kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Жизнь и вклад А.Я. Вагановой в развитии и сохранении русского балета»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена  выдающемуся педагогу А.Я. Вагановой  и её методике преподавания  классического танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Жизнь и вклад А.Я. Вагановой в развитии и сохранении русского балета»»

«Жизнь и вклад А.Я. Вагановой  в развитии и сохранении русского балета»

«Жизнь и вклад А.Я. Вагановой в развитии и сохранении русского балета»

В книге «Основы классического танца» выдающегося педагога русской балетной школы А. Я. Вагановой (1879-1951) подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, так называемая “Система Вагановой”. Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический в педагогический опыт автора. Текст сопровождается большим количеством рисунков, а также нотами. Издание предназначено для учеников балетных школ, педагогов танца и всех интересующихся техникой и историей русского балетного искусства.

В книге «Основы классического танца» выдающегося педагога русской балетной школы А. Я. Вагановой (1879-1951) подробно, шаг за шагом, излагаются основы классического балетного танца, так называемая “Система Вагановой”. Оставаясь глубоко национальной по духу и по манере танцевальных движений, она вобрала в себя как опыт французской и итальянской балетных школ, существенно переработанный на русской почве, так и личный сценический в педагогический опыт автора.

Текст сопровождается большим количеством рисунков, а также нотами.

Издание предназначено для учеников балетных школ, педагогов танца и всех интересующихся техникой и историей русского балетного искусства.

Художественный руководитель Академии русского балета, известный танцовщик, балетмейстер, педагог, Игорь Дмитриевич Бельский:  «Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство».

Художественный руководитель Академии русского балета, известный танцовщик, балетмейстер, педагог, Игорь Дмитриевич Бельский:

«Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской – слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет – его репертуар, школу, профессиональное мастерство».

Балетовед Борис Илларионов : «На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках».

Балетовед Борис Илларионов :

«На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу. Методика Вагановой требует правильной постановки корпуса, точной координации всех частей тела. Ваганова придавала важнейшее значение работе рук, добиваясь их выразительности, легкости, пластичности, мягкости, а также энергии и динамического импульса во вращениях и прыжках».

Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. Синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу. Талантливые педагоги были всегда, но их главными достижениями становились талантливые ученики. Ваганова же могла научить всех. Книга Вагановой «Основы классического танца» , в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала семь переизданий и переведена на многие языки мира.

Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. Синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу.

Талантливые педагоги были всегда, но их главными достижениями становились талантливые ученики. Ваганова же могла научить всех.

Книга Вагановой «Основы классического танца» , в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала семь переизданий и переведена на многие языки мира.

Агриппина Яковлевна Ваганова, первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу , не считала свою методику догмой. Она не стеснялась учиться у других, никогда не вдавалась в область мужского исполнительства, а когда писала свою знаменитую книгу «Основы классического танца» , пользовалась помощью историка балета, литератора Любови Дмитриевны Блок, и в этом одна из причин непреходящей, неустаревающей ценности ее учебника.

Агриппина Яковлевна Ваганова, первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу , не считала свою методику догмой. Она не стеснялась учиться у других, никогда не вдавалась в область мужского исполнительства, а когда писала свою знаменитую книгу «Основы классического танца» , пользовалась помощью историка балета, литератора Любови Дмитриевны Блок, и в этом одна из причин непреходящей, неустаревающей ценности ее учебника.

В 1931 – 1937 годах Ваганова была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр) . Здесь она оставила след как балетмейстер. Балет «Лебединое озеро» с переделанным сюжетом, откуда по велению времени изъяли элемент фантастики, канул в Лету. Но в восстановленном по хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова спектакле закрепились сцена встречи Одетты и Зигфрида, где пантомима заменена танцем, и вагановские руки лебедей, похожие на крылья. Ныне эти изменения так органично вошли в ткань спектакля, что нам трудно представить лебедей Льва Иванова с «круглыми» руками. При возобновлении балета «Эсмеральда» родился вагановский шедевр – Pas de deux Дианы и Актеона , который до сих пор является шлягерным номером балетной сцены и часто показывается на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства его исполнителей.

В 1931 – 1937 годах Ваганова была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр) . Здесь она оставила след как балетмейстер.

Балет «Лебединое озеро» с переделанным сюжетом, откуда по велению времени изъяли элемент фантастики, канул в Лету. Но в восстановленном по хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова спектакле закрепились сцена встречи Одетты и Зигфрида, где пантомима заменена танцем, и вагановские руки лебедей, похожие на крылья. Ныне эти изменения так органично вошли в ткань спектакля, что нам трудно представить лебедей Льва Иванова с «круглыми» руками.

При возобновлении балета «Эсмеральда» родился вагановский шедевр –

Pas de deux Дианы и Актеона , который до сих пор является шлягерным номером балетной сцены и часто показывается на конкурсах как свидетельство высочайшего мастерства его исполнителей.

Ужасы 1937 года, когда поиски «врагов народа» затронули все круги общества, не обошли стороной и Ваганову. Ее убрали с поста художественного руководителя Кировского театра, но самым трагичным было то, что в числе гонителей были многие ее ученицы, не будем здесь перечислять их имена. Остались верными только Марина Семенова и Наталия Дудинская. Ваганова сосредоточилась на педагогической работе. Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, Ваганова до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца, посещала уроки всех педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой.

Ужасы 1937 года, когда поиски «врагов народа» затронули все круги общества, не обошли стороной и Ваганову. Ее убрали с поста художественного руководителя Кировского театра, но самым трагичным было то, что в числе гонителей были многие ее ученицы, не будем здесь перечислять их имена. Остались верными только Марина Семенова и Наталия Дудинская.

Ваганова сосредоточилась на педагогической работе. Находясь во главе Ленинградского хореографического училища, Ваганова до самой смерти (она ушла из жизни 5 ноября 1951 года) давала уроки классического танца, посещала уроки всех педагогов, следила за тем, чтобы методика преподавания была единой.

В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый «балеринский класс», где занимались только ведущие солистки труппы. Ваганова считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренеровки-разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

В Кировском театре она вела уникальный класс усовершенствования мастерства, так называемый «балеринский класс», где занимались только ведущие солистки труппы. Ваганова считала, что обязательный ежедневный урок, который всю жизнь делают балетные артисты, должен быть средством не тренеровки-разогрева мышц, а средством совершенствования и постижения нового.

Агриппина Яковлевна Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле великого педагога символизирует ее вклад в искусства балета: девушка в балетном репетиционном костюме (хитон и пуанты) читает знаменитый на весь мир учебник «Основы классического танца». Могила Вагановой на Волковском кладбище

Агриппина Яковлевна Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле великого педагога символизирует ее вклад в искусства балета: девушка в балетном репетиционном костюме (хитон и пуанты) читает знаменитый на весь мир учебник «Основы классического танца».

Могила Вагановой на Волковском кладбище

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой , которое перешло в название Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой. Здесь родился ставший международным конкурс «Ваганова-Prix» , участвовать в котором могут старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира. В его жюри постоянно собирался весь цвет мирового балета: Наталия Дудинская, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова, Игорь Бельский, Анна-Мария Холмс, Николай Боярчиков, Наталия Макарова, Людмила Сахарова. Задача конкурса не только показать мастерство юных и открыть новые имена, но и проанализировать, как методика Вагановой развивается на практике в разных хореографических школах. Но самое главное, что дело Вагановой успешно продолжают ее последователи, и каждый год из стен Школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой , которое перешло в название Академии русского балета. Здесь свято хранят добрую память о Вагановой.

Здесь родился ставший международным конкурс «Ваганова-Prix» , участвовать в котором могут старшие воспитанники профессиональных балетных школ мира. В его жюри постоянно собирался весь цвет мирового балета: Наталия Дудинская, Ольга Моисеева, Ирина Колпакова, Игорь Бельский, Анна-Мария Холмс, Николай Боярчиков, Наталия Макарова, Людмила Сахарова.

Задача конкурса не только показать мастерство юных и открыть новые имена, но и проанализировать, как методика Вагановой развивается на практике в разных хореографических школах.

Но самое главное, что дело Вагановой успешно продолжают ее последователи, и каждый год из стен Школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Жизнь и вклад А.Я. Вагановой в развитии и сохранении русского балета»

Автор: Новикова Рамзия Талгатовна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства