План – конспект открытого занятия на тему: «Матрёшка – символ России и русской души»
План – конспект открытого занятия на тему: «Матрёшка – символ России и русской души»
познакомить обучающихся с русской народной игрушкой - Матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие матрёшки, как символ русского народного искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого занятия на тему: «Матрёшка – символ России и русской души»»
Лаврентьева Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «Дворец детского творчества»
г. Таганрога
План – конспект открытого занятия
на тему: «Матрёшка – символ России и русской души»
(декоративно-прикладное творчество)
Цель занятия: познакомить обучающихся с русской народной игрушкой - Матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие матрёшки, как символ русского народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
1) познакомить обучающихся с историей матрёшки;
2) изготовить плоскостную матрёшку из фоамирана;
3) закрепить полученные теоретические знания в процессе творческой деятельности, формировать умения следовать устным пошаговым инструкциям.
Развивающие:
1) развить интерес обучающихся к народному творчеству;
2) развивать творческие способности обучающихся через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
3)развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов.
Воспитательные:
1) воспитание уважения к традициям предков и любовь к Родине;
2) воспитывать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду.
3) воспитание самостоятельность
Вид занятия: декоративно - прикладная деятельность.
Контингент: 7 лет;
Оборудование занятия и материалы:
Для детей: цветной фоамиран, ножницы, клей, шаблон, декоративные элементы.
Для педагога: план-конспект, ТСО
Литературный ряд: загадки, стихи о матрёшке.
Музыкальный ряд: песня «Матрёшки».
План занятия
Вводная часть:
Организационный момент. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.
Погружение в тему. Вводная беседа «Матрёшка и её история».
Просмотр материалов и образца: Закладка для книг «Матрёшка»
Знакомство с технологией изготовления закладки
Физкультминутка.
Основная часть:
9. Объяснение и пошаговое выполнение этапов процесса изготовления поделки.
10. Самостоятельная работа детей
Итоговая часть:
11. Анализ выполненной работы.
12. Обсуждение и подведение итогов занятия.
13. Фотографирование детей со своими работами.
Ход занятия:
Вводная часть:
Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию. Наличие необходимых материалов и оборудования. Беседа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.
Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.
Погружение в тему:
Ребята, отгадайте загадку:
Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются — (ответ детей).
Вводная беседа: об истории русской матрёшки и особенностях матрёшки из разных областей России.
МАТРЁШКА – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).
ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ? В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи.
ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ? Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена. Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена. Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать».
ПОЯВЛЕНИЕ НА СВЕТ
Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее художник Сергей Малютин.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ. Из бруска липы или берёзы вытачивают фигурку, обрабатывают, расписывают, лакируют.
ВИДЫ:
Матрешка Загорская из Сергиева Посада.
Одета такая кукла довольно скромно.Её передник украшен простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.
Матрешка Семёновская
Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.
Матрёшка Тверская При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок – красный, передник – черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.
Матрёшка Современная (политическая, со звёздами эстрады и кино, сказочная, архитектурная и т.д.).
Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.
ИГРЫ С МАТРЕШКОЙ: «Угадай по описанию». «Матрешки-хозяюшки». «Чего не хватает?». «Где спрятано?»
Вот и мы с вами поиграем в игру «Наряди барышню»!
Просмотр материалов и образца Закладка «Матрёшка» из фоамирана»
Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку.
Знакомство с технологией изготовления матрёшки из фоамирана (перечислить этапы):
обводим по шаблонам необходимые детали на фоамиран;
вырезаем и склеиваем детали;
декорируем поделку.
Физкультминутка:
(пальчиковая гимнастика)
Основная часть:
9. Объяснение и пошаговое выполнение этапов процесса изготовления
10. Самостоятельная работа детей с поделкой.
Итоговая часть:
11. Анализ выполненной работы.
Молодцы, какие замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? (какие искусные мастера были в давние времена; эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; что надо помнить нашу историю, любить нашу родину).
12. Обсуждение и подведение итогов занятия.
- Теперь пришла пора подвести итог нашего занятия. Скажите, что вы узнали нового на нашем занятии? (Ответы детей). Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве.
13. Фотографирование детей со своими работами.
Используемая литература:
https://vplate.ru/matreshka/istoriya/История происхождения и развития матрешки
2. КУКОЛКА С СЮРПРИЗОМ: ЧТО РАССКАЗАТЬ ПРО МАТРЕШКУ ДЕТЯМ? Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/pro-matreshku-detyam