Просмотр содержимого документа
«"Учитель - инженер человеческих душ" (профориентационный проект)»
Инженер человеческих душ
Работу выполнил:
ученица 10 класса
Руководитель
«Учитель работает над самой ответственной задачей— он формирует человека.Педагог — это инженер человеческих душ.»Михаил Иванович Калинин.
Цели проекта:
Привлечь внимание к профессии учителя;
Выяснить аспекты работы современного учителя;
Проанализировать потребность современного общества в профессии «учитель»
Задачи проекта:
1.Формировать опыт исследовательской деятельности;
2. Составить профессиограмму профессии «учитель»;
3. Познакомиться с историей возникновения профессии «Учитель»;
4.Провести анкетирование учителей
« Учитель глазами...учителя » »
Гипотеза:
Профессия «УЧИТЕЛЬ» остается «супервостребованной» в современном обществе.
История профессии
Когда же появились первые учителя?
Когда появилось человечество, тогда же появились и учителя.
Одним из первых и верных учителей была Природа.
Наблюдая за птицами, насекомыми, повадками и поведением животных, солнцем, древние люди научились определять погоду , узнавать о приближении землетрясений, наводнений, извержении вулканов, определять смену времён года, время суток. Природа учила древних людей выживать. Она, как мама, учит всему, что сама знает.
В каменном векеучителями было старшее поколение, которое обучало младшее познавать окружающий мир:
- разжигать огонь;
- выделывать шкуры животных;
- охотиться;
- распознавать грибы, ягоды, травы.
Чем больше человек познавал окружающий мир, тем больше появлялось мастеров-учителей, способных передавать свои знания и опыт ученикам .
История профессии
Проходили годы.Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Учителями Средневековьябыли монахи, священники и дьяконы, которые обучали чтению, письму, простейшему счёту, основам христианского вероучения и церковному пению в церковных и монастырских школах.
История профессии
На Руси при монастыряхтакже открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
История профессии
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Перед революцией широкое народное образование только зарождалось. открывались земские школы. Учителя ценою своих сил, невероятной работой выводили народ из тьмы невежества. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим.
Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции.
Результаты оценки интереса к профессии и представления о ней в виде цветного кода (метод Биркмена)
Цвет, которому соответствуют мои профессиональные характеристики: синий .
Цвет, которому соответствует предпочитаемый моим видом деятельности: синий .
Код RIASEC оценки интереса к профессии (по системе Голланда)
1-я группа: А=А
2-я группа: S=C
3- я группа: Е=К
Исследование выбора профессии
Тип профессии:
По системе Климова - " Человек-знак", «Человек-человек»
Класс профессии:Эвристический (творческий)
Исследование выбора профессии
Основные задачи и основные обязанности профессии учитель:
- приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
- формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
- развитие собственного достоинства и самоуважения;
- воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
- развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.
Исследование выбора профессии
Существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:
- планировать учебный материал по своему предмету,
- обеспечивать выполнение учебных программ,
- участвовать в методической работе,
- использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
- проводить анализ успеваемости своих учеников,
- обеспечивать соблюдение дисциплины,
- формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
- стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
- добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.
Исследование выбора профессии
Требования к профессии учитель. Нужно иметь:
- развитые интеллектуальные способности,
- высокую концентрацию,
- хорошую дикцию,
- умение переключать и распределять внимание,
- выдержка,
- энергичность,
- работоспособность.
- умение заинтересовать своим предметом.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: Грамотная, четкая, устная и письменная речь, хороший слух и память, терпение, усидчивость и внимательность.
Медицинские ограничения:
Нервно-психические расстройства. очень плохой слух, низкий интеллект.
Исследование выбора профессии
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИИ
Области применения:
Работает в научно-исследовательских институтах, учебных заведениях, в различных общественных, культурных и производственных организациях, в качестве преподавателя.
Доминирующая профессиональная направленность:
Работа с детьми, а также со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т.п.)
Доминирующие интересы: Русский язык, литература, математика…..
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Высшее образование:
- СГУ имени Н.Г. Чернышевского.
Московский ГУ. Филологический факультет.
Московский Российский государственный гуманитарный университет.
Средне –специальное:
Саратовский областной педагогический колледж
Профессионально – педагогический колледжСаратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Возможность продолжения образования в аспирантуре;
Карьерный рост:
Педагог- наставник;
-Педагог -методист;
Педагог -исследователь;
-Заместитель директорапо УВР;
-
Директор школы
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ВЫВОДЫ:
Анализ проведенного анкетирования учителей и собранной информации подтвердил мою гипотезу о том, профессия учителя еще на долгие годы останется востребованной.
Президент России В.В.Путин в своем послании к Федеральному собранию подтвердил заботу государства о поднятии престижа учительской профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2008 - 543 с.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448с.
Здоровье учителя как один из факторов, влияющих на качество образовательного процесса: Н.Е. Бурко.
Материалы из статьи Михаила БОНДАРЕВА «Учительское счастье» («Учительская газета» № 49, 2011г)