Просмотр содержимого документа
«Алгоритм проектирования для успешного развития навыков XXI века»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 муниципального образования город-курорт Анапа имени генерала-фельдмаршала Ивана Васильевича Гудовича
Алгоритм проектирования для успешного развития навыков XXI века
Выполнила: Снежкина Инна Викторовна,
учитель технологии МБОУ СОШ №16
им. И.В. Гудовича город-курорт Анапа
2020год
Слово «проект» ( в переводе с латинского « брошенный вперед») в толковом русском словаре С.И. Ожегова определяется как «замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства».Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.
Образовательный проект рассматривается как «совместная учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата деятельности».
Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
Выделенные в данном определении слова являются ключевыми и образуют
структуру проекта.
“Проектирование” - процесс создания проекта и его фиксация в
какой-либо внешне выраженной форме. Этот термин имеет техническое
звучание, но в настоящее время он также используется для обозначения
интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых
разнообразных типов.
В обучении применяется метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования ивыполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Рассматривая метод проектов как дидактическую категорию следует иметь в виду « способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом».
Метод проектов как педагогическая технология– совокупностьисследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и
групповые (два и более участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
-мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока. Работа в группах, продолжительность 20 мин.
(10 мин. на подготовку, по 2 мин. на презентацию каждой группы).
- краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности. Пример: работа в группах, продолжительность – 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектным группам – сбор информации по «своим» элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Методы проектирования
Приведем три группы методов, с помощью которых можно разрабатывать проекты и обучать проектированию.
Первую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура».
Метод «инверсия» или проектирование «от противного» заключается в том, что при рассмотрении способов решения проблемысовершается такая их перестановка, которая позволяет получить принципиально новые, порой парадоксальные решения.
Метод «мозговой атаки» является, по сути методом генерирования идей в сжатые сроки и подразумевает этапы:
Спонтанное изложение каждым участникам своих идей в быстром темпе без предварительной критики и обсуждения;
запись «выданных» идей;
поочередное обсуждение и оценка каждой идеи;
отбор 1-2 идей, которые становятся основой проекта.
Близким по структуре к методу «мозговой атаки» является метод «мозговойосады», включающий этапы:
предложение идеи и описание ее структуры и механизма реализации;
фиксация идей:
анализ и оценка каждой идеи;
отбор наиболее интересных и нестандартных.
Метод «карикатура» в проектировании используется как эскиз к выявленной проблеме, поиску образного представления проблемной ситуации и нахождению нового неожиданного решения.
Вторая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков», «свободное выражение функции».
Метод «наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта посредством поиска, тщательного анализа достоинств и недостатков и «улучшения» чужих идей в научной и методической литературе. Данный метод чаще всего используется в работе со школьниками для начального формирования проектировочных умений (например, в работе с младшими школьниками).
Метод «изменение формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняяформулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.
Метод «наводящих вопросов» позволяет упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Такими вопросами могут быть:
- Почему данную проблему нужно решать?
- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?
- Какие средства для этого необходимы?
- Кто мог бы участвовать в проекте?
Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем.
Метод «перечень недостатков» можно применять для описания проблемной ситуации, когда необходимо собрать информацию и составить полный развернутый перечень недостатков, подлежащих изменению.
Метод «свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели.
Третья группа методов – это творческие методы проектирования. К ним относятся «аналогии», «ассоциации», «неологии», «эвристическое комбинирование», антропотехника».
Суть метода «аналогии» состоит в использовании уже существующих решений в других областях жизнедеятельности. При использовании этого метода интерпретируется аналог первоначальной заимствованной идеи и постепенно доводится до получения проектного замысла.
Метод «ассоциации» связан с извлечением ассоциаций из разных идей по изменению социальной действительности. Применение данного метода в немалой степени способствует развитию образного и ассоциативного мышления школьников.
Метод «неологии» - метод использования чужих идей, но при условии изменения структуры, содержания, оформления, представления.
Метод «эвристического комбинирования» состоит в том, чтобы первоначальную идею проекта довести до абсурда, а потом найти в этом рациональное зерно.
Таким образом, оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом учащихся, длительностью проекта. Основанием метода проектов является положение о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается в интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы.
Алгоритм проектирования можно представить в виде последовательности следующих действий:
Определение проблемы
Определение цели и задач
Выдвижение гипотезы
Обсуждение методов исследования и предстоящей деятельности
Подведение итогов деятельности,оформление и презентация результатов
Выводы, выдвижение новых проблем, поиск «точек развития проекта»
Мы рассмотрели типы проектов, классифицированные по пяти признакам - по доминирующей в проекте деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации деятельности участников, по характеру контактов, по количеству участников проекта и по его продолжительности. На практике реальный проект может быть отнесен к одному из типов по всем признакам за исключением первого – доминирующей в проекте деятельности. Подчеркнем, что в каждом проекте могут присутствовать все описанные виды деятельности, поэтому, тип проекта определяет не единственная, а преобладающая или доминирующая деятельность. Обучение проектированию и разработка проекта могут осуществляться с помощью специальных методов, выбор которых обусловлен спецификой проекта, возрастом учащихся. Это могут быть выше перечисленные методы.
Можно выделить определенную структуру «классического» проекта из 16 основных составляющих. Я хочу подчеркнуть, что реальный проект может содержать не все элементы предлагаемой структуры. Например, для мини-проектов, реализуемых в рамках одного урока, не нужно составлять бюджет, определять риски и мероприятия по их устранению; игровые и ролевые проекты не требуют определения объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы и т.д.
Структура проекта
Тема проекта- Чем собираемся заниматься?
Актуальность проблемы - Почему это необходимо?
Объект исследования - Что необходимо изучить?
Предмет исследования - По каким «углом зрения» рассматривается объект?
Цель проекта - Что мы получим в результате проекта?
Задачи проекта - Что необходимо сделать для достижения цели проекта?
Гипотеза исследования - Что будет, если…?
Описание проекта- В чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?
Участники проекта- Кто будет реализовывать проект? Партнеры проекта- Кто будет помогать и поддерживать?
Целевая группа- Чья жизнь изменится к лучшему? Кому нужен проект?
Этапы и календарный план реализации проекта- Кто, когда, и что будет делать?
Бюджет проекта- Какова стоимость материальных средств, необходимых для реализации проекта?
Ожидаемые результаты- Какие изменения произойдут в результате реализации проекта?
Риски и мероприятия по их снижению - Что может помешать выполнению проекта и как можно это предотвратить?
Перспективы развития проекта- Какие новые направления деятельности возможны?
Авторы проекта- Кто разработал данный проект?
Проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокий и целенаправленной подготовки педагога координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проекта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех.
Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой включения современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа, и наконец третье значение – какой-либо замысел или план.
Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, исследовательской деятельности, формирование у них навыков. Достижение учащимися уровня образованности, соответствующему их личному потенциалу должно стать результатом образования. Формирование творческой личности, способной к дальнейшему самообразованию- это социальный заказ современного общества образованию. В педагогической практике основным вопросом является вопрос о том, как научить ученика самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы? Как построить обучение так, чтобы дети не боялись высказывать свои мысли, обосновывать свою позицию, даже если она отличается от общепринятой? Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Обратимся к идеям, лежащим в основе проектирования. Центральными называют идеи:
опережения, перспективы, заложенные в самом слове «проект» (бросок в будущее);
«разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым;
совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
«разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Учитель на всем пути выполнения проекта выступает как наставник, корректируя подготовку собранного материала для защиты проекта. Используя данную технологию, мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология-это практические творческие задания, требующие от учащихся их применения для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Необходимо использовать инновационные формы и методы обучения на уроках технологии, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышению уровня мотивации учебной и творческой деятельности: лучшему усвоению знаний. Вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.