Относительно программы по технологии в рабочей программе 5 класса и 6 класса произведена незначительная корректировка часов: 2 часа резервного времени дополняют раздел «Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов» с целью увеличения часов на выполнение практических работ в указанном разделе.
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей. 24 часа. |
1. | Вводный урок. Правила поведения в мастерской. Инструктаж по охране труда и техники безопасности. | Цели и задачи курса технологии. Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила поведения в кабинете технологии. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями УМК. | Усвоить правила внутреннего распорядка при работе в кабинете технологии. Ориентироваться в структуре учебника. Познакомиться с учебно-методическим сопровождением уроков технологии. | |
2. | Дерево и древесина. Породы деревьев. Условия, определяющие внешние свойства древесины. | Древесина, свойства и области применения. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. | Определять свойства древесины. Распознавать древесину и древесные материалы.. Определять профессии, связанные с деревопереработкой, и профессии, связанные с восстановлением лесных массивов. | |
3. | Пороки древесины. Лесоматериалы. Отходы древесины и их рациональное использование. | Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Лесоматериалы: доски, бруски, брусы, горбыль, шпон. Элементы доски: пласт, кромка, торец, ребра. | Знать области использования древесины. Определять пороки древесины. Понимать, как пороки древесины влияют на ее качество и применение. Знать виды пиломатериалов и основные элементы доски. | |
4. | Получение шпона и фанеры. Свойства фанеры и область ее применения. | Шпон, фанера. Лущение. Клееная фанера. Практическая работа. Внешний вид древесины разных пород и образцов фанеры. | Усвоить понятия: шпон, фанера, лущение, клееная фанера. Ознакомиться с образцами древесины и их свойствами. | |
5. | Обработка древесины. Рабочее место для обработки древесины. | Столярный верстак, подверстачье, передний и задний (торцевой) зажимы. Техника безопасной работы за столярным верстаком. Практическая работа. Организация рабочего места для обработки древесины. | Знать устройство столярного верстака. Уметь организовывать рабочее место для обработки древесины. Знать правила безопасной работы за столярным верстаком. | |
6. | Эскиз, технический рисунок и чертеж детали и изделия. | Понятие «изделие» и «деталь». Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Графическая документация. | Усвоить отличия технического рисунка, эскиза, чертежа. Распознавать линии и условные обозначения рисунка, эскиза, чертежа. Овладеть основами графической грамотности. | |
7. | Выполнение эскиза детали. | Практическая работа. | |
8. | Планирование работы по изготовлению изделия. | План работы, технологическая карта, припуски на обработку, заготовка, инструмент, приспособление. Составление плана работы по изготовлению разделочной доски. | Составлять план работы по изготовлению изделия. Читать и разрабатывать технологическую карту. | |
9. | Разметка заготовок из древесины. | Разметка, угольник, ерунок, малка, циркуль, рейсмус, базовая поверхность. Правила выполнения разметки. | Усвоить понятия: ерунок, малка, рейсмус, базовая поверхность. Знать правила выполнения разметки. Выполнять разметку заготовок для ящичка под мелкие принадлежности. | |
10. | Пиление древесины. | Пиление, лучковая пила, ножовка, курковка, лобзик, зубья, стусло, развод. Правила безопасности при пилении. Практическая работа. Выпиливание заготовок. | Знать инструменты, предназначенные для пиления древесины. Знать правила безопасности при пилении. Освоить приемы пиления. | |
11. | Строгание древесины. | Строгание древесины, струги, шерхебель, рубанок с одинарным ножом, рубанок с двойным ножом, фуганок. | Понимать, с какой целью строгают древесину, что общего и различного в конструкции стругов. Знать правила безопасности при строгании. Освоить приемы строгания древесины. | |
12. | Строгание заготовок. | Практическая работа. | |
13. | Сверление древесины. | Правила безопасной работы при сверлении древесины. Отверстие, сверло, коловорот, дрель, патрон. | Знать правила безопасной работы при сверлении. Знать предназначение сверла, коловорота, дрели. Освоить приемы сверления. Понимать целесообразность использования гвоздей и шурупов. Знать правила использования гвоздя и шурупа. Иметь представление о ручных электрических машинах для обработки древесины. | |
14. 15. | Сверление заготовок. Соединение столярных изделий гвоздями и шурупами. | Практическая работа. Гвоздь и шуруп, их предназначение и использование. Шлиц и его предназначение. Ручные электрические машины для обработки древесины. |
16. | Отделка древесины. Приемы нанесения водных красителей. | Виды покрытий и их свойства. Прозрачная и непрозрачная отделка. Окрашивание как один из способов декоративной отделки древесины. Шлифовальная (абразивная) шкурка. Порядок нанесения водных красителей на поверхность изделия из древесины. Практическая работа. | Знать виды покрытий древесины и их свойства. Знать правила безопасности при окрашивании и лакировании древесины. Освоить приемы отделки изделий из древесины. | |
17. | Первичный инструктаж. Выжигание. | Выжигательный аппарат. Правила безопасности при работе с выжигательным аппаратом. | Знать основные составные части выжигательного аппарата. Знать правила безопасной работы с выжигательным аппаратом. Научиться пользоваться прибором для выжигания. | |
18. | Выжигание. | Практическая работа. | |
19. | Выжигание. | Практическая работа. | Уметь пользоваться выжигательным аппаратом. Создавать изделия с отделкой методом выжигания. | |
20. | Выжигание | Практическая работа. | Уметь пользоваться выжигательным аппаратом. Создавать изделия с отделкой методом выжигания. | |
21. | Первичный инструктаж. Выпиливание лобзиком. | Лобзик, металлическая рамка, зажимы, рукоятка, пилки, выпиловочный столик, надфиль. Правила безопасности при работе лобзиком. | Знать назначение ручного лобзика, его составные части. Знать правила безопасной работы лобзиком. Освоить приемы выпиливания лобзиком. | |
22. | Выпиливание лобзиком. | Практическая работа. | |
23. | Выпиливание лобзиком. | Практическая работа. | Уметь пользоваться лобзиком. Создавать изделия с помощью лобзика. | |
24. | Выпиливание лобзиком. | Практическая работа. | Уметь пользоваться лобзиком. Создавать изделия с помощью лобзика. | |
Раздел 2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (металлов и пластмасс). Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. 22 часа. |
25. | Первичный инструктаж. Виды металлов и сплавов. Их основные свойства. | Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Листовой металл, жесть, фольга. | Ознакомиться с внешним видом образцов черных и цветных металлов и сплавов. Научиться по внешнему виду различать металлы и сплавы. Иметь представление о профессиях, связанных с добычей и производством металлов. | |
26. | Общие сведения о пластмассах. | Пластмасса. Отличие пластмассы от других материалов. | Знать основные свойства пластмассы и область ее применения. | |
27. | Тонколистовой металл и проволока. | Обработка металлов. Пластичность, деформация, прокатка, прокатный стан, кровельная сталь, жесть, фольга, волочение, волоки, катанка. | Знать основные свойства тонколистового металла и проволоки и иметь представление об областях их применения. Иметь представление об основных технологических операциях обработки металла и особенностях их выполнения.. Ознакомиться с видами тонколистового металла и проволоки. Изучить образцы тонколистового металла. | |
28. | Слесарный верстак. Слесарные тиски. Оборудование и организация рабочего места | Слесарный верстак и его назначение. Слесарные тиски. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. | Иметь представление об организации рабочего места для выполнения ручных работ по обработке металлов. Знать устройство слесарного верстака. Знать правила пользования слесарными тисками. Уметь организовывать рабочее место. | |
29. 30. | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Практическая работа. | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Выполнение эскиза изделия из тонколистового металла и проволоки. | Усвоить понятия «изделие» и «деталь» и разницу между ними. Знать типы графических изображений. Научиться читать графическую документацию для деталей. Уметь выполнять эскиз изделия из тонколистового металла и проволоки. Овладеть основами графической грамотности. | |
31. | Правка тонколистового металла. | Правила безопасности при правке. Киянка, гладилка, правильная плита, боек. Контроль качества правки тонколистового металла. | Понимать операцию правки металла и ее значение. Знать правила безопасности при правке. Иметь представление об инструментах, применяемых при правке, и уметь ими пользоваться. Овладеть приемами правки листового металла. | |
32. | Правка тонколистового металла. | Практическая работа. Правка заготовки из тонколистового металла. |
33. | Разметка тонколистового металла. | Правила безопасности при разметке. План разметки. Кернер, шаблон, чертилка, риска (базовая линия), слесарный угольник, разметочный циркуль, струбцина. | Знать правила безопасности при разметке. Знать инструменты, применяемые при разметке, уметь ими пользоваться. Знать последовательность разметки заготовок с помощью разметочного циркуля. Уметь составлять план разметки. Овладеть приемами разметки листового металла. | |
34. | Разметка тонколистового металла. | Практическая работа. Разметка коробки для мелких деталей. | |
35. | Резание тонколистового металла. | Правила безопасности при резании металла слесарными ножницами. Стуловые ножницы, рычажные ножницы. Изготовление подкладки под резец. | Знать правила безопасности при резании тонколистового металла. Знать виды слесарных ножниц. Уметь пользоваться слесарными ножницами. Уметь составлять технологическую карту изготовления подкладки под резец. Овладеть приемами резания тонколистового металла. | |
|
36. | Резание тонколистового металла. | Практическая работа. Изготовление подкладки под резец. |
37. | Гибка тонколистового металла. | Правила безопасности при гибке тонколистового металла. Гибка, оправка, штамп, кузнец, штамповщик. | Знать правила безопасности при гибке тонколистового металла. Знать, какие инструменты и приспособления используются для гибки тонколистового металла. Знать способы гибки заготовок из тонколистового металла. Усвоить, как выполняют гибку в тисках. Уметь составлять технологическую карту изготовления коробки для мелких деталей. Овладеть приемами выполнения комплексных работ. | |
38. | Изготовление коробки для мелких деталей, корпуса совка. | Практическая работа. Выполнение комплексных работ. | |
39. | Устройство сверлильного станка. | Сверлильный станок, станина, рабочий стол, шпиндельный узел, шпиндель, ременная передача, сверлильный патрон, рукоятка подачи. | Знать названия основных частей сверлильного станка и их назначение. Понимать , что общего между сверлильным станком и дрелью, и в чем их отличие. Ознакомиться со сверлильным станком. Знать правила безопасности при сверлении. Освоить приемы сверления на станке. | |
40. | Первичный инструктаж. Правила и приемы работы на сверлильном станке. | Практическая работа. Получение отверстия в заготовке с помощью сверлильного станка. | |
41. | Соединение деталей из тонколистового металла с помощью заклепок и фальцевого шва. | Заклепка, закладная головка, потайная головка, замыкающая головка, полукруглая головка, поддержка, натяжка, разъемное соединение, неразъемное соединение, фальцевый шов. Правила безопасности при клепке. | Усвоить, какие соединения относят к разъемным и неразъемным . Знать виды заклепок, для чего предназначены натяжка, поддержка. Усвоить последовательность выполнения заклепочного соединения. Усвоить этапы выполнения фальцевого шва. Знать правила безопасности при клепке. Овладеть приемами клепки. | |
42. | Соединение деталей с помощью заклепок. | Практическая работа. | |
43. | Отделка изделий из тонколистового металла. | Правила безопасности при отделке изделий. Отделка, зачистка, шлифование, полирование, грунтование, окрашивание. | Усвоить, какими способами производится отделка изделий их тонколистового металла. Знать, с какой целью окрашивают детали из металла. Понимать, в чем сходство и отличие отделки металлических изделий от отделки изделий из древесины. Знать правила безопасности при отделке изделий. Освоить приемы отделки. | |
44. | Отделка детали из тонколистового металла. | Практическая работа. | |
45-46. | Создание изделий из проволоки. | Разметка проволоки, метка, кусачки, зубило, лезвия губок, гибка, оправка, круглогубцы, криволинейная форма, гибочные приспособления. Правила безопасности при создании изделий из проволоки. Практическая работа. | Знать правила безопасности при создании изделий из проволоки. Усвоить порядок выполнения операций при создании изделий из проволоки. Иметь представление об инструментах, используемых при работе с проволокой. Овладеть основными приемами создания изделий из проволоки. | |
Раздел 3. Электротехнические работы. 4 часа. |
47. | Первичный инструктаж. Общее понятие об электрическом токе. | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Электрический ток, гальванический элемент, генератор, источники электрической энергии, проводники, изоляторы, электротехническая арматура, электроустановочные изделия, электрическая цепь, условные обозначения. | Знать общие правила безопасности при работе с электричеством, при работе с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Иметь представление об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Усвоить понятие «электрическая цепь». Знать виды источников тока и приемников электрической энергии. Иметь представление, где и в каких электротехнических устройствах применяются гальванические элементы, аккумуляторы, солнечные батареи. Иметь представление о профессиях, связанных с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Понимать условные графические обозначения на электрических схемах. Овладеть способами правильного соединения элементов в электрической цепи. | |
48. | Общее понятие об электрическом токе. | Практическая работа. Сборка электрических цепей с использованием электроконструктора. | |
49. | Электрические провода. Электромонтажные работы. | Правила безопасности при проведении электромонтажных работ. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов. Устройство и применение пробника целостности электропроводки на основе гальванического источника тока и электрической лампочки. | Иметь представление о передаче электрической энергии от источника к потребителю. Иметь представление об электрических проводах и шнурах, об электромонтажных инструментах. Знать правила и порядок восстановления нарушенной изоляции на проводе. Знать отличие электрического шнура от электропровода. Овладеть приемами оконцевания и подключения проводов. | |
50. | Электромонтажные работы | Практическая работа. Подключение проводов к электрооборудованию. | |
Раздел 4. Элементы техники. 4 часа. |
51. | Понятие о технике и техническом устройстве. | Понятие о технике. Понятие о техническом устройстве. Простые технические устройства (орудия), сложные технические устройства (технические системы). Основные функции технических устройств. | Усвоить понятия «техника» и «техническое устройство». Уметь приводить примеры простых и сложных машин, примеры технических устройств, выполняющих одинаковую основную функцию. | |
52. | Понятие о машине как технической системе. Классификация машин. | Понятие о машине. Классификация машин. Признаки машин. Привод, Лучковый привод. Механизм. Двигатель. Трансмиссия. Рабочий орган. Органы управления. Практическая работа. Сравнительный анализ технических устройств, имеющих одинаковую основную функцию. | Знать признаки машины как технической системы. Уметь объяснять, почему работоспособность машины зависит от полноты ее частей. Иметь представление о классификации машин. Уметь сравнивать свойства технических устройств. | |
53. | Типовые детали машин. Подвижные и неподвижные соединения. | Деталь, сборочная единица, типовые детали машины, специальные детали машины, подвижные и неподвижные соединения (разъемные и неразъемные). | Знать, чем отличается деталь от сборочной единицы. Уметь приводить примеры типовых деталей машин. Знать по каким группам классифицируются детали машин. Понимать отличие корпусных и типовых деталей. Иметь представление о соединении деталей машин в механизмах. Уметь приводить примеры соединений деталей в различных технических устройствах. Ознакомиться с типовыми деталями машин и со способами соединения деталей. | |
54. | Назначение типовых деталей машин. | Практическая работа. Назначение типовых деталей машин. Подвижное и неподвижное соединения деталей механизмов. | |
Раздел 5. Проектные работы. 14 часов. |
55. | Что такое творчество и творческий проект. | Творчество, творческий проект, этапы проектирования. | Усвоить понятия «творчество» и «творческий проект». Понимать цель творческого проекта. Знать основные этапы проектирования. | |
56. | Этапы выполнения проекта. Подготовительный этап. | Подготовительный этап проекта, обоснование проекта, историческая справка, информация, источники информации, техническая справка. Практическая работа. | Уметь обосновывать выбор объекта для проекта, осуществлять поиск научно-технической информации, проводить анализ возможностей изготовления изделия, подбирать необходимые инструменты, формулировать идею проекта. | |
57. | Конструкторский этап работы над проектом. | Конструкторский этап, аналогия, метод аналогий, виды прямой аналогии (внешней формы, структурная, функциональная), конструкторская документация. Практическая работа. | Понимать основную задачу этапа конструирования. Знать, что такое аналогия и виды прямой аналогии. Освоить методы поиска новых технических решений. Уметь осуществлять выбор рациональной конструкции, готовить основную техническую документацию. | |
58. | Технологический этап работы над проектом. | Технологические задачи. Выбор инструментов и технологий изготовления изделия. Технологическая документация. Практическая работа. | Уметь составлять технологическую карту изделия. | |
59. | Этап изготовления изделия. | Повторный инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Уметь комплексно выполнять технологические операции. | |
60. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
61. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
62. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
63. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
64. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
65. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
66. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
67. | Заключительный этап работы над проектом. | Элементы экономического и экологического обоснования проекта. Выводы по итогам работы. Способы проведения презентации проектов. | Оформлять презентационные проектные материалы. | |
68. | Заключительный этап работы над проектом. | Защита (презентация) проекта. | Представлять проектную работу по правилам презентации изделия. | |
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Дата |
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы. 24 часа. |
1. | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рациональное оборудование рабочего места. Виды пиломатериалов. Механические свойства древесины. | Правила безопасной работы в школьных мастерских. Рациональное оборудование рабочего места. Технологические пороки древесины. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом пороков древесины. | Знать правила поведения и техники безопасности. Уметь организовать рабочее место. Определять виды пиломатериалов и механические свойства древесины. Распознавать пороки древесины. Уметь выбирать древесину для работы. | |
2. | Профессии, связанные с обработкой древесины. Профессиограмма. | Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. | Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда. Понимать влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Уметь бережно относиться к природным богатствам. | |
3. | Чертеж детали цилиндрической формы. | Способы изготовления деталей различных геометрических форм. | Уметь графически изображать детали призматической и цилиндрической форм. Знать конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Читать чертежи деталей призматической и цилиндрической форм. | |
4. | Сборочный чертеж изделия. | Практическая работа. | |
5. | Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами. | Устройство и назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей призматической формы. | Знать устройство и назначение инструментов для изготовления деталей призматической формы. Знать правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Уметь пользоваться рейсмусом, стуслом, строгальными инструментами (рубанок, шерхебель), стамеской. Знать и уметь пользоваться инструментами и крепежными изделиями для сборочных работ. | |
6. | Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами. | Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа. | |
7. | Сверлильный станок. | Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. | Знать предназначение и устройство сверлильного станка. Освоить простейшие приемы работы на сверлильном станке. | |
8. | Выполнение работ с использованием сверлильного станка. | Практическая работа. Основные технологические операции и особенности их выполнения. | |
9. | Устройство токарного станка для точения древесины. | Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. | Знать устройство токарного станка, его кинематическую схему, виды операций. Уметь организовать рабочее место при работе на токарном станке. Подготавливать заготовки к обработке на токарном станке. | |
|
10. | Подготовка заготовок к обработке на токарном станке. | Практическая работа. |
11.-12. | Точение деталей цилиндрической формы на токарном станке. | Техника безопасной работы на токарном станке. Практическая работа. Разметка и изготовление уступов, соединение деталей «вполдерева», подгонка деталей. | Знать и соблюдать принципы безопасной работы на токарном станке. Знать способы точения. Уметь безопасно выполнять операции точения. Выполнять разметку и изготовление уступов, соединение деталей «вполдерева», подгонку деталей. | |
13. | Соединение деталей шипами, шкантами, нагелями. | Практическая работа. Соединение деталей шипами, шкантами и нагелями. | Уметь безопасно выполнять операции точения. Уметь соединять детали шипами, шкантами, нагелями. |
|
14. | Склеивание деталей. | Технологические особенности склеивания. Практическая работа. | Знать правила безопасности при склеивании. Овладеть способами склеивания деталей из древесных материалов. | |
15. | Технологические особенности сборки и отделки изделий из древесины. | Маркировка деталей перед сборкой. Шлифование изделий. Виды лаков. Практическая работа. Окрасочные работы. | Знать технологические особенности сборки и отделки изделий из древесины. Знать правила безопасности при окрасочных работах. Выполнять сборку и отделку изделий из древесины. | |
16. | Декоративно-прикладная обработка древесины. Выполнение контурной резьбы. Декоративно-прикладная обработка древесины. | Народные промыслы России. Резьба по дереву. Контурная резьба. Двугранные выемки. Работа с использованием ножа-косяка. Техника безопасной работы при контурной резьбе. | Иметь представление о народных промыслах России. Иметь представление о приемах плосковыемчатой, рельефной, прорезной, скульптурной, домовой контурной резьбы. Знать технику безопасной работы при выполнении контурной резьбы. Усвоить понятия: резьба по дереву, нож-косяк, контурная резьба, фон, двугранные выемки, контур рисунка. Освоить простейшие приемы контурной резьбы по дереву. | |
17.-18. | Декоративно-прикладная обработка древесины. Выполнение контурной резьбы. Декоративно-прикладная обработка древесины. | Практическая работа. | Знать технику безопасной работы при выполнении контурной резьбы. Освоить простейшие приемы контурной резьбы по дереву. | |
19.-20. | Роспись по дереву. | Роспись, подготовка поверхности древесины к росписи (шпатлевание, грунтование), выбор красок и кистей, подбор рисунка, организация работы по росписи. Практическая работа. | Освоить этапы технологии росписи. Научиться подготавливать поверхность древесины к росписи, выбирать краски и кисти, подбирать рисунок. Выполнять роспись изделия. Научиться просушивать и лакировать расписанного изделия. | |
21.-22. | Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру. | Правила безопасности при выпиливании. Изделия, имеющие внутренний контур. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей. Практическая работа. | Знать правила безопасной работы при выпиливании. Освоить порядок подготовки заготовки для выпиливания внутренних контуров. Иметь представление об отличиях приемов выпиливания по наружному и внутреннему контуру. Научиться выпиливать изделие по внутреннему контуру. | |
23.-24. | Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру. Пути экономии древесины. | Правила безопасности при выпиливании. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей. Практическая работа. | Знать правила безопасной работы при выпиливании. Освоить порядок подготовки заготовки для выпиливания внутренних контуров. Иметь представление об отличиях приемов выпиливания по наружному и внутреннему контуру. Научиться выпиливать изделие по внутреннему контуру. Получить представления о способах экономии древесины. | |
Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов. 22 часа. |
25. | Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Черные и цветные металлы. | Техника безопасной работы при изготовлении изделий из металла. Металлы и сплавы. Основные технологические свойства металлов и сплавов. | Усвоить понятия: сплав, конструкционная сталь, инструментальная сталь, легированная сталь, добавки, цветные сплавы, латунь, бронза, дюралюминий, примеси. Понимать влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Иметь представление о профессиях. Связанных с обработкой металлов. | |
26. | Механические свойства металлов и их сплавов. | Практическая работа. Ознакомление с основными механическими свойствами и способами испытания металлов и сплавов. | Знать основные свойства металлов. Уметь распознавать металлы и сплавы по их внешнему признаку. Усвоить понятия: механические свойства, твердость, прочность, пластичность, вязкость, упругость. | |
27. | Сортовой прокат. Виды сортового проката. Способы его получения. | Прокат и прокатка. Профиль проката. Сортамент: сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат. Получение полуфабрикатов. | Усвоить понятия: прокат и прокатка, профиль проката, сортамент (сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат), получение полуфабрикатов. штангенциркуль, нониус. Знать устройство, назначение, правила пользования штангенциркулем. Выполнять измерение и разметку деталей с помощью штангенциркуля. |
|
28. | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. | Практическая работа. Измерение и разметка деталей штангенциркулем. | |
29. | Чертеж детали из сортового проката. Сборочный чертеж. Учебная технологическая карта. | Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий. | Иметь представление о геометрической форме детали и способах ее получения, о графическом изображении объемных деталей, о конструктивных элементах деталей и их графическом изображении. Усвоить основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Читать и разрабатывать технологические карты. |
|
30. | Чертеж детали из сортового проката. Сборочный чертеж. Учебная технологическая карта. | Практическая работа. Чтение и разработка технологической карты. | |
31. | Резание сортового проката слесарной ножовкой. | Слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик, механическая ножовка. | Усвоить понятия: слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик, механическая ножовка. |
|
32. | Резание металла слесарной ножовкой. | Практическая работа. Резание заготовок слесарной ножовкой. | Знать правила безопасной работы. Уметь готовить слесарную ножовку к безопасной работе, выполнять безопасно приемы труда. Овладеть приемами резания сортового проката слесарной ножовкой. | |
33. | Опиливание заготовок из сортового проката. | Опиливание. Виды опиливания. Напильник, насечка, рашпиль, драчевый напильник, личной напильник, бархатный напильник, надфиль. | Усвоить понятия: опиливание, насечка. Знать виды опиливания и инструменты для безопасного опиливания металла. Уметь пользоваться напильниками. | |
34. | Ознакомление с видами напильников. | Практическая работа. Ознакомление с видами напильников. | |
35. | Приемы опиливания сортового проката. | Общие правила опиливания. Особенности опиливания плоских поверхностей. Правила безопасности при опиливании заготовок из металла. | Знать общие правила опиливания, особенности опиливания плоских поверхностей. Усвоить правила безопасности при опиливании заготовок из металла. Уметь выполнять операцию по опиливанию деталей. |
|
36. | Приемы опиливания сортового проката. | Практическая работа. Опиливание заготовки из металла. | |
37. | Сверление заготовок из сортового проката и других металлов. | Призма, сверлильный патрон, переходные втулки, кондуктор, рассверливание отверстия, машинные тиски, зенкование, зенковка. | Усвоить предназначение сверла. Знать из каких основных частей состоит спиральное сверло. Знать и определять виды сверл. Знать правила размещения заготовки в тисках. Понимать, что такое рассверливание и зенкование. Соблюдать правила безопасности при сверлении. Уметь сверлить глухое отверстие в металлической заготовке. | |
38. | Сверление заготовок из сортового проката и других металлов. | Практическая работа. Сверление глухого отверстия в металлической заготовке. |
|
39. | Виды заклепочных соединений и способы их выполнения. | Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Виды заклепок. Технология соединения деталей на заклепках. | Знать назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Разбираться в видах заклепок. Понимать, где применяют соединения на заклепках, что называют заклепочным швом. Знать способы клепки. Уметь безопасно выполнять клепку. | |
40. | Соединение деталей в изделии на заклепках. | Практическая работа. Выполнение заклепочного соединения. | |
41. | Пластмасса как разновидность композиционного материала. Первичный инструктаж по технике безопасной работы с композиционными материалами | Техника безопасной работы с композиционными материалами. Пластмасса. Композит. Искусственная смола. Наполнители. Добавки. | Знать, из каких материалов состоит пластмасса, и какую роль компоненты играют в пластическом материале. Понимать, почему пластмасса является композиционным материалом. Иметь представление о видах композиционных материалов. Знать основы безопасной работы с композиционными материалами. | |
42. | Виды пластических материалов. Свойства пластмасс. | Термопласты. Реактопласты. Виды, признаки и свойства пластмасс. | Усвоить признаки, виды и свойства пластмасс. Иметь представление о полезности свойств пластмасс и их использовании. | |
43. | Применение пластмасс и технологии их обработки. | Применение пластмасс в качестве конструкционного материала в различных отраслях экономики. | Иметь представление о строительно-отделочном использовании пластмасс. Знать проблемы последствий использования пластмасс и пластмассовых полуфабрикатов. |
|
44. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | Научиться изготавливать изделия декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Варианты объектов труда: садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, предметы бытового назначения. | |
45. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | | |
|
46. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | | |
Раздел 3. Электротехнические устройства. 4 часа. |
47. | Первичный инструктаж по технике безопасности и при работе с электротехническими устройствами. Электромагнит как электротехническое устройство. | Техника безопасной работы с электротехническими устройствами. Электромагнит. Стержень-сердечник, Обмотка. Электрозвонок. Электродвигатель. Реле. | Усвоить правила организации рабочего места при выполнении электротехнических работ. Иметь представление о бытовых электротехнических устройствах, об использовании электромагнитов в производстве. Усвоить понятия: электромагнит, стержень-сердечник, обмотка, электрозвонок, электродвигатель, реле. Знать условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Знать правила и порядок выполнения соединений элементов электрической цепи. Знать принцип действия и устройство электромагнитного реле. Выполнять сборку электрической цепи с электромагнитом. |
|
48. | Сборка электрической цепи с электромагнитом. | Практическая работа. Выполнение соединений элементов электрической цепи. | |
49. | Применение электромагнитов в электротехнических устройствах. | Правила безопасности при производстве электротехнических работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств. Модель электромагнита. | Знать правила безопасности при производстве электротехнических работ, основные профессии рабочих при электромонтажных работах. Уметь изготавливать модель электромагнита, проверять ее в действии. | |
50. | Изготовление модели электромагнита. | Практическая работа. Моделирование электротехнических устройств. | |
Раздел 4. Элементы техники. 4 часа. |
51. | Понятие о рабочей машине. | Характер работы, качество, производительность. Технологические машины и их рабочие органы. Транспортные машины и их рабочие органы. | Иметь представление об основных частях любой машины, об отличительных признаках рабочих машин. Знать виды технологических машин в зависимости от способа их применения. |
|
52. | Принципы резания в технике. Принципы вращения в технике. | Клин. Давление. Изобретательская задача. Ротация. Ротационные устройства. Гончарный круг. Токарный станок. | Усвоить принципы резания в технике. Усвоить принципы вращения в технике. | |
53. | История появления наземных транспортных, водных и воздушных транспортных машин. | Наземный, водный и воздушный транспорт. История их появления. Транспортирующие машины и их использование. | Знать технические устройства – транспортные машины. Усвоить историю появления и предназначение транспортных машин. | |
54. | Транспортирующие машины. Современное развитие транспортных средств. | Транспортирующие машины. Грузоподъемные машины. Простейшие виды подъемных приспособлений. Развитие транспортных средств в современной жизни. Проблемы увеличения скорости перемещения транспортных средств, их безопасности, экологичности и экономичности. | Иметь представление об областях применения транспортирующих машин и особенностях машин непрерывного действия. Знать направления развития современных транспортных средств. | |
Раздел 5. Проектные работы. 14 часов. |
55. | Основные требования к проектированию. Подготовительный этап. | Правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта. | Знать требования к проектированию изделия, основные этапы проектирования. Уметь анализировать свойства объекта. Уметь составлять историческую и техническую справки. | |
56. | Выбор темы проекта. Подборка справочных данных. | Практическая работа. Алгоритм решения проектной задачи. | |
57. | Конструкторский этап проекта. | Требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия. | Знать критерии, которым должен соответствовать проект, требования к изделию: надежность, экономичность, простота, безопасность, удобство. Иметь представление о технической эстетике проектного изделия, его композиционных составляющих. | |
58. | Разработка конструкторской документации. | Практическая работа. Графическое моделирование будущего проекта. | |
59. | Технологический этап проекта. | Выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. | Уметь выполнять технологическое планирование работы. | |
60. | Изготовление изделия. Повторный инструктаж. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. |
|
61. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
62. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
63. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
64. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
65. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
66. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
67. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Экономическое и экологическое обоснование. Рекламное объявление. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. |
|
68. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. | |
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Дата |
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием сложных соединений. 22 часа. |
1. | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рациональное оборудование рабочего места. | Правила безопасной работы в школьных мастерских. Рациональное оборудование рабочего места. | Знать правила поведения и техники безопасности. Уметь организовать рабочее место. | |
2. | Технологические свойства древесины. Пороки и дефекты древесины. Сушка древесины. | Строение древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. | Знать технологические свойства древесины. Распознавать пороки древесины, мешающие ее обработке. Знать дефекты, возникающие в процессе начальной обработки древесины. Усвоить способы определения влажности древесины и способы ее сушки. Уметь выбирать древесину для работы. | |
3.-4. | Изготовление плоских изделий криволинейной формы. | Способы изготовления плоских изделий криволинейной формы. | Знать способы изготовления плоских изделий криволинейной формы. Усвоить назначение инструментов, применяемых для изготовления плоских изделий криволинейной формы. Знать принцип действия ножного лобзика и ленточно-пильного станка. Освоить последовательность выпиливания рукоятки фуганка в процессе практической работы. Овладеть основными навыками выполнения изделий криволинейной формы. | |
5.-6. | Выпиливание рукоятки фуганка. | Правила безопасности труда при выпиливании плоских изделий криволинейной формы. Практическая работа. | |
7. | Чертеж детали с конической поверхностью. | Конус. Усеченный конус. Конусность. | Совершенствовать графическую грамотность. Уметь рассчитывать конусность детали. Выполнять чертеж детали с обозначением конусности. | |
8. | Расчет конусности детали. | Практическая работа. | |
9.-10. | Правила безопасной работы на токарном станке. Практическая работа: приемы обтачивания конических и фасонных деталей на токарном станке. | Организация рабочего места токаря. Приемы обтачивания конических и фасонных деталей на токарном станке. Коническая деталь. Фасонная деталь. Галтель. Точение конуса. Точение фасонной детали специальным резцом. Шаблоны-радиусомеры. | Знать приемы безопасной работы на токарном станке. Иметь представление о вытачивании фасонных поверхностей на промышленных предприятиях. Усвоить основные способы обтачивания конических и фасонных деталей на токарном станке. Уметь определять точность обработки детали на станке. | |
11.-12. | Технологическая карта изготовления напильника. | Понятие о многодетальном изделии и его графическом изображении. Подготовительные упражнения, рекомендуемые перед изготовлением фасонной детали. | Иметь представление о многодетальном изделии и его графическом изображении. Освоить содержание технологической карты изготовления ручки напильника. | |
13.-14. | Изготовление изделия, содержащего шиповое соединения. Правила безопасной работы при изготовлении изделия, содержащего шиповое соединение. | Угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Способы фиксации деталей. Технологическая карта на изготовление изделия, содержащего шиповое соединение. | Знать правила безопасной работы при изготовлении изделия, содержащего шиповое соединение. Знать угловые, серединные и ящичные шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Знать способы фиксации деталей. Уметь составлять технологическую карту на изготовление изделия, содержащего шиповое соединения. Знать последовательность изготовления шипового соединения. Овладеть основными навыками изготовления шипового изделия. | |
15.-16. | Изготовление изделия, содержащего шиповое соединения. | Конструкция изделия, содержащего шиповое соединение: ящик, рамка, каркас для планшета и т.п. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений. Сборка изделия. | Изготовление деталей изделия (изделия), содержащих шиповые соединения, по чертежу и технологической карте. | |
17.-18. | Геометрическая резьба как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины. | Геометрическая резьба, сколыши, треугольники, треугольники с зубчиками, четырехгранники, лучи, ромбы. | Усвоить виды декоративно-прикладной обработки древесины. Знать основные элементы композиции геометрической резьбы. | |
Практическая работа: геометрическая резьба. Правила безопасности при выполнении геометрической резьбы. | Заготовка, разметочный инструмент, нож-косяк. | Усвоить правила безопасности при выполнении резьбы. Уметь выполнять основные упражнения в выполнении геометрической резьбы. | |
19.-20. | Практическая работа. Геометрическая резьба. | Заготовка, разметочный инструмент, нож-косяк. | Овладеть практическим навыком основных элементов геометрической резьбы. | |
21. | Практическая работа. Геометрическая резьба. | Заготовка, разметочный инструмент, нож-косяк. | Овладеть практическим навыком основных элементов геометрической резьбы. | |
22. | Перспективные технологии обработки древесины. | Комплексная переработка древесины. Технологическая щепа. Бесстружечное формообразование. Химико-механическая переработка щепы, стружек и опилок. | Иметь представление о сущности комплексной переработки древесины. Знать основные направления комплексной переработки древесины. Узнавать продукцию, получаемую из ветвей, хвои, листьев, коры и пней. Иметь представление об искусственных материалах, получаемых из отходов, и сферах их применения. |
|
Раздел 2. Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов с использованием точеных деталей. 22 часа. |
23. | Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Технологические свойства металлов. | Техника безопасной работы при изготовлении изделий из металла. Технологические свойства металлов и пластмасс. Обрабатываемость резанием. Ковкость. Свариваемость, жидкотекучесть, прокаливаемость, износостойкость, коррозионная стойкость. Полуфабрикат. | Знать технику безопасной работы при изготовлении изделий из металла. Знать качества металлов и сплавов, характеризующих их технологические свойства. Усвоить, в чем состоит преимущество полуфабрикатов. Иметь представление о профессиях, связанных с созданием изделий из металлов. | |
24. | Классификация и маркировка стали. | Углеродистые стали. Легированные стали. Конструкционные стали. Инструментальные стали. | Иметь представление о классификации сталей по химическому составу и назначению. Иметь представление о классификации сталей по качеству. | |
25. | Термическая обработка металлов и сплавов. | Термическая обработка металлов и сплавов. Отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Пирометр. Цвета каления. Цвета побежалости. Муфельная печь. Перекристаллизация стали. | Усвоить понятия: Термическая обработка металлов и сплавов. Отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Пирометр. Цвета каления. Цвета побежалости. Муфельная печь. Перекристаллизация стали. Ознакомиться со способом закалки стальных деталей и изделий. Знать правила безопасности при выполнении операций термической обработки. |
|
26. | Закалка и отпуск винта для резцедержателя. Инструктаж по технике безопасности при выполнении операций термической обработки. | Практическая работа. Измерение и разметка деталей штангенциркулем. | |
27. | Сечения и разрезы на чертежах деталей. | Сечение, разрез, секущая плоскость, вынесенные и наложенные сечения, местный разрез, штриховка. | Знать основные графические изображения сечений и разрезов. Иметь представление о вынесенных и наложенных сечениях. Усвоить виды штриховки деталей из разных материалов: металлов и твердых сплавов, неметаллических материалов, древесины. |
|
28. | Чертеж с изображениями сечений и разрезов. | Практическая работа. Чтение и разработка чертежа с изображениями сечений (вынесенных и наложенных) и разрезов. Виды штриховки деталей в сечениях и разрезах. |
29. | Сущность токарной обработки. | Рабочее место токаря. Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы. | Иметь представление о сущности токарной обработки. Иметь представление об устройстве токарного станка, его основных узлах и их назначении. Уметь сопоставлять основные признаки токарно-винторезного станка и токарного станка для обработки древесины. | |
30. | Назначение и устройство токарно-винторезного станка. | Практическая работа. Изучение устройства токарного станка. |
31. | Назначение и виды токарных резцов. Элементы токарного резца. | Токарные резцы. Назначение и виды в зависимости от формы головки и направления движения подачи. Элементы токарного резца. Процесс резания. Углы режущей части резца. | Усвоить понятие токарных резцов. Иметь представление о назначении токарных резцов, знать основные их виды. Иметь представление об основных частях резца. Иметь представление о классификации резцов по направлению подачи, по форме головки, по назначению. Уметь подбирать и характеризовать токарный резец. |
|
32. | Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей. | Лимб, глубина резания, цена деления. Правила безопасности при работе на токарно-винторезном станке. Практическая работа: упражнение в правильной установке резца. | Знать правила безопасной работы на токарно-винторезном станке. Усвоить понятия: лимб, глубина резания, цена деления. Усвоить правила правильной установки резца. | |
33. | Обработка торцовых поверхностей и уступов. | Торец. Уступ. Правила безопасности при работе на токарно-винторезном станке Инструменты, применяемые при подрезании торцов. Последовательность подрезания уступа. | Знать правила безопасной работы на токарно-винторезном станке. Усвоить понятия: торец, уступ. Знать порядок подрезания торцов и уступов. Учиться изготавливать элементы изделий по технологической карте. | |
34. | Обработка торцовых поверхностей и уступов. | Практическая работа. Изготовление винта для резцедержателя по технологической карте. | |
35. | Общее понятие о резьбе и резьбовых поверхностях. Основные элементы резьбы. | Профиль резьбы, виток, угол профиля, высота профиля. Шаг резьбы. Наружный диаметр, внутренний диаметр, средний диаметр. Наружная резьба, внутренняя резьба. | Знать, как подразделяются резьбы в зависимости от направления винтовых линий, числа заходов, формы профиля и системы размеров резьбы. Получить общие сведения о сборочных чертежах и правилах чтения сборочных чертежей. Усвоить, каким образом резьба изображается на чертеже и как определяются наружные и внутренние диаметры резьбы. Знать правила безопасности при нарезании (накатывании) наружной резьбы. Научиться нарезать резьбу шпильки для крепления школьной мебели. |
|
36. | Нарезание наружной резьбы ручными инструментами. | Практическая работа. Упражнение в нарезании резьбы ручными инструментами. Плашка, плашкодержатель, резьбонакатная плашка, клупп. | |
37. | Нарезание внутренней резьбы ручными инструментами. | Метчик, комплект метчиков. Приемы нарезания внутренней резьбы. | Знать, что такое метчик, и из каких частей он состоит. Знать, каким образом устроена рабочая часть метчика. Иметь представление, какие метчики входят в комплекты, выпускаемые промышленностью. Уметь объяснять, почему диаметр отверстия под резьбу должен быть немного больше внутреннего диаметра резьбы. Усвоить основные приемы нарезания внутренней резьбы метчиком, и по каким причинам после выполнения работы может быть получена некачественная внутренняя резьба. Знать меры безопасности при нарезании внутренней резьбы. | |
38. | Нарезание внутренней резьбы ручными инструментами. | Практическая работа. Упражнение в нарезании внутренней резьбы. |
|
39. | Понятие о полимере. | Полимер. Синтез. Пластмасса. | Усвоить, какую роль выполняет смола в пластическом материале. Знать, какие вещества называют полимерами. Усвоить, в чем состоит особенность синтетических полимеров. Знать, какие пластмассы называют искусственными, а какие – синтетическими. | |
40. | Свойства пластмасс. | Свойства гетинакса, поливинилхлоридов, полипропилена и резиносмеси. | |
41. | Технологии ручной обработки пластмасс. | Технологические операции при обработке некоторых пластмасс. | Знать, из каких материалов состоит пластмасса, и какую роль компоненты играют в пластическом материале. Понимать, почему пластмасса является композиционным материалом. Иметь представление о видах композиционных материалов. Знать основы безопасной работы с композиционными материалами. | |
42. | Пластмасса как разновидность композиционного материала. Первичный инструктаж по технике безопасной работы с композиционными материалами | Техника безопасной работы с композиционными материалами. | |
43. | Технология обработки пластмасс на сверлильном станке. | Особенности сверления пластмасс. | Знать, какие особенности следует учитывать при сверлении пластмасс. Усвоить, какие виды сверл применяются при сверлении пластмасс. | |
44. | Дизайн, его требовании и правила. | Дизайн. Техническая эстетика. Дизайнер. | Знать, что такое дизайн и какова его основная задача. Усвоить, какая работа в проектировании изделия считается дизайнерской. Понимать, в чем заключается главная задача дизайнерской работы. Усвоить основные принципы художественного конструирования. |
|
Раздел 3. Электротехнические работы. Технологии электротехнических работ. Элементы автоматики. 4 часа. |
45. | Первичный инструктаж по технике безопасности при выполнении электротехнических работ. Понятие о датчиках преобразования неэлектрических сигналов в электрические. | Техника безопасной работы с электротехническими устройствами. Датчик. Терморегулятор, Биметаллическая пластина. | Усвоить правила организации рабочего места при выполнении электротехнических работ. Иметь представление о приборах и устройствах, в которых электрическая энергия превращается в световую, тепловую и механическую. Усвоить понятия «термодатчик» и «биметаллическая пластина». Понимать, почему при нагревании биметаллическая пластина начинает изгибаться. Изучить принцип работы термореле. Знать правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. |
|
46. | Сборка и испытание электрической схемы с термореле. | Практическая работа. Принцип работы термореле. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. | |
47. | Виды и назначение автоматических устройств. | Пригар. Геркон. Вакуум. | Усвоить понятия «пригар», «геркон», «вакуум». Понимать, почему герметичные контакты работают надежнее обычных. Научиться собирать из деталей электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального уровня жидкости или температуры. | |
48. | Сборка и испытание электрической схемы с герконом. | Практическая работа. Испытание геркона. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. | |
Раздел 4. Ремонтно-отделочные работы. 4 часа. |
49. | Первичный инструктаж по технике безопасности при выполнении ремонтно-отделочных работ. Технологии малярных работ. | Виды ремонтно-отделочных работ. Эскиз. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Техника безопасности при выполнении малярных работ. Практическая работа. Подбор материалов и оборудования для ремонта. | Знать общие правила безопасной работы при выполнении ремонтно-отделочных работ. Знать понятие «эскиз» и основные принципы его оформления. Усвоить понятия «пигменты», «вяжущие (связующие) материалы», «разбавитель», «растворитель», «кисти (маховые, макловицы, ручники, флейцы, торцовки, филеночные), «шпатели», «шпатлевка», «пульвелизатор». Уметь подбирать инструменты для ремонта. |
|
50. | Технологии обойных работ. | Характеристика наиболее распространенных видов обоев. Обойный клей. Обойный синтетический клей. Бустилат. Правила безопасности при выполнении работ по оклейке стен и потолков обоями. | Знать правила безопасности при выполнении работ по оклейке стен и потолков обоями. Иметь представление о наиболее распространенных видах обоев и клеев для обоев. Усвоить основные правила оклейки стен и потолков обоями. | |
51. | Ремонт мебели. | Ремонт мебели. Реставрация. Реставрационные работы. | Знать, с какой целью производят ремонт мебели. Иметь представление об основах укрепления и восстановления соединений деталей и о способах устранения механических повреждений в деталях. Знать цели и принципы реставрационных работ. | |
52. | Мелкий ремонт деревянной мебели. | Практическая работа. Упражнение в мелком ремонте мебели. | Приобрести практический навык мелкого ремонта мебели. | |
Раздел 5. Элементы техники. 4 часа. |
53. | Первичный инструктаж по технике безопасности. Понятие о машине и механизме. | Привод. Трансмиссия, Механизм. | Знать, что представляет собой привод. Понимать, какую роль в машине выполняет трансмиссия, и из каких элементов она состоит. Усвоить, в чем заключается основное различие между понятиями «механизм» и «машина». | |
54.-55. | Классификация механизмов передачи движения. | Передача движения. Виды передач. Передача движения гибкой связью. Передача движения с непосредственным контактом тел вращения. Передача с преобразованием вращательного движения вала в возвратно-поступательное движение. Передача движения по заранее заданной закономерности. Механизмы, состоящие из шарнирно соединенных деталей. | Понимать, для чего предназначены механизмы передачи движения. Иметь представление об основных видах передачи движения. Знать наиболее распространенные механизмы, обеспечивающие передачу движения. | |
56. | Понятие о передаточном числе. | Передаточное число. | Знать, что такое звено механизма, и какие бывают звенья. Понимать, какие детали в механизмах называют ведущими, а какие – ведомыми. Иметь представление о передаточном числе. | |
Раздел 6. Проектные работы. 12 часов. |
57. | Основные требования к проектированию. Подготовительный этап. | Правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта. | Знать требования к проектированию изделия, основные этапы проектирования. Уметь анализировать свойства объекта. Уметь составлять историческую и техническую справки. | |
58. | Выбор темы проекта. Подборка справочных данных. Планирование работы. | Практическая работа. Алгоритм решения проектной задачи. | |
59. | Конструкторский этап проекта. Морфологический анализ. | Требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия, основы композиции, конструкторская документация. Агглютинация, гиперболизация, морфологический анализ, синтез. | Знать критерии, которым должен соответствовать проект, требования к изделию: надежность, экономичность, простота, безопасность, удобство. Иметь представление о технической эстетике проектного изделия, основах композиции, композиционных составляющих, конструкторской документации. Усвоить понятия: агглютинация, гиперболизация, морфологический анализ, синтез, пропорция, «золотое сечение», компоновка. | |
60. | Дизайнерский этап. | Практическая работа. Разработка конструкторской документации и графическое моделирование будущего проекта. | |
61. | Технологический этап проекта. | Выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. | Уметь выполнять технологическое планирование работы. | |
62. | Изготовление изделия. Повторный инструктаж. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. |
|
63. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
64. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
65. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
66. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
67. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Экономическое и экологическое обоснование. Выбор формы рекламы. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. |
|
68. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Экономическое и экологическое обоснование. Выбор формы рекламы. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. | |
1. Основная образовательная программа основного уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденная приказом директора школы от 28.08.2014г. №80.о.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
3. Методические рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. – АСОУ, 2012.
4. Программа основного общего образования «Технология. Технический труд». В.М. Казакевича. Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю.Зеленецкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
5. Примерная программа основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182).
6. Технология: Технический труд. 5 класс: учебник / под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
7. Технология: Технический труд. 6 класс: учебник / под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
8. Технология: Технический труд. 7 класс: учебник / под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014.
9. Оборудование кабинета технологии технического труда. Оборудование учебных мастерских школы. (Паспорт кабинета)
10. Тестовые материалы по технологии.
11. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru.
12. Российское образование. Федеральный портал: http://WWW.edu.ru.
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.