Презентация по технологии "Интуитивные и алгоритмические методы поиска решения творческих задач"
Презентация по технологии "Интуитивные и алгоритмические методы поиска решения творческих задач"
Данная презентация может быть использована на уроках технологии в разделе "Технологии проектирования и создание материальных объектов или услуг". дает возможность расширить кругозор учащихся при решении задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по технологии "Интуитивные и алгоритмические методы поиска решения творческих задач"»
Интуитивные и алгоритмические
методы поиска решений.
На свете есть вещи важнее самых замечательных открытий – это знание методов, которыми эти открытия были сделаны.
Готфрид Лейбниц
Автор: учитель технологии
МБОУ «СОШ № 31»
Г. Симферополь
Савчак Ирина Валерьевна
Методы интуитивного поиска решений
Интуиция– это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций ; это некое «озарение», «чутье», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека.
Методы интуитивного (случайного) поисказаключаются в нахождении новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми сталкивается исследователь.
Алгоритмические методы поиска решений
Под алгоритмом подразумевается некий определённый для данного круга задач порядок выполнения операций, система правил последовательного выполнения действий.
Методы алгоритмического (упорядоченного)поиска строятся на основе разработки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т. д.
Вариант алгоритма решения творческих задач:
1. Уточнение задачи.
1.1. Определить конечную цель.
1.2. Проверить, можно ли достичь той же цели "в обход", решением другой задачи.
1.3. Определить, решение какой задачи (первоначальная или "обходная") может дать больший эффект.
2.1. Что желательно получить в самом идеальном случае?
2.2. Определить, что мешает реализации (получению) идеального конечного результата?
2.3. Почему мешает?
2.4. Определить, при каких условиях исчезает помеха.
3. Оперативная стадия.
3.1. Проверить возможность устранения технического противоречия, изменяя данные объекта (решить задачу типовым приемом).
3.1.1. Количественные изменения.
3.1.2. Изменения условий работы объекта.
3.2. Проверить изменение среды или других объектов.
3.3. Перенести решение из других областей.
3.4. Применить обратные решения.
4. Синтетическая стадия.
4.1. Определить, как данные объекты изменены после изменения одной части, а затем другой части объекта.
4.2. Определить, как данные объекты работают вместе с другими.
4.3. Проверить, может ли измененный объект быть применен по-новому.
4.4. Использовать найденную идею (или идею обратную найденной) при решении других творческих задач.
Метод «Букета проблем»
Метод «букета проблем» состоит в том, что, основывая на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем , формулируя тем самым группу или «букет проблем», состав которых таков:
ПКД — Проблема, Как она Дана. Это исходная формулировка проблемы.
ПОВ — Проблема в Общем Виде. Наша частная задача может быть обобщена не единственным образом. Исходную формулировку делят на смысловые группы, затем для каждой из смысловых групп пытаются подобрать более общее понятие.
ПА — Проблема — Аналог.
ПФВ — Проблема на уровне Физических Взаимодействий. На данном этапе полезно просмотреть, а что в объекте или его окружении можно было бы изменить так, чтобы исходная проблема либо исчезла вообще, либо частично решилась
ОП — Обратная Проблема. Иногда формулирование обратного, противоположного действия наводит на решение прямой проблемы. Между прочим, обратная проблема может быть и не в единственном варианте, так как отрицать можно не только действие целиком, но и часть его.
Развиваем интуицию.
Задание № 1.
Сработала интуиция?
Сработала интуиция?
Задание 2.Составляем алгоритм.
Вы обучаете маленького ребенка правильно мыть руки. Составьте подробный алгоритм мытья рук
Задание 3.Используем метод «Букета проблем».
Попробуйте, используя данный метод, решить одну из следующих задач:
- Не допустить списывания во время проведения ЕГЭ.
- Заставить всех учащихся носить и переобувать сменную обувь .
Увеличить количество карманных денег, выдаваемых родителям
Туристы (отец, мать, сын и дочь) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?
Опишите подробно алгоритм их действий.
2. Найдите решение проблемы путем метода «букета проблем».
Проблема: увеличить число покупателей велосипедов.