Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Социально-бытовая ориентация"»
1. Пояснительная записка.
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка в 9 классе – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя по времени не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Очевидна необходимость организации работы по социально-бытовой подготовке учащихся.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка»разработана на основе следующих документов:
1.Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;
2.Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-22 уч. год.;
5.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26.
6.Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - С.-П.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2016.
7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. / Под ред. Воронковой В. В., допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Издательство Владос», 2017.
Программа специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» И.М. Бгажноковой.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание, с другой - постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество. Основной целью данной программы является формирование у детей умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, а также развитие коммуникативности и социальных навыков поведения в общественных местах, что позволит успешно адаптироваться в обществе и интегрироваться в социум.
Обучение учащихся направлено на решение следующих задач:
- формирование умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких;
- формирование умений и навыков ведения домашнего хозяйства;
- формирование знаний,умений и навыков бытового труда;
- формирование представлений и знаний о нормах культуры;
- развитие коммуникативности и социальных навыков поведения в общественных местах.
Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются задачи и воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Совершенствуются элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитывается желание и стремление к приготовлению доброкачественной пищи; творческое отношение к домашнему труду. В ходе реализации программы у детей с интеллектуальными нарушениями формируется тот необходимый запас знаний, умений и навыков, который позволит им стать более самостоятельными и независимыми от взрослых, уверенными в своих возможностях, что обеспечивает последующую их социализацию.
Образовательные и воспитательные задачи обучения предмету решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения.
Содержание программы по предмету «Социально – бытовая ориентировка» позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное освоение материала.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа по учебнику. 1-4 классы. Айдарбекова А. А., Белов В. М., Воронкова В. В. и др. / Под ред. Воронковой В. В., допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Издательство Владос», 2017.
Материал по предмету подобран в соответствии с программой, учебником, построен от простого к сложному, в конце проводится закрепление, повторение материала.Изменения в тематике, распределении часов, преподаваемого материала осуществляется, в связи с разновозрастным составом класса и психофизиологическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Программа изучения предмета составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Учащимся предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Цельюобразования обучающихся по предмету «Социально – бытовая ориентировка» является:
- освоение системы социальнозначимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни;
- формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности.
Задачи обучения:
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я в семье», «я в магазине», «я на улице» и т.д.);
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира людей;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
- практические (экскурсии, оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов)
В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. На занятиях по СБО уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.Одним из важнейших принципов обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья является принцип расширения социальных связей.
В ходе реализации задач коррекционно-развивающей области, предмет «Социально-бытовая ориентировка» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционной работы, особенно с предметом «Развитие речи и окружающий мир». Содержание некоторых тем рассматривается при прохождении нескольких предметов (ХБТ, «Самообслуживание», музыка и т.д.).
Для формирования мотивации, саморегуляции важными являются такие приемы: как побуждение к активности, поощрение самостоятельности, предоставление возможности действовать самому, использование способов поощрения, значимых для ребенка.
На каждом уроке необходимо уделять внимание закреплению и повторению ранее полученных знаний. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по предмету «Социально – бытовая ориентировка», который доступен большинству учащихся.
Обучение носит наглядно-действенный характер, занятия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным образом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.
Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. В зависимости от возможностей каждого учащегося по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп усвоения материала.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом по предмету: «Социально – бытовая ориентировка», предметная область «Окружающий мир» рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю, 102 часав год, 34 учебные недели. Программа состоит из разделов курса, тем различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения.
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
23 часа
24 часа
33 часа
22 часа
102 часа
4. Содержание учебного предмета.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Упор делается на создание условий для возникновения практических навыков и использования усвоенного материала в быту, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни. Цель уроков СБО - подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Содержание программы выстроено с учётом психофизиологических особенностей ребенка, его возрастных особенностей, общих и специальных педагогических принципов. Данная программа направлена на то, чтобы сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей, правила поведения в социуме, а также сформировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены для сохранения и укрепления здоровья.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
Личная гигиена. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета. Уход за кожей лица и волосами.
Семья. Фамилия, имя, отчество. Родственные отношения.
Культура поведения. Представления и знания о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.
Жилище. Адрес проживания. Название и назначение жилых помещений. Необходимость ежедневного ухода за жилищем.
Бытовые электрические приборы. Виды и назначение бытовых электрических приборов. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.
Уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Специальные предметы ухода за растениями.
Одежда и обувь. Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке: пришивание пуговиц. Глажение простых вещей. Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Торговля. Специализированные магазины. Ассортимент товаров. Правила приобретения товаров, оплата. Профессии работников магазина.
Улица. Правила уличного движения. Улица и её части, их назначение. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.
Транспорт. Виды транспорта. Правила пользования общественным транспортом и поведение пассажиров в транспорте.
Телефон, телевизор. Правила пользования телефоном, телевизором. Знание номеров экстренного вызова и службы спасения.
Питание. Разнообразие продуктов. Режим и рациональное питание. Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами.
Для детей с менее развитым интеллектом предусмотреныознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде:
-упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела с использованием
невербальных и вербальных средств общения;
-предметные игры со строительным материалом, мозаикой, кукольной посудой;
-игры на звукоподражание (звукоподражания звукам двигателя машины, электрическим бытовым приборам и т. п.);
-совместные с учащимися игры-имитации (передача в движении предлагаемых образов);
-нахождение предмета по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей);
-упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик). Совместное с учащимися обыгрывание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету;
-знакомство с пиктограммами «дом», «сапоги», «машина» и т.д.;
-обучение учащихся в процессе игровых упражнений по подражанию учителю изображать имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола с проговариванием и т. п.
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.
Данный предмет для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. Уроки по предмету для учащихся проводятся с учетом особенностей развития ребенка. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся и учитывающих определенную динамику развития по сравнению с предыдущими годами обучения. Усвоению материала способствует отбор словесного материала для объяснения, закрепления, повторения; методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов); иллюстраций, схем, таблиц и т.д.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся 1 подгруппы должны знать и уметь:
1.Личная гигиена: - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и правила чистки зубов, мытья головы с помощью педагога;
2.Семья. Семейные отношения:- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников (по возможности записать имя, отчество, фамилию, возраст); опираясь на помощь педагога.
3.Культура поведения:- правила поведения в общественных местах; способы ведения разговора со старшими, сверстниками с помощью педагога.
4.Жилище:- виды жилых помещений; гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, опираясь на помощь педагога.
5.Бытовые электроприборы: - санитарно-гигиенические требования и соблюдать правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами, опираясь на помощь педагога.
6.Уход за комнатными растениями: - назначение комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями, опираясь на помощь педагога.
7.Одежда и обувь:- виды одежды, обуви и их назначение; правила ухода за одеждой и обувью; пришивать пуговицы, опираясь на помощь педагога; санитарно-гигиенические требования и соблюдать правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами, опираясь на помощь педагога.
8.Торговля:- виды магазинов; отделы магазинов и их содержание; правила покупки товаров; правила поведения в магазине.
9.Улица. Правила дорожного движения: - элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов; различать основные знаки дорожного движения, опираясь на помощь педагога.
10.Транспорт: - основные транспортные средства; соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
11.Телефон. Телевизор: - правила пользования телефоном, номера телефонов срочного вызова, культурно разговаривать по телефону; правила охраны зрения при просмотре телевизора, опираясь на помощь педагога.
12.Почта. Телеграф: - виды почтовых отправлений; адрес проживания; по возможности писать адрес на почтовых конвертах, открытках, опираясь на помощь педагога.
13.Питание: - значение питания; перечень продуктов для приготовления первых, вторых, третьих блюд, салатов; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи; правила мытья посуды и уборки помещения, опираясь на помощь педагога.
Учащиеся 2 подгруппы должны знать и уметь:
1.Личная гигиена: - уметь выполнять процедуры по уходу за лицом и телом, опираясь на активную помощь педагога.
2.Семья. Семейные отношения:- откликаться на имя, фамилию, по возможности знать состав семьи (на пиктограммах узнавать и показывать: мама, папа, бабушка и т.д.) опираясь на помощь педагога.
3. Культура поведения:- правила поведения в общественных местах с помощью педагога.
4. Жилище: - назначение блоков помещения проживания; ориентировка в жилом помещении (столовая, туалет, умывальная комната, спальня и т.д.) с помощью педагога .
5. Бытовые электроприборы: - на пиктограммах узнавать и показывать бытовые электроприборы: лампа, утюг, холодильник, пылесос и т.д., опираясь на помощь педагога.
6.Уход за комнатными растениями:- различать и уметь пользоваться инвентарем для ухаживания за комнатными растениями, опираясь на активную помощь педагога.
7. Одежда и обувь:- различать демисезонную одежду и обувь; по мере возможности самостоятельно обуваться, одеваться, различать лицевую и изнаночную стороны, опираясь на помощь педагога.
8. Торговля: - на пиктограммах узнавать и показывать продуктовые и промышленные товары, опираясь на помощь педагога.
9. Улица. Правила дорожного движения: - правила поведения за пределами дома-интерната, опираясь на помощь педагога.
10.Транспорт: - на пиктограммах узнавать и показывать основные транспортные средства (автобус, поезд, самолёт, велосипед и т.д.)
11.Телефон. Телевизор:- правила охраны зрения при просмотре телевизора, под присмотром педагога.
12.Почта. Телеграф: - на пиктограммах узнавать и показывать (конверт, марка, почтовый ящик, открытки и т.д.); установление связи между предметом и его изображением, опираясь на помощь педагога.
13.Питание: - на пиктограммах узнавать и показывать основные продукты питания (масло, морковь, сыр, колбаса и т.д.), опираясь на помощь педагога
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса).
Система контроля и оценки не ограничивается проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по учебному предмету. Усвоение материала используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия. Осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания, как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Контроль полученных знаний проводится по мере усвоения изученной темы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических работ, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий).
Оценка достижений обучающихся будет осуществляться по пятибалльной системе. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
Рассматривание тематических картинок, Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Установление связи между предметом и его изображением.
Д/И «Найди и покажи, что я назову».
Тематические листы-раскраски.
3
18.04.22
21.04.22
22.04.22
Тематические картинки, карточка.
31
Питание. Режим и рациональное питание. Разнообразие продуктов. Витамины.
Рассматривание тематических картинок: «Продукты».
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Установление связи между предметом и его изображением.
«Найди и покажи, что я назову».3
Работа с пиктограммами (масло, морковь, сыр, колбаса и т.д.)
Тематические листы-раскраски.
3
25.04.22
28.04.22
29.04.22
Презентация.
Плакаты «Виды пищи», «Витамины, содержащиеся в продуктах».
Тематические картинки.
32
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи.
Игры с использованием кукольной посуды.
Тематические листы-раскраски.
3
05.05.22
06.05.22
12.05.22
Презентация.
Инструкция.
33
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
Рассматривание тематических картинок: «Продукты».
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Установление связи между предметом и его изображением.
«Найди и покажи, что я назову».
Работа с пиктограммами (хлеб, картошка, рыба, молоко и т.д.)
3
13.05.22
16.05.22
19.05.22
Презентация, посуда, продукты
34
Назначение кухонных принадлежностей и посуды.
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами. Диагностика. Повторение пройденного материала.
Рассматривание тематических картинок: «Кухонные принадлежности и посуда».
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Установление связи между предметом и его изображением.
«Найди и покажи, что я назову».
Работа с пиктограммами (тарелка, кастрюля, ложка, стакан и т.д.)
2
20.05.22
23.05.22
Плакат «Санитария и гигиена на кухне».
Проверочный тест «Посуда».
Экскурсия в школьную столовую.
8. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№
Формы текущего контроля:
Срок проведения
1.
Диагностика
09.09.21
2.
Диагностика
20.05.22
Виды контроля: индивидуальный
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебник: В.В.Воронкова, С.А.Казакова.Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида. «Издательство Владос», 2016.
Программно-методическое обеспечение:
Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002. – 79 с. (Методическая библиотека).
Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Программа специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой;
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.