Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология. Технический труд". (ФГОС ООО)
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология. Технический труд". (ФГОС ООО)
Пояснительная записка к рабочей программе по тнхнологии составлена в соответствии с критериями ФГОС основного общего образования. Может быть полезна учителям технологии при подготовке рабочей программы перед началом учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология. Технический труд". (ФГОС ООО)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577.
Программы основного общего образования «Технология. Технический труд». В.М. Казакевича (Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю.Зеленецкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013).
Образовательной программы основного уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 28.08.2014г. №85.о.
Рабочая программа разработана в соответствии:
С положением о рабочей программе МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 30.07.2017г. №85.о.
В соответствии с Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г. №576.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Технология: Технический труд. 5 класс, 6 класс, 7 класс: учебник / И.В. Афонин, В.А. Блинов, А.А. Володин и др.; под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014.
Выбор программы и учебника обусловлен тем, что их содержание соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, учебному плану школы, и дает возможность раскрывать содержания основных направлений и разделов курса «Технология» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения, творческого потенциала педагога, интересов и потребностей учащихся.
Классы, в которых будет реализовываться рабочая программа, разноуровневые. Выделяются учащиеся с высоким уровнем мотивации, творческими способностями и очевидно проявляющейся заинтересованностью овладеть практическими навыками; учащиеся с активной учебной позицией, но меньшим уровнем умелости; учащиеся с невысокими познавательными и результативными показателями. Программа позволяет дифференцировать методические приемы и подходы с целью индивидуального развития каждого ребенка.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология. Технический труд»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
В результате комплексного освоения предмета
ученик научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
ученикполучит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫМИ результатами освоения учащимися курса «Технология. Технический труд» являются:
5 класс
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
•выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
6 класс
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
•самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
7 класс
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами являются:
5 класс
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
6 класс
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
•приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
7 класс
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
ПРЕДМЕТНЫМИ результатами являются:
5, 6, 7 класс (в соответствии с темами разделов)
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание учебного предмета «Технология. Технический труд» за курс основной общей школы.
Разделы рабочейпрограммы
5 класс
Кол-во
часов
Разделырабочей программы
6 класс
Кол-во
часов
Разделырабочей программы
7 класс
Кол-во
часов
Раздел 1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей.
24
Раздел 1. Технологии изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы.
24
Раздел 1. Технологии изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений.
22
Раздел 2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки.
22
Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов.
22
Раздел 2. Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов с использованием точеных деталей.
22
Раздел 3. Электротехнические работы.
4
Раздел 3. Электротехнические устройства.
4
Раздел 3. Электротехнические работы.
4
Раздел 4. Элементы техники.
4
Раздел 4. Элементы техники.
4
Раздел 4. Ремонтно-отделочные работы.
4
Раздел 5. Проектные работы.
14
Раздел 5. Проектные работы.
14
Раздел 5. Элементы техники.
4
Раздел 6. Проектные работы.
12
Итого
68
68
68
Содержание учебного предмета «Технология. Технический труд».
5 класс.
Раздел 1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей. 24 часа.
Цели и задачи курса технологии. Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила поведения в кабинете технологии. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями УМК. Древесина, свойства и области применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Лесоматериалы: доски, бруски, брусы, горбыль, шпон. Элементы доски: пласт, кромка, торец, ребра. Шпон, фанера. Лущение. Клееная фанера.
Практическая работа. Внешний вид древесины разных пород и образцов фанеры. Столярный верстак, подверстачье, передний и задний (торцевой) зажимы. Техника безопасной работы за столярным верстаком.
Практическая работа. Организация рабочего места для обработки древесины. Понятие «изделие» и «деталь». Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения.
Графическая документация. План работы, технологическая карта, припуски на обработку, заготовка, инструмент, приспособление.
Составление плана работы по изготовлению разделочной доски.
Разметка, угольник, ерунок, малка, циркуль, рейсмус, базовая поверхность. Правила выполнения разметки. Практическая работа.
Пиление, лучковая пила, ножовка, курковка, лобзик, зубья, стусло, развод. Правила безопасности при пилении.
Практическая работа. Выпиливание заготовок.
Строгание древесины, струги, шерхебель, рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, фуганок. Практическая работа.
Правила безопасной работы при сверлении древесины. Отверстие, сверло, коловорот, дрель, патрон. Практическая работа.
Гвоздь и шуруп, их предназначение и использование. Шлиц и его предназначение. Ручные электрические машины для обработки древесины.
Виды покрытий и их свойства. Прозрачная и непрозрачная отделка.Окрашивание как один из способов декоративной отделки древесины. Шлифовальная (абразивная) шкурка. Порядок нанесения водных красителей на поверхность изделия из древесины. Практическая работа.
Выжигательный аппарат. Правила безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Практическая работа.
Лобзик, металлическая рамка, зажимы, рукоятка, пилки, выпиловочный столик, надфиль. Правила безопасности при работе лобзиком. Практическая работа.
Раздел 2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс). Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. 22 часа.
Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Листовой металл, жесть, фольга. Пластмасса. Отличие пластмассы от других материалов.
Слесарный верстак и его назначение. Слесарные тиски. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Выполнение эскиза изделия из тонколистового металла и проволоки.
Правила безопасности при правке.
Киянка, гладилка, правильная плита, боек. Контроль качества правки тонколистового металла. Практическая работа. Правка заготовки из тонколистового металла.
Правила безопасности при разметке. План разметки. Кернер, шаблон, чертилка, риска (базовая линия), слесарный угольник, разметочный циркуль, струбцина. Практическая работа. Разметка коробки для мелких деталей.
Правила безопасности при резании металла слесарными ножницами. Стуловые ножницы, рычажные ножницы. Изготовление подкладки под резец. Практическая работа.
Правила безопасности при гибке тонколистового металла. Гибка, оправка, штамп, кузнец, штамповщик.
Практическая работа. Получение отверстия в заготовке с помощью сверлильного станка.
Заклепка, закладная головка, потайная головка, замыкающая головка, полукруглая головка, поддержка, натяжка, разъемное соединение, неразъемное соединение, фальцевый шов. Правила безопасности при клепке. Практическая работа.
Правила безопасности при отделке изделий. Отделка, зачистка, шлифование, полирование, грунтование, окрашивание. Практическая работа.
Разметка проволоки, метка, кусачки, зубило, лезвия губок, гибка, оправка, круглогубцы, криволинейная форма, гибочные приспособления. Правила безопасности при создании изделий из проволоки. Практическая работа.
Раздел 3. Электротехнические работы. 4 часа.
Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Электрический ток, гальванический элемент, генератор, источники электрической энергии, проводники, изоляторы, электротехническая арматура, электроустановочные изделия, электрическая цепь, условные обозначения.
Практическая работа. Сборка электрических цепей с использованием электроконструктора.
Правила безопасности при проведении электромонтажных работ. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов. Устройство и применение пробника целостности электропроводки на основе гальванического источника тока и электрической лампочки.
Практическая работа. Подключение проводов к электрооборудованию.
Раздел 4. Элементы техники. 4 часа.
Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Простые технические устройства (орудия), сложные технические устройства (технические системы). Основные функции технических устройств.
Понятие о машине. Классификация машин. Признаки машин. Привод, Лучковый привод. Механизм. Двигатель. Трансмиссия. Рабочий орган. Органы управления.
Практическая работа. Сравнительный анализ технических устройств, имеющих одинаковую основную функцию.
Деталь, сборочная единица, типовые детали машины, специальные детали машины, подвижные и неподвижные соединения (разъемные и неразъемные).
Практическая работа. Назначение типовых деталей машин. Подвижное и неподвижное соединения деталей механизмов.
Подготовительный этап проекта, обоснование проекта, историческая справка, информация, источники информации, техническая справка. Практическая работа.
Конструкторский этап, аналогия, метод аналогий, виды прямой аналогии (внешней формы, структурная, функциональная), конструкторская документация. Практическая работа.
Технологические задачи. Выбор инструментов и технологий изготовления изделия. Технологическая документация. Практическая работа.
Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда.
Элементы экономического и экологического обоснования проекта. Выводы по итогам работы. Способы проведения презентации проектов.
Защита (презентация) проекта.
Содержание учебного предмета «Технология. Технический труд».
6 класс.
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы. 24 часа.
Правила безопасной работы в школьных мастерских. Рациональное оборудование рабочего места.
Технологические пороки древесины. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом пороков древесины. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов.
Способы изготовления деталей различных геометрических форм. Практическая работа.
Устройство и назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей призматической формы.
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа.
Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы.
Практическая работа. Основные технологические операции и особенности их выполнения.
Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Практическая работа.
Техника безопасной работы на токарном станке.
Практическая работа. Разметка и изготовление уступов, соединение деталей «вполдерева», подгонка деталей.
Практическая работа. Соединение деталей шипами, шкантами и нагелями.
Технологические особенности склеивания. Практическая работа.
Маркировка деталей перед сборкой. Шлифование изделий. Виды лаков. Практическая работа. Окрасочные работы.
Народные промыслы России. Резьба по дереву. Контурная резьба. Двугранные выемки. Работа с использованием ножа-косяка. Техника безопасной работы при контурной резьбе. Практическая работа.
Роспись, подготовка поверхности древесины к росписи (шпатлевание, грунтование), выбор красок и кистей, подбор рисунка, организация работы по росписи.
Практическая работа.
Правила безопасности при выпиливании. Изделия, имеющие внутренний контур. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей.
Практическая работа.
Правила безопасности при выпиливании. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей.
Практическая работа.
Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов. 22 часа.
Техника безопасной работы при изготовлении изделий из металла. Металлы и сплавы. Основные технологические свойства металлов и сплавов
Практическая работа. Ознакомление с основными механическими свойствами и способами испытания металлов и сплавов.
Прокат и прокатка. Профиль проката. Сортамент: сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат. Получение полуфабрикатов.
Практическая работа. Измерение и разметка деталей штангенциркулем.
Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий.
Практическая работа. Чтение и разработка технологической карты.
Практическая работа. Сверление глухого отверстия в металлической заготовке.
Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Виды заклепок. Технология соединения деталей на заклепках.
Практическая работа. Выполнение заклепочного соединения.
Техника безопасной работы с композиционными материалами. Пластмасса. Композит. Искусственная смола. Наполнители. Добавки.
Термопласты. Реактопласты. Виды, признаки и свойства пластмасс.
Применение пластмасс в качестве конструкционного материала в различных отраслях экономики.
Практическая работа. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Раздел 3. Электротехнические устройства. 4 часа.
Техника безопасной работы с электротехническими устройствами. Электромагнит. Стержень-сердечник, Обмотка. Электрозвонок. Электродвигатель. Реле.
Практическая работа. Выполнение соединений элементов электрической цепи.
Правила безопасности при производстве электротехнических работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств. Модель электромагнита.
Наземный, водный и воздушный транспорт. История их появления. Транспортирующие машины и их использование.
Транспортирующие машины. Грузоподъемные машины. Простейшие виды подъемных приспособлений. Развитие транспортных средств в современной жизни. Проблемы увеличения скорости перемещения транспортных средств, их безопасности, экологичности и экономичности. Раздел 5. Проектные работы. 14 часов.
Правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта.
Практическая работа. Алгоритм решения проектной задачи.
Выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия.
Практическая работа. Графическое моделирование будущего проекта.
Выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда.
Экономическое и экологическое обоснование. Рекламное объявление. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы.
Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы.
Содержание учебного предмета «Технология. Технический труд».
7 класс.
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений. 22 часа. Правила безопасной работы в школьных мастерских. Рациональное оборудование рабочего места.
Строение древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов.
Способы изготовления плоских изделий криволинейной формы.
Правила безопасности труда при выпиливании плоских изделий криволинейной формы. Практическая работа.
Химико-механическая переработка щепы, стружек и опилок.
Раздел 2. Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов с использованием точеных деталей. 22 часа. Техника безопасной работы при изготовлении изделий из металла.
Технологические свойства металлов и пластмасс. Обрабатываемость резанием. Ковкость. Свариваемость, жидкотекучесть, прокаливаемость, износостойкость, коррозионная стойкость. Полуфабрикат.
Метчик, комплект метчиков. Приемы нарезания внутренней резьбы. Практическая работа. Упражнение в нарезании внутренней резьбы.
Полимер. Синтез. Пластмасса. Свойства гетинакса, поливинилхлоридов, полипропилена и резиносмеси.
Технологические операции при обработке некоторых пластмасс.
Техника безопасной работы с композиционными материалами. Особенности сверления пластмасс.
Дизайн. Техническая эстетика. Дизайнер.
Раздел 3. Электротехнические работы. Технологии электротехнических работ. Элементы автоматики. 4 часа.
Техника безопасной работы с электротехническими устройствами.
Датчик. Терморегулятор. Биметаллическая пластина.
Практическая работа. Принцип работы термореле.
Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Пригар. Геркон. Вакуум.
Практическая работа. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Испытание геркона.
Раздел 4. Ремонтно-отделочные работы. 4 часа.
Виды ремонтно-отделочных работ. Эскиз. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Техника безопасности при выполнении малярных работ. Практическая работа.
Подбор материалов и оборудования для ремонта. Характеристика наиболее распространенных видов обоев. Обойный клей. Обойный синтетический клей. Бустилат.
Правила безопасности при выполнении работ по оклейке стен и потолков обоями.
Ремонт мебели. Реставрация. Реставрационные работы. Практическая работа. Упражнение в мелком ремонте мебели.
Раздел 5. Элементы техники. 4 часа.
Привод. Трансмиссия, Механизм. Передача движения. Виды передач.
Передача движения гибкой связью. Передача движения с непосредственным контактом тел вращения.
Передача с преобразованием вращательного движения вала в возвратно-поступательное движение. Передача движения по заранее заданной закономерности. Механизмы, состоящие из шарнирно соединенных деталей.
Передаточное число.
Раздел 6. Проектные работы. 12 часов.
Правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта.
Практическая работа. Алгоритм решения проектной задачи.
Требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия, основы композиции, конструкторская документация.