Просмотр содержимого документа
«ФГОС. Рабочая программа по технологии 5 класс.»
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №96»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. Директора по УВР МБОУ «СОШ №96» Директор МБОУ «СОШ №96»
________ Рощупкина Л. И. __________ Воложанина Т. Н. __________ А.В. Симанов
Протокол №_01____ «_31_» _августа_2017г. Приказ по ОУ №_100/1___
От «_29_» августа 2017 г. От «__31_» _августа__ 2017г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Технология»
(образовательная область – «Технология»)
основного общего образования
для общеобразовательного 5 класса
2017 – 2018 учебный год
Разработчик:
Корсакова С. В., учитель технологии
Барнаул
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373. Содержание рабочей программы по учебному предмету «Технология» 5 – 8(9) классы, ФГОС разработанной в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения – М.: Вентана-Граф, 2016., авторы: Н. В. Синица, П. С. Самородский.
Программа ориентирована на содержание учебника: Крупская Ю. В., Симоненко В. Д. Учебник технологии 5 класс – М: «Вентана-Граф»
Место курса «Технология» в учебном плане:
Согласно учебного плана школы для обязательного изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе отводится – 68 часов (в неделю – 2 часа). Программа автором рассчитана на 34 учебные недели, календарный учебный график школы – на 35 недель, рабочая программа составлена на 35 учебных недель. Всего – 70 часов. 2 дополнительных часа будут использованы в конце учебного года для проведения практических занятий на пришкольном участке «Практическая работа «Дизайн пришкольного участка»».
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
Развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Формирование у учащихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В процессе изучения предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
Развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения прикладных учебных задач;
Активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
Совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
Формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
Формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности;
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
В результате обучения учащиеся должны выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рационально организовывать рабочее место;
Находить информацию в различных источниках;
Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (20 ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (12ч)
3
Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак.
4
Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.
1
5
Технологический процесс, технологические операции.
6
Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты.
1
7
Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж.
1
8
Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон.
9
10
Применение компьютера для разработки графической документации.
1
11
Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы.
12
Конструкционные древесные материалы.
13
Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление.
14
Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. Правила безопасного труда
Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (4 ч)
15
Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс).
16
Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы.
17
Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов.
18
Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками.
Правила безопасной работы
Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч)
19
Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка.
20
Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок.
Правила безопасной работы на сверлильном станке
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (2 ч)
21
Организация рабочего места, приёмы выполнения работ. Правила безопасной работы лобзиком.
22
Выжигание. Электровыжигатель, его устройство и принцип работы. Материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Организация рабочего места
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (20 ч)
Тема «Свойства текстильных материалов» (2 ч)
23
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения.
24
Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Тема «Конструирование швейных изделий» (2 ч)
25
Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.
26
Особенности построения выкроек фартука, прямой юбки с кулиской на резинке. Подготовка выкройки к раскрою.
Тема «Швейная машина» (2 ч)
27
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ.
28
Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.
Тема «Технология изготовления швейных изделий» (10 ч)
29
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити.
30
Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы.
31
Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Инструменты и приспособления для ручных работ.
32
Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка.
33
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание;
34
Требования к выполнению машинных работ.
35
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО.
36
Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом).
37
Последовательность изготовления швейных изделий.
38
Технология пошива фартука, юбки, шорт. Обработка кулиски для мягкого пояса (в фартуке), резинки (в юбке)
Тема «Художественные ремёсла» (4 ч)
39
Отделка швейных изделий вышивкой. Материалы и оборудование для вышивки крестом.
40
Подготовка ткани и ниток к вышивке.
41
Технология вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали.
42
Использование компьютера в вышивке крестом
Раздел «Кулинария» (10ч)
43
Санитария и гигиена на кухне
Тема «Здоровое питание» (1 ч)
44
Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов
Тема «Бутерброды и горячие напитки» (2 ч)
45
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов.
1
46
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения.
Тема «Блюда из овощей и фруктов» (2 ч)
47
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды.
1
48
Правила измельчения овощей, наиболее распространённые виды нарезки овощей.
Тема «Блюда из яиц» (2 ч)
49
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами.
50
Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую.
Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку» (2 ч)
51
Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку.
52
Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (16 ч)
Тема «Исследовательская и созидательная
деятельность» (16 ч)
53
54
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.
55
56
Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе.
57
58
Составные части годового творческого проекта пятиклассников.
59
60
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический (основной)
61
62
Этапы выполнения проекта: аналитический (заключительный).
63
64
Определение затрат на изготовление проектного
изделия.
65
66
Испытания проектных изделий
67
68
Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта