3. Практическая деятельность: основные мероприятия.
Введение
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективным. Метод творческих проектов вполне применим на уроках «Трудового обучения». Опыт показывает, что проектный метод имеет неоценимое значение в трудовом обучении для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету. Перед учителем трудового обучения в коррекционной школе стоит задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают, видели результат своего труда. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает учащихся к самостоятельной деятельности по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнется интересом к отношениям между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для обучающихся корекцционных школ и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский Центр «Академия», 2001. - с. 66.].
Цель проекта: способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Задачи:
· сформировать навык трудолюбие, понимание необходимости трудиться в условиях современной жизни;
· развить творческую активность учащихся;
· закрепить знание и навыки обучающихся при выполнении практического задания;
· развить способность работы в команде.
Предмет проекта: организация трудовой и творческой деятельности учеников.
Режим работы - урочное время.
Участники проекта: обучающиеся 5 класса, преподаватель трудового обучения.
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими условиями:
1. Разработка плана работы;
2. Обеспечение занятий необходимым материалом;
3. Наличие материально-технической базы;
4. Мотивация обучающих к исполнению поставленной задачи.
В результате проектной деятельности формируются практические навыки: умение рационально спланировать рабочий процесс; формирование ответственности по средствам выполнения практической задачи; формирование психической и физической готовности к интенсивному труду; формирование выносливости, коммуникабельности, творческой активности, аккуратности.
Этапы проектной деятельности:
I этап включает в себя подготовку обучающихся к предстоящей работе, знакомство с планом работы, целью, задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.
II Этап изучение и рассмотрение вопросов:
- анализ хода работы, дополнение обучающихся;
- выбор необходимых инструментов и материалов для работы (лобзик, напильник, наждачная бумага, фанера, ДВП, карандаш, краски, шаблоны);
- выбор технологий для изготовления пособия;
- повторение основ техники безопасности.
III этап включает в себя изготовление персонажей сказки «Колобок» по инструкционно-технологическим картам:
1. Выполнение эскиза деталей (фигурки героев);
2. Выбор материала и инструментов;
3. Выполнение эскиза на бумаге;
4. Изготовление шаблона;
5. Перенос шаблона на фанеру;
6. Работа с лобзиком;
7. Раскрашивание деталей.
IV этап предполагает подведение итогов выполненной работы, оценки деятельности обучающихся при выполнении деятельности, сравнение своих результатов с результатами других участников проекта и ожидаемыми результатами.
Главное воспитательное значение в реализации данного проекта является вручение игрового пособия для сказки «Колобок» в качестве подарка ученикам первого класса для их дальнейшего развития и совершенствование навыков самообслуживания. Данный проект послужил толчком к мотивации учебной деятельности и активизации познавательных процессов как самих «юных мастеров», так и учащихся, получивших подарок.