Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса: «предпринимательство сегодня»»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО СЕГОДНЯ»
17 часов
I. Идея - что вы будете делать. – 1 час
В представлении многих можно найти некую суперидею, которая принесет много денег. На практике: во-первых, эта идея всё никак не придёт в голову. Во-вторых, идеи мало, нужна ещё и грамотная организация бизнеса, иначе клиенты останутся недовольны качеством обслуживания и уйдут. В-третьих, любую идею довольно скоро скопируют конкуренты, тем более, если она прибыльная.
Оглянитесь вокруг: многие зарабатывают деньги не на суперидеях, а на самых обычных. Открывая бухгалтерские фирмы, компьютерные магазины и устанавливая окна ПВХ. Вопрос не в том, что делать, а в том КАК.
П. Какой должна быть прибыльная бизнес-идея? – 2 часа
а) ваш продукт/услуга должны решать чью-то проблему или удовлетворять потребность.
Кто целевая аудитория? Это самый главный вопрос. Ответ «все» не подходит: можно получить больше прибыли, сделав несколько специализированных вариантов одного продукта, чем один «для всех».
Определить нужно: возраст покупателей, их пол, социальное положение, доходы, цену, за которую они согласны купить ваш товар. Почему им нужен именно ваш товар?
На массу интересных идей можно выйти, подумав, что покупатели хотели бы получить ещё, в дополнение к традиционным услугам и сервисам.
б) ваше предложение должно чем-то отличаться от предложений конкурентов.
Варианты: ассортимент (в соседнем доме есть магазин, но в нём исключительно пиво и сникерсы, еды нет), более широкий спектр услуг, более удобное для клиентов время работы (одно почтовое отделение в Москве принимает заказные письма с бухгалтерской отчетностью до полуночи в конце налогового периода, когда сроки «горят»), дополнительные услуги (мы напечатаем ваши фотографии, а если хотите, можем сделать из них фотокнигу в твёрдом переплёте), более удобное местоположение, короткий срок выполнения заказа, предоставление гарантий... Вариантов масса.
Конечно, на большом рынке (например, установка кондиционеров) вас всё равно кто-то да найдёт, но гораздо больший поток клиентов можно получить, предложив им конкретные выгоды от покупки именно у вас. И это не обязательно низкие цены.
III. Выбрав свое дело, необходимо спланировать,
как вы его будете организовывать. – 2 часа
Этот план нужен всем: тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам: вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решении этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее «подстелить соломку».
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя. Итак, зачем составляют бизнес-планы? Это необходимо по следующим причинам:
Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Вы можете достигнуть существенных преимуществ, если начнете с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем.
Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы «почувствовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности.
Когда в конечном счете вы поймете, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% доходов инвестору, вы будете чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать, в чем проблема.
Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки.
Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана- в интересах обеих сторон.
Большой грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.
Итак, назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:
Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.
Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.
Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на 3 года вперед.
При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально и лишь начиная с 3-го года следует ограничиться годовыми показателями.
КАК НАПИСАТЬ БИЗНЕС-ПЛАН
Каждому понятно, что любое дело гораздо проще и быстрее выполнить, если действовать по заранее намеченному плану. Так же и в бизнесе. Успешно осуществить задуманное можно только имея в наличии чёткий и грамотный бизнес-план. Однако как написать этот самый бизнес-план? В первую очередь поговорим о его структуре. Грамотный бизнес-план должен включать в себя девять обязательных разделов. Ниже мы дадим подробную характеристику каждому разделу.
I. Обзорный раздел.– 1 час
Данный раздел в обязательном порядке должен включать в себя краткий обзор всего бизнес-плана.
Основные подразделы данного раздела:
а) наименование проекта;
6} характеристика предпринимателя или компании;
в)расходы и доходы;
г)перспективы проекта;
д)документы, необходимые для старта (лицензии, сертификаты, разрешения);
е)степень успешности проекта.
II. Описание предприятия. - 2 часа
В данном разделе необходимо описать форму собственности, деятельность, успехи предприятия за последние пять лет, а также конкурентные отличия от других компаний, присутствующих в данном сегменте рынка.
III. Описание продукции и услуг. – 2 часа
Данный раздел должен дать подробную характеристику производимым товарам и услугам.
IV. Анализ рынка. – 1 час
Данный раздел должен содержать профессиональный обзор рынка производимой продукции или оказываемой услуги. Обязательно необходимо показать спрос на товар или услугу (в том числе и динамику за последний год). Если требуется выход на другие рынки - указать приблизительные затраты
V. Производственный план. – 1 час
Данный раздел должен содержать материалы, показывающие ,каким образом будет происходить производство товара и доставка его конечному потребителю(покупателю) .
VI. План сбыта. – 1 час
Данный раздел должен чётко показать маркетинговую стратегию будущего проекта.
VII. Финансовый план проекта. – 1 час
Данный раздел показывает способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.
Забота об окружающей среде как социальный процесс - 1 час.
Человек люди, общество живут в природном окружении,
без которой была бы невозможной сама жизнь. Людям жизненно необходимы земля, на которой они строят, стоят , сеют; вода, которую пьют, в которой моются, которой обогревают, охлаждают , воздух , которым они дышат; природные богатства, используемые в производстве и потреблении.
Так, что социальная экономика, изучающая экономические процессы и явления в тесной увязке с жизнью людей ,образом и уровнем их жизни ,несомненно ,занимается экологическими вопросами и проблемами .Экология и жизнь связаны между собой узами, которые становятся более и более тесными .
VIII. Анализ проекта. – 1 час
Содержит материалы и расчеты, демонстрирующие, в течение какого времени проект способен будет оставаться на плаву без дополнительных инвестиций.
Приложение.
Данный раздел содержит любые документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие: биографии руководителей проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы: результаты маркетинговых исследований; заключения аудиторов: подробные технические характеристики продукции. Используя данное руководство, вы сможете cсамостоятельно написать бизнес-план. Однако следует помнить, что столь подробный бизнес-план
необходим только в том случае, если вы собираетесь привлекать сторонние инвестиции. Для личного использования структуру можно упростить.