школа и российское общество. – 2008. – №2. – С.79-84
Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.
Еманова С.В., Казанцева Е.А., Шибаева В.Л. Взаимодействие педагогов и родителей в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2009. – № 1. – С.28-32.
Ронами Т.Ю. Формы и методы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С.33-37.
Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.